НЕБЕСА |
РЕСТАВРАТОРЫ СПАСАЮТ "НЕБО" телесюжет |
КЕНОЗЕРСКИЕ «НЕБЕСА»
«Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.
«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8,12,14,15,16.
На этих рисунках из книги - В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972 - видны особенности конструкции перекрытия молельного помещения "небом".
В росписях Кенозерских «небес» присутствуют различные сюжеты. Есть небеса
с изображением Архангелов (Пахомиевская часовня в д. Карпово, Иоанна Богослова
в Зихново и др.), Апостолов (Введенская часовня в д. Рыжково, Трех Святителей
в д. Немята) и др., есть смешанные сюжеты.
15 «небес» – такова коллекция "небес" Кенозерского национального
парка - самая большая в России.
Расписные потолки имели распространение не только в часовнях, но и в больших
храмовых сооружениях – церквях. Особо уникальным явлением следует считать
наличие двух «небес» в одном памятнике: алтаре и храме (Порженский погост
и д.Филипповская)
Далее представляем краткие описания и фотографии небес
Кенозерского национального парка.
1. "Небо" в Зехнове (часовня Иоанна Богослова).
Время создания - конец XVIII века.
"Небо" состоит из 12 граней с
изображением архангелов, евангелистов и композиции "Распятие". Сохранилось в
полном составе.
В центральном медальоне - "Вседержитель", на
радиальных гранях - "Распятие" (на восточной грани), 4 евангелиста
и 7 архангелов. Вокруг центрального медальона - круг , составленный из
двенадцати чередующихся шестикарылых серафимов и херувимов, охраняющих
Спасителя. На четырех угловых гранях - серафимы.
Развертка расписного "неба" из часовни апостола Иоанна Богослова в д.Зехнова |
2. "Небо" в Рыжкове (часовня
Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи).
Время создания - конец XIX века.
14-гранный комплекс с изображением апостолов и
евангелистов, а также храмовых праздников.
На угловых гранях - херувимы. Центральный медальон отсутствует.
Сюжеты росписи: "Апостолы" на 11 гранях, "Распятие"
на средней восточной грани, "Рождество Иоанна Предтечи" и "Введение
Богородицы во храм" на соседних с "Распятием" гранях.
Развертка расписного "неба"
из часовни Введения Богородицы во храм в д.Рыжково |
3. "Небо" в Усть-Поче (часовня
Николая Чудотворца).
Время создания 1881 г.
Мастер - Федор
Захаров Иок.
12-гранное "небо" с изображением архангелов,
евангелистов. святого Николая и сцен жития св. Николая. Сохранилось
полностью. В центральеном медальоне - "Трпоица новозаветная". На угловых
гранях - серафимы.
Сюжет росписи: "Архангелы" и "Житие Николая Чудотворца". На гранях "неба"
помещены фигуры архангелов и евангелистов, однако вместо "Распятия" на
восточной грани - "Николай Чудотворец" - патрон часовни. В центральном круге
- Новозаветная троица. В нижней части каждой грани расположены клейма со
сценами из жития святого (Т.М.Кольцова).
Развертка расписного "неба" из часовни Николая Чудотворца в д.Усть-Поча. |
Подробнее о "небе в
Усть-Поче - см. здесь.
Подробнее о
Федоре Иоке.
4. "Небо" в Вершинино (часовня
Николая Чудотворца).
Время создания посл. треть XIX века. Мастер - Федор
Захаров Иок.
16-гранное "небо" с изображением архангелов,
евангелистов и Распятия. Сохранилось 13 радиальных граней, 1 угловая грань и
частично центральный медальон. Три угловые грани реконструированы.
Развертка расписного "неба" из часовни Николая Чудотворца в д.Вершинино |
5. "Небо"в Немяте (часовня Трех Святителей
Вселенских).
Время создания - конец XIX века.
"Небо" состоит из 16 радиальных граней и трех угловых граней (одна не
сохранилась). На радиальных гранях изображения апостолов, евангелистов, трех
святителей и праздников. В центре - изображение Вседержителя. Каждая
радиальная грань по вертикали поделена между тремя композициями, образуя
три сюжетных круга. Первый - сонм херувимов вокруг центрального клейма.
Ниже - широкий пояс с изображениями ростовых фигур: трех святителей,
двенадцати апостолов, композиции "Воскресение Христово". И последний круг -
двунадесятые праздники и сюжеты Богородичного цикла и страстей Христовых.
Развертка расписного "неба" из часовни Трех Святителей в д.Немята. |
"Небо" часовни - одно из самых сложных по программе и иконографии на всей территории Русского Севера.
Все сюжеты написаны маслом на золотом фоне, поэтому живопись производит праздничное впечатление и воспринималась, наверное, как иконостас, хотя и иконостас в часовне был.
Подробнее о "небе" в Немяте - см.
здесь.
6. "Небо" в Тырышкино (часовня вкм.
Параскевы)
Время создания - первая треть XIX века. Мастер - Стефан (Степан) Никитин
Кознов.
"Небо" состоит из 8 радиальных граней, центрального медальона и
четырех угловых граней. На радиальных гранях - архангелы и евангелисты попарно, в
центральном медальоне - Вседержитель, на угловых гранях - трубящие ангелы.
Развертка расписного "неба"
из часовни вкм. Параскевы в д.Тырышкино. |
7. "Небо" в Глазово (часовня Сошествия Святого Духа).
Время
создания - конец XIX - начало XX вв.
"Небо" в Глазове состоит из 16 граней с изображением апостолов,
архангелов и Распятия с предстоящими. Не сохранились 5 радиальных граней, все угловые грани.
Росписи "неба" в Глазово, по классификации Т.М.Кольцовой, относятся к смешанному типу, по которому
в росписи соседствуют апостолы и архангелы со всеми сопутствующими сюжетами.
Композиции "Распятие с предстоящими святыми" отведено три грани.
В центральном медальоне - "Троица Новозаветная".
Развертка расписного "неба" из часовни Сошествия Святого Духа в д.Глазово |
8. "Небо" в Тамбич-лахте (часовня
Рождества прсв. Богородицы).
Время создания - последняя четверть
XIX века.
Коплекс включает 15 радиальных граней с изображениями архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими святыми (на пяти гранях), прп. Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. В центральном медальоне - "Вседержитель", на 4-х угловых гранях - трубящие ангелы.
Развертка расписного "неба"
из часовни Рождества Прсв. Богородицы в д.Тамбич-Лахте. |
9. "Небо" в Карпове (часовня прп. Пахомия
Кенского).
Время создания - 1880-е годы.
Мастер - Федор
Захаров Иок.
В Карпове "небо" сохранилось полностью: 8 радиальных
граней с изображениями семи архангелов и композиции "Распятие", центральный
медальон "Саваоф" и 4 угловых грани с серафимами. Это самый сжатый
вариант традиционной композиции "Небесное воинство".
Развертка расписного "неба" из часовни прп. Пахомия Кенского в д.Карпова |
10. "Небо" в Минино (часовня Казанской
иконы
Божией Матери).
Время создания - последняя треть XIX века.
Мастер - Федор Захаров Иок.
Сохранились
все 16 радиальных граней с изображениями архангелов, евангелистов,
Богоматери и Св. Георгия, центральный медальон "Вседежитель", три угловые
грани (1 - полностью, 2 - во фрагментах), с изображениями серафимов.
К сожалению, неизвестно, когда и по какой причине "небо" было
разобрано. К началу 1980-х годов расколотые грани стояли в часовне хаотично на
полу.
11. "Небо" в алтаре церкви Происхождения Честных Древ
Животворящего Креста Господня в деревне Филипповской.
Время создания - 1880-е годы.
"Небо" состоит из 12
радиальных граней с изображением деисусной композиции. Не сохранились
центральный медальон и три угловые грани. На трех радиальных гранях
есть значительные утраты основы и живописи.
В основе живописной композиции - семифигурный Деисус, дополненный четырьмя евангелистами. На
восточной радиальной грани помещено изображение Вседержителя. На западной
грани - прп. Иоанн Лествичник, бывший, видимо, небесным покровителем
заказчика "неба" или строителя храма.
Развертка расписного "неба" из алтаря церкви в д.Филипповская. |
Развертка
расписного "неба" из молельного зала церкви в д.Филипповская |
13. "Небо" в алтаре церкви Георгия Победоносца
Порженского погоста (д.Федоровская).
Время создания
- конец XVIII века.
Из 8 радиальных граней с
изображением апостолов сохранилось 6.
Манера росписи "неба" близка к
"небесам" в часовне Иоанна Богослова в д. Зихновой и в Макарьевской
часовне в д. Фелоровская (Порженский погост).
Очевидно, они созданы одним художником или одной иконописной артелью.
"Небо" в алтаре Георгиевской церкви. Грани слева направо: 6,1,2,3,4,5 |
14. "Небо" в молельном зале церкви Георгия Победоносца
Порженского погоста (д.Федоровская).
Время создания -
середина XIX века.
Мастер - Павел Григорьев Максимов (1800 - после 1855).
8-гранное "небо" с попарным изображением архангелов, апостолов и
евангелистов. Сохранилось полностью, за исключением 3-х угловых граней.
Развертка расписного "неба"
в молельном зале Георгиевской церкви Порженского погоста |
15. "Небо" в часовне Тихвинской иконы Божией Матери в
Хвалинской (Орлово)
Время создания - конец XVIII века.
В
часовне 8-гранное "небо" с изображением ангелов. Сохранилось оно
полностью, за исключением 3-х угловых граней (одной - целиком,
двух - фрагментами). Это уникальный живописный комплекс.
Почти все
пространство радиальных граней занято изображением кучевых облаков,
написанных белой и голубой красками. На этом фоне изображены головки ангелов
с крыльями. В центральном круге Христос с благословляющими руками, от
которого должны исходить белые лучи. Порядок граней не определен.
Замечательное
исследование перекрытий "небом" в северных храмах и часовнях см. в книге:
Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера.
Архангельск. 1993 г.
Дополнительно на нашем сайте о "небесах"
:
1. Расписи"неба" в храмах Русского Севера (фрагменты из книги Т.М.Кольцовой).
2.
Кольцова Т.М. Расписные "небеса"
в культовых памятниках Кенозера.