КРАЙ КЕНОЗЕРСКИЙ |
О.С.Филиппов, А.С.Пономарев
НАРОДНОСТЬ СЕТО И ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАСОВНИ СЕТОМАА |
...И ЕЩЕ О ЛЯДИНАХ |
Андрей Пономарев
НА КЕНОЗЕРЕ
Все мы любим путешествовать. Наверное, наша «охота к перемене мест» идет от желания посмотреть мир, приобрести какие-то новые знания. Однако поездка на Русский Север стала для меня чем-то большим, подарила много неожиданного, явилась своего рода открытием и откровением.
Первыми на эти земли устремились новгородцы, расширяя тем самым владения Новгородской боярской республики. Здесь, на землях Русского Севера, ставили свои одинокие скиты монахи-отшельники, возникали здесь и целые обители.
В XVII столетии места эти стали прибежищем старообрядцев, скрывавшихся в непроходимых северо-восточных лесах от государственного преследования. Следом за ними потянулись и другие люди. Приходили семьей, ставили дом. Под одной крышей находились и жилое помещение, и хозяйственный двор, и многочисленные складские постройки, где хранились запасы на зиму. Древесины было в избытке. Может быть, поэтому, в отличие от центральной России, дома были большие, часто в несколько этажей.
Так и складывался со временем хозяйственный быт современных Вологодской и Архангельской областей. Причем земледелие становилось обычно женским уделом, мужчины занимались охотой и рыбной ловлей. Зимой многие мужчины уходили на «отхожий промысел» в города. Активно развивались ремесла.
Весь круг жизни средневекового человека был замкнут на Церковь. Вскоре после рождения ребенка крестили и нарекали христианским именем. Да и сам земледельческий календарь был соотнесен с календарем церковным.
Существовала традиция великие (двунадесятые) праздники отмечать всей деревней. Главным деревенским праздником становился и престольный праздник (в честь святого, которому посвящена сельская церковь или часовня). Тогда к праздничному столу приглашали не только соседей, но и всех гостей, которые приезжали в деревню. Основу праздничного угощенья составляли рыбные блюда. Рыбу запекали, использовали для начинки пирогов, и, конечно, готовили главное блюдо — знаменитые рыбники (рыба, целиком запеченная в тесте). Боярский и крестьянский столы на Русском Севере отличались разве что красотой сервировки; блюда же, как правило, были одинаковыми.
Издревле на Руси почиталась ель. Не случайно со времени Петра I это удивительное вечнозеленое дерево стало главным украшением новогоднего праздника. Ему поклонялись, наряду с другими святынями. Очень часто ель высаживали на могиле, где она символически заменяла собой крест. Существовали и заповедные (святые) рощи, посвященные тому или иному угоднику Божию.
В святых рощах запрещалась рубить лес, громко разговаривать, петь, и, конечно, сквернословить. Как правило, святая роща насаждалась вокруг церкви (или часовни), и сама по себе выполняла роль храма под открытым небом. Именно от них, святых рощ, и идет традиция (воспринимаемая нами как языческая) привязывать к дереву тесемочку или ленточку. Наши предки верили, что так можно исцелиться от телесных и душевных недугов.
Символикой пропитано и жилище древней Руси. Изба — это конь, который несет человека через неустройства «мира дольнего»; потому и украшалась коньком кровля дома. А наличники на окнах с самой разнообразной резьбой — это защитный оберег, чтобы в дом через окна не могла проникнуть нечистая сила, от нее же дверной проем делали с низкой притолокой, чтобы самый «гордый» человек смирял себя, клал поклон при входе в дом.
Топились избы, как правило, по-черному; стены и потолок от этого приобретали удивительный черно-серебряный цвет, а своеобразный «избяной аромат», как считали предки, изгонял из дома всякую нечисть...
Вершинино — древний административный центр Кенозерья. Со времени основания Кенозерского национального парка в 1991 году оно стало и административным центром Парка. «Визитная карточка» Вершинина (да и всего Кенозерья) — Никольская часовня. Стоит она на кромке высокого холма и видна далеко с Кенозера, органично стягивая на себя окружающее пространство.
За последние годы население Вершинина значительно увеличилось. Сюда переехали (во многих случаях перевезя и свои дома) жители многих отдаленных деревень. Дело в том, что сегодня Вершинино — одно из немногих мест Кенозерья, откуда можно добраться на автобусе до Конево, а оттуда и до железнодорожной станции «Плесецкая».
В Визит-центре (администрации) Кенозерского национального парка — в доме, перевезенном из деревни Федоровская, — воссозданы интерьер древнерусского крестьянского жилья, размещены выставочные фонды, имеется и конференц-зал для проведения встреч и семинаров. И вместе с тем, это настоящий музей под открытым небом, ведь он остается в своей природно-культурной среде, он — часть ее.
По Кенозеру лучше всего путешествовать на лодке. К сожалению, рейсовый теплоход сейчас уже не ходит: экономически не выгодно. Многие местные уехали в Архангельск, Санкт-Петербург, Москву...
Можно, правда, отправиться на теплоходную экскурсию, которую организует Визит-центр Кенозерского национального парка. С озера открываются удивительные виды.
После экскурсионной программы мы остановились на одной из новых стоянок Парка на берегу Кенозера в деревне Тырышкино. Надо сказать, вода в Кенозере мягкая, чистая. В некоторых дворах вырыты колодцы, но жители Кенозерья по традиции берут воду из озера. Издревле известны целебные свойства озерной воды.
В Тырышкино находится знаменитый нарядный «дом с балконом», описанный в краеведческой литературе. В ограде дома устроена особая (кенозерская) калитка—не распашная, а раздвижная.
Деревня Федоровская, расположенная у холма, где возвышается Порженский погост, сегодня опустела. Сюда лишь изредка приходят порыбачить жители близлежащих деревень — Горбачихи и Тырышкино.
От Порженского погоста через Думино можно выйти к урочищу Масельга, украшением которого является Хижгора с церковью Александра Свирского на вершине (там уже несколько лет ведутся восстановительные работы, в которых участвует Всецерковное православное молодежное движение «Реставросъ» из Москвы), затем к Лекшмозеру (которое, наряду с Кенозером, входит в состав Кенозерского национального парка), к «земляной горе» Масельге («северному экватору» — водоразделу Белого и Балтийского морей) и деревне Морщихинской (административному центру Каргопольского сектора Кенозерского национального парка).
Из Морщихинской несколько раз в неделю ходит рейсовый автобус до Каргополя.
Сейчас даже трудно поверить, что на протяжении 30 лет (с 1960-х годов) местные краеведы и исследователи вели неустанную борьбу, доказывая особую природную, историческую и культурную ценность этих мест. Доказали! Ныне Кенозерский национальный парк, образованный согласно Постановлению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года, — огромное хозяйство, в состав которого входят и особо охраняемые территории, закрытые для посещения, и многочисленные памятники деревянной церковной и гражданской архитектуры XVII—XX веков.
Бессменный директор Национального Парка «Кенозерский» Елена Флегонтовна Шатковская в одном из интервью открыла главный «секрет» парка: «В Парке я прочувствовала слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что истинно интеллигентных людей он встречал в глубинках Архангельской и Вологодской губерний. Эта интеллигентность, подчеркивал он, идет не от образования, не от числа законченных вузов, а оттого, что есть душа человека. У этих людей особая глубинная мудрость, уважение и любовь к жизни. Поэтому и я считаю, что наши бабушки, которые работают в парке, — это наш золотой фонд. От них всему можно научиться, а самое главное — отношению к жизни».
Елена Шатковская не просто директор, она именно хранитель Парка. Она старается возродить местные традиции, прилагает все силы и средства для реставрации памятников. С 1991 года Кенозерский национальный парк взял на себя всю хозяйственную жизнь Кенозерья — совхозы, больницы, школы... И трудности удалось преодолеть. Почему? А потому, что Елена Флегонтовна умело сочетает интересы Парка с нуждами живущих здесь людей.
Удалось наладить хозяйство — тут новая напасть. Согласно поправкам к Лесному кодексу Российской Федерации, леса, входящие в природоохранную зону, оказалось можно переводить в «нелесную» категорию, что позволяет использовать их в хозяйственных целях (проще говоря — вырубать!). Подпадает под эти поправки и былинное Кенозерье.
Действительно, могут опуститься руки. Но есть вера, есть надежда, что выстоит, переживет очередной «исторический перелом» древняя земля. Помогут и святые защитники, покровители Кенозерья, чей дух живет не только в уединенных заповедных часовнях, но и в сердцах людей.
Есть вера и потому, что подвижническая деятельность Елены Флегонтовны по-достоинству отмечена на государственном уровне. В 2003 году она была награждена медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Стоит отметить, что в последние годы Кенозерье преображается. В реставрации памятников принимает участие не только Министерство культуры Российской Федерации, но и Директорат по культурному наследию Министерства окружающей среды Норвегии. Некоторые работы ведутся и на частные пожертвования. В процесс сохранения природных и культурных богатств включено практически все местное население. Многие работают лесниками, на некоторых жителей возложены особые обязанности — они стали хранителями часовен. Все это способствует сохранению в Кенозерье традиционного уклада жизни, трепетного отношения к святыням и заповедным местам.
Совсем недавно появилась и еще одна опасность. Известность Парка привлекает много желающих стать землевладельцами. Как только руководство парка пытается приобрести у местных жителей заброшенные дома, вмешиваются более могущественные силы («финансовые кошельки») и через подставных лиц оформляют право на долгосрочную аренду. Давят и турфирмы, требующие от администрации парка более широких полномочий для себя.
Однако надо помнить, что главное — это сохранить первозданность этих мест. Об этом ведется широкая полемика и в местной прессе.
В 2004 году Кенозерский национальный парк включен во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, что по сути своей не только признание ценности природного и культурного статуса Парка, но и высокая оценка его деятельности. Отныне Кенозерье — наследие не только России, но и всего мира.
Фотографии автора.