КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ
научные редакторы Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова
РНИИ культурного и природного  наследия им. Д.С.Лихачева, 2004 г.

Фрагменты из книги, касающиеся Кенозерского национального парка

2.  Ю.А.Веденин, Д.В.Тормосов
КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЕ ЗОНЫ ТЕРРИТОРИИ КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Культурные ландшафты Кенозерского национального парка представляют исключительную ценность как объекты культурного и природного наследия, сформировавшиеся в результате гармоничного взаимодействия человека и природы. Здесь сохранились не только уникальные памятники, но и люди — носители традиционной культуры.
Культурные ландшафты Кенозерья издавна привлекали к себе путешественников, записки которых позволяют представить себе облик этого края в конце XIX — первой половине XX века. Обратимся к книге И.С.Полякова, в которой он описал свои впечатления от Кенозерья 1873 года.

«Как нижнее течение р. Почи, так и вид на самое Кенозеро производит весьма приятное впечатление. Высокое холмы с определёнными очертаниями, часто с крутыми впадинами и ложбинами, выступают здесь по всем направлениям, и самое озеро Кенозеро, разлившись между холмами, представляется состоящим из ряда как бы отдельных озёр, соединяющихся между собою множеством проливов, число которых во время половодья увеличивается, так как в таких случаях вода в озере поднимается на 1-2 сажени и многие из мысов, дробящих на отдельные части озеро, с половодьем становятся островами. Самые мысы всегда более холмисты, чашевидно округлены или несколько столовидны, с обрывистыми скатами; среди окрестных холмов озеро представляется лежащим в узких, но глубоких впадинах. Красота местоположения увеличивается здесь ещё и тем оживлённым видом, который приобретают холмы от пашен, одевающих их со всех сторон; вообще, сравнительно с Водлозером, хлебопашество здесь процветает, так что многие из жителей уделяют часть урожаев и для продажи...» (И.С.Поляков. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991. С. 80).

Общее впечатление от Кенозерья, которое так хорошо передано в книге Полякова, сохраняется и сегодня. Самое ценное в современном облике ландшафтов Кенозерского парка — это луга, раскинувшиеся на месте бывших пашен, сочетание которых с гладью озёр и многочисленными заливами создаёт живописную картину северной природы, причём освоенной и облагороженной человеком, сделавшим её уютной и приятной для жизни. Разбросанные по берегам озёр деревни с окружающими их деревянными оградами, изящными часовенками и монументальными силуэтами «святых» рощ и сегодня радуют глаз многочисленных посетителей парка. Вместе с тем характер ландшафтов на территории парка весьма различен.

Разнообразие культурных ландшафтов наиболее полно описывается с помощью процедуры культурно-ландшафтного районирования.
Всю территорию Кенозерского национального парка предлагается разделить на четыре культурно-ландшафтные зоны: Лёкшмозерскую, Вильно-Порженскую, Кенозерскую и Почозерскую.

       Для Лёкшмозерской зоны характерно явное доминирование одного большого, почти круглого озера — Лёкшмозера, вокруг которого располагаются компактные группы (кусты) поселений, окружённые открытым пространством лугов. Характерной чертой этой зоны является и то, что именно на её территории особенно заметно проявлялась деятельность монастырей, их вклад в освоение ландшафтов Русского Севера.

Для Вильно-Порженской зоны характерно множество небольших озёр или поозёрий, равномерно разбросанных по всей её территории. На их берегах находятся небольшие группы поселений с окружающими их луговыми угодьями. В отличие от поселений Лёкшмозерской зоны большая часть из них ориентируется сразу на несколько озёр, образующих в сочетании с лугами единые открытые пространства.

Для Кенозерской зоны главным ландшафтообразующим объектом служит Кенозеро. Однако, в отличие от Лёкшмозера, Кенозеро состоит из множества плёсов и заливов (лахт), которые воспринимаются как самостоятельные водоёмы. Большинство кустов поселений и примыкающих к ним угодий связаны сразу с несколькими заливами, а также с расположенными рядом с Кенозером мелкими озёрами.

В Почозерской зоне размещение кустов поселений связано с системой двух озёр — Почозера и Святого, при этом бoльшая часть поселений расположена между этими двумя озёрами.

В каждой культурно-ландшафтной зоне выделяются отдельные культурно-ландшафтные комплексы, являющиеся главными структурными элементами культурных ландшафтов Кенозерского национального парка. Центральным ядром комплекса является группа поселений, ориентированная на один или несколько водоёмов (озеро, систему озёр или заливов, реку). Вокруг этих поселений сформировалось обширное луговое окаймление, образующее вместе с водными поверхностями систему открытых пространств.

История формирования луговых угодий весьма интересна. Большинство из них ещё в 30-е годы прошлого века использовалось как пашни. Прилегающие к деревне поля до возникновения колхозов относились к общинным землям, принадлежавшим всему населению деревни и делившимся между семьями в соответствии с количеством мужских душ. Если та или иная семья хотела иметь больше земли, она брала лесной участок, который обрабатывала и использовала как пашню. Такие участки у местного населения назывались полянами. Сегодня сохранилась только малая их часть.

В середине прошлого века некоторые поляны устраивались на расстоянии до 5—6 километров от деревни. Примыкающие к ним леса использовались как охотничьи угодья, пересечённые множеством «путиков» (охотничьих троп). Эти же леса вместе с болотами активно использовались для сбора ягод. Важную роль в жизни местного населения играли малые озёра, расположенные в лесах, которые использовались населением для рыбной ловли. Характерными чертами культурно-ландшафтных комплексов Кенозерского парка является наличие на их территории часовен или церквей, поклонных и обетных крестов, «святых» рощ, хозяйственных построек (мельниц, мостов, амбаров, сараев и т. д.). Границы культурно-ландшафтных комплексов определяются размерами зоны влияния деревни или группы деревень, образующих единый расселенческий узел или куст поселений. Зона влияния фиксируется расположением закреплённых за деревнями хозяйственных угодий.

Нами было выделено пять классов культурно-ландшафтных комплексов:

  • культурно-ландшафтные комплексы искусственно укрупнённых или
    вновь созданных поселений с постоянным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;
  • культурно-ландшафтные комплексы традиционных поселений с постоянным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;
  • культурно-ландшафтные комплексы традиционных поселений с временным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;
  • культурно-ландшафтные комплексы исчезнувших поселений с используемыми сельскохозяйственными угодьями;
  • культурно-ландшафтные комплексы исчезнувших поселений с неиспользуемыми сельскохозяйственными угодьями.
  • Лёкшмозерская культурно-ландшафтная зона включает три культурно-ландшафтных комплекса: Морщихинский, Труфановскийи Орловский (классификация зон опущена - М.З.).

    - Морщихинский комплекс сформировался на базе большой группы сельских поселений:Морщихинская, Калинино, Погост, Подлеша, Лукьяново, Заручевье, Анфаловское, Мартыново и Дьяково. В настоящее время все они слились в единое поселение - Морщихинскую - с «концами», сохраняющими свою историческую топонимику.
    Морщихинская. Вид на юг.
    Морщихинская долгое время была усадьбой отделения совхоза, а затем в ней (на месте бывшего маслозавода) был создан визит-центр южного сектора национального парка. Комплекс охватывает всю северную часть Лёкшмозерья. На его территории сохраняются значительные площади лугов… Это самое большое открытое пространство не только в южной части парка, но и на всей его территории. Доминирующей вертикалью ландшафта является отреставрированная действующая каменная церковь Петра и Павла (1829 год). Внутри села сохранилась часть традиционной застройки. Характерный образ сельского поселения создают колодцы-журавли, не типичные для других сёл и деревень этого района. Сохранились две часовни — Фрола и Лавра в Дьякове и Марии Целительницы — за пределами Морщихинской, по дороге на Труфаново. На некоторых домах можно увидеть традиционный для этих мест декор — наличники, «полотенца», резьбу. Именно Морщихинская является фактической столицей южного сектора Кенозерского парка (см. также Морщихинская).

    - Труфановский комплекс включает куст деревень, расположенный на восточном берегу Лёкшмозера и состоящий из Новосёлова, Казариновской, Ившенской. В каждой деревне осталось 1—2 семьи постоянных жителей. Когда-то богатые и обширные угодья в основном заросли лесом. Открытые пространства сохранились в непосредственной близости к деревням и частично используются…В Ившенской восстановлена часовня Святого Пантелеймона. В Казариновской всё ещё можно увидеть остатки деревянной церкви…(см. также Труфаново).
     
    - Орловский комплекс сформировался на основе куста деревень, расположенных на западном берегу Лёкшмозера. В этот куст входят деревни Прокошинская, Илексинская, Хвалинская, Воротниковская и Кайсаровская. Характерной чертой этого комплекса является относительно большое число постоянных жителей и активное использование примыкающих к деревне лугов, что объясняется, прежде всего, расположением деревень вдоль дороги, связывающей Морщихинскую — центральное поселение южной части парка — с Каргополем. В одной из деревень Орловского комплекса (в Воротниковской) сохранились две часовни. Особая роль этого комплекса заключается в том, что именно с него для гостей, прибывающих в парк со стороны Каргополя и Няндомы, начинается знакомство с культурными ландшафтами парка. Это обстоятельство, а также то, что здесь до сих пор всё ещё сохраняется постоянное население, вво­дит этот комплекс в число наиболее значимых культурно-ландшафтных комплексов парка…(см. также Орлово).
     
    В Лёкшмозерской зоне располагается также Кириллово-Челмогорская пустынь, фактически уже потерявшая свою значимость как реально воспринимаемый монастырский культурно-ландшафтный комплекс. Существовавшие здесь когда-то монастырские постройки в настоящее время исчезли. Место их размещения отмечают кресты с мемориальными табличками. В прошлом здесь были каменный храм с колокольней, каменная ограда. Монастырь имеет древнюю историю. Его основание относят ко второй половине XIV века. Основателем монастыря был Кирилл Челмогорский, пришедший сюда из Великого Новгорода. Можно предположить, что Челмогорский монастырь возник почти одновременно с Ошевенским монастырём под Каргополем и Соловецким монастырём на Белом море. Несмотря на полное исчезновение построек, здесь сохранился исторический ландшафт, фрагменты которого — место землянки Кирилла Челмогорского, дерево, к которому, по преданию, его привязали разбойники (в действительности это дерево имеет возраст значительно меньший, чем 600 лет); три кладбища (одно из них действующее); место монастырского выселка Пела (где, по преданию, находились в ссылке приближённые Ивана Грозного), монастырские луга, старые ели и другие свидетели монастырской жизни (см. также Кирилло-Челмогорская пустынь).

    Когда-то на Монастырском острове Наглимозера находился ещё один монастырь — Аглимозерская пустынь. История возникновения пустыни относится к XVII веку. Она была основана иноком Александрово-Ошевенского мо­настыря Тимофеем в 1649 году, в 1764 году — упразднена, а церкви были приписаны к Лёкшмозерскому приходу. На территории монастыря действовали две церкви: Тихвинской Божией Матери и Трёх Святителей. Сегодня здесь сохранились остатки рубленой кельи и фундаменты старых построек. Их место маркируют памятные кресты. Когда-то напротив монастыря, на другой стороне озера, располагалась деревня Баинка. Прилегавшие к ней угодья распахивались, а на Монастырском острове пасли скот. Теперь всё это заросло лесом. Память о бывшем здесь когда-то монастыре отмечается двумя почитаемыми в народе святынями — Николиным крестом и Николиным камнем,—расположенными вдоль дороги, ведущей к Наглимозеру от Морщихинской. По этой дороге когда-то проходили направлявшиеся в монастырь паломники (см. также Наглимозеро).

    Вильно-Порженская культурно-ландшафтная зона включает пять культурно-ландшафтных комплексов, расположенных между Лёкшмозером и Кенозером на берегах небольших озёр, столь характерных для этой территории.
    - Вильненский комплекс находится в южной части зоны и сформировался на базе деревни Вильно, располагавшейся на мысе одноимённого озера. Вокруг этого места сохранились небольшие открытые пространства, которые до сих пор используются крестьянами, живущими в Морщихинской. Раньше луговые угодья этого ландшафтного комплекса доходили до Коргозера, то есть он был ориентирован сразу на два озера. Вильненский комплекс расположен несколько в стороне от связывающей южную и северную части парка дороги, вдоль которой когда-то размещались наиболее значительные кусты поселений — в том числе Масельга, Думино, Порженский погост. Такое положение заметно снижает значение Вильненского комплекса в жизни парка...
    Масельгское озеро.
    Вершинка справа - Хижгора
    - Масельга-Гужовский комплекс расположен между тремя озёрами — Масельгой, Пежихерьем и Вендозером. При этом Масельгская часть комплекса расположена на высоком холме, ориентированном на озеро Масельгу, а Гужовская часть занимает холмистый, не заросший лесом полуостров и образует с прилегающими озёрами единое открытое пространство. Важную роль в формировании целостного комплекса играет церковь Александра Свирского (1871 год), возвышающаяся на Хижгоре — узкой гряде, расположенной между деревнями Масельгой и Гужово. Эта церковь выполняет функции вертикальной доминанты ландшафта (к сожалению, в настоящее время почти закрытой разросшимися на склонах Хижгоры деревьями) и вместе с тем — видовой точки, откуда открываются далёкие перспективы на весь ландшафтный комплекс и окружающие его лесные дали.
    Недалеко от Гужово начинается озёрно-канальная система «Левусозеро-Масельгское», а в трёх километрах от той же деревни, на Левусозере, сохранились руины водяной мельницы XIX века… В Гужово летом приезжают дачники, бывшие жители деревни или их дети…На месте деревни Масельга сохранилось лишь несколько домов. Здесь работает летний экологический лагерь, поэтому Масельга-Гужовский комплекс является одним из приоритетных культурных ландшафтов, на территории которого уже сейчас реализуются уникальные просветительские функции и сохраняется один из интереснейших (прежде всего по его роли в ландшафте) памятников культуры этого края. В перспективе роль этого комплекса должна стать ещё более заметной…( см. также Масельга, Масельга-окрестности).
     
