Расписное "НЕБО"
в часовне
великомученицы ПАРАСКЕВЫ
деревни ТЫРЫШКИНО
Справка:
8-гранное "небо" с изображениями
архангелов и евангелистов.
Сохранилось полностью.
Время создания -
первая треть XIX века.
Композиция росписи традиционна: Распятие, архангелы и евангелисты.
Святые изображены на "небе" попарно, что можно увидеть и в других памятниках
Кенозерья, в частности, в Георгиевской церкви
Порженского погоста.
|
Развертка расписного "неба"
из часовни вкм. Параскевы в д.Тырышкино. |
Однако есть ряд особенностей, которые отличают
эту роспись. Архангел Селафиил и евангелист Матфей изображены на "небе"
дважды, видимо, для соблюдения парного числа персонажей на гранях.
Написание ряда имен на росписи отличается от общепринятых норм, например,
"Егудиил" вместо "Иегудиил", "Стихиил" вместо
"Сихаил". Имя евангелиста Марка звучит как "Марко",
Объснить это можно тем,
что в качестве образцов использовались картины западноевропейских художников
и иллюстрированные Библии, широко вошедшие в практику иконописцев в XIX
веке.
Фрагменты "неба"
слева: Селафиил и Рафаил, Саваоф, Гавриил и Матфей. |
Схема расположения
граней "неба":
|
1 -
Вседержитель.
2 - Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. 3 -
Евангелист Матфей и архангел Гавриил. 4 - Архангелы Иегудиил
("Егудилъ") и Уриил. 5 - Евангелист Лука и архангел Селафиил
("Серафiилъ"). 6 - Евангелист
Матфей и архангел Сихаил ("Стихилъ"). 7 - Архангел Варахиил и
евангелист Марк ("Марко"). 8 - Архангелы Селафиил и Рафаил с Товией.
9 - Евангелист Иоанн Богослов и архангел Михаил. 10,11,12,13 -
Трубящие ангелы. |
Стилистическое единство "неба" из Тырышкино с рядом
атрибутированных северных икон позволяет утверждать, что автором росписи
"неба" был Стефан (Степан) Никитин Кознов, крестьянин князя
Б.А.Лобанова-Ростовского из "деревни Сергеевой Воздвиженской
вотчины Вязниковского уезда" Владимирскрй губернии.
Кознов много лет
активно работал на Русском Севере. С 1814 по 1831 гг. он писал и "исправлял"
иконы в Антониево-Сийском монастыре, а также в нескольких храмах
Холмогорского и Шенкурского уездов. Его кисти принадлежат иконы пятиярусного
иконостаса для Сретенской церкви Заостровского прихода под Архангельском, им
выполнены три иконостаса для деревянных церквей "новокрещеных самоедов",
построенных в ненецкой тундре, и т.п. Кознов писал иконы "греческим
письмом", что с точки зрения официальной церкви
означало искусную и грамотную живопись, соединявшую правила академического
письма с византийской иконографией.
Несмотря на владение
классическими образцами Стефан Кознов упрощает форму и образ. Облака,
на которых стоят святые, выглядят как массивный бесформенный
постамент. Традиционные символы евангелистов выглядят иногда наивно,
Например, лев - символ Марка - изображен с человеческим лицом, телец -
символ святого Луки - больше похож на крестьянску корову. Они "по-домашнему"
выглядывают из-за фигур евангелистов.
|
|
Расписные перекрытия в форме
"неба" в начале XIX века становятся популярными. Даже в тех деревянных
церквах, где их не было, плоские потолки меняют на "небеса". Письменные
источники упоминают имена нескольких иконописцев, создававших "небеса" в
первой половине XIX века на сопредельных с Кенозерьем территориях. Это
священник Иоанн Васильев из Вытегорского уезда, Максим Яковлев Ефимов из
Олонецкого уезда. Аналогичные заказы выполняли и приезжие иконописцы из
соседних губерний (Архангельской, Владимирской), получившие
разрешение северных духовных властей. Одним из таких мастеров и был
Стефан Никитин Кознов.
Примечания:
1. Текст, схема граней и фотографии - из книги "Небеса
и окрестности Кенозерья", Программа "Первая публикация", 2009 г.
и из архива сайта.
2. Текст
с небольшими поправками.