< Кенозерье

 КЕНОЗЕРСКОЕ "НЕБО" ВОССТАНОВЛЕНО В МОСКВЕ
(из газеты "Кенозерье" №3-4 2018 г.)


В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отметил 100-летний юбилей. Ключевым событием юбилейного года стала выставка «Век ради вечного», представляющая результат многолетней работы всех мастерских Центра, а также трёх его филиалов в Архангельске, Вологде и Костроме.

«На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря было показано отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, расположенной на территории Кенозерского национального парка в деревне Хвалинская" (входит в д.Орлово - М.З.), на берегу Лекшмозера.
"Небо" Тихвинской часовни на выставке в Центре И.Э.Грабаря.
Среди 150 экспонатов выставки лекшмозерское «небо» выделялось своей необычностью, монументальностью. Несмотря на то, что это уже второе «небо» из Кенозерья, представленное искушённой московской публике, для многих посетителей выставки оно стало настоящим открытием.

«Небо» для часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская, расположенной на берегу озера Лекшмозеро, было написано в конце XVIII века. Его иконография уникальна: почти всё пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи  каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на Север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.
Радиальная грань "Неба" до реставрации.
В советские годы часовня превратилась в магазин, а «небеса» были забелены. В 1980-х годах побелку, видимо, отмыли, что привело к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Деревянную основу сильно повредил жук-точилыцик.

Восстановлением «неба» занималась целая бригада реставраторов в течение двух лет.

«У нас были две сложные проблемы, — рассказал художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения».

Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Были разработаны многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани.
Фрагменты "неба" Тихвинской часовни после реставрации.
А благодаря технологам из Италии  впервые в российской практике при реставрации использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температур. Для укрепления живописного слоя и тонирования утрат были использованы пигменты, которые обычно используются для пастели.

Это уже десятое кенозерское «небо», отреставрированное специалистами ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря. После участия в выставке «небо» можно будет увидеть в музее «Рухлядный амбар» в Вершинино.


Примечания:
1. Перепечатка из эколого-просветительской газеты "Кенозерье", №3-4 за 2018 г.
2. С небольшой правкой текста.
3. Автор  текста в газете не указан.