    - Макарьевский комплекс является ярким примером исчезающего монастырского культурно-ландшафтного комплекса. С XVII века до начала XX века на этом месте находилась Макарьевская пустынь — одно из самых популярных мест среди крестьян, живших на обширной территории, охватывавшей не только районы Лёкшмозера и Кенозера, но и всего Каргополья. Эта пустынь возникла в 1640 году. Её основали монахи Ошевенского монастыря Сергей и Логгин. Сейчас это место доступно очень немногим. Здесь редко можно встретить людей. Перестали использоваться луга, которые быстро зарастают. Разрушаются и сохранившиеся до сих пор каменные строения комплекса Макарьевской (Хергозерской) пустыни, среди которых церковь Святой Живоначальной Троицы (1873 год) и почти разобранная на кирпич колокольня (1780 год). Хранят в себе память о прошлом и озёра (Макарье и Келейное), около которых когда-то находился монастырь. Казалось бы, этот комплекс уже никогда не может быть восстановлен. Вместе с тем, необходимо помнить, что его роль в жизни многих поселений края была чрезвычайно велика. Ещё в середине прошлого века это было одно из самых посещаемых мест Кенозерья. Дороги, связывавшие многие сёла края с Макарьевской пустынью, до сих пор сохраняются в памяти его жителей. Поэтому включение Макарьевского комплекса в туристско-экскурсионную программу парка является весьма важным и перспективным…(см. также Макарий).
    Святая роща перед Думино (со стороны Масельги)
    - Думинский, или Долгозерский комплекс образовался на основе довольно большого куста деревень — Думино, Курмино, Херново, Наволок и Ожегово и развитой системы озёр — Долгое, Чёрное, Невгозеро, Корчозеро, Лобозеро (последнее в результате прорыва плотины заметно сократилось в размерах). С вершины холма, на котором расположено Думино, открываются далёкие перспективы. Дома сохранились в настоящее время в Думино и Ожегово…Когда-то в Думино была деревянная церковь Тихвинской Божией Матери, располагавшаяся на развилке дорог на Пялозеро и Масельгу; до наших дней сохранились «святая» роща и кладбище.
    …Думинский комплекс относится к одному из приоритетных. Это обусловлено, прежде всего, его особым положением в парковом пространстве, поскольку именно Думинский и Порженский комплексы являются теми звеньями, которые объединяют Кенозерский парк в единое целое. В случае их исчезновения парк разделится на две фактически самостоятельные части. Кроме того, необходимо особо отметить чрезвычайно высокие эстетические качества Думинского ландшафта, хорошую сохранность его пространственной структуры, качество сохранившихся строений (к сожалению, находящихся под угрозой исчезновения), явно выраженные сакральные черты (см. также Думино).

    - Порженский комплекс сформировался на базе трёх деревень — Фёдоровской, Окатовской и Турова сельца — и двух озёр — Порженского и Большего Порженского. От деревень остались лишь отдельные дома, постепенно разрушающиеся.
    Порженский погост. Фото Ю.Ломакова
    Ещё недавно местные луга выкашивались бывшим совхозом Кенозерский, однако в настоящее время луга оказались заброшенными и зарастают. Порженский комплекс чрезвычайно популярен среди туристов. Он выполняет функции (вместе с Думинским комплексом) связующего звена, объединяющего северную и южную части парка. Перспективность и значимость Порженского комплекса для Кенозерского парка обусловлена не только его центральным положением, но и высокой ценностью расположенной на его территории Георгиевской церкви (1782 год), стоящей в окружении «святой» рощи и входящей в список наиболее значимых памятников деревянного зодчества России. Кроме того, это место выделяется хорошей сохранностью пространственной структуры культурно-ландшафтного комплекса, высокими эстетическими качествами раскрывающихся на его территории пейзажей (см. также Порженский Погост , Федоровская).

    Кенозерская культурно-ландшафтная зона делится на ряд относительно автономных подзон, каждая из которых связана с определённым водным объектом. Это Кенозерский плёс (включая Глущевскую лахту), Кенорецкий плёс, озеро Долгое и озеро Свиное.
    В зоне тяготения Кенозерского плёса выделяется семь культурно-ландшафтных комплексов. Вдоль южной части озера располагаются наиболее крупные Видягино-Тырышкинский и Зихново-Ряпусовский комплексы.
    - Видягино-Тырышкинский комплекс. В основе его формирования лежит куст поселений — Видягино, Горбачиха, Тырышкино, Семёново, Косицыно. Все они расположены на берегах Глубокой Лахты и врезающейся в неё Катицкой Лахты. Видягино расположено на мысу, разделяющем Глубокую Лахту и озеро Домашнее. Все сохранившиеся дома этой деревни ориентированы на Домашнее озеро, более уютное и укромное, чем Глубокая Лахта. Домашнее озеро соединено с Глубокой Лахтой протокой. Доминирующее положение в ландшафтном комплексе занимает деревня Семёново, поскольку именно от неё видны многие другие поселения и ландшафты Кенозера, в том числе Вершинино, Зихново, разнообразные острова, далёкие перспективы. Деревни Тырышкино и Горбачиха разместились одна против другой на берегах Катицкой Лахты. В то же время они входят в основную полосу расселения, протянувшуюся вдоль западного берега Кенозерского плёса. Когда-то Видягино-Тырышкинский комплекс обладал обширными луговыми и пахотными угодьями. В настоящее время идет процесс сокращения открытых пространств и, что самое опасное, их раздробление на отдельные участки. С другой стороны, следует отметить относительно хорошую сохранность луговых массивов, расположенных в стороне от поселений, например, вдоль дороги, идущей от Тырышкино вдоль Катицкой Лахты…
    Видягино-Тырышкинский комплекс имеет множество сакральных объектов. В Видягино сохранилась деревянная церковь Ильи Пророка, построенная в 1911 году. Кроме того, на территории комплекса находятся семь уникальных часовен: две около Тырышкино (Параскевы Пятницы начала XIX века и часовня-«крест» Успение XVIII века), две около Горбачихи (часовня Иоанна Крестителя 1803 года и придорожная часовня Святого Николая Угодника 1863 года), а также по одной в Косицыно (часовня Святой Анастасии, восстановленная на месте сгоревшей часовни XIX века), Видягино (часовня Андрея Первозванного начала XX века) и Семёново (часовня Флора и Лавра XIX века). Сохраняются здесь и некоторые ценные гражданские постройки (дом Мартынова XIX века в деревне Видягино и амбар XIX века в Семёнове). В Горбачихе и Тырышкино есть ещё и «святые» рощи. Особо следует выделить рощу в Тырышкино. Это одна из наиболее крупных и хорошо сохранившихся «святых» рощ в Кенозерье.
    Во всех деревнях (за исключением Видягино) сохранилось постоянное население; связанные с ними часовни активно посещаются местными жителями и приезжающими гостями. Живописные очертания лахт и разнообразный рельеф придают всему этому культурно-ландшафтному комплексу чрезвычайно живописный облик…(см. также Видягино, Горбачиха, Семеново, Тырышкино, Косицыно).

    - Зихново-Ряпусовский комплекс расположен на юго-восточном берегу Кенозерского плёса и включает 7 деревень: Спицыно, Зихново, Погост, Ряпусово, Майлахту, Сысово, Щанниково. Почти все деревни имеют как постоянное, так и временное население…
    Деревни Майлахта и Ряпусово с севера.
    Северная часть комплекса, базирующаяся на Ряпусовском кусте поселений, закрыта от остальной части акватории Кенозера Ряпусным островом, на котором располагается кладбище с архаичными формами захоронения. В Зихнове находится часовня Иоанна Богослова (XVIII век), одна из самых красивых в Кенозерье. Здесь же можно увидеть единственную в Кенозерском парке водяную мельницу XIX века. На территории д. Погост сохраняется здание бывшей церкви Сретения Господня начала XX века. До наших дней она дошла в искажённом виде, заметно перестроенная. Из других сакральных объектов комплекса следует отметить также «святую» рощу и часовню Кирика и Улиты в Майлахте, Макарьевскую часовню в Спицыно (восстановлена местными жителями вместо разрушенной во время войны 1941—1945 гг.), а также несколько придорожных крестов, в том числе и вдоль старинного Ошевенского тракта.
    Когда-то этот комплекс имел чрезвычайно развитую систему поселений, довольно мощное хозяйство и, соответственно, большие площади сельхозугодий. Это объяснялось многими причинами и, прежде всего, наличием дороги, связывавшей Майлахту с Ошевенским и Каргополем…Кроме того, следует отметить хорошую сохранность исторической застройки в сельских населённых пунктах, наличие на их территории чрезвычайно интересных строений, уникальной часовни в Зихново, «святых» рощ, а также исключительно живописных пейзажей, открывающихся со многих видовых точек комплекса (см. также Зихново, Спицыно, Майлахта, Церковь Сретенья).

    - Матёрский комплекс сформировался на основе деревни Матёра. От бывших сельских угодий на территории комплекса сохранился лишь небольшой пятачок лугов. Не осталось здесь и деревенских домов. В то же время здесь сохранилась и посещается жителями окрестных деревень часовня Великомученицы Варвары (XIX век) со «святой» рощей. Остатки лугов до сих пор не заросли только благодаря тому, что крестьяне из Вершинино продолжают здесь косить и водным путем доставляют сено к себе домой. Благодаря этим лугам пейзажи, открывающиеся во время плавания по озеру, становятся более живописными и разнообразными (см. также Матера).

    - Культурно-ландшафтные комплексы на островах Медвежий и Мамонов.
    о.Медвежий. Вдали - часовня св.Власия
    На Медвежьем острове сохранились дом и часовня. Луга продолжают выкашиваться крестьянами Вершинино. Особый интерес представляют «святая» роща и расположенный там крест, а также остатки памятников сельскохозяйственного природопользования — валунные гряды на границах полей, отмеченные правильными рядами выросших там крупных кустов можжевельника (см. также Медвежий).

