Из книги "Небеса и часовни Кенозерья. Расписные потолки,
иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие
историко-культурный ландшафт
Национального парка "Кенозерский".
Программа "Первая публикация", 2009 - с разрешения издателя

Е.Ф.Шатковская
директор национального парка "Кенозерский"

КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Kenozero national park by E.Shatkovskaja

(с сокращением)

Светлой памяти Анны Фёдоровны Силуяновой,
жительницы деревни Семёново

1 Вступление
2 История создания Кенозерского национального парка
3 История освоения Кенозерья
4 Монастыри и пустыни
5 Культурные ландшафты
6 Система расселения
7 "Деревенские святыни"
8 Духовная культура
9 "Не только сказки..."
10 "Тем, кто часовен не сберег...."
11 "Где родился, там и Иерусалим"

3 История освоения Кенозерья

История освоения края уходит в глубокую древность. Результаты археологических исследований 1860–1870-х – начала 2000-х годов (их  вели В.Ф.Миллер, И.С.Поляков, К.В.Марков, М.Е.Фосс, А.А.Куратов, А.Я.Мартынов, С.В.Ошибкина, В.С.Бузин, А.Г.Едовин и  др.) свидетельствуют о том, что первые люди появились в этих лесных местах в IV тысячелетии до н.э. Обнаруженные кремневые стрелы и топоры, скребки для выделки шкур и другие орудия быта могли уже принадлежать людям высокой материальной культуры.

Возможно, что человек познакомился с этими местами ещё раньше, в эпоху мезолита, в VII–VI тысячелетии до н.э. Движение северной группы волго-окских племён в «озёрный край», где сформировались каргопольская, карельская и беломорская культуры, продолжался в течение II–I тысячелетия до н.э. Набор найденных предметов характерен для племён ямочно-гребенчатой керамики эпохи неолита, что, по мнению археологов, связано с появлением здесь населения из Волго-Окского междуречья. Племена каргопольской культуры – охотники и рыболовы – в ещё большей степени, чем пришедшие им на смену славяне, зависели от природных условий освоенного региона и прежде всего от рек. Основными занятиями древнего населения были таёжная охота, озёрное и речное рыболовство. Жители каргопольских стоянок охотились преимущественно на бобра (он употреблялся в пищу), лося, северного оленя, медведя, куницу и выдру. Для этого уровня развития характерна включённость в природную среду и отсутствие тенденций к активному изменению ландшафта.

В VI–VIII веках заселявшие эти земли протосаамы вытесняются финно-угорскими племенами (по славянски – чудь). До сих пор финно-угорская речь слышна во многих названиях: Чаженьга, Майлахта, Тамбич-Лахта, Чёлма. До сих пор здесь поминают «чудские ямы» и «чудские могильники». Финно-угорские племена были немногочисленны. Они не строили больших поселений, их природопользование было ориентировано на охоту и рыболовство.

Особый период в истории Русского Севера связан с включением в состав Древнерусского государства в XI–XII веках огромных северных территорий и первым славянским заселением. В сложных процессах миграционного движения на Север из новгородских земель вместе со славянами участвовали неоднородные этнические группы – славянизированные и аборигенные балтийские и финно-угорские группы. Местное финно-угорское население не истреблялось и не изгонялось – происходил постепенный процесс ассимиляции. Финно-угорская и славянская культуры начинают активно взаимодействовать. Происходит формирование своеобразной местной культуры, создание самобытного хозяйственно-культурного уклада жизни и этико-эстетической системы мировоззрения в результате взаимодействия элементов финно-угорской культуры «леса» и славянской культуры «поля».

Первоначально расселение, имевшее низкую плотность, было привязано к основным гидрографическим сетям, поэтому на первом этапе закладывается сеть водно-волоковых путей, связывающая Новгород и  Ростов Великий с  северной периферией Восточной Европы. В целом на территории Кенозерья в XI–XII веках коренное население уже восприняло русский язык, культуру производства и быта. В редких случаях оно отступало в глубинные районы, где сохраняло дохристианский образ жизни. На усиление миграционных процессов в ранней стадии могло повлиять крещение языческой Руси и продолжительный период адаптации населения к новой религии. Древние народы, приходившие и уходившие, оставляли после себя обряды, традиции, ремёсла, орудия труда и быта, о них напоминают и названия озёр, речек, ручьёв, островов. Происходило наслоение друг на друга разных мировоззрений, обрядовой символики, реальный смысл и назначение которых нам ещё только предстоит узнать… Безусловно, что переход от язычества к православию был далеко не простым и не единовременным. Можно согласиться с Б.А.Рыбаковым, который считает, что «эволюция религиозных представлений происходила не путем полной их смены, а путем наслаивания нового на сохраняющееся старое».

Поток славян направлялся со стороны Новгорода. Новгородского жителя, уроженца северо-запада, влекло к лесу, реке и озеру. Привычка к лесному и рыболовному промыслу во многом определяла выбор новых мест при организации постоянных поселений. Кенозерье и Лёкшмозерье с их озёрными, речными и лесными богатствами не могли не привлечь внимание новгородцев. Один путь шёл по Водле, Кенозеру, Кене, верхней Онеге, Емце; другой – по Вытегре, Важозеру, Лачеозеру, верхней Онеге; третий – по северному побережью Онежского озера, Выгу, Выгоозеру, Белому морю, Двине. Здесь новгородцы встретились с колонизационным потоком других групп славянства, исходящих из Ростова, Суздальской Руси и прилегающих к ней земель. Этот второй поток поначалу был гораздо менее интенсивен, но со временем поставил преграду новгородскому проникновению. Новгородцы, продвигаясь в глубь северных территорий, преследовали преимущественно промысловые цели, ориентировались на внешнюю и внутреннюю пушную торговлю. Поэтому особое развитие получила охота на белку, куницу, выдру, бобра, норку, горностая, рысь, росомаху. Начавшийся приход с юга славянских поселенцев («ростово-суздальская колонизация»), владевших ремёслами и техникой землепашества, отличался по значению и смыслу от новгородского освоения. На берегах озёр в этот период появляются селения с рублеными деревянными домами. Так постепенно на побережьях Кенозера, Лёкшмозера и других, меньших, озёр формировалась сеть поселений.

Огромную роль средневековой коммуникации для освоения Севера сыграл Кенский волок – первый волок на магистральном пути из Новгорода в Поморье, соединивший речные системы бассейнов Белого и Балтийского морей. «Волочок Кенский», ведущий с Водлозера, впервые описан в писцовой книге Обонежской пятины 1496 года, хотя возник намного раньше. Кенский волок – уникальный историко-археологический памятник. Как магистральный путь колонизации Русского Севера он заслуживает особой охраны и включения в состав Национального парка
.
В XIV–XVI веках в связи с истреблением ценного пушного зверя охотничий промысел переместился на северо-восток Европейского Севера и в Сибирь. …В это время освоение края было направлено вглубь территорий, на водоразделы, и приобрело выраженный земледельческий характер. Расчищаются среди леса подсеки, постепенно превращаясь в постоянно используемые пашни и выгоны для скота. Через подсечное земледелие и пользование лесными ресурсами значительно меняется ландшафт. Активно начинают развиваться промыслы и ремёсла: кузнечное, гончарное, плотницкое и столярное дело, прядение и ткачество, ориентированные преимущественно на собственное потребление. Этот период был важным для становления традиций общинного природопользования. Тогда окончательно оформилась сохранившаяся к настоящему времени система сельского расселения. Исходя из многих финно-угорских топонимов, перешедших в названия населённых мест Кенозерья, можно утверждать, что смена финно-угорского населения славянским к XV–XVI векам завершилась.

В 1478 году Москва окончательно включает северные новгородские земли в состав единого русского государства. Экономическая ориентация края изменяется. Возрастает значение вначале Каргопольско-Онежского, а с XVI века − Сухоно-Двинского торговых путей. Последующее развитие международного торга значительно понизило роль Онежского пути, а особенно Кенского волока. Изменение ситуации содействовало консервации культуры отдалённого Кенозерья и его хозяйственного уклада. По сути, на длительный период эта локальная территория в экономическом отношении была предоставлена сама себе, край оказался в какой-то степени изолированным, замкнутым.

В наследии Кенозерского национального парка своеобразие как материального, так и духовного развития края представлено наиболее ярко. После того как укрепилось и распространилось новое мировоззрение – христианство, в священных рощах стали появляться православные часовни и поклонные кресты. Часовни с «заветами», «святые» рощи с поклонными крестами и ансамбли погостов – примеры и сейчас живущих культурных традиций.

Далее:
4 Монастыри и пустыни

Перейти на страницу "ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ"