МАКАРИЙ

Так называют монастырь, полное название которого  - Макарьевская Хергозерская пустынь.

Одна из четырех самых почитаемых пустыней в озерном районе: Макарьевская, Кенская Пахомиева, Кирилло-Челмогорская и Наглимозерская. Недалеко находился и Александро-Ошевенский монастырь.

Расположен на Хергозере в 16-18 км от д.Морщихинская.
Схема из книги Г.Н.Мелеховой и В.В.Носова "Традиционный уклад Лекшмозерья"
Соединен также проезжими дорогами с Каргополем или проселочными дорогами и тропами с деревнями Думино (12 км), Труфаново, Спицыно, Ошевенскоми другими (всего 10). Ходят по ним редко, но, кто хочет, проходит, особенно при наличии навигатора.

Путь от Морщихинской до Макария по навигатору см. здесь и здесь.
Фото Н.Чеснокова

Основан в 1640 г. двумя монахами Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Пустынь посвящена Макарию Желтоводскому и Унженскому, известному церковному деятелю XVII в., основателю монастыря в Макарьеве на Унже в Нижегородской губернии.

В пустыни к середине XVII в. существовали две деревянные церкви: летняя Троицкая и зимняя Введенская. Первой в 1653 г. была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским приделом (взамен существовавшей до этого).  Церковь Введения Богородицы появилась в 1658 г. и имела приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского, московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Вместо деревянного в 1800 г. был построен каменный Троицкий храм, в который перенесли иконостас и иконы деревянной церкви.

О Макарии Желтоводском и Унженском см. здесь.
Макарий Унженский
с житием.
Икона конца 18-нач.19 вв.
Архангельский музей ИЗО.

В 1764 г. монастырь был упразднен, а его церкви вошли в Хергозерский приход. К приходу были приписаны деревни Окатовская, Федоровская и Турово сельцо, составляющие ныне Порженское, и деревни Думино, Ожегово и Ольсиевская (старые названия: Курмино, Херново. Наволок). К Хергозерскому приходу отошла и Георгиевская церковь 1782 г. в д. Федоровская (ныне Порженский погост).

В монастыре хранилась чудотворная икона Св. Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой составлено «Сказание о преславных чудесах чудотворного образа...». Та икона до нащих дней не сохранилась.

Пустынь была популярным местом паломничества жителей окрестных деревень, особенно на 7 августа н.ст.(25 июля ст. ст.) - день смерти прп. Макария. Макарий почитался  как самый скорый и надежный заступник и избавитель от всех болезней и напастей.Макарий считался также и покровителем животных. В этот день проводился крестный ход из самого Каргополя.

В этот же день Макарьевский монастырь собирал в д.Спицыно, в которой были владения монастыря,  Макарьевский торжок (прихрамовую ярмарку).

Благодаря молве о чудесах иконы Св.Макария усилиями прихожан и доброхотодателей деревянные церкви были заменены на каменные. Вначале перестроили Введенскую церковь: в 1786-90 гг. появился каменный храм с приделом Николая Чудотворца.

Подробнее о Введенском храме - здесь.
Деревянный Троицкий храм в 1857 г. сгорел вместе со всей утварью, иконами и книгами, а в 1868 г. был выстроен новый Троицкий храм с тремя престолами: Троицким, Макарьевским и Борисоглебским.
Фото
Н.Н.Померанцева. 1958
Храмы Троицкий - слева
и Николо-Введенский.
Фото Н.Н.Померанцева. 1958
Храмы Николо-Введенский - слева и Троицкий.
Фото А.Б.Виноградова.
Троицкий храм трёхпрестольный, на это указывает трёхчастная алтарная часть. Посредине главный престол Святой Живоначальной Троицы, справа — сохранившийся придел Святых мучеников Бориса и Глеба, слева, разрушенный, — придел преподобного Макария. Боковые апсиды низкие, центральная, пятигранная — более высокая; она плавно сочетается с глухой плоскостью восточной стены. На крыше алтаря была возведена крохотная главка на тонкой шейке, какие ставили на крышах северных часовен.
Фото Н.Чеснокова Фото прислано А.Морозовым Фото А.Дементьева 2008
Храм возведен по «образцовому проекту из «Атласа проектов сельских церквей», альбомы которых издавались с 1838 года. Этот проект был разработан архитектором К.А.Тоном (тем самым, по проекту которого были построены Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве).
Остатки колокольни.
Фото Uchazdneg, 2013 г.

По оси Троицкого храма была возведена колокольня, остатки которой можно видеть на фотографии справа.

На рубеже XIX-XX вв. комплекс строений бывшей Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями, которая подходила к берегу Хергозера. За монастырской оградой находилось поселение Макарьевское. Здесь располагались дома священников и псаломщика. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», которые сдавались паломникам (М.Н.Мелютина).

Фото И.Олегича, 2016 г.
Приход закрыли в 30-е годы прошлого века. Введенская и Троицкая церкви стояли еще в 1958 г. Сейчас на полуострове, где находился монастырь, сохранилась пятиглавая Троицкая церковь, которая в 2004 г. была обмерена реставраторами для последующей консервации.
На месте исчезнувшей деревни Н.Я.Ушаков, правнук последнего священника обители, поставил обетный крест из балки рухнувшего родительского дома.

В 2009 году между Кенозерским парком и приходом ц. Рождества Иоанна Предтечи в г.Каргополе заключен договор о совместном сохранении и использовании территории Макарьевской Хергозерской пустыни, о возрождении православных традиций.

Вид на монастырь сверху - сделан аэрофотоэкспедицией-2015 ГЕОФОТО (В.Штрик).

Другие статьи о Макарьевской Хергозерской пустыни см. здесь.

Источники:
1. Путеводитель по Кенозерью. Архангельск, 2004.
2. А.В.Пигин. Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде. Сборник "Кенозерские чтения". Архангельск, 2004.
3. Ю.М.Критский, С.А.Синяговский. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV - нач. XX в. Сборник "Святые и святыни северорусских земель". Каргополь, 2002.

4. Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка "Кенозерский".. Программа "Первая публикация", 2009 г.
5. Л.Г.Шаповалова. Долгое эхо (православные святыни Лёкшмозерья). Архангельск, 2012.
6. М.Н.Мелютина, Н.М.Теребихин. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск, 2013.
7. Об архитекторах-авторах проекта Троицкой церкви см.
здесь.