Из книги "Небеса и часовни Кенозерья. Расписные потолки,
иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие
историко-культурный ландшафт
Национального парка "Кенозерский".
Программа "Первая публикация", 2009 - с разрешения издателя

Е.Ф.Шатковская
директор национального парка "Кенозерский"

КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Kenozero national park by E.Shatkovskaja

(с сокращением)

Светлой памяти Анны Фёдоровны Силуяновой,
жительницы деревни Семёново

1 Вступление
2 История создания Кенозерского национального парка
3 История освоения Кенозерья
4 Монастыри и пустыни
5 Культурные ландшафты
6 Система расселения
7 "Деревенские святыни"
8 Духовная культура
9 "Не только сказки..."
10 "Тем, кто часовен не сберег...."
11 "Где родился, там и Иерусалим"

8 Духовная культура

Кенозерье является центром бытования былинного народного творчества. Совсем неслучайно называют Кенозерье краем былинным, сказочным. Известный русский фольклорист А.Ф.Гильфердинг так объяснял этот феномен: «Побывавши в Олонецкой губернии, особенно в северной и восточной ее частях, легко уяснить себе причины, по которым могла сохраниться здесь в народной памяти эпическая поэзия, давно исчезнувшая в других местах России. Этих причин две, и необходимо было их совместное действие; эти причины – свобода и глушь… Здесь могли удержаться в полной силе стихии, составляющие необходимое условие для сохранения эпической поэзии: верность старине и вера в чудесное…».

…Впервые за долгую свою историю самобытная культура Кенозерья привлекла серьёзное внимание исследователей во второй половине XIX века. Известно, что первым просвещённым человеком, узнавшим о бытовании эпических песен на Кенозере, был П.Н.Рыбников (1831–1885). В 1860 году он собирал былины в деревнях Кенозерья, тогда административно относившихся к Пудожскому уезду Олонецкой губернии. Объясняя бытование былин на Русском Севере, Рыбников в «Заметке собирателя» писал: «…В Олонецкой губернии, где жива память о древнем Новгороде и где народ не испытал ужасов крепостничества, былевая поэзия соответствует нравственным запросам и идейным убеждениям крестьянства». В былинах, по его мнению, народ передаёт своё представление о русской истории и идеалах, созданных народным сознанием. Именно П.Н.Рыбников впервые опубликовал записи былин от Ивана Павловича Сивцева. Сивцев, один из лучших сказителей, был из зажиточнейших крестьян. Недаром А.Ф.Гильфердинг отмечал, что «былины складываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни». После этого имя пóромского старца навсегда вошло в историю русского эпоса.

В 1871 году археолог И.С.Поляков и фольклорист А.Ф.Гильфердинг отправились на Кенозеро, где Полякову удалось, как сообщал он в одном из писем, «открыть значительные следы каменного периода», а Гильфердингу – записать от местных жителей более 80 былин. Результатом этой поездки стал сборник «Онежские былины», записанные А.Ф.Гильфердингом в 1871 году. В статье «Олонецкая губерния и её народные рапсоды» (1872) он дал выразительные характеристики северному крестьянству: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал… Это народ-труженик в полном смысле слова». В историю фольклористики Гильфердинг войдёт как первый учёный, который отказался от принципа классификации «по сюжетам» и систематизировал произведения устного народного творчества «по певцам-исполнителям».

Былины создавались на протяжении многих веков и отразили события XIII–XVI столетий. Богатыри сражаются с несметными полчищами татар, защищая русские земли. Их образы стали воплощением лучших качеств народа, его готовности защищать свою землю, честь и достоинство человека. По эпическим песням, прежде всего по былинам, кенозерцы представляли себе прошлое своей страны и, следовательно, своих предков, самих себя. Эпические представления были для них подлинным знанием о прошлом, знанием, незаметно для них самих сливающимся с твёрдой верой в действительное существование богатырей и иных былинных персонажей, а также эпических событий. Всё, о чём поётся в былинах, с точки зрения народа, достоверно, потому-то в народе былины называют «стáрины», их распев строг и неспешен. Повсеместное широкое бытование эпических произведений на Кенозере в отличие от Заонежья позволило Гильфердингу назвать Кенозерье «Исландией русского эпоса».

В 1927 году Государственной академией художественных наук и Музеем народоведения была организована трёхлетняя экспедиция в бассейн Онежского озера с целью собрать тексты былин «по следам Рыбникова и  Гильфердинга». Её возглавили братья Б.М.  и Ю.М.Соколовы. Район Кенозера был обследован в поисках былин подробнейшим образом, результаты экспедиции оказались ошеломляющими. Заметно уступая по  численности населения, например, Беломорью, Пинеге, Печоре, крохотное по сравнению с ними, Кенозеро превосходит эти места Русского Севера по выявленному былинному репертуару. В общей сложности в 1927 году был записан 91 текст былин, ранних и поздних исторических песен, баллад. Сплошное бытование былин на Кенозере было характерным естественным явлением во времена Гильфердинга и, вероятно, оставалось им ещё до начала XX века. Эпическим центром многих былин оставался Киев во главе с неизменным князем Владимиром. Герои − чаще Добрыня Никитич и Илья Муромец, порой Святогор, Дюк Степанович и Чурила Плёнкович − являются действующими лицами разных произведений.

Сюжеты былин и способы их исполнения передавались от поколения к поколению, молодёжь жадно тянулась к былинному слову. От дедов, отцов, товарищей по промыслам узнавали былины Иван Сивцев (Пóромский), Пётр Воинов, Харлам Гусев, Михайло Тряпицын, Иван Кропачёв (Лядков), Авдотья Тимофеевна Артемьева и многие другие.
Как и в других поселениях Кенозерья, в Суетином Острове тоже хранились былинные традиции. Здесь родился и жил известный сказитель Денис Нечаев, рассказывавший былины о Щелкане Дудентьевиче, царе Возьвяге, дарении ими городов детям («Фому дарил Токмою да Ерёму Новым городом… любимого дитятку Щелкана Дудентьевича подарил Тверью городом»). Принесённые из Новгорода отголоски реальных исторических событий хранились и в позднейших былинах: в XX веке на Суетине-острове их рассказывала дочь Дениса Нечаева – Ирина Калитина.

В Кенозерье широко бытовала и сказочная традиция. Хорошо известны сюжеты записанных в Майлахте сказок о Марке Богатом, о Василисе Премудрой, Алёнушке и Иванушке. Их герои погружены в повседневную жизнь: рубят дрова, пасут скотину, топят баню, пекут блины. В сказках, записанных в 1960-е годы от Лукерьи Велимовой, нет резкого противопоставления волшебного реальному (cама сказительница знала сказки от старшей сестры, некоторые от «старичка Нечаева», уроженца деревни Мыза; мастерство сказочника стало в Кенозерье наследственным). Устные рассказы, былички, предания, поверья – это взгляд изнутри, рассказ кенозерцев о самих себе, том главном и ценном, что передавалось как полезный жизненный опыт из поколения в поколение, что определяло этические правила, формировало экологическое сознание.

Выдающийся учёный-фольклорист, публицист, писатель-сказочник А.Н.Нечаев говорил: «Цель моей жизни – отобрать и сохранить для читателей лучшие образцы народного творчества, ибо в них наиболее ярко выражены добрые традиции, характер талантливого русского человека – труженика, бесстрашного заступника своей Родины». А.Н.Нечаев родился в 1902 году в деревне Екимово. Несомненно, русская сказка, народная песня запали в душу будущего писателя-сказочника именно здесь, на Кенозере. Самое яркое впечатление произвёл на мальчика мастер-сказочник из деревни Вершинино: «Никогда не забуду моей первой встречи с талантливым сказочником Поликарпом, навсегда покорившим меня своими сказками».

Изучение эпической традиции этого края продолжили экспедиции Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1957–1960, 1962 годах. В экспедициях 1957–1960 годов приняли участие видные фольклористы В.И.Чичеров и Э.В.Померанцева  – ученики Б.М. и Ю.М.Соколовых, а также студенты и аспиранты, многие из которых впоследствии стали известными учёными. Они провели полное обследование 56 населённых пунктов Кенозера и оставили описание деревень и исполнителей. Отметив угасание былевой традиции, участники экспедиций вместе с тем обнаружили всё ещё широкое бытование баллад и духовных стихов. Только сказок было записано свыше шестисот. При этом самой выдающейся по репертуару оказалась Александра Михайловна Мелехова. Сказки, рассказанные ею, уроженкой Кумбасозера, увидели свет лишь в 2004 году в сборнике «Сказки Кенского волочка». «Ей были известны все виды народной прозы, но лучше других ей удавались бытовые сказки. Свыше четверти её сказок оригинальны по своим версиям или сюжетам. По числу записанных сказок и по числу содержащихся в них сюжетов А.М.Мелехова − самая крупная русская сказочница в XX веке».

Топонимика – украшение Кенозерья. Много лет своей жизни посвятил В.Я.Дерягин, профессор кафедры русского языка Поморского государственного университета, заведующий отделом рукописей Государственной ордена Ленина библиотеки им. В.И.Ленина (1988–1994), изучению топонимики Кенозерья. Результатом многочисленных экспедиций стал сборник в двух частях «Топонимика Кенозерья» (1987), составленный в соавторстве с З.С.Дерягиной и Г.И.Манихиным. Виктор Яковлевич мечтал об  издании «Этнолингвистического словаря» Кенозерья, содержащего диалектную лексику современного местного говора. Он со своими коллегами начал готовить его в начале 1990-х годов по договору с Национальным парком. К сожалению, ранняя смерть Виктора Яковлевича (1994) не позволила закончить этот труд.

Своеобразие духовной культуры проявляется не только в слове, но и в крестьянской архитектуре, прялочных росписях, резьбе, узорном ткачестве. Крупнейший российский историк Б.А.Рыбаков увидел в форме и декоре кенозерских прялок уникальную разновидность композиций космологического типа. Можно предположить, что круглые розетки, обрамляющие лопасти прялок, изображают движение солнца вокруг земли. Орнамент отображает представления древнего человека о мироздании: на отдельных прялках среди геометрического узорочья различимо условное изображение женской фигуры, возможно, Великой Богини – покровительницы женщин, невест, женских работ, а также мотивы «Древа Жизни» и другие элементы архаической символики.
Прежде единая и монолитная культура Кенозерья сегодня оказалась во многом разрушена. И всё же она ярко проявляет себя в поэтических и бытовых традициях местного населения.

Далее:
9 "Не только сказки..."

Перейти на страницу "ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ"