Е.Ф.Шатковская
директор национального парка "Кенозерский"
КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Kenozero national park by E.Shatkovskaja
(с сокращением)
Светлой памяти Анны Фёдоровны Силуяновой,
жительницы деревни Семёново
1 Вступление
2 История создания Кенозерского национального парка
3 История освоения Кенозерья
4 Монастыри и пустыни
5 Культурные ландшафты
6 Система расселения
7 "Деревенские святыни"
8 Духовная культура
9 "Не только сказки..."
10 "Тем, кто часовен не сберег...."
11 "Где родился, там и Иерусалим"
7 "Деревенские святыни"
Памятники архитектуры занимают в Кенозерье особое место. Кенозерский национальный парк – единственный национальный парк в России, имеющий в своём оперативном управлении почти 100 памятников архитектуры, среди них – 11 церквей и колоколен (из 18 существовавших ранее), 35 деревянных часовен (из 65), 2 рубленые ограды погостов (из 4), 7 инженерных сооружений, 2 водяные мельницы (из 50), 6 амбаров, более 30 поклонных крестов. Кроме того, сохраняются «святые» рощи, культовые камни, памятники археологии. Таким образом, бóльшая часть сохраняемых здесь артефактов имеет сакральный характер….
Часовни, поклонные кресты, «святые» рощи, озёра, острова, камни, поляны и другие ландшафтные объекты, а также связанные с ними народные верования и традиции были и остаются важнейшим элементом духовной жизни кенозерцев. А.А.Панченко называет их деревенскими святынями и относит к ним почитаемые ландшафтные объекты (и артефактического, и природного происхождения). Они существуют вне канонических церковно-приходских границ, и в то же время играют существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина
.
На территории парка сохранилось свыше сорока «святых» рощ, которые можно считать одной из редких и древнейших форм заповедности на территории России. По их облику можно судить о коренных лесах, существовавших здесь в прошлом. В почитании рощ переплетаются языческие и христианские традиции. Практически в каждой из них находится крест или часовня.
«Святая» роща считалась принадлежащей тому угоднику, в честь которого в ней выстроена часовня. Здесь существует действующая система норм поведения. Где-то неподалёку, у многочисленных торжков, могла идти бойкая жизнь, но в «святых» рощах всякая торговля исключалась. В них царило особо заботливое и уважительное отношение к деревьям: их нельзя рубить или как-то ранить (Н.П.Капустин, деревня Зехнова: «Туды с топором не сунешься – грех большой»), запрещалось разводить в рощах костры и мусорить. В озере рядом можно было купаться, но ловить рыбу нельзя.
…Установившиеся в сознании людей запреты и ограничения на пользование этими участками леса позволяют сделать вывод, что развитие этих экосистем происходило естественным путём28. Однако не следует исключать (в отдельных случаях) их искусственное происхождение. …«Святые» рощи Кенозерья ещё ждут своих исследователей.
Таково же отношение кенозерцев и к поклонным крестам. Их ставили там, где сгорела часовня или был монастырь, у въездов на мосты, у перекрёстков или развилок дорог, всюду, где считали необходимым осенить себя крестным знамением. Кресты – не только знаковые метки кенозерского культурного ландшафта, но и памятники духовного наследия, с которыми связывались история деревни, памятные события в жизни кенозерцев, народные обычаи и праздники.
Всего на территории Кенозерского национального парка в настоящее время сохранилось более тридцати поклонных крестов. Они имеют различный возраст, размеры. Некоторые из них украшены резьбой на сюжет Голгофы, имеют врезные иконки. Для предохранения крестов от дождя и снега над ними иногда делали двухскатные кровельки самых разных типов и размеров. Наиболее ранние кресты из сохранившихся на территории парка относятся к XVIII веку.
Далее:
8 Духовная культура
Перейти на страницу "ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ"