О.С.Филиппов, А.Ю.Пономарев (Москва)

НАРОДНОСТЬ СЕТО И ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАСОВНИ СЕТОМАА
(Печорский район Псковской области России,
Выруский и Пылваский уезды Эстонии)

Сето — небольшой угро-финский народ с непростой судьбой. От эстонцев их отличает религия (сето — православные), от русских — язык (они говорят на выруском диалекте эстонского языка). Это позволило сето не ассимилироваться ни среди эстонцев, ни среди русских и сохранить свою богатую национальную культуру. На сегодняшний день исконных представителей народности сето осталось очень мало. По результатам переписи 2002 г. в России их только 179 человек. На территории Эстонии около 4000 представителей этой народности.

Сето приняли православие в середине XVI в. Главным религиозным центром для них с давних пор и по сегодняшний день является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. По легенде именно здесь похоронен их главный языческий бог плодородия Пеко. Согласно эпосу, Пеко всегда помогал Иисусу Христу. Есть одна особенность, которая отличает сето от других языческих народов,—это почитание единственного бога. Сето в основном занимались земледелием, соответственно, их бог был земледельцем.

Дословно Сетомаа переводится как «Земля сето». Эта местность расположена на границе России и Эстонии — в Печорском районе Псковской области и в Выруском и Пылваском уездах. Исторически сложилось так, что эта территория является зоной активных межэтнических контактов. С давних пор сето жили бок о бок с другими народами. Этим объясняется и существование трех основных типов деревень Сетомаа — сетоских, русских и смешанных.

По данным археологии можно сделать вывод, что рассматриваемую территорию издревле заселяли как угро-финны (эсты, водь), так и славяне (кривичи). Автохтонами (коренными жителями) были угро-финны, расселившиеся здесь в I в. до н. э., а славяне пришли сюда в V-VI вв. Эсты проживали западнее территории заселения славян кривичей. В X в. складывается условная граница между расселением русских и эстов. Можно предположить, что, начиная со времени правления Ярослава Мудрого, эсты понемногу переходят на западнорусские земли и начинают платить дань Господину Новгороду Великому.  

Достаточно активно эсты переселялись на территорию Руси после 1237 г., не желая принимать католической  веры, когда остатки Ордена меченосцев объединились с Тевтонским орденом, основали Ливонский орден и завоевали территорию расселения эстов. Эсты были язычниками и не хотели менять своей веры. Переселялись не только по одному, но и семьями, деревнями и даже маленькими городками. Подтверждение этому можно найти в новых археологических данных. Возможно, в этот период сето уже жили на территории Сетомаа, потому что эсты, придя сюда в XIII в., встретили людей, которые говорили на том же языке, но противопоставляли себя эстам.

В 1473 г. вблизи русско-ливонской границы был основан Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. В середине XVI в. игумен монастыря Корнилий крестил самих сето и часть эстов, проживавших на территории Российского Государства. В 1583 г. по результатам Ливонской войны Россия понесла немалые потери, территория Ливонии была поделена между Швецией (северная часть), Данией (остров Сааремаа) и Речью Посполитой (южная часть). В 1629 г. вся материковая часть оказалась во владениях Швеции, а немного позже, в 1645 г., и остров Сааремаа отошел к ней. Тем самым к середине XVII в. вся территория проживания эстов была во владении Швеции. В это время начинается второй массовый отток эстов из Швеции в Сетомаа, потому что они не хотели принимать лютеранскую веру. Это продолжалось до начала XVIII в. В результате Северной войны (1700-1721 гг.) Российская империя отвоевала всю территорию проживания эстов у шведов, после чего эти земли стали Эстляндской и Лифляндской губерниями.

Отмена крепостного права мало отразилась на Сетомаа, так как большинство крестьян здесь были не частновладельческие, а монастырские. В 1890-х гг. начинается отток сето в Сибирь. Это было связанно с тем, что переселенцам давались определенные субсидии. Заканчиваются переселения только с началом Первой мировой войны.

Лихолетье революции и Гражданской войны напрямую затронуло Сетомаа. Здесь неоднократно проходила линия фронта. В 1920 г. по Тартускому  мирному договору установилась новая граница между Эстонией и Россией, по которой практически весь Печорский край отошел к Эстонии. В 1920-1939 гг. правительство Эстонии предприняло активные попытки интеграции сето и эстонской нации. В 1940 г. советская армия оккупировала Эстонию, и в результате Эстония вошла в состав СССР.

Разрушительной для Сетомаа стала Великая Отечественная война. Многие деревни оказались на линии фронта, были разорены и обезлюдели. После войны Печорский район, организованный из восьми волостей, бывших ранее в составе Эстонии, вошел в Псковскую область. Граница между РСФСР и Эстонской ССР разделила территорию Сетомаа надвое, хотя в советское время эта граница была весьма условная. В 1991 г. Эстония выходит из состава СССР и становится независимой. Вследствие этого государственная граница между Россией и Эстонией разделяет территорию Сетомаа уже более жестко.

Женщина сето
в национальной одежде

Впервые интерес к сето среди исследователей старины возник во второй половине XIX в. Одним из первых был М.Миротворцев: его статья «Об эстах, или полуверцах, Псковской губернии» вышла в 1860 г. Интересные сведения о народных верованиях сето были опубликованы П.И.Висковатовым в «Трудах VI Археологического съезда в Одессе». Несколько статей, посвященных сето, было написано этнографом и краеведом Ю.Трусманом в конце XIX в. Автор рассказывает о местах их проживания, домашнем хозяйстве, основных праздниках, некоторых местах поклонения, анализирует исторические данные о происхождении народности. В 1905 г. в свет вышла статья Я.Гурта «О псковских эстонцах, или так называемых „сетукезах"», в которой рассматриваются главные занятия народности сето, праздники, фольклор и т. д.

В 1920— 1930-е гг. писателем и этнографом Л.Зуровым был проведен ряд экспедиций на территорию Сетомаа, в результате которых был собран большой материал, частично опубликованный и хранящийся в различных российских и иностранных архивах.
Значительный вклад в изучение культуры сето внесла эстонский историк и этнограф Е.Рихтер. В 1960 г. в Институте истории Академии наук Эстонской ССР ею была защищена диссертация «Материальная культура сету в XIX — начале XX века (к вопросу об этнической истории сету)». В 1983 г. П.Хагу в Тартуском университете защитил диссертацию «Аграрная обрядность и верования сету». В этой работе автором собраны и проанализированы сетоские обряды, связанные с земледельческим циклом.
Металлические украшения сето изучала этнограф М.Пихо. Сетоский национальный эпос «Пеко» был опубликован очень поздно. Впервые — в 1995 г. на сетоском языке (на другие языке переведено только краткое содержание эпоса). Он был записан П.Воолайне со слов А.Вабарна в первой половине XX в.

Несмотря на значительное количество сохранившихся в Сетомаа часовен, полноценного обследования их до недавнего времени проведено не было. Особняком стоят имена эстонских, финских и отечественных исследователей — Л.Зурова, Е.Рихтер, М.Пихо, М.Семёнова, Б.Скобельцына, А.Стройло, X.Валка, А.Раудоя, Т.Мякеляйнена, Т.Туула, в разное время исследовавших часовни Сетомаа.

Для анализа архитектурных форм деревянных часовен дополнительно было привлечено исследование В.П.Орфинского и И.Е.Гришиной «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера». В этой работе церкви и часовни подразделяются на ряд типологических уровней (классы, подклассы, ти пологические группы, подгруппы, типы, подтипы и т. д.).
Авторы считают, что часовни генетически восходят к язычеству.

В результате полевых исследований на территории Сетомаа, проведенных в 2009-2010 гг., был собран и систематизирован материал по часовням, составлены карточки памятников. Большинство осмотренных деревень (как русских, так и сетоских) имеют уличную планировку, что объясняется широкими культурными контактами между русскими и сето. На западных окраинах Сетомаа чаще встречаются деревни с нерегулярной (разбросанной) планировкой и хуторская система расселения, т. к. эти районы более тяготели к Эстонии. Наиболее старые усадьбы Сетомаа представляют собой эстонский тип, где жилище и хозяйственные постройки свободно располагаются вокруг незамкнутого двора. На востоке Сетомаа чаще встречается русский тип усадьбы, где жилой дом соседствует с крытым двором на столбах (двухрядная или трехрядная связь). Сетоские дворы часто обносились забором, что может свидетельствовать о стремлении к изоляции от окружающего мира. Жилые дома, как правило, четырехстенки, реже встречаются пятистенки. Характерной особенностью сетоских домов является отсутствие резного декора на фасадах (резных наличников, причелин, полотенец и т. д.). Вместе с тем в интерьерах часто встречаются резные пристенные полки. Обязательным является красный угол с иконами и рушником, который располагается по диагонали от входной двери.

Важной составляющей частью как русских, так и сетоских деревень была часовня (значительно реже — церковь). Всего на изучаемой территории удалось зафиксировать 162 часовни, как каменные, так и деревянные. К 2010 г. в Сетомаа сохранилось 84 часовни. Сохранившимися считаются постройки, где остался целым хотя бы основной объем. Многие часовни находятся в ужасном состоянии. Крыши провалились, всюду гнилые доски.

В некоторых деревнях местные жители используют старинные часовни в качестве амбаров. В России часовни в основном отреставрированы только в крупных центрах, таких как Печоры и Изборск. Некоторые часовни являются памятниками местного значения, но есть и такие, которые не находятся на охране вообще. В эстонской части, напротив, практически все часовни отреставрированы, ко многим есть указатели.

Народности сето присущи свои особенности религиозного мировоззрения. Приняв православие в середине XVI в., сето не смогли полностью проникнуться православной культурой по причине того, что не знали русского языка. Церкви находились очень далеко от некоторых деревень, поэтому наиболее распространенными и наиболее часто посещаемыми культовыми постройками были часовни. Основным отличием часовни от церкви является отсутствие алтаря и невозможность совершения главной православной службы — литургии. Поэтому под часовню могло быть приспособлено и здание иного назначения, например, амбар.

Древнейшей часовней, возведенной в Сетомаа, можно считать часовню Св. Варвары Великомученицы в Печорах, которая была поставлена около 1540 г. игуменом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Корнилием специально для сето. Сейчас на месте древней часовни находится деревянная Варваринская церковь, где богослужение проходит на русском и сетоском языках.
д. Микитамяэ
Часовня Св. Фомы
Из сохранившихся часовен Сетомаа древнейшими считаются часовни в Микитамяэ (Мікitamае) 1693-94 гг. и Уусваде (Uusvada) 1697-98 гг. Древнейшие сохранившиеся часовни представляют собой клети с примыкающей с запада открытой галереей.

Часовни, как правило, ставились местными жителями (или по их заказу) в центре или на окраине деревни, в святых рощах, над курганами и жальниками, около памятных мест или на развилках дорог. Деревенские часовни могли быть памятными, или заветными: наряду с иконами, почитаемыми крестами в них могли находиться принесенные заветы, которыми украшали часовню. Кража из часовни считалась одним из самых больших преступлений.
Поваленный крест у часовни в Замогилье

Характерной особенностью многих часовен Сетомаа является наличие каменного креста, который мог находиться как в самой часовне (Васцы, Малые Видовичи, Изборск, Коломно, Сууры-Рысна (Suuro-Rosna), Вяйке-Рысна (Vaіке-Rosna) и т. д., так и рядом с часовней (Кудина гора, Лесицко, Луки и т. д.).

Важнейшей функцией часовен Сетомаа (в чем они мало отличаются от часовен других районов Русского Севера и Северо-Запада) является пространственно-религиозная. Постановкой часовен отмечались места, наделявшиеся священным смыслом. Во многом это определяло и основные роли часовен в сакральном пространстве деревни, некоторые из них следует выделить как характерные лишь для данного района. Незнание сето русского языка обусловило роль часовни как места, где человеку объясняли Библию и основы церковного учения. Так часовни становились своего рода небольшими школами. Это одна из древнейших ролей сетоских часовен.

В часовне человек мог остановиться на ночь. Такая роль часовен также является очень древней. Связана она с тем, что сето были недоверчивы к посторонним людям и зачастую не пускали их в свою деревню. Но если путнику предстоял еще долгий переход, ему разрешали остаться на ночь в часовне.

Часовня могла быть центром, около которого проходил деревенский  праздник — кирмаш, как правило, совпадавший с престольным. Вместе с тем ритуал праздника очень часто совмещал в себе православную и языческую традиции. Так, в деревне Мегузицы (Мeeksi) крестьяне в Иванов день сначала шли в часовню, а потом к жертвенному Иванову камню, куда приносили освященные в часовне масло, творог и другие дары. Аналогичные обряды существовали в Ваксарах (Рelsi), Зачеренье (Saatze) и т. д.

Большинство посвящений часовен Сетомаа заимствовано из России. Наиболее распространенными являются посвящения Св.Николаю Чудотворцу, свв. апостолам Петру и Павлу, Св.Илье Пророку, Св. Анастасии Римлянке.
д.Ястребье. Час. Николая Чудотворца
д.Зимний Борок.
Час. Петра и Павла
д.Красная гора.
Час. Ильи Пророка
д.Meldova.
Час. Анастасии Римлянки
Обряды поклонения святым у сето сочетают в себе элементы христианского и языческого культов, что подтверждает одно из названий сето — «полуверцы». Ими были восприняты только внешние формы православия.
До сих пор сето приносят жертвы святым камням, святым источникам, святым деревьям и поклоняются языческому земледельческому богу Пеко. Посвящения часовен теснейшим образом связаны с аграрной обрядностью, так как сето по преимуществу земледельцы.

При возведении часовен мастера не всегда четко придерживались ориентации по оси восток-запад. Иногда этому мешал почитаемый объект (источник, крест), но чаще — рельеф местности. При возведении часовни мастера могли ориентироваться на восход солнца в день солнцестояния либо на восход в день святого (или праздника), которому посвящена часовня. Несмотря на это, большинство часовен ориентировано почти точно на восток, что соответствует православной традиции.

Местные жители с неохотой рассказывают о святынях и почитаемых местах, но в процессе экспедиции удалось зафиксировать интересные факты, связанные с часовнями. Так, Николай Кольцов из деревни Прудище (Псковская область, Печорский район) рассказал: «Часовенка наша срублена в 1883 году, мне это дед рассказывал. Мы за ней ухаживаем, чужих не очень пускаем. В южной стене часовни (та, что к оврагу) до сих пор находится осколок бомбы, которая была сброшена на деревню. Вся деревня, все дома разрушились, а часовенка сохранилась».
О несохранившейся часовне в Гнилкино (Псковская область, Печорский район) местная жительница Вера рассказала, что она «стояла на свороте дороги. Раньше здесь была церковь, но одной весной, когда было много воды, она провалилась и на ее месте появилась часовня. Теперь и часовни уже нет, только крест каменный чудотворный стоит».

Сетоские деревни по величине в основном небольшие. Строительство часовни, как правило, осуществляли сами местные жители, они определяли и архитектурную форму часовни и ее посвящение. Очень часто крестьяне звали мастеров из соседних деревень. Возможно, именно поэтому многие часовни сходны в своих архитектурных формах. Посвящение давалось в память о том празднике или святом, который считался покровителем деревни, или с днем памяти которого совпадало избавление деревни от несчастья.
Например, часовня Св. Николая Чудотворца, которая находится на старой дороге из Изборска в Печоры, имеет и народное название — Сухого Ильи. Здесь с глубокой древности служили молебны о даровании хорошей погоды.
Недалеко от нее, близ д. Конечки, находится часовня Ильи Мокрого, где служили молебны во время засухи.  Это может объясняться участившимися в последние годы кражами не только икон, но и каменных крестов (например, из деревни Барканово пару лет назад украли два каменных креста, стоявших недалеко от часовни).

Большинство часовен в Сетомаа построено в ХІХ-ХХ вв., и лишь незначительное их количество сохранилось от XVII-XVIII вв. Здесь заметно преобладание деревянных построек. Определено, что из 162 известных часовен Сетомаа 130 часовен были построены из дерева, 32 — из камня. Из сохранившихся 84 часовен 59 деревянных и 25 каменных.

Длина часовен (с притвором, галереей) могла достигать 10 м. Большинство деревянных часовен имеет общую длину 4-5 м (19 часовен), 5-6 м (20 часовен). Ширина большинства деревянных часовен: 2-3 м (14 часовен), 3 -4 м (22 часовни), 4-5 м (12 часовен). В ширину деревянные часовни могли достигать 6,6 м.

Значительная часть часовен была обшита тесом (как правило, сразу в процессе строительства). Ряд часовен был окрашен в различные цвета: белый, красный, коричневый, синий, зеленый, бежевый. Традиция окраски часовен в разные цвета появилась достаточно поздно и была заимствована из городской архитектуры.
Вместе с тем значительное число часовен осталось неокрашенными.
В интерьере часовни иногда обклеивались обоями, что также было заимствовано из городской традиции. Скорее всего, использование обоев в интерьерах часовен началось не раньше XX в.

Над входом в часовню часто устраивались киоты, куда помещали изображения святых, которым посвящена часовня. Изображение писали либо на стене, либо на специальном холсте, который крепился на стену в киот.

В процессе работы было выявлено 17 различных архитектурных решений от простейшего навеса над крестом до четверика, вытянутого по оси восток-запад с крытой галереей с трех сторон.

На основании всех полученных данных была составлена «Схема предполагаемого развития деревянных часовен Сетомаа». Она имеет пять типологических уровней. В ее основе лежит стремление к усилению капитальности строения. «Творчество по образцу», свойственное народному зодчеству, предопределяет длительное параллельное существование прототипов и их производных. Приведенная схема иллюстрирует не только эволюционные преобразования, но, главным образом, типологическое многообразие решений, систематизированное по принципу «от простого к сложному».

На первом типологическом уровне за исходную форму принят крест, который, как правило, был каменным. В основном каменные кресты находятся на курганах, жальниках и кладбищах. Изначально каменный крест, как и часовня, отмечал место, где человек мог помолиться, каменные кресты украшали заветами. Отсюда следует, что каменный крест вполне мог на раннем этапе заменять часовню по своей функциональности как маркер священного пространства, памятный знак, около которого совершались различные молебны.

Переход на второй типологический уровень, на котором появляется открытый навес над крестом, обусловлен необходимостью защитить каменный крест от природных явлений, будь то дождь или снег.

На третьем типологическом уровне — навес с обшивкой или сруб, т.е. формируется помещение часовни в своем простейшем виде. На этом уровне различаются четыре формы: четверик, прямоугольник, вытянутый по оси восток-запад, шестерик и восьмерик. Вытянутые четверики, вмещающие большее число молящихся, встречаются в наиболее крупных деревнях.

Далее рассматривается развитие прямоугольных в плане построек, поскольку они являются преобладающими.

На четвертом типологическом уровне развитие идет по двум направлениям. Первое: к четверику с запада добавляется открытое крыльцо. Дальше четверик с открытым крыльцом развивается в четверик с галереей с запада. Практически так же развивается и вытянутый четверик, к которому сначала с запада добавляется открытое крыльцо, а затем оно трансформируется в открытую галерею с запада. Единичным случаем является вытянутый четверик с расширенной галереей, выступающей на север и юг за стены основного сруба.
Аналогично происходило и развитие жилых построек: первоначально была изба, затем к ней пристраивается навес над входом, позже преобразовавшийся в сени.

При переходе на пятый типологический уровень открытое крыльцо обшивается или делается срубным, т. е. становится закрытым помещением. Развитие объемов идет так же, как и на предыдущем (четвертом) типологическом уровне. Из четверика с крыльцом или открытой галереей с запада получается четверик с притвором.
Аналогично развиваются часовни с основанием в виде вытянутого четверика. Но здесь имеется единичный пример — вытянутый четверик с крытой галереей с трех сторон.

