Андрей ПОНОМАРЕВ

КРАЙ КЕНОЗЕРСКИЙ

Кенозерье — удивительный край. Не случайно его часто называют реликтовой Русью. Может быть потому, что во второй половине XIX в. собиратели произведений эпической поэзии записали здесь множество былин, повествующих о событиях далекой Киевской Руси. Да и сам уклад жизни Кенозерской земли напоминает о древнерусских традициях. Легендарная земля Кенозерья кажется одним из последних нетронутых островков Руси былинной.

Население Кенозерья формировалось во взаимодействии различных этнических групп. Издревле край был населен угро-финнами. Из славян первыми на эти земли пришли новгородцы, двигавшиеся из Новгорода по Волхову, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Водле, Кенозеру, Кене, верхней Онеге, Емце на Северодвинскую землю и далее. Впрочем, здесь новгородцы встретились не только с коренным населением, но и с другими колонизационными потоками — из Ростово-Суздальской Руси. Угро-финское население края либо было вынуждено воспринимать русский язык и русскую культуру, либо отступало в глубинные районы, где сохраняло дохристианский образ жизни. Однако ко времени формирования централизованного Российского государства упоминания о легендарной чуди встречаются все реже. Таким образом, в народной культуре Кенозерья, впрочем, как и всего Русского Севера, присутствует сложное смешение христианских традиций с древними языческими представлениями.

Самое главное в восприятии культуры Кенозерья — это целостность образа. Как памятник архитектуры невозможно изучать в отрыве от природной среды, так и Кенозерье нельзя воспринимать по частям. Среди его памятников архитектуры шедевров практически нет. Подобные церкви, часовни, поклонные и могильные кресты, добротные крестьянские дома, амбары и бани можно встретить и в других регионах Севера. Однако все вместе здесь создает совершенно потрясающий эффект.

Кенозеро, вытянувшееся в разные стороны примерно на два десятка километров, имеет очень изрезанную береговую линию и воспринимается подчас как целая система озер. Многочисленные проливы, лахты, острова, придают озерному пейзажу удивительную живописность, то создавая эффект кулис, то открывая перспективу, завершающуюся небом. Поэтому Кенозеро — любимое место не только туристов, но и фотохудожников — здесь просто невозможно сделать плохие кадры.

Кенозерье замечательно своими часовнями, которых здесь сохранилось очень много. Все они очень разные, не столько по архитектуре, сколько по расположению в окружающем пространстве. Одни из них венчают собой открытые возвышенности, другие затаились в «священных рощах» или лесной чаще. Некоторые стоят среди крестьянских изб и амбаров, а иные одиноко встречают путника на берегу, указывая на место некогда существовавшей здесь деревни. Незамысловатые произведения плотницкого искусства XVIII — начала XX в. подкупают простотой форм, порой даже наивностью. И восхищают!

Среди кенозерских часовен, столь разных, выделяются очень похожие друг на друга Никольская часовня в Вершинино и Духовская в Глазово. В разных источниках эти постройки датируются по-разному.

Первая относится к XVII или XVIII в., вторая — к XVIII или началу XIX в. Памятники неоднократно реконструировались, появились поздние пристройки со звонницами и их сегодняшний облик окончательно сложился уже к началу XX в. Обе часовни завершены высокими островерхими клинчатыми крышами с крупными главками. Однако даже столь похожие по архитектурному решению, они воспринимаются совершенно по-разному благодаря природному окружению.

Никольская часовня в Вершинино, поставленная на высоком холме, создает сильную доминанту, видимую с озера за несколько километров.

Духовская часовня в Глазово, поставленная в низине на перешейке между заливами, напротив, открывает деревенскую панораму «снизу». Находясь у подножия невысокого холма, она словно вырастает из земли.

Так мастера, возводя подобные постройки, стремились создать зримые отличия, умело используя окружающий пейзаж.

В лесу близ деревни Тырышкино находятся сразу две часовни XIX в., стоящие недалеко друг от друга.

Незамысловатый миниатюрный сруб с двухскатной кровлей и  крестом над ней, с трудом вмещающий одного человека, на самом деле — часовня Крёст, или по ее посвящению — Успение Крест. Она стоит практически на выходе из Тырышкино. Вероятно, когда-то здесь был придорожный крест, который впоследствии заменили на