    На Мамоновом острове, кроме лугов, места, где ещё недавно располагалась деревня, и поклонного креста, не сохранилось каких-либо других следов живого культурного ландшафта. Ценность этого комплекса заключается в близости к Вершинино и возможности его включения в экскурсионную программу туристов, посещающих Кенозеро. Кроме того, этот комплекс очень важен для формирования пейзажной панорамы, раскрывающейся во время поездки по озеру.
    —памятное место. Здесь стояла деревянная часовня, вывезенная в Малые Карелы, сохраняется поклонный крест, а на берегу можно увидеть камень, почитаемый бывшими жителями деревни как исцеляющий недуги (см. также Мамонов остров).

    - К северу от Косицыно расположен Тарасовский комплекс. В основе его формирования лежат две деревни — Тарасово и Бор. Тарасово расположено на берегу Кенозерского плёса, а Бор — в стороне от берега; однако через систему сельхозугодий эта деревня оказалась тесно связанной с малыми озёрами (Мощным и Купецким), находящимися в стороне от Кенозера. В Тарасове сохранился один дом, часовня Святого Афанасия Многомилостивого (XIX век), поклонные кресты… Деревня Бор…не сохранилась; часовня сгорела, и на её месте установлен памятный крест. В устной культуре сохраняется предание о деревне и об исчезнувшем за одну ночь озере, вместо которого образовалась заболоченная низина. Процесс зарастания лугов на территории всего комплекса идёт довольно быстро и вносит существенные коррективы в пространственную организацию культурного ландшафта. Так, ещё недавно Тарасовский комплекс был связан через систему открытых сельскохозяйственных угодий с другим культурно-ландшафтным комплексом парка — Тамбичлахтинским. Основное значение Тарасовского комплекса заключается, как и у предыдущих, в формировании пейзажной панорамы вдоль Кенозера (см. также Тарасово, Климовская(Бор).

    - Телицинский комплекс. На мысу, напротив Вершинина, располагается деревня Телицыно. Здесь сохраняются открытые луговые массивы, играющие чрезвычайно важную роль в организации береговых пейзажей, раскрывающихся от Вершинино и от соседних с ним мест. Это один из факторов, определяющих современное значение комплекса. Вместе с тем, на его территории сохранилась «святая» роща с поклонными крестами, установленными на месте бывшей часовни…К югу от деревни произрастает древовидный можжевельник, сакральное значение которого подтверждается расположенными здесь же поклонными крестами. Это усиливает привлекательность Телицынского комплекса для туристов и актуальность его включения в туристско-экскурсионную программу парка (см. также Телицыно).
    Вершинино. Вдали - час. Николая Мирликийского
    - Вершининский комплекс включает несколько поселений: Вершинино, Погост, Шишкино, Горы, Карпово. К ним примыкает деревня Глущево. Этот комплекс занимает особое положение в системе культурно-исторических комплексов парка и выполняет функцию связующего элемента между культурными ландшафтами Кенозерского плёса, Долгого озера и Глущевой Лахты. На территории Вершининского комплекса сохранились часовня Святителя Николая (XVII век) в деревне Вершинино, каменная церковь Успения (XIX век) в деревне Погост, часовни XIX века Святого Пахомия в Карпово и Иоанна Богослова в Шишкино. На территориях Карпово и Шишкино располагаются также «святые» рощи, хорошо просматривающиеся во время путешест­вия по озеру. В Шишкинской роще находилась часовня Божией Матери Тихвинской; ныне на её месте установлен поклонный крест.
    На территории Вершининского комплекса находится центр управления северной частью Кенозерского парка, небольшой музей, хранилище музейных фондов. В Вершинино находится пристань, к которой причаливают суда, принадлежащие парку и используемые для перевозки туристов и гостей парка. Здесь же в конце 1990-х годов было построено несколько так называемых «гостевых» домов парка. На территории Вершининского комплекса проживает бoльшая часть сотрудников парка. Всё это делает Вершининский куст поселений своеобразной столицей северной части Кенозерского парка…(см. также Вершинино, Карпово).
     
    - Вокруг Долгого озера выделяются два культурно-ландшафтных комплекса: Тамбичлахтинский и Немятинский.
    Тамбичлахтинский комплекс сформировался на базе деревень, расположенных на берегах Тамбичлахты. Долгое время между ними сохранялись чрезвычайно чёткие визуальные и функциональные взаимосвязи. Этому способствовало и то, что когда-то здесь были очень обширные сельскохозяйственные угодья, в настоящее время сильно заросшие. Особое место в комплексе занимают деревни Кривцово и Тамбичлахта. Угодья вокруг них связаны не только с Долгим озером, но и с расположенным в одном километре южнее Большим озером. До наших дней сохраняются часовни XIX века в Кривцово (Святой Анастасии) и Тамбичлахте (Пречистой Богородицы).
    В Тамбичлахте сохранилась чрезвычайно выразительная и хорошо просматриваемая с самых разных сторон «святая» роща. Деревня расположилась вдоль устья речки Тамбицы. Когда-то отсюда шла дорога в деревню Бор, следы которой прослеживаются и в настоящее время. В Кривцово располагается один из наиболее интересных «гостевых» домов, устроенных в виде традиционных кенозерских жилищ. От него открываются красивые виды на озеро и на Тамбичлахтинскую рощу. Водный транспорт связывает Кривцово с Вершининым, и вместе с тем эта деревня полностью изолирована от остальных поселений Кенозерья (см. также Тамбичлахта, Кривцово).

    Вторая часть комплекса включает куст поселений: Тырнаволок, Городское, Бухалово, Горку, Бояриново, Раймово. В Тырнаволоке сохранились две часовни: Святого Феодория (XIX век), расположенная на мысу, и часовня-«крест» (XVIII—XX вв.), а также «святая» роща. Часовни XIX века сохранились в Бухалове (Николая Угодника) и Городском (Димитрия). Рядом с Бухаловым в «святой» роще располагалась ещё одна часовня — Макария Многомилостливого, но она была некоторое время тому назад разобрана и использована при строительстве жилого дома в деревне Горки. Сохранилась «святая» роща и на месте деревни Бояриново. Пока не заросли открытые пространства, расположенные вокруг Тыр-Наволокского куста поселений, просматривалась тесная связь этого ландшафтного комплекса с Мининским комплексом Свиного озера (см. также Тырнаволок, Городское, Бухалово, Роймуево).
    Часовня в Немяте со стороны Вершинино.
    Фото Ю.Ломакова
    Немятинский комплекс располагается вдоль Чолмского прохода и включает деревни Немяту, Екимово, Захарово. Благодаря близости к Вершинино угодья Немятинского комплекса довольно активно используются. На территории деревни Немята сохраняются часовня Трёх Святителей (XIX век) и «святая» роща с остатками поклонных крестов. В Екимове находится «святая» роща. Екимовская часовня была увезена в Вершинино и используется в качестве складского помещения. Относительно высокое разнообразие памятников культуры, расположенных на территории комплекса, и надёжность (благодаря активной хозяйственной деятельности) сохранения открытых пространств комплекса делает его одним из перспективных объектов для развития парка и позволяет включить его в программу деятельности парка (см. также Немята).

    - На берегах Свиного озера выделяется четыре культурно-ландшафтных комплекса.
    В Чолминском комплексе сохранились активно используемые луга и остатки небольшой часовни со «святой» рощей, расположенной при глубоком распадке, выходящем к Кенозеру. Тот факт, что этот комплекс находится на дороге, ведущей от Вершинина к Поче, гарантирует доступность этого комплекса, что создаёт вполне реальные условия для его сохранения в системе культурных ландшафтов парка. (см. также Чёлма).

    Свиное комплекс интересен тем, что здесь сохранились сельхозугодья, связывающие в единую систему открытых пространств большое Свиное озеро и два малых озера — Глубокое и Долгое. Здесь также сохраняется часовня Ильи Пророка (XVIII век) и «святая» роща. Деревня Свиное используется лишь в летнее время. Другая деревня — Осташевская — полностью исчезла. Относительно близкое положение по отношению к Усть-Поче — одному из самых крупных поселений Кенозерья — гарантирует дальнейшее использование луговых угодий на территории этого культурно-ландшафтного комплекса. Наличие же здесь часовни и «святой» рощи предполагает возможность включе­ния этого комплекса в туристско-экскурсионную программу парка (см. также Свиное-Осташевская).

    Усть-Починский комплекс занимает ведущее положение среди комплексов Свиного озера. Он сформировался на основе трёх деревень — Подберезки, Усть-Почи, Мызы. На территории полуострова Суитин находится одна из наиболее живописных видовых точек. В Усть-Поче сохранилась часовня Николая Чудотворца (XVIII век), а в Мызе — две «святые» рощи.
    Святая роща у д.Мыза. Слева от нее - часовня Ал-ра Невского
    Фото Ю.Ломакова
    В одной из них стояла часовня Александра Невского, которая была уничтожена, а теперь восстановлена вновь. Сама Усть-Поча уже потеряла свой традиционный облик и, казалось бы, не представляет особой ценности как элемент культурного ландшафта. Однако она играет важную роль в сохранении многих культурных ландшафтов, расположенных по берегам Свиного озера и в непосредственной близости от него. Эта роль обусловлена тем, что проживающее в Усть-Поче население продолжает активную хозяйственную деятельность и тем самым обеспечивает сохранность пространственной структуры культурного ландшафта. Главные проблемы для Усть-Почи (как впрочем, и для Почи, Вершинино и других крупных поселений) — это создание рабочих мест и благоустройство (см. также Усть-Поча, Поча, Мыза)

