< Кенозерье

А.Пономарев

...И ЕЩЕ О ЛЯДИНАХ

Предисловие. 
Описание села     Лядины сделано до года издания книги - 2012 г., а на Пасху 2013 г. в ансамбль попала молния. Сгорели две из трех построек - Покрово-Власьевская ц. и колокольня.  Будем надеяться, что Минкультуры РФ и Арх. область найдут срелства для восстановления редкого памятника русской архитектуры.

Перед нами старинное село Лядины.
Дом в Лядинах. Фото А.Пономарева Дом 1884 г. в Лядинах.
Фото А.Пономарева
Это название связано со старинным способом хозяйствования — подсечно-огневым земледелием. Первые поселенцы выбирали участки, занятые смешанным лесом, валили его, через год сжигали и использовали земли несколько лет (пока они давали богатый урожай). Однако постепенно урожай уменьшался, земли истощались, их бросали, и они снова зарастали. Подобное заросшее поле называлось лядиной (лядо, ледина). Так и появилось название этого места Каргополья.

В Лядинах сохранился замечательный образец классического северного храмового комплекса, состоящего из двух церквей, и композиционно объединяющей их колокольни. В настоящее время — это большая редкость. Впервые ансамбль церквей в «волости Ледина» упоминается в «Подлинной дозорной книге по городу Каргополю» (1648), где названы церкви Покрова Богородицы и Георгия Победоносца. Однако древних памятников до нашего времени не сохранилось. Они были заменены в XVIII столетии существующими поныне.
Ансамбль в с.Лядины.
На первом плане Покрово-Власьевская церковь,
за ней справа - Богоявленская ц. 1793 г.,
 слева - колокольня.
 Фото А.Афанасьева.
Самая ранняя постройка храмового комплекса — Покрово-Власьевская церковь, возведенная в 1761 году (по другим сведениям — в 1743 году). Внешне она представляет собой традиционный храм с основанием в виде восьмерика на четверике, увенчанный грандиозным шатром. С запада к церкви прирублена трапезная, алтарь завершен бочкой, увенчанной миниатюрной главкой. Величественный шатер храма виден за несколько километров. Полицы под шатром производят впечатление мощного карниза и обостряют силуэт храма. Од­нако, несмотря на свои значительные размеры, Покрово-Власьевская церковь вполне соразмерна человеку, она не давит. Обшивку, закрывшую бревна сруба, храм получил в XIX столетии.В интерьере храм производит не менее значительное впечатление. Он двухэтажный, в первом этаже устроена Власьевская зимняя церковь, ее молитвенное помещение и трапезная из-за низкого потолка кажутся небольшими. Верхняя церковь—Покровская — просторное помещение с позолоченным иконостасом и расписным двенадцатичастным небом. В центральном медальоне изображено «Отечество» (Бог-Отец на Престоле), на косяках — изображения архангелов, евангелистов и Распятие, на угловых досках — трубящие ангелы. По мнению Т.М.Кольцовой, небо в Покровской церкви было написано в XVIII столетии известным каргопольским иконописцем Семеном Адамовым. Несмотря на то, что «небо» перекрывает достаточно большой пролет, оно воспринимается очень легким ,и сам интерьер производит праздничное впечатление. К сожалению, большинство икон из Покрово-Власьевской церкви перевезены в собрания Эрмитажа, Архангельского музея. В трапезной Покровской церкви находились иконы основателей каргопольских монастырей — Кирилло-Челмогорского и Александро-Ошевенского.

Богоявленская  церковь, построенная в 1793 году, — яркий пример неисчерпаемой живописности деревянного зодчества. Мастера словно старались рядом с монументальной Покрово-Власьевской церковью срубить живописную «сказку». Богоявленская церковь в основе представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный пятиглавием. Еще четыре миниатюрные главки стоят на углах четверика. Центральная алтарная апсида завершается изящной бочкой с главкой, над боковыми апсидами, перекрытыми пологими полицами, поставлены еще две небольшие главки, прприподнятые на постаменты. Но на этом чудеса Богоявленской церкви не заканчиваются.
Богоявленская церковь.
"Круглое" крыльцо.
Фото А.Афанасьева.
С запада к трапезной примыкает «круглое» крыльцо, Ко входу ведет пятигранная лестница, окруженная гульбищем и покрытая кровлей, удерживаемой резными столбиками. На внутренней   стороне   кровли изображено синее небо с белыми звездами. Эффект потрясающий! Еще дореволюционный исследователь деревянного зодчества В.В.Суслов отмечал, что крыльцо Богоявленскои церкви «исключительно в древних деревянных церковных постройках». Действительно, «круглое» крыльцо уникально и не имеет известных аналогов.

Третий памятник ансамбля — шатровая колокольня (конец XVIII века, по другим сведениям — начало XIX века). Она словно уравновешивает весь ансамбль, являясь связующим звеном. Стройный восьмерик колокольни поставлен на невысокий четверик и увенчан шатром над ярусом звона. Единственной утратой храмового комплекса в Лядинах можно назвать несохранившуюся до нашего времени рубленую ограду.
 


Примечания:
1. Фрагмент главы "Верхнее Поонежье" из книги "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традици" Москва, Сев. паломник, 2012 г.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Иллюстрации - из статьи.