Е.Ф.Шатковская
директор национального парка "Кенозерский"
КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Kenozero national park by E.Shatkovskaja
(с сокращением)
Светлой памяти Анны Фёдоровны Силуяновой,
жительницы деревни Семёново
1 Вступление
2 История создания Кенозерского национального парка
3 История освоения Кенозерья
4 Монастыри и пустыни
5 Культурные ландшафты
6 Система расселения
7 "Деревенские святыни"
8 Духовная культура
9 "Не только сказки..."
10 "Тем, кто часовен не сберег...."
11 "Где родился, там и Иерусалим"
5 Культурные ландшафты
В Кенозерье сохраняются черты и функциональные особенности традиционного ландшафта, характерного для русского средневековья и сохранявшегося до относительно недавнего времени.
Сельское хозяйство (земледелие и домашнее скотоводство) на протяжении длительного времени оставалось основным видом хозяйствования и природопользования. За крестьянскими общинами закреплялись в постоянное пользование земельные и лесные наделы (вне казённых земель и лесов). Пахотных и относительно плодородных земель было недостаточно, а при существующем уровне обработки земли и росте крестьянских семей полевых наделов не хватало, поэтому вплоть до конца XIX – середины XX века применялось подсечно-огневое земледелие. Каждый хозяин стремился подготовить по возможности новые пахотные участки на свободной, часто залесенной земле. Настоящий (строевой) лес оберегался и под подсеку не сводился. После истощения эти земли служили сенокосами и пастбищами. Случалось так, что неиспользуемые территории на долгие годы забрасывались, образуя залежные земли, а затем вновь зарастали лесом. Вовлечение земель в сельскохозяйственное использование, как и отказ от истощённых земель, стимулировался льготами налогообложения. Такая практика способствовала активному формированию культурного ландшафта и повышению биоразнообразия за счёт полевых, луговых и мелколиственных лесных сообществ.
Не менее важным занятием была охота, которой крестьяне занимались в перерыве между сельскохозяйственными работами. Зимой охотничий сезон длился 1–2 недели, летом выезжали на дальние сенокосные угодья, где были выстроены сенокосные курные избушки. Каждая семья традиционно владела определённым путиком – частью леса протяжённостью до 15 километров. Границы путика отмечались зарубками на деревьях. Внутри путика строили охотничью избушку. Ставили силки на дичь, капканы на лисицу, зайца и рысь. Предметом охоты были также росомаха, бобёр, хорёк, норка; из крупных животных – лось; из птиц – рябчики, глухари, тетерева. Ходили по нескольку человек на медведя. Сохранялись и лесные промыслы. При вырубке лесов соблюдались давно сложившиеся традиции лесных заготовок. Вырубались такие деревья, которые либо зачахли на корню на песчаных и каменистых почвах, либо не могли расти, окружённые болотами. Запрещалось рубить лес в «святых» рощах и вокруг лесных озёр
.
Исторически наиболее стабильным оставалось ядро сельского ландшафта – поселение и окружающие его открытые поля (луга и пашни).
Культурный ландшафт гармонично развивается вплоть до начала XX века, но с 1930-х годов отмечается снижение плотности населения и площади обрабатываемых угодий, лес отвоёвывает обратно утраченные когда-то рубежи. Уничтожаются или приспосабливаются для иных целей многие храмы и часовни, пустеют когда-то многолюдные деревни, разрушаются дома, разрываются уникальные внутриландшафтные визуальные связи. Исчезают в лесах монастырские дороги. «Святые» рощи, ранее фрагментированные среди полей, сливаются с возникшими вновь лесами. Сакральные центры утрачивают свою организующую роль в иерархии пространства.
В 1960-е годы советским правительством проводится кампания укрупнения сельских поселений, следствием чего является гипертрофированный рост некоторых из них и обезлюдение периферийных зон. К концу 1980-х годов животноводство приходит на смену растениеводству. Пахотные земли постепенно заменяются сенокосами и пастбищами. Результатом изменения системы расселения и хозяйствования стала деградация культурного ландшафта, уменьшение площадей открытых пространств, снижение фрагментарности территории....Уберечь культурный ландшафт от деградации возможно при условии ведения местным населением традиционных видов природопользования.…Пространственная структура и традиционные элементы культурных ландшафтов, несмотря на явный нанесённый им ущерб, сохранились во многом благодаря старательно поддерживающему традиционные формы своего жизнеобеспечения местному сообществу.
Сейчас в парке ведётся работа по консервации и реставрации приоритетных ландшафтов. Расчищаются старинные монастырские тропы, дороги-тележницы, эпизодически применяются
лесохозяйственные методы – вырубка древесно-кустарниковой растительности, которая идёт с учётом восстановления всего визуального каркаса местности, а не отдельных фрагментов. Проводится интервьюирование местных жителей по вопросам традиционного землепользования, народной ботаники, топонимической структуры ландшафта, даётся описание «святых» рощ, разрабатываются историко-архитектурные опорные планы деревень, реставрируются памятники архитектуры. Актуальность и обширное понимание проблемы сохранения Кенозерья продемонстрировал российско-норвежский проект «Развитие традиционных ландшафтов в Баренц-регионе на примере Кенозерского национального парка». Состояние культурного ландшафта напрямую зависит от местного населения, интерес которого к сохранению традиционного образа жизни необходимо использовать и развивать. Многие проблемы сохранения и поддержания культурного ландшафта могут быть решены через грамотно ориентированные программы социальной поддержки местного населения как носителя традиций природопользования.
Восстановление и использование культурного ландшафта Кенозерья основано на принципах сохранения биологического разнообразия, историко-культурного наследия и развития местной экономики.
Далее:
6 Система расселения
Перейти на страницу "ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ"