Расписное "НЕБО"
в часовне
ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВСЕЛЕНСКИХ
деревни НЕМЯТА
Справка:
16-гранное "небо" с изображением
апостолов, евангелистов, Трех Святителей и праздников.
Время создания -
конец XIX века.
Сохранились полностью, кроме одной угловой грани.
Размер четверика в свету 493х505 см
"Небо" часовни Трех Святителей, написанное на 16 гранях - одно из самых
сложных по программе и иконографии на всей территории Русского Севера. В
центре изображен Вседержитель, каждая грань поделена по вертикали между
тремя композициями, образующими как бы три сюжетных круга.
|
Развертка расписного "неба"
из часовни Трех Святителей в д.Немята. |
Первый круг - вокруг центрального медальона -традиционный сонм херувимов.
Ниже - широкий живописный пояс из фигур во весь рост: три святителя,
двенадцать апостолов, композиция "Воскресение Христа". Последний круг
- двунадесятые праздники, сюжеты Богородичного цикла и страстей
Христовых. Композиция "Воскресение Христово" помещена на той
радиальной грани "неба", которая расположена над центром иконостаса.
|
"Небо" часовни Трех Святителей в д.Немята. Фото Т.М.Кольцовой, 1981 г. |
Посвящение часовни Трем Святителям послужило основанием для введения в
программу росписи образов святых Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста.
Фрагменты "неба":
слева - "Рождество Христово", "Вход в Иерусалим", "Василий Великий". |
В основе живописи - традиция
поздней классики, искавшей образцы в античном искусстве эпохи
Возрождения. Роспись в Немяте отличается хорошим профессиональным рисунком,
построенным на знании академических образцов. Необычный золотой фон, не
свойственный палитре "небес", придает росписи в Немяте своеобразный ореол
значимости и парадности, однако налета провинциальности в живописи нет.
Схема расположения граней:
1-Вседержитель. |
2-Воскресение Христово. -Распятие |
3-Апостол Павел. -Снятие с креста. |
4-
Евангелист Матфей.
-Вход в
Иерусалим. |
5-Апостол
Симон. -Преображение. |
6-Евангелист
Марк. -Успение Богоматери. |
7-
Апостол Варфоломей.  -Введение Богоматери
во храм. |
8-
Апостол Фома.
-Рождество Богоматери. |
9-
Григорий Богослов. -Воздвижение креста. |
10-
Василий Великий.
-Уверение Фомы. |
11-
Иоанн Златоуст. -Благовещение. |
12-
Апостол Филипп. -Рождество Христово. |
13-
Апостол Иаков.
-Сретение. |
14-
Евангелист Лука.
-Богоявление. |
15-
Апостол Андрей Первозванный
-Троица. |
16-
Евангелист Иоанн
Богослов.
-Вознесение. |
17-
Апостол Петр. -Положение во гроб |
18, 19, 20
-Херувимы. |
К росписи в Немяте близки по иконографии и стилю еще два
кенозерских "неба" конца XIX - нач. XX века: в часовнях Введения
Богоматери во храм в д.Рыжкове и Рождества Иоанна Предтечи в
д.Тамбич-лахте.
Имеющиеся на сегодня данные позволяют предположить,
что "небеса" в Тырышкино и Немяте созданы семейной артелью иконописцев
Катиновых, выходцев из крестьян Вологодской губернии. Отец этого семейства
открыл в Архангельске иконописную мастерскую, где принимались заказы
"на исполнение художественной церковной и иконостасной живописи и
иконописи". Известно, что Дмитрий Капитонович Катинов обучался в
Академии художеств в Санкт-Петербурге, а его сыновья Иван и Константин
учились в одной из профессиональных школ в Центральной России.
Иван
Дмитриевич Катинов был широко известен на Севере своими иконописными
работами, которые современники отмечали как образцы "хорошего греческого"Я письма и
"изящной работы". Иван был компаньоном своего отца, а затем и преемником.
Нельзя исключить того, что с деятельностью артели Катиновых
связаны еще два кенозерских комплекса - "небо" в Рыжкове и иконостас в
Минино. Созданные несколько позже, на рубеже XIX - XX вв., они стилистически
близки к памятникам в Немяте и Тамбич-Лахте.
Примечания:
1. Текст, схема граней и фотографии - из книги "Небеса
и окрестности Кенозерья". Программа "Первая публикация", 2009 г.
2. Текст
с небольшими сокращениями и изменениями.