Из книги "Небеса и часовни Кенозерья. Расписные потолки,
иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие
историко-культурный ландшафт
Национального парка "Кенозерский".
Программа "Первая публикация", 2009 - с разрешения издателя

Е.Ф.Шатковская
директор национального парка "Кенозерский"

КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Kenozero national park by E.Shatkovskaja

(с сокращением)

Светлой памяти Анны Фёдоровны Силуяновой,
жительницы деревни Семёново

1 Вступление
2 История создания Кенозерского национального парка
3 История освоения Кенозерья
4 Монастыри и пустыни
5 Культурные ландшафты
6 Система расселения
7 "Деревенские святыни"
8 Духовная культура
9 "Не только сказки..."
10 "Тем, кто часовен не сберег...."
11 "Где родился, там и Иерусалим"

4 Монастыри и пустыни

Освоение края велось одновременно монахами, крестьянами, посадскими людьми. В «незнаемые земли» инок приходил раньше пахаря. По данным В.О.Ключевского, до конца XIII в. известные монастыри располагались главным образом в городах («пустыней не насчитываем и десятка»), «зато с XIV в. движение в лесную пустынь развивается среди северного русского монашества быстро и сильно».

Это способствовало укреплению христианства на Русском Севере и развитию сельских приходов. При этом отношения местного населения с официальной Православной Церковью на раннем этапе освоения территории были не однозначными. Наряду с положительным фактом прихода в эти места монашествующих, существовало недовольство местных крестьян действиями основателей монастырей и пустыней, претендующих на часть их земельных владений и промысловых угодий. Например, по скупым сведениям от Жития Дамиана, будущего основателя Юрьевского монастыря, он с несколькими спутниками около 1609 г. посетил Соловки и, «преодолев пучину морскую», высадился в устье реки Онеги, откуда перешел в Кенозерские пределы - сначала на Тырнаволок, а затем на Кенозеро. Однако окрестные жители не пустили монахов к изобилующим рыбой рекам и озерам, и вскоре Дамиан (он принял схиму с именем Диодора в конце 1620-х) покинул Кенозерье и отправился к Водлозеру. У горы Юрьевой он нашел «место сего креста» - «[к] общему житию велъми пригодно же». Еще один пример связан с преп. Кириллом Челмогорским, основателем Кирилло-Челмогорского монастыря. В Житии упоминается о ссорах из-за лесных деревьев: крестьяне «начаша на горе той лес сещи». Кирилл стыдил крестьян, вырубивших весь лес под пашню. Тем не менее тактическая гибкость заставляла духовенство снисходительно относиться к пережиткам языческих верований и, более того, узаконивать многие из них (пример тому - обряды годового цикла, возникшие задолго до крещения Руси и лишь позднее приуроченные к святцам)

Подвижничество православных монахов и возникновение монастырей - Кирилло-Челмогорского, Кенского, Макарьевского и Аглимозерской пустыни - стало свидетельством завершения культурного и духовного освоения территории.

Монастырь Кирилло-Челмогорский

Старейший из монастырей на территории Кенозерья - Кирилло-Челмогорский  - располагался у Челмы-Горы. Он был основан Кириллом, пострижеником новгородского Антониева монастыря. В устье реки Челмы у Лекшмозера в 1316 г. преп. Кирилл поставил «келию малу так же храм молитвенный аже есмь часовню».
Согласно Житию часть своей жизни святой провел среди населения, имевшего «чудской язык и веру». Однако, как считает Ю.М.Критский, изложение жизни преп. Кирилла в основанной им пустыни противоречиво. Следуя традиции, составитель Жития упоминает и о дьявольских соблазнах, и о «чуди белоглазой». Между тем именно чудских племен, не обрусевших и не затронутых христианизацией, на Лекшмозерье уже не было. А если рассматривать только течение реки Лекшмы с «лядинскими» течениями, то по нему, кроме названия реки Лекшмы, нет ни одного чудского или финского названия - все селения русские, основанные поселенцами из ранних колонизационных потоков. Преп. Кирилл умер в 1367 г., но предсказал грядущие бедствия, пожары и польскую интервенцию в крае. Чудеса и пророчества способствовали известности святого и Челмогорской пустыни не только в окрестностях Каргополя, но и в Новгороде и в Москве. Цари неоднократно использовали монастырь как место ссылки неугодных лиц. В 1563 г. сюда был сослан князь Дмитрий Курлятев с семьей, в 1584-1587 гг. - князь Андрей Шуйский. За монастырем числились погосты и деревни по реке Лекшма и вокруг Лекшмозера, пахотная земля «на усть реки Челмы».
Икона "Кирилл-Челмогорский с панорамой монастыря".
I пол. XIX в. Частное собрание
В начале XVII в., в Смутное время, Кирилло-Челмогорский монастырь был разорен набегами «людей литовских» и «черкасами», в 1721 г. его определили в ведение Каргопольской Спасо-Строкиной пустыни, а в 1764 г. по указу императрицы Екатерины II он был упразднен. В1899 г. в истории монастыря произошло важное событие: обитель вновь приобрела самостоятельность, и церковная жизнь не замирала здесь до революции. К сожалению, до нашего времени не сохранилась ни одна из монастырских построек.

Пустынь Кенская

В верхнем течении реки Кены в XV в. Пахомием, происходившим, вероятно, из новгородских пределов, была основана Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская пустынь. Через несколько лет, в 1495 г., обитель расцвела и превратилась в Спасо-Преображенский монастырь, получивший жалованную грамоту от царя Ивана IV Грозного. В 1508 г. в монастырь на послушание пришел выходец из поморской деревни Кехта Андрей, постригшийся в монахи под именем Антоний - будущий известный иконописец и основатель крупного на Севере Антониево-Сийского монастыря.
Пахомий Кенский - фрагмент иконы XIX века из часовни Рождества Богородицы, д.Тамбичлахта
 на Долгом озере.
Архангельский музей ИЗО.
В начале XVIII в. Пахомиева пустынь перешла в ведение Каргопольского Спасского монастыря, но тем не менее сохранила самостоятельное хозяйство: подворье в Каргополе, свыше 30 десятин пахотной земли, сенные покосы «за рекою Кеною против монастыря и на острове Поромском озера Кенского на 100 копен», рыбные ловли в озере и на реке Кене, мельницу. Накануне секуляризации (1764) монастырь пришел в полный упадок, а в 1800 г. пожар уничтожил его древние строения. После упразднения монастыря в 1764 г. образовался приход.

Монастырь Макарьевский

В 1630-е гг. было положено начало Макарьевского монастыря на Хергозере иноками Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Пустынь посвятили преп. Макарию Желтоводскому и Унженскому, известному церковному деятелю начала XVII в., прославившемуся в Центральной Руси своими подвигами.
Макарий Унженский с житием. Икона конца 18-нач.19 вв. Архангельский музей ИЗО.
В монастыре находилась чудотворная икона преп. Макария, от которой происходило много чудес и исцелений, а в начале XX в. хранилась рукопись «Сказание о преславных чудесех чудотворного образа преподобнаго и чудоноснаго отца нашего Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, в Каргопольских пределех, Хергозерской пустыни обретающагося (запись XVII в.). В 1764 г. монастырь закрыли, на его месте возник приход и деревня Макарьевская. До наших дней из монастырских построек сохранилась только Свято-Троицкая каменная пятиглавая церковь 1860 г. (освящена в 1872 г.), одиноко стоящая на полуострове, омываемом водами Хергозера...
В былые века каждое лето на праздник преп. Макария по дорогам, ведущим к монастырю, шли крестным ходом паломники со всей округи - с Кенозера, Лекшмозера, Порженского погоста, из Ошевенского монастыря, Каргополя, Карелии. Преп. Макарий давал всем хворым здоровья, оберегал от лукавого, помогал в других житейских заботах. На Каргопольщине он был одним из самых почитаемых святых, считался покровителем скотоводства наряду с Власием...

Стараниями местного жимтеля Николая Яковлевича Ушакова, иерея Виктора Пантина, настоятеля каргопольского Предтеченского храма,  и священника храма Иоанна Богослова в с. Ошевенское Василия Черемисина, при поддержке Кенозерского национального парка и многих благотворителей возрождается Макарьевская обитель. Вновь проходят православные службы, ведутся ремонтные работы, идут крестным ходом паломники из Санкт-Петербурга, Архангельска, Каргополя, Няндомы. Под сводами храма вновь излучают благодатный свет свечи.

Пустынь Аглимозерская

От Аглимозерской пустыни ничего не осталось, кроме памяти. Она была основана иноком Трифоном в 1649 г. В 1721 г. пустынь была приписана к Спасо-Строкинской пустыни в Каргополе, но уже в конце XIX в. стала приписной церковью Лекшмозерского погоста. Уничтожение пустыни очень прозаично и трагично. Зимой 1930-1931 гг. по чьей-то директиве церковь и все службы были разрушены. Кирпич и часть икон вывезли в Лекшмозеро. Местные жители вспоминали, как большие иконы сжигали вблизи монастыря. Сейчас здесь, среди леса, на месте пустыни - деревянный поклонный крест над фундаментами церкви и колокольни да остатки деревянной монашеской кельи.
Остатки монашеской кельи Памятный крест



Далее:
5 Культурные ландшафты

Перейти на страницу "ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ"