Расписное "НЕБО"
в часовне СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА
деревни ГЛАЗОВО

Справка:
16-гранное"небо" с изображением апостолов, архангелов и композиции "Распятие".
Не сохранились 5 радиальных граней, центральный медальон, все угловые грани
Высота граней - от 1,75 м до 2,8 м
Время создания - конец XIX-начало XX века.

Предисловие из интернета:
"На момент начала реставрации глазовского «неба» в 1998 году отсутствовали пять радиальных и все угловые грани. Но у  расписного «неба» оказалась счастливая судьба. В течение нескольких лет иконные доски во фрагментарном состоянии возвращались в музейный фонд Парка.
В 2013 году в деревне Рыжково у одного из домов была обнаружена грань с изображением архангела Гавриила, в 2015 году Ирина Владимировна Горячева из города Архангельска принесла часть доски с ликом архангела Варахиила, затем случайно были обнаружены грани с образом архангела Михаила и части угловых парусов".
И последняя находка 2018 г. - найденный С.А.Амосовым шестикрылый серафим для одной из утраченных граней."

В программу  росписи "неба" часовни в Глазово включены фигуры архангелов и апостолов. Композиции "Распятие с предстоящими" отведено три грани. Центральную группу - Распятие, Богоматерь и апостол Иоанн Богослов - с боковых сторон окружают грани с Марией Магдалиной и Лонгином Сотником (эта грань не сохранилась).
 Развертка расписного "неба" из часовни Сошествия Святого Духа  в д.Глазово
Наиболее выразительны образы евангелистов. Авторы Евангелий, представленные со свитками в руках, восседают на высоких прямоугольных табуретах. Их символы помещены в верхних частях граней и заключены в белое обрамление из ангельских крыльев и облаков.
Фрагменты "неба" слева: евангелисты Иоанн Богослов и  Лука, архангел Уриил.
В качестве образцов иконописец использовал аналогичные сюжеты стенописи храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1860-е годы Е.С.Сорокиным (1821-1892). Росписи храма неоднократно использовались в качестве образцов и другими русскими художниками.

Роспись выполнена в конце XIX-начале XX вв. в традициях академической живописи. На насыщенном голубом фоне особенно парадными выглядят белые одежды ангелов. Атрибуты архангелов и апостолов - сосуд, меч, книги - усиливают выразительность движения рук. Обращает на себя внимание разнообразие драпировок, изображенных художником с большим мастерством.

Схема расположения граней "неба":
1 - Центральный медальон "Троица Новозаветная"
. 2 - Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом
. 3 - Евангелист Иоанн Богослов
 4 - Апостол Павел.
5 - Архангел Уриил
6 - Евангелист Лука 
7. - Архангел Рафаил
. 8 - Евангелист Марк
9 - Архангел Селафиил
10 - Апостол Петр
11 -Евангелист Матфей
12 Мария Магдалена.

Еще немного о росписи "неба" в Глазово  см. здесь.

 Имя живописца стало известно сранительно недавно, когда был обнаружен авторский оттиск его имени на одной из икон: «Иконописец Ф.С.Боровский Ошевенск Каргопольского уезда»,

Этим же живописцем был выполнен и другой значительный ансамбль - иконостас часовни прп. Антония Сийского в деревне Поромское.

Реставрация и укрепление живописи небес проводились в 1994 г., в 1999 г. и в 2007 г.

В июле 2003 г. после реставрации. в Глазовской часовне вновь установлены  "небеса".


Примечания:

1. Текст, схема граней и фотографии - из книги "Небеса и окрестности Кенозерья". Программа "Первая публикация", 2009 г.
2. Текст с небольшими поправками.
3. Наличие медальона с "Троицей" противоречит сообщению в статье, что он не сохранился (в справке)