Наиболее распространенная форма деревянных часовен — это четверик с открытой галереей с запада. Видимо, такое решение получило распространение потому, что оно является наиболее практичным. В зависимости от числа жителей деревни четверик мог быть больше или меньше.
Еще одним вариантом часовни для больших деревень могли быть постройки с четвериком, вытянутым по оси восток-запад. Примыкающая к четверику с запада открытая галерея придает постройке более представительный вид.

Абсолютное большинство деревянных часовен в Сетомаа представляют собой клеть (либо квадрат, либо прямоугольник, вытянутый по оси восток-запад). С запада к основному объему могут примыкать притвор, открытая галерея, открытое или закрытое крыльцо. В исключительных случаях встречаются следующие архитектурные решения: крытая паперть с севера, юга и запада (Петровская); открытая галерея с запада, имеющая выступы на юг и на север (Выыпсу).

По сравнению с деревянными каменных часовен сохранилось меньше. Все они представляют в плане либо квадрат, либо прямоугольник, вытянутый по оси восток-запад. В редких случаях с запада к основному объему может примыкать открытая галерея, открытое или закрытое крыльцо, а с востока — ложный алтарь.

В процессе работы была произведена систематизация деревянных и каменных часовен, часовен с крестами в целом на территории Сетомаа, часовен в сетоских поселениях и часовен с крестами в сетоских поселениях. Из нее следует, что большинство каменных крестов находятся в часовнях в сетоских деревнях.

Систематизированы кровли часовен Сетомаа. Отмечено, что на данной территории встречается семь типов покрытия: двускатное, трехскатное, четырехскатное, четырехскатное с полным покрытием алтарной части одним сферическим скатом, шестискатное, восьмискатное, купольное. Большинство деревянных часовен Сетомаа перекрыто двускатной кровлей. В редких случаях встречаются часовни, перекрытые на четыре ската. Каменные часовни перекрыты главным образом четырехскатной кровлей. Вместе с тем на каменных постройках встречается и двускатная форма покрытия.

Особенностью часовен Сетомаа следует считать полное отсутствие шатровых завершений. Шестигранные и восьмигранные каменные часовни было бы красивее перекрыть шатром, но на деле они имеют невысокое сомкнутое покрытие. Следует отметить часовню в деревне Халахальня, представляющую собой открытый навес над каменным крестом. Эту часовню, квадратную в плане с каменными столбами, можно назвать самой простой для всего района Сетомаа.
Характерной особенностью часовен Сетомаа является полное отсутствие звонниц. Лишь в редких случаях встречаются специальные приспособления для подвески колоколов. Так, в деревнях Барканово и Умковичи небольшой колокол подвешен на столб рядом с часовней. Опрос местных жителей и анализ старых фотографий позволили утверждать, что звонниц у абсолютного большинства часовен (как надстроенных над притвором или галереей, так и отдельно стоящих) никогда не было.

Район Сетомаа является местом, где на небольшой территории сохранилось большое разнообразие архитектурных решений часовен, что делает его по-своему уникальным. От самого простого навеса над крестом до сложной композиции (четверик, вытянутый по оси восток-запад с крытой галереей с трех сторон). По своим архитектурным формам и строительному материалу часовни Сетомаа принципиально не отличаются от других северорусских часовен. Они представляют собой простейшие архаичные решения, лишенные развитого декора, тогда как на Русском Севере (Карелия, Архангельская область) мы видим более развитые типы построек — со звонницами, галереями, крыльцами, обилием резного декора. Часовни Сетомаа являются частью русской деревянной архитектуры, но их сочетание с каменными крестами (находящимися как внутри часовен, так и около них), отсутствие резных украшений (часто носивших еще с древности характер оберегов), отсутствие звонниц является местной особенностью, а может быть, и шире — всех земель, тяготеющих к Балтике.
д.Речки.
Час. Никандра Псковского
Очень разнообразны посвящения часовен Сетомаа. Есть несколько единичных случаев посвящений - Св. Онуфрия Мальского, Св. Екатерины, Св. княгини Ольги. Некоторые посвящения являются распространенными; есть и такие, которые встречаются только в сетоских деревнях - Св. Анны Праведной, Св. апостола Фомы. Можно заметить, что у народности сето популярностью пользовались те святые, почитание которых связано со скотоводством. Обряд праздника, как и сам праздник, мог полностью или частично заимствоваться из культуры другого народа.

Безжалостным к часовням оказался XX век. С 1940 г., после включения Эстонии в состав Советского Союза, началось постепенное разрушение часовен. Местные жители как могли сохраняли старинные святыни, поддерживали их в хорошем состоянии. Но старое поколение уходило, а новое воспитывалось в духе атеизма. На многие часовни были повешены замки, чтобы пресечь разворовывание святынь вандалами.
С середины 1950-х гг. разрушение культовых построек приобрело планомерный характер. Часовни сносили тракторами, почитаемые камни взрывали, старинные каменные кресты в лучшем случае переносили в музеи, в худшем — просто уничтожали (разбивали или использовали как строительный материал). В дни праздников милиция перекрывала дороги к наиболее почитаемым местам, чтобы не допустить туда паломников. В прошлое уходили традиции кирмашей. Во многих деревнях часовни остались лишь для помещения туда покойников до похорон.

Интересно отметить, что, несмотря на активную антирелигиозную пропаганду, в Сетомаа и в советское время создавались новые часовни. При их сооружении мастера следовали старым традициям. Известно, что в деревне Усиница (Usinitsa ) в 1948 г. местным жителем Василием Пино была поставлена деревянная часовня во имя Архангела Михаила (Покрова Пресвятой Богородицы). В 1960-е гг. стараниями архимандрита Алипия (Воронова) на Святой горе в Псково-Печерском монастыре была возведена деревянная часовня в честь свв. преподобных Антония и Феодосия. В 1970-е гг. близ Изборска в деревне Васцы вместо сгоревшей древней часовни была обустроена новая деревянная Никольская часовня. Конечно, это единичные примеры, но даже они показывают сохранность традиции.

К сожалению, в последнее время было утрачено несколько старинных часовен. Вопиющим может показаться, что в деревне Копаницы старинная часовня с древним каменным крестом, оказавшись в частном владении, была разобрана новым хозяином за ветхостью. Сейчас каменный крест находится на его хуторе. Очень хочется верить, что часовня над крестом будет восстановлена.

Вызывает беспокойство катастрофическое состояние часовен в деревнях Воронкино и Русский Бор, которые находятся на государственной границе.
д.Воронкино.
Час. Флора и Лавра
д.Русский Бор. Час. Дмитрия Солунского
Потеря этих памятников может стать невосполнимой утратой. Каждый памятник ценен в первую очередь тем, что является частью сакральных пространств деревень Сетомаа. И разрушать эту систему нельзя.

Современные часовни Сетомаа (как в России, так и в Эстонии) возводятся с учетом многовековых традиций, и порой это даже не позволяет сразу определить время постройки здания. Традиция возведения часовен пережила века и не исчезает и в наши дни. Не мешает ей и государственная граница, разделяющая Сетомаа. Но очень важно, чтобы, возводя новые часовни, мы не забывали о достойной реставрации существующих.

Авторы выражают благодарность за неоценимую помощь в подготовке и проведении исследования: Ахто Раудоя (г.Тарту), Сийри Тоомик (г.Выру), Т.Н.Огаревой (д.Сигово), И.А.Беняк (г. Псков), Е.М.Зинкевичу (г.Псков), Е.И.Анисимовой (г.Москва), сотрудникам Музея сето (д.Обиница), Печорского краеведческого музея (г.Печоры).

 

Примечания:
1. Статья опубликована в сборнике "Деревянное зодчество", вып. 1, M-СПб, "Коло", 2010.
2. Фотографии - О.Филиппова, А.Пономарева.
3. В
Приложении - список сохранившихся часовен сето в Псковской обл. РФ и в республике Эстония.
4. Паулоприйт Воолайне (1899-1985) - эстонский учитель и фольклорист.
5. Анне Вабарна (1877-1985) - сетоская сказительница, крупнейший носитель духовной культуры сето.
6. Библиографические сноски статьи опущены.

Вернуться в раздел "История и культура Русского Севера"