Из книги "Небеса и часовни Кенозерья. Расписные потолки,
иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие
историко-культурный ландшафт
Национального парка "Кенозерский".
Программа "Первая публикация", 2009 - с разрешения издателя
Е.Ф.Шатковская
директор национального парка "Кенозерский"
КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Kenozero national park by E.Shatkovskaja
(с сокращением)
Светлой памяти Анны Фёдоровны Силуяновой,
жительницы деревни Семёново
1 Вступление
2 История создания Кенозерского национального парка
3 История освоения Кенозерья
4 Монастыри и пустыни
5 Культурные ландшафты
6 Система расселения
7 "Деревенские святыни"
8 Духовная культура
9 "Не только сказки..."
10 "Тем, кто часовен не сберег...."
11 "Где родился, там и Иерусалим"
4 Монастыри и пустыни
Освоение края велось одновременно монахами, крестьянами, посадскими
людьми. В «незнаемые земли» инок приходил раньше пахаря. По данным
В.О.Ключевского, до конца XIII в. известные монастыри располагались
главным образом в городах («пустыней не
насчитываем и десятка»), «зато с XIV в. движение в лесную пустынь
развивается среди северного русского монашества быстро и сильно».
Это способствовало укреплению христианства на Русском Севере и
развитию сельских приходов. При этом отношения местного населения с
официальной Православной Церковью на раннем этапе освоения территории
были не однозначными. Наряду с положительным фактом прихода в эти места
монашествующих, существовало недовольство местных крестьян действиями
основателей монастырей и пустыней, претендующих на часть их земельных
владений и промысловых угодий. Например, по скупым сведениям от Жития
Дамиана, будущего основателя Юрьевского монастыря, он с несколькими
спутниками около 1609 г. посетил Соловки и,
«преодолев пучину морскую»,
высадился в устье реки Онеги, откуда перешел в Кенозерские пределы -
сначала на Тырнаволок, а затем на Кенозеро. Однако окрестные жители не
пустили монахов к изобилующим рыбой рекам и озерам, и вскоре Дамиан (он
принял схиму с именем Диодора в конце 1620-х) покинул Кенозерье и
отправился к Водлозеру. У горы Юрьевой он нашел
«место сего креста» - «[к] общему житию велъми пригодно же».
Еще один пример связан с преп. Кириллом Челмогорским, основателем
Кирилло-Челмогорского монастыря. В Житии упоминается о ссорах из-за
лесных деревьев: крестьяне «начаша на горе той лес сещи».
Кирилл стыдил крестьян, вырубивших весь лес под пашню. Тем не менее
тактическая гибкость заставляла духовенство снисходительно относиться к
пережиткам языческих верований и, более того, узаконивать многие из них
(пример тому - обряды годового цикла, возникшие задолго до крещения Руси
и лишь позднее приуроченные к святцам)
Подвижничество православных монахов и возникновение
монастырей - Кирилло-Челмогорского, Кенского, Макарьевского и
Аглимозерской пустыни - стало свидетельством завершения культурного и
духовного освоения территории.
Монастырь Кирилло-Челмогорский
Старейший из монастырей
на территории Кенозерья - Кирилло-Челмогорский - располагался у
Челмы-Горы. Он был основан Кириллом, пострижеником новгородского
Антониева монастыря. В устье реки Челмы у Лекшмозера в 1316 г. преп.
Кирилл поставил
«келию малу так же храм молитвенный аже есмь часовню».
|
|
Согласно Житию часть своей жизни святой провел среди населения, имевшего
«чудской язык и веру».
Однако, как считает Ю.М.Критский, изложение жизни преп. Кирилла в
основанной им пустыни противоречиво. Следуя традиции, составитель Жития
упоминает и о дьявольских соблазнах, и о «чуди белоглазой».
Между тем именно чудских племен, не обрусевших и не затронутых
христианизацией, на Лекшмозерье уже не было. А если рассматривать только
течение реки Лекшмы с «лядинскими»
течениями, то по нему, кроме названия реки Лекшмы, нет ни одного
чудского или финского названия - все селения русские, основанные
поселенцами из ранних колонизационных потоков. Преп. Кирилл умер в 1367
г., но предсказал грядущие бедствия, пожары и польскую интервенцию в
крае. Чудеса и пророчества способствовали известности святого и
Челмогорской пустыни не только в окрестностях Каргополя, но и в
Новгороде и в Москве. Цари неоднократно использовали
монастырь как место ссылки неугодных лиц. В 1563 г. сюда был сослан
князь Дмитрий Курлятев с семьей, в 1584-1587 гг. - князь Андрей Шуйский.
За монастырем числились погосты и деревни по реке Лекшма и вокруг
Лекшмозера, пахотная земля «на усть реки Челмы».
|
Икона "Кирилл-Челмогорский с панорамой монастыря".
I пол. XIX в. Частное собрание |
В начале XVII в., в Смутное время, Кирилло-Челмогорский монастырь был
разорен набегами «людей литовских» и «черкасами»,
в 1721 г. его определили в ведение Каргопольской Спасо-Строкиной
пустыни, а в 1764 г. по указу императрицы Екатерины II он был упразднен.
В1899 г. в истории монастыря произошло важное событие: обитель вновь
приобрела самостоятельность, и церковная жизнь не замирала здесь
до революции. К сожалению, до нашего времени не сохранилась ни одна из
монастырских построек.
Пустынь Кенская
В верхнем течении реки Кены в XV в. Пахомием, происходившим, вероятно, из
новгородских пределов, была основана Пахомиева
Спасо-Преображенская Кенская пустынь. Через несколько лет, в 1495 г.,
обитель расцвела и превратилась в Спасо-Преображенский монастырь,
получивший жалованную грамоту от царя Ивана IV Грозного. В 1508 г. в
монастырь на послушание пришел выходец из поморской деревни Кехта
Андрей, постригшийся в монахи под именем Антоний - будущий известный
иконописец и основатель крупного на Севере Антониево-Сийского
монастыря.
| Пахомий Кенский - фрагмент иконы XIX века
из часовни Рождества Богородицы, д.Тамбичлахта на Долгом озере. Архангельский музей ИЗО. |
В начале XVIII в. Пахомиева пустынь перешла в ведение
Каргопольского Спасского монастыря, но тем не менее сохранила самостоятельное хозяйство:
подворье в Каргополе, свыше 30 десятин пахотной земли, сенные покосы
«за рекою Кеною против монастыря и на острове Поромском озера Кенского
на 100 копен», рыбные ловли в озере и на реке Кене, мельницу. Накануне секуляризации
(1764) монастырь пришел в полный упадок, а в 1800 г. пожар уничтожил его
древние строения. После упразднения монастыря в 1764 г. образовался
приход.
Монастырь Макарьевский
В 1630-е гг. было положено начало Макарьевского
монастыря на Хергозере иноками Ошевенского монастыря Сергием и
Логгином. Пустынь посвятили преп. Макарию Желтоводскому и Унженскому, известному церковному
деятелю начала XVII в., прославившемуся в Центральной Руси своими
подвигами.
|
Макарий Унженский
с житием. Икона конца 18-нач.19 вв. Архангельский музей ИЗО. |
В монастыре находилась чудотворная икона преп. Макария, от
которой происходило много чудес и исцелений,
а в начале XX в. хранилась
рукопись «Сказание о преславных чудесех чудотворного образа преподобнаго
и чудоноснаго отца нашего Макария Желтоводского и Унженского
чудотворца, в Каргопольских пределех, Хергозерской пустыни
обретающагося (запись XVII в.). В 1764 г. монастырь закрыли,
на его месте возник приход и деревня
Макарьевская. До наших дней из
монастырских построек сохранилась только Свято-Троицкая каменная
пятиглавая церковь 1860 г. (освящена в 1872 г.),
одиноко стоящая на полуострове, омываемом водами Хергозера...
В былые века каждое лето на праздник преп. Макария по дорогам, ведущим
к монастырю, шли крестным ходом паломники со всей округи - с
Кенозера, Лекшмозера, Порженского погоста, из Ошевенского монастыря,
Каргополя, Карелии. Преп. Макарий давал всем хворым здоровья, оберегал от
лукавого, помогал в других житейских заботах. На Каргопольщине
он был одним из самых почитаемых святых, считался покровителем
скотоводства наряду с Власием...
Стараниями местного жимтеля Николая Яковлевича Ушакова,
иерея Виктора Пантина, настоятеля каргопольского
Предтеченского храма, и священника храма Иоанна
Богослова в с. Ошевенское Василия Черемисина, при поддержке Кенозерского
национального парка и многих благотворителей возрождается Макарьевская
обитель. Вновь проходят православные службы, ведутся ремонтные работы,
идут крестным ходом паломники из Санкт-Петербурга, Архангельска,
Каргополя, Няндомы. Под сводами храма вновь излучают благодатный свет
свечи.
Пустынь Аглимозерская
От Аглимозерской пустыни ничего не осталось, кроме
памяти. Она была основана иноком Трифоном в 1649 г. В 1721 г. пустынь
была приписана к Спасо-Строкинской пустыни в Каргополе, но уже в конце
XIX в. стала приписной церковью Лекшмозерского погоста.
Уничтожение пустыни очень прозаично и трагично. Зимой 1930-1931 гг. по
чьей-то директиве церковь и все службы были разрушены. Кирпич и часть
икон вывезли в Лекшмозеро. Местные жители вспоминали, как большие иконы
сжигали вблизи монастыря. Сейчас здесь, среди леса, на месте пустыни -
деревянный поклонный крест над фундаментами церкви и колокольни да
остатки деревянной монашеской кельи.
|
|
Остатки монашеской кельи |
Памятный крест |
Далее:
5 Культурные ландшафты
Перейти на страницу "ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ"