НЕБЕСА

 

 КЕНОЗЕРСКИЕ «НЕБЕСА»

«Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.

«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8,12,14,15,16.

На этих рисунках из книги - В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972 - видны особенности конструкции перекрытия молельного помещения "небом".

В росписях Кенозерских «небес» присутствуют различные сюжеты. Есть небеса с изображением Архангелов (Пахомиевская часовня в д. Карпово, Иоанна Богослова в Зихново и др.), Апостолов (Введенская часовня в д. Рыжково, Трех Святителей в д. Немята) и др., есть смешанные сюжеты.

15 «небес» – такова коллекция "небес" Кенозерского национального парка - самая большая в России.  Расписные потолки имели распространение не только в часовнях, но и в больших храмовых сооружениях – церквях. Особо уникальным явлением следует считать наличие двух «небес» в одном памятнике: алтаре и храме (Порженский погост и д.Филипповская)

Далее представляем краткие описания и фотографии небес  Кенозерского национального парка.


1. "Небо" в Зехнове (часовня Иоанна Богослова).

Время создания - конец  XVIII века.

"Небо" состоит из 12 граней с изображением архангелов, евангелистов и композиции "Распятие". Сохранилось в полном составе. 

В центральном медальоне - "Вседержитель", на радиальных гранях  -  "Распятие" (на восточной грани), 4 евангелиста и 7 архангелов.  Вокруг центрального медальона - круг , составленный из двенадцати чередующихся шестикарылых серафимов и херувимов, охраняющих Спасителя. На четырех угловых гранях - серафимы.
 Развертка расписного "неба" из часовни апостола Иоанна Богослова   в д.Зехнова
Росписи сделаны в иконописной технике и в иконописных пропорциях. Фон и облака многократно поновлялись, но одежды и лики святых сохранились почти нетронутыми (Т.М.Кольцова).

"Небо" этой часовни - самое древнее в Кенозерье.
Подробнее о "небе в Зехнове - см. здесь.
 

2. "Небо" в Рыжкове (часовня Введения Богородицы во храм  и Рождества Иоанна Предтечи).

Время создания - конец XIX века.

14-гранный комплекс   с изображением апостолов и евангелистов, а также храмовых праздников. На угловых гранях - херувимы. Центральный медальон отсутствует.  Сюжеты росписи: "Апостолы" на 11 гранях, "Распятие" на средней восточной грани, "Рождество Иоанна Предтечи" и "Введение Богородицы во храм" на соседних с "Распятием" гранях.
 Развертка расписного "неба"
из часовни Введения Богородицы во храм  в д.Рыжково
Масляная живопись конца 19 века (Т.М.Кольцова).

Подробнее о "небе в Рыжкове - см. здесь.
 

3. "Небо" в Усть-Поче  (часовня Николая Чудотворца).

Время создания 1881 г.
Мастер - Федор Захаров Иок.

12-гранное "небо" с изображением архангелов, евангелистов. святого Николая и сцен жития св. Николая. Сохранилось полностью. В центральеном медальоне - "Трпоица новозаветная". На угловых гранях - серафимы.

Сюжет росписи: "Архангелы" и "Житие Николая Чудотворца". На гранях "неба" помещены фигуры архангелов и евангелистов, однако вместо "Распятия" на восточной грани - "Николай Чудотворец" - патрон часовни. В центральном круге - Новозаветная троица. В нижней части каждой грани расположены клейма со сценами из жития святого (Т.М.Кольцова).
 Развертка расписного "неба" из часовни  Николая Чудотворца  в д.Усть-Поча.
"Небо" в Усть-Поче - одно из самых сложных и уникальных по иконографии "небес"  Кенозерья, не имеет прототипов и единственное в своем роде.

Подробнее о "небе в Усть-Поче - см. здесь.
Подробнее о Федоре Иоке.


4. "Небо" в Вершинино (часовня Николая Чудотворца).

Время создания посл. треть XIX века. Мастер - Федор Захаров Иок.

16-гранное "небо" с изображением архангелов, евангелистов и Распятия. Сохранилось 13 радиальных граней, 1 угловая грань и частично центральный медальон. Три угловые грани реконструированы.

 Развертка расписного "неба" из часовни Николая Чудотворца  в д.Вершинино
Основу росписи составляют изображения архангелов и евангелистов. На восточной стороне - Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.  На соседних примыкающих гранях представлены святые  Мария Магдалина и Лонгин Сотник в молении кресту.  В центральерм медальоне - "Троицйа Новозаветная".

Масляная живопись 19 века.

Подробнее о "небе" в Вершинино - см. здесь.
 

5. "Небо"в Немяте (часовня Трех Святителей Вселенских).

Время создания - конец XIX века.

"Небо" состоит из 16 радиальных граней и трех угловых граней (одна не сохранилась). На радиальных гранях изображения апостолов, евангелистов, трех святителей и праздников. В центре - изображение Вседержителя. Каждая радиальная грань  по вертикали поделена между тремя композициями, образуя три сюжетных круга. Первый - сонм херувимов вокруг центрального клейма.  Ниже - широкий пояс с изображениями ростовых фигур: трех святителей, двенадцати апостолов, композиции "Воскресение Христово". И последний круг - двунадесятые праздники и сюжеты Богородичного цикла и страстей Христовых.
 Развертка расписного "неба" из часовни Трех Святителей  в д.Немята.

 "Небо" часовни - одно из самых сложных по программе и иконографии на всей территории Русского Севера.

Все сюжеты написаны маслом на золотом фоне, поэтому живопись производит праздничное впечатление и воспринималась, наверное, как иконостас, хотя и иконостас в часовне был.

Подробнее о "небе" в Немяте - см. здесь.

В самой часовне сейчас небеса не установлены. Доски небес после реставрации можно посмотреть в Вершинино в "Рухлядном амбаре" - так называется экспозиция музейного фонда Кенозерского Парка.


6. "Небо" в Тырышкино
(часовня вкм. Параскевы)

Время создания - первая треть XIX века. Мастер - Стефан (Степан) Никитин  Кознов.

"Небо" состоит из 8 радиальных граней, центрального медальона и четырех угловых граней. На радиальных гранях - архангелы и евангелисты попарно, в центральном медальоне - Вседержитель, на угловых гранях - трубящие ангелы.
 Развертка расписного "неба"
из часовни вкм. Параскевы  в д.Тырышкино.
Подробнее о "небе" в Тырышкино см. здесь.

7. "Небо" в Глазово (часовня Сошествия Святого Духа).

Время создания  - конец XIX - начало XX вв.

"Небо" в Глазове состоит из 16 граней с изображением апостолов, архангелов и Распятия с предстоящими. Не сохранились 5 радиальных граней, все угловые грани.

Росписи "неба" в Глазово, по классификации Т.М.Кольцовой, относятся к смешанному типу, по которому в росписи соседствуют апостолы и архангелы со всеми сопутствующими сюжетами. Композиции "Распятие с предстоящими святыми" отведено три грани. В центральном медальоне - "Троица Новозаветная".
 Развертка расписного "неба" из часовни Сошествия Святого Духа  в д.Глазово
Роспись "неба" выполнена в традициях академической живописи. Это живопись 19 века прямо по древесной основе или очень тонкому левкасу (Т.М.Кольцова).

Подробнее о "небе" в Глазове см. здесь.

8.  "Небо" в Тамбич-лахте (часовня Рождества прсв. Богородицы).

Время создания - последняя четверть XIX века.

Коплекс включает 15 радиальных граней с изображениями архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими святыми (на пяти гранях), прп. Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. В центральном медальоне - "Вседержитель", на 4-х  угловых гранях - трубящие ангелы. 
 Развертка расписного "неба"
из часовни Рождества Прсв. Богородицы  в д.Тамбич-Лахте.
Раньше (Э.С.Смирнова) над входом в часовню можно было видеть дату "1883", которая, видимо, определяла дату сооружения часовни. Эта надпись не сохранилась.

Для Каталога кенозерских небес и часовен можно показать фотомакет "неба" из часовни в Тамбич-лахте, сделанный  и опубликованный Парком.
Подробнее о "небе" в Тамбич-Лахте см. здесь.


9.  "Небо" в Карпове (часовня прп. Пахомия Кенского).

Время создания - 1880-е годы.
Мастер - Федор Захаров Иок.

В Карпове "небо" сохранилось полностью: 8 радиальных граней с изображениями семи архангелов и композиции "Распятие", центральный медальон "Саваоф" и 4 угловых грани с серафимами.  Это самый сжатый вариант традиционной композиции "Небесное воинство".
 Развертка расписного "неба" из часовни прп. Пахомия Кенского в д.Карпова
Подробнее о "небе" в Карпове см. здесь.


10. "Небо" в Минино (часовня Казанской иконы  Божией Матери).

Время создания - последняя треть XIX века.
Мастер - Федор Захаров Иок.    

Сохранились все 16 радиальных граней с изображениями архангелов, евангелистов, Богоматери и Св. Георгия, центральный медальон "Вседежитель", три угловые грани (1 - полностью, 2 - во фрагментах), с изображениями серафимов.

К  сожалению, неизвестно, когда и по какой причине "небо" было разобрано.  К началу 1980-х годов расколотые грани стояли в часовне хаотично на полу.

 Подробнее о "небе" в Минино - см. здесь.


11.  "Небо" в алтаре церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня  в деревне Филипповской.

Время создания - 1880-е годы.  

"Небо" состоит из 12 радиальных граней с изображением деисусной композиции. Не сохранились центральный медальон и три угловые грани.  На трех радиальных гранях есть значительные утраты основы и живописи.

В основе живописной композиции - семифигурный Деисус, дополненный четырьмя евангелистами. На восточной радиальной грани помещено изображение Вседержителя. На западной грани - прп. Иоанн Лествичник, бывший, видимо, небесным покровителем заказчика "неба" или строителя храма.
 Развертка расписного "неба" из алтаря церкви в д.Филипповская.
Подробнее о "небе" в алтаре церкви в д. Филипповской - см. здесь.


12. "Небо" в молельном зале церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня  в деревне Филипповской.

Время создания - 1880-е годы.

На 16-гранном "небе" изображения архангелов, апостолов, евангелистов и избранных святых. В композиции "Распятие" - объемный деревянный крест. На четырех угловых гранях - трубящие ангелы.
Развертка расписного "неба" из молельного зала церкви в д.Филипповская
Подробнее о "небе" в молельном зале церкви в д. Филипповской - здесь.


13.  "Небо" в алтаре церкви Георгия Победоносца Порженского погоста (д.Федоровская).

Время создания - конец XVIII века.
Из 8 радиальных граней с изображением апостолов сохранилось 6.

Манера росписи "неба" близка к "небесам" в часовне Иоанна Богослова в д. Зихновой и в  Макарьевской часовне в д. Фелоровская (Порженский     погост). Очевидно, они созданы одним художником или одной иконописной артелью.
"Небо" в алтаре Георгиевской церкви.
Грани слева направо: 6,1,2,3,4,5
Подробнее о "небе" в алтаре Георгиевской церкви см. здесь.


14. "Небо" в молельном зале церкви Георгия Победоносца Порженского погоста (д.Федоровская).

Время создания - середина XIX века.
Мастер - Павел Григорьев Максимов (1800 - после 1855).

8-гранное "небо" с попарным изображением архангелов, апостолов и евангелистов.  Сохранилось полностью, за исключением 3-х угловых граней.
 Развертка расписного "неба" в молельном зале 
Георгиевской церкви Порженского погоста
В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани - Распятие с предстоящими святыми.  На остальных гранях - попарно стоящие апостолы и евангелисты. На угловых гранях были трубящие ангелы (сохранились на одной).

Подробнее о "небе" в молельном зале Георгиевской церкви Порженского погоста см. здесь.


15. "Небо" в часовне Тихвинской иконы Божией Матери в Хвалинской (Орлово)

Время создания - конец XVIII века.

В часовне 8-гранное "небо"  с изображением ангелов. Сохранилось оно полностью,  за исключением  3-х угловых граней (одной - целиком, двух - фрагментами). Это уникальный живописный комплекс.

Почти все пространство радиальных граней занято изображением кучевых облаков, написанных белой и голубой красками. На этом фоне изображены головки ангелов с крыльями. В центральном круге Христос с благословляющими руками, от которого должны исходить белые лучи. Порядок граней не определен.
Подробнее о "небе в Хвалинской (Орлове) см. здесь.

Замечательное исследование перекрытий "небом" в северных храмах и часовнях см. в книге: Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск. 1993 г.

Дополнительно на нашем сайте о "небесах" :

1. Расписи"неба" в храмах Русского Севера (фрагменты из книги Т.М.Кольцовой).
2.
Кольцова Т.М. Расписные "небеса" в культовых памятниках Кенозера.