ПУСТЫНЬ НА ЧЕЛМЕ-ГОРЕ

Находилась к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером, озером Монастырским и речкой Челма.

Названа по имени первого жившего на этом месте пустынника - Кирилла.
"О жизни Кирилла Челмогорского известно лишь из жития. Святой Кирилл родился на вологодской земле, в Белоозере, около 1285 года. Двенадцатилетним отроком поступил в монастырь преподобного Антония Римлянина в Новгороде, где принял монашеский постриг с именем Кирилл и несколько лет проходил различные послушания. После этого инок более трёх лет странствовал по Северу, продвигаясь «встречь солнцу», пока в 1316 году не достиг назначенного ему Богом места в глухом уголке каргопольской стороны, на горе Чёлме...

Много трудностей и бед довелось испытать отшельнику Кириллу от суровых климатических условий. Пребывание в одиночестве в необжитом и безлюдном месте, в «дикой пустыни», всегда становилось настоящим подвигом. Весь риск неизведанности, непредвиденных случайностей, угрозы для жизни основатели монастырей испытали в той же мере, что и первооткрыватели далёких земель" (Л.Г.Шаповалова).

Кирилл прожил в трудах и молитвах в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Этот день (по новому стилю - 21 декабря) и принят как день его памяти.

Кирилло-Челмогорская пустынь основана после смерти Кирилла в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-го и всего XV-го в. неизвестна. (Поэтому К.А.Докучаев-Басков, известный каргопольский краевед конца 19 века, предположил, что монастырь основан в XVI веке). В XVI веке за монастырем числились погосты и деревни по р.Лекшма и вокруг Лекшмозера, пахотная земля "на усть реки Челмы". Монастырь известен не только в Каргополе, но и в Новгороде и в Москве.
Кирилл Челмогорский.
XIX век.
Архангельский музей ИЗО
История монастыря была сложной, были в ней и периоды расцвета и периоды забвения. На рубеже XVI-XVII веков, в «смутное время», для пустыни, как и для всей России, наступил трудный период. Шайки «литовских людей» разоряют монастырь и, вероятно, сжигают его дотла, ведь незащищенный деревянный монастырь был лёгкой добычей разбойников и огня.

После "лихолетья” монастырские постройки были восстановлены, но былого благополучия обитель не достигла. Для упрочения своего положения обители необходимо было прославить своего святого основателя, и это дело принимает на себя священник Иоанн, служивший в Благовещенской церкви в соседнем селе Лядины. В XVII веке он составляет текст жития и пишет икону преподобного Кирилла.

В 1764 году монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители, но через 100 лет был возобновлен.

В начале ХХ века. здесь были маленький деревянный Успенский храм и каменный Богоявленский (1809 г., перестроен в 1899 г.) с приделами в честь Николая Чудотворца и Кирилла Челмогорского.
"Святые ворота"
Кирилло-Челмогорского монастыря.
Фото нач. ХХ в.
Из книги Л.Г.Шаповаловой.
Колокольня монастыря.
Фото нач. ХХ в.
Вот как выглядела обитель в начале XX века по воспоминаниям богомольцев: «Белокаменная стена с башенками окружала монастырь неправильным четырёхугольником с валом. Трои ворота, одни и их главные с крестами. Две церкви. Одна деревянная - Успенья - и белокаменная. Каменный домик попа Афанасия и три двухэтажных строения - кельи для братии, по 25 келий по этажу. В северном углу ограды амбар, кладовая монастырская. За оградой у реки дом двухэтажный с мезонином, с прекрасным видом с реки на природные просторы, где жил настоятель... вверх по речке мельница, часовня на склоне горы с большим крестом-распятием. Из этой построенной часовни на лазе ход в подземелье и келью-пещеру Кирилы Челмогорского. Подземные ходы имелись укрепленные и, видимо, частью сохранились. Один ход на реку в под-гору к святой проруби, мостику летом, куда на омовение ходил Кирилл Челмогорский. Ходы в храм и другие подземелья. Был город, а осталась одна еловая роща да подземелье, все, что воздвигнуто было на верху земли, стерли люди... Подземное жилое помещение, библиотека, ценности монастырские, возможно, и сохранились под защитой земли. Три - пять верст был виден белокаменный город.., колокола слышны в Лядинах на заре. Александр Ошевенский посещал этот монастырь по-соседски».

Из последних данных: "В церкви Успения Божией Матери был установлен двухъярусный иконостас «столярной работы окрашенном на местах с резьбою, по некоторым местечкам золоченные…»
"Небо" в алтаре Успенской церкви. Реконструкция М.Н.Мелютиной на 1826 г.
Примечательно, что в Успенской церкви в 1842 и 1843 годах с «помощью трудов священника Ф.Гурьева написаны в алтаре 12-гранные «небеса»: «средняя круглая и 12 треугольных радиальных граней с изображением на них: на медальоне — сюжет Коронование Божией Матери, на радиальных гранях — Воскресение Христово, Явление Святого Духа апостолам, 4 евангелиста и 6 архангелов». Удалось зафиксировать сведения о том, что отдельные грани «неба» сохранялись в одном из частных домов деревни Труфаново до 1980-х годов" (из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья").

В 1932 г. после ареста духовенства и монашествующих монастырь окончательно ликвидирован. В 1932-34 гг. монастырские строения были разобраны.  На монастырской территории в середине XX века располагался лесопункт, жили сезонные рабочие, которые разрушили и сожгли те постройки, что еще оставались. С тех пор монастырь не восстанавливался. Теперь обитель находится в полнейшем запустении. Почти ничего не напоминает о когда-то бывшей здесь пустыни, кроме маленьких, безымянных могилок с замшелыми покосившимися крестами в древней еловой «святой роще» да великанши ели, одиноко стоящей на Чёлме-горе.
Дорога на Челму
Ель-великанша
 (в центре)
озеро Монастырское
Памятный крест на месте монастыря
Табличка с надписью
о монастыре
В последние годы на  Пудожском тракте у поворота к Челме-горе установлен памятный крест, а на месте монастыря появилась  памятная часовня (обе фотографии  внизу).
Памятный крест установлен в месте встречи 12 дорог ("одиннадцать: из Каргополя, Ошевенского и Челмогорского монастырей, Лекшмозерья, Думина, Ожегово, Кенозерья и Кучепалды; 12.я дорога со стороны Макарьевской Хергозерской пустыни" - Энц. словарь "Карг. р-он Арх. обл".) и семи крестнвых ходов. Прежде на этом месте находилась часовня Животворящего Креста.

И все-таки нашелся человек, пытающийся оживить и воскресить память о монастыре - это Наталья Варшавская, внучка одного из последних жителей Челмы, живущая ныне в Северодвинске. Интерес к истории обители охватил ее настолько, что она собрала за два-три года массу материалов о монастыре, его настоятелях и иноках, начиная с преподобного Кирилла, и опубликовала их и у нас на сайте.

Весной-летом 2016 года на месте монастыря были произведены археологические раскопки. Среди участников экспедиции была и давний исследователь истории монастыря архитектор Наталья Варшавская.

Параллельно Наталья Варшавская работает над созданием 3D-модели Кирилло-Челмогорского монастыря. Еще одна перспективная работа - по заказу Кенозерского национального парка Н.Варшавская подготавливает  туристический маршрут "Тропа старца Кирилла" к месту расположения пустыни. Вдоль тропы на информационных стендах будет представлена 700-летняя летопись этого святого места.

21 декабря 2016 г. в Кенозерском национальном парке отметили 700-летие поселения в Лекшмозерье преподобного Кирилла Челмогорского. В день памяти святого состоялся крестный ход в Кирилло-Челмогорскую пустынь. В торжественных мероприятиях приняли участие сотрудники Кенозерского национального парка, представители администрации города Каргополя, Каргопольского района и Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея и др., в том числе паломники, сотрудники туристического бюро «Лаче» (г. Каргополь).

Дорога на Челму: 1) лодкой из Морщихинской или Орлово (не более 10 км); 2) пешком от Пудожской дороги, где теперь поставлен памятный крест (около 7 км).

Примечания:

1. Подборка материалов о Кирилло-Челмогорской пустыни - здесь.
2. Цветные фотографии - И.С.Демина.