Из книги "Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки,
иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие
историко-культурный ландшафт
Национального парка "Кенозерский".
Программа "Первая публикация", 2009 - с разрешения издателя.
РЕСТАВРАЦИЯ «НЕБА» ИЗ ЧАСОВНИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В УСТЬ-ПОЧЕ
Реализация каждого конкретного проекта победителей конкурса «Первая публикация» редко ограничивается лишь подготовкой издания, часто впервые публикуемые раритеты нуждаются в срочных реставрационных работах. Подготовка книги о культурных памятниках Кенозерского национального парка – яркий тому пример.
Заявка парка, присланная на конкурс «Первая публикация» открыла новую страницу в изучении северорусских «небес». На расписном потолке Никольской часовни в поселке Усть-Поча была обнаружена надпись с указанием имени мастера и времени создания росписи – уникальный случай в традиции создания «небес»... Эта находка стала непосредственным поводом к созданию книги о церквях, часовнях и «небесах» Национального парка «Кенозерский» .
Как следует из надписи, «небеса» были исполнены 17-летним мастером Фёдором Иоком в 1881 году. Более века они находились в часовне и покинули своё место только с началом её реставрации в 2008-м. После окончания реставрационных работ расписной потолок будет возвращён обратно – необходимо сохранить первоначальное архитектурно-живописное единство уникального историко-художественного объекта – деревенской часовни. Именно такими памятниками, которых на всей территории Русского Севера сохранилось около полутора десятков, и славится Кенозерье.
Когда стало очевидно, что в восстановлении нуждается не только сама часовня, но и «небо», много десятилетий подвергавшееся воздействию температурных перепадов, влажности и иных неблагоприятных условий, Издательская программа компании «Интеррос» при поддержке своего давнего партнёра – Гуманитарного проекта Ивана Полякова, организовала реставрацию живописного комплекса в ведущем реставрационном центре страны – Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) в Москве. Впоследствии реставрация этого памятника была включена в Федеральную программу «Культура России» (2009) и часть финансирования осуществлялась из государственных средств.
Сотрудники ВХНРЦ в сложных условиях готовили грани к транспортировке. В осеннее перепутье, когда уже не действовала автомобильная переправа, на лодках переправляли их через Онегу. В конце 2008 года «небо» из Усть-Почи было доставлено в Москву, где к его восстановлению приступили ведущие специалисты.
Марина Скутте,
художник-реставратор высшей категории ВХРНЦ им.И.Грабаря
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕСТАВРАЦИИ КОМПЛЕКСА
РАСПИСНЫХ «НЕБЕС»
ИЗ ЧАСОВНИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В УСТЬ-ПОЧЕ
(с небольшими сокращениями)
Реставрация комплекса потребовала от сотрудников ВХНРЦ необычных методов организации работы. Необходимо было укрепить древесину и отреставрировать живопись целого ансамбля из 12 радиальных, 4 угловых граней и центрального медальона.
Грани были подвергнуты тотальной антисептической обработке для уничтожения плесени, поразившей все фрагменты, и размещены в помещениях отдела древнерусской темперной живописи.
Перед началом реставрационных работ были проведены необходимые химические исследования покровного слоя, красочных слоёв и грунта. По результатам анализов удалось выявить все технологические особенности подготовки досок к работе, определить состав связующего живописи и грунта, а также уточнить цветовую палитру художника.
Состояние сохранности комплекса при поступлении на реставрацию можно было охарактеризовать как аварийное. Особенно это касалось деревянной основы нескольких радиальных граней и двух угловых. Вероятно, они в течение длительного времени находились в том месте, где в крыше часовни имелась протечка. Вода стекала по тыльной стороне икон, задерживаясь на выступающих частях шпонок, а затем накапливалась в месте нижней опоры и крепления досок к горизонтальным тяблам. В результате постоянного воздействия воды древесина в этих местах деструктировалась настолько, что на отдельных участках превратилась в труху. Конструктивная целостность щитов всех граней также оказалась нарушенной вследствие постоянного нахождения «неба» во влажном помещении: полусгнившие шпонки уже не могли удерживать доски между собой, и они постепенно расходились по склейке на отдельные составляющие. Таким образом, самая кропотливая и многодельная фаза реставрации комплекса пришлась как раз на укрепление разрушенной древесины и восстановление основы.
Реставрацию «небес» провели сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря:
Бучило Евгений Игоревич – художник-реставратор 1 категории,
Занозин Виктор Владимирович – художник-реставратор 1 категории,
Милова Татьяна Александровна – художник-реставратор высшей категории,
Миронова Лариса Александровна – художник-реставратор высшей категории,
Мосунова Татьяна Максимовна – художник-реставратор высшей категории,
Наумова Марина Васильевна – художник-реставратор высшей категории,
Носов Роман Леонидович – художник-реставратор 1 категории,
Рыжакова Елена Валентиновна – художник-реставратор высшей категории,
Скутте Марина Александровна – художник-реставратор высшей категории,
Смирнов Артемий Игоревич – художник-реставратор 2 категории,
Субочев Сергей Анатольевич – художник-реставратор 1 категории,
Тяпкина Ирина Николаевна – художник-реставратор 2 категории,
Царегородцев Фёдор Демьянович – художник-реставратор 2 категории,
Цируль Галина Владимировна – художник-реставратор высшей категории.
В подготовке составов для укрепления разрушенной древесины, а также рекомендаций по антисептированию участвовали сотрудники отдела химической технологии ВХНРЦ:
Ерёмина Ирина Михайловна – заведующая отделом,
Гирш Татьяна Анатольевна – старший научный сотрудник отдела,
Тимофеева Нина Ивановна – старший научный сотрудник,
Дислер Елена Николаевна – миколог.
Исследование связующего живописи и левкаса проводила сотрудник отдела физико-химических исследований, к.х.н. Хайбуллина Елена Ахметовна.
Фотографии Виктора Хабарова.