Расписное "НЕБО"
в часовне ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВСЕЛЕНСКИХ 
деревни НЕМЯТА

Справка:
16-гранное "небо" с изображением апостолов,  евангелистов, Трех Святителей и праздников.
Время создания - конец XIX века.
Сохранились полностью, кроме одной угловой грани.
Размер четверика в свету 493х505 см

"Небо" часовни Трех Святителей, написанное на 16 гранях - одно из самых сложных по программе и иконографии на всей территории Русского Севера. В центре изображен Вседержитель, каждая грань поделена по вертикали между тремя композициями, образующими как бы три сюжетных круга. 
 Развертка расписного "неба" из часовни Трех Святителей  в д.Немята.
Первый круг - вокруг центрального медальона -традиционный сонм херувимов. Ниже - широкий живописный пояс из фигур во весь рост: три  святителя, двенадцать апостолов, композиция "Воскресение Христа".  Последний круг -  двунадесятые праздники, сюжеты Богородичного цикла и страстей Христовых. Композиция  "Воскресение Христово" помещена на той радиальной грани "неба", которая расположена над центром иконостаса.
 "Небо" часовни
 Трех Святителей  в д.Немята. Фото Т.М.Кольцовой, 1981 г.
Посвящение часовни Трем Святителям послужило основанием для введения в программу росписи образов святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Фрагменты "неба": слева - "Рождество Христово", "Вход в Иерусалим",  "Василий Великий".
В основе живописи - традиция поздней классики, искавшей образцы в античном искусстве эпохи  Возрождения. Роспись в Немяте отличается хорошим профессиональным рисунком, построенным на знании академических образцов. Необычный золотой фон, не свойственный палитре "небес", придает росписи в Немяте своеобразный ореол значимости и парадности, однако налета  провинциальности в живописи нет.

Схема расположения граней:
1-Вседержитель. 2-Воскресение Христово.
 -Распятие
3-Апостол Павел.
 -Снятие с креста.
4- Евангелист Матфей.
 -Вход в Иерусалим.
5-Апостол   Симон.  
 -Преображение.
6-Евангелист Марк.
 -Успение Богоматери.
7- Апостол Варфоломей. 
 -Введение Богоматери

 во храм.
8- Апостол Фома. 
 -Рождество Богоматери.
9- Григорий Богослов. 
 -Воздвижение креста.
10- Василий Великий.
 -Уверение Фомы.
11- Иоанн Златоуст. 
-Благовещение.
12- Апостол Филипп.
 -Рождество Христово.
13- Апостол Иаков. 
 -Сретение.
14- Евангелист Лука.
 -Богоявление.
15- Апостол Андрей Первозванный
 -Троица.
16- Евангелист Иоанн Богослов. 
 -Вознесение.
17- Апостол Петр.  
 -Положение во гроб
18, 19, 20
 -Херувимы.

К росписи в Немяте близки по иконографии и стилю еще два кенозерских "неба" конца XIX - нач. XX века:  в часовнях Введения Богоматери во храм в д.Рыжкове и  Рождества Иоанна Предтечи в д.Тамбич-лахте.

Имеющиеся на сегодня данные позволяют предположить, что "небеса" в Тырышкино и Немяте созданы семейной артелью иконописцев Катиновых, выходцев из крестьян Вологодской губернии. Отец этого семейства открыл в Архангельске иконописную мастерскую,  где принимались заказы "на исполнение художественной церковной и иконостасной живописи и иконописи". Известно, что Дмитрий Капитонович Катинов обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а его сыновья Иван и Константин учились в одной из профессиональных школ в Центральной России.
Иван Дмитриевич Катинов был широко известен на Севере  своими иконописными работами, которые современники отмечали как образцы "хорошего греческого"Я письма и "изящной работы". Иван был компаньоном своего отца, а затем и преемником.

Нельзя исключить того, что  с деятельностью артели Катиновых связаны еще два кенозерских комплекса - "небо" в Рыжкове и иконостас в Минино. Созданные несколько позже, на рубеже XIX - XX вв., они стилистически близки к памятникам в Немяте и Тамбич-Лахте.

  
Примечания:
1. Текст, схема граней и фотографии - из книги "Небеса и окрестности Кенозерья". Программа "Первая публикация", 2009 г.
2. Текст с небольшими сокращениями и изменениями.