ПУСТЫНЬ НА ЧЕЛМЕ-ГОРЕ
Находилась к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером, озером Монастырским и речкой Челма.
Названа по имени первого жившего на этом месте пустынника
- Кирилла.
"О жизни Кирилла Челмогорского известно лишь из жития. Святой Кирилл родился на вологодской земле, в Белоозере, около 1285 года.
Двенадцатилетним отроком поступил в монастырь преподобного Антония Римлянина в Новгороде, где принял монашеский постриг с именем Кирилл и несколько лет проходил различные послушания. После этого инок более трёх лет странствовал по Северу, продвигаясь «встречь солнцу», пока в 1316 году не достиг назначенного ему Богом места в глухом уголке каргопольской стороны, на горе Чёлме...
Много трудностей и бед довелось испытать отшельнику Кириллу от суровых
климатических условий. Пребывание в одиночестве в необжитом и безлюдном месте,
в «дикой пустыни», всегда становилось настоящим подвигом. Весь риск
неизведанности, непредвиденных случайностей, угрозы для жизни основатели
монастырей испытали в той же мере, что и первооткрыватели далёких земель"
(Л.Г.Шаповалова).
Кирилл прожил в трудах и молитвах в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Этот день (по новому стилю - 21 декабря) и принят как день его памяти.
Кирилло-Челмогорская пустынь основана после смерти Кирилла в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-го
и всего XV-го в. неизвестна. (Поэтому К.А.Докучаев-Басков, известный каргопольский краевед конца 19 века, предположил, что монастырь основан в XVI веке). В XVI веке за монастырем числились погосты и деревни по р.Лекшма и вокруг Лекшмозера, пахотная земля "на усть реки Челмы". Монастырь известен не только в Каргополе, но и в Новгороде и в Москве.
Кирилл Челмогорский.
XIX век. Архангельский музей ИЗО |
|
|
Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря. I пол. XIX в..
|
История монастыря была сложной, были в ней и периоды расцвета и периоды забвения. На рубеже XVI-XVII веков, в «смутное время», для пустыни, как и для всей России, наступил трудный период. Шайки «литовских людей» разоряют монастырь и, вероятно, сжигают его дотла, ведь незащищенный деревянный монастырь был лёгкой добычей разбойников и огня.
После "лихолетья” монастырские постройки были восстановлены, но былого благополучия обитель не достигла. Для упрочения своего положения обители необходимо было прославить своего святого основателя, и это дело принимает на себя священник Иоанн, служивший в Благовещенской церкви в соседнем селе Лядины. В XVII веке он составляет текст жития и пишет икону преподобного Кирилла.
В 1764 году монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители, но через 100 лет был возобновлен.
В 1899 году обитель вновь обрела самостоятельность, и церковная жизнь
здесь не замирала до революции.
В начале ХХ века. здесь были маленький деревянный Успенский храм и каменный Богоявленский (1809 г., перестроен в 1899 г.) с приделами в честь Николая Чудотворца и Кирилла Челмогорского.
|
|
"Святые ворота"
Кирилло-Челмогорского монастыря.
Фото Г.Сергиевского, 1912 г.
Архив КНП. |
Колокольня монастыря.
Фото нач. ХХ в. |
Вот как выглядела обитель в начале XX века по воспоминаниям богомольцев (рис.
Н.Варшавской, 2007 г.):
|
«Белокаменная стена с башенками окружала монастырь неправильным четырёхугольником с валом. Трои ворота, одни и их главные с крестами. Две церкви. Одна деревянная - Успенья - и белокаменная. Каменный домик попа Афанасия и три двухэтажных строения - кельи для братии, по 25 келий по этажу. В северном углу ограды амбар, кладовая монастырская. За оградой у реки дом двухэтажный с мезонином, с прекрасным видом с реки на природные просторы, где жил настоятель... вверх по речке мельница, часовня на склоне горы с большим крестом-распятием. Из этой построенной часовни на лазе ход в подземелье и келью-пещеру Кирилы Челмогорского. Подземные ходы имелись укрепленные и, видимо, частью сохранились. Один ход на реку в под-гору к святой проруби, мостику летом, куда на омовение ходил Кирилл Челмогорский. Ходы в храм и другие подземелья. Был город, а осталась одна еловая роща да подземелье, все, что воздвигнуто было на верху земли, стерли люди... Подземное жилое помещение, библиотека, ценности монастырские, возможно, и сохранились под защитой земли. Три
- пять верст был виден белокаменный город.., колокола слышны в Лядинах на заре. Александр Ошевенский посещал этот монастырь по-соседски».
Из последних данных: "В церкви Успения Божией Матери был установлен двухъярусный иконостас «столярной работы окрашенном на местах с резьбою, по некоторым местечкам золоченные…»
|
"Небо" в алтаре Успенской церкви. Реконструкция М.Н.Мелютиной на 1826 г. |
Примечательно, что в Успенской церкви в 1842 и 1843 годах с «помощью трудов священника Ф.Гурьева написаны в алтаре 12-гранные «небеса»: «средняя круглая и 12 треугольных радиальных граней с изображением на них: на медальоне — сюжет Коронование Божией Матери, на радиальных гранях — Воскресение Христово, Явление
Святого Духа апостолам, 4 евангелиста и 6
архангелов». Удалось зафиксировать сведения о том, что отдельные грани «неба» сохранялись в одном из частных домов деревни Труфаново до 1980-х годов" (из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья").
В 1932 г. после ареста духовенства и монашествующих монастырь окончательно
ликвидирован. В 1932-34 гг. монастырские строения были разобраны. На монастырской территории в середине XX века располагался лесопункт, жили сезонные рабочие, которые разрушили и сожгли те постройки, что еще оставались. С тех пор монастырь не восстанавливался.
Теперь обитель находится в полнейшем запустении. Почти ничего не напоминает о когда-то бывшей здесь пустыни, кроме маленьких, безымянных могилок с замшелыми покосившимися крестами в древней еловой «святой роще» да великанши ели, одиноко стоящей на Чёлме-горе.
|
|
|
Дорога на Челму |
Ель-великанша (в
центре) |
Озеро Монастырское |
|
|
Памятный крест на месте монастыря |
Табличка с надписью
о монастыре |
В последние годы на Пудожском тракте у поворота к Челме-горе установлен
памятный крест c надписью,
а на месте монастыря появилась памятная часовня (
фото внизу).
Памятный крест установлен в месте встречи 12 дорог ("одиннадцать: из
Каргополя, Ошевенского и Челмогорского монастырей, Лекшмозерья, Думина,
Ожегово, Кенозерья и Кучепалды; 12-я дорога со стороны Макарьевской
Хергозерской пустыни" - Энц. словарь "Карг. р-он Арх. обл".) и семи крестных
ходов. Прежде на этом месте находилась часовня Животворящего Креста.
И все-таки нашелся человек, пытающийся оживить и воскресить память о монастыре - это Наталья Варшавская, внучка одного из последних жителей Челмы, живущая ныне в Северодвинске. Интерес к истории обители охватил ее настолько, что она собрала за два-три года массу материалов о монастыре, его настоятелях и иноках, начиная с преподобного Кирилла, и
опубликовала
их и у нас на сайте.
Весной-летом 2016 года на месте монастыря были произведены археологические раскопки. Среди
участников экспедиции была и Наталья Варшавская.
Параллельно Наталья Варшавская работает над созданием 3D-модели
Кирилло-Челмогорского монастыря.
Еще одна перспективная работа - по заказу
Кенозерского национального парка Н.Варшавская подготавливает
туристический маршрут "Тропа старца Кирилла" к месту расположения пустыни.
Вдоль тропы
на информационных стендах будет представлена 700-летняя летопись этого
святого места.
21 декабря 2016 г. в Кенозерском национальном парке отметили
700-летие поселения в Лекшмозерье
преподобного Кирилла Челмогорского. В день памяти святого
в городе Каргополе в храме Рождества Иоанна Предтечи, прошла Литургия
которую служил благочинный священник протоиерей Андрей Усачев. Затем
состоялся крестный ход в Кирилло-Челмогорскую пустынь.
В торжественных мероприятиях приняли участие сотрудники Кенозерского
национального парка, представители администрации города Каргополя,
Каргопольского района и Каргопольского государственного
историко-архитектурного и художественного музея и др., в том числе
паломники, сотрудники туристического бюро «Лаче» (г. Каргополь).
Туристический маршрут к Кирилло-Челмогорской пустыни - "Тропа старца Кирилла"
- имеет два варианта. Первый
водно-пешеходный, кольцевой маршрут. Он предполагает путешествие на судне на
воздушной подушке «Хивус» через озеро Лекшмозеро (12 км) до причала, дальше
проходит по окрестностям к месту самого монастыря (4 км) и обратно на
«Хивусе». Его общая протяжённость 28 км.
Второй маршрут -
пешеходный - общей
протяжённостью 16 км. Начинается от памятного креста на Пудожском тракте,
где нужно свернуть к монастырю, по старинной
паломнической дороге до монастыря и возвращение обратно.
Примечания:
1. Подборка материалов о Кирилло-Челмогорской пустыни - здесь.
2. Цветные фотографии - И.С.Демина.
3. Пресс-релиз о
Кирилло-Челмогорском монастыре -
здесь.