    Шуйлахтинский комплекс раскинулся на берегах залива Шуйлахта и залива Корминская лахта. При этом Шуйлахта разбита островами на несколько самостоятельных заливов. Комплекс включает два куста деревень. Первый куст объединяет Рыжково, Глазово, Федосово, а второй куст — Минино, Печихино и Ершово. Между Мининским и Рыжковским кустами деревень сохранились небольшие массивы лугов, хранящие память о бывших здесь когда-то поселениях и земледельческой освоенности этих территорий в прошлом. Тесная связь между ними, до сих пор прослеживаемая система открытых пространств, расположенных между этими кустами деревень, позволяют утверждать, что это единый культурно-ландшафтный комплекс. В Рыжкове сохраняется постоянное население, что обусловлено близостью к Усть-Поче, которая ещё недавно предоставляла рабочие места жителям близлежащих деревень. В Глазове и Федосове сохранилось несколько домов, используемых в летнее время. На территории комплекса находятся часовни: в Глазове — Святого Духа (1805 г.), в Рыжкове — Введения Богородицы (1801 г.), в Федосове — Архистратига Михаила (XVIII век), а также «святая» роща (Федосово). При этом следует особо отметить недавно отреставрированную Глазовскую часовню, выделяющуюся высокими художественными достоинствами. Раньше здесь были обширные угодья, часть из которых до сих пор активно используется. Деревни, образующие второй куст, имеют постоянное население. Мининский куст деревень связан не только с Шуйлахтой, но и с Гамозером. Между Печихиным и Мининым расположена «святая» роща с двумя часовнями XIX века (Святого Георгия Победоносца и Казанской Богоматери). Сохраняется «святая» роща и в Ершове.
    Перспективность Шуйлахтинского комплекса и его активная роль в программе сохранения культурных ландшафтов парка обусловлены, прежде всего, высокой насыщенностью памятниками культуры, а также близостью к Усть-Поче с её довольно значительным постоянным населением (см. также Рыжково, Глазово, Федосово, Минино, Ершово).

    На берегах Кенорецкого плёса располагаются Поромский и Першлахтинский комплексы.
    Поромский комплекс находится на Поромском острове, равно удалённом от большинства других комплексов Кенозерской зоны. Сохраняется деревня, используемая, в основном, лишь в летний сезон. В деревне стоит часовня Святого Антония (XIX век). Эта деревня хорошо известна фольклористам. Известный собиратель русского фольклора Гильдфердинг записал здесь множество былин. Именно здесь жило несколько поколений замечательных русских сказителей, потомки которых живут здесь и поныне. Фактическое прекращение хозяйственной деятельности привело к тому, что существовавшие здесь луга быстро исчезают. В настоящее время сохранилась лишь малая их часть (см. также Поромское).

    Першлахтинский комплекс имеет в своей основе большое поселение с относительно устойчивым постоянным населением, что обусловлено его выгодным транспортным положением (фактически Першлахта — это ворота в национальный парк). Здесь сохраняются большие площади открытых угодий, активно используемых в хозяйственных целях. В Першлахте есть часовня (Макарьевская), восстановленная местными жителями на месте уничтоженной. В качестве памятника истории и культуры здесь сохраняется деревянный дом Дмитриевых (1860 г.)…(см. также Першлахта).
     
    Почозерская культурно-ландшафтная зона включает в себя два комплекса:
    - Починский комплекс который сформировался на базе созданного в советское время лесохозяйственного посёлка Поча;
    - Почозерский комплекс, расположенный в северной части парка. В основе его формирования лежит куст сёл и деревень — Филипповская, Строева горка, Каковиченская, Потеряевская, Будылгино. Все они, за исключением Потеряевской и Будылгина, расположены между двумя озёрами — Почозером и Святым — и занимают возвышенные места, что создаёт здесь чрезвычайно выразительный образ ландшафта.
    Филипповская. Храмовый ансамбль.
    Фото Е.Засухина
    В селе Филипповском находится один из наиболее интересных памятников деревянной архитектуры, отнесённых к объектам наследия федерального значения — храмовый ансамбль Почозерского погоста, в том числе церковь Происхождения Честных Древ Христовых (1700, 1783 годы), церковь Обретения главы Иоанна Предтечи (XVIII век) и колокольня XVIII века. Кроме того, здесь же расположены две часовни: часовня Иоанна Предтечи на территории погоста (кладбища) со «святой» рощей, окружённой рубленой оградой (XVIII век), и придорожная часовня Кирика и Улиты (нач. XIX века) на развилке дорог у окраины села. Ранее на территории этого комплекса существовало ещё две часовни — на въезде в деревню Коковиченскую (Троицкая) и в Будылгине (на её месте установлен крест). Всё это делает Почозерский комплекс одним из наиболее представительных культурных ландшафтов Кенозерского парка. Важнейшими условиями активного включения этого комплекса в программу развития парка являются: создание здесь туристской инфраструктуры, реставрация находящихся на территории Почозерского комплекса памятников культуры, улучшение качества дороги, связывающей этот куст деревень с Вершининым и Першлахтой (см. также Филипповская).

    Примечания:
    1. Из главы 3 "Культурно-ландшафтное районирование".
    2. Текст несколько сокращен, но, мы надеемся, без искажения содержания.
    3, Выделение цитаты из книги И.Полякова курсивом выполнено ведущим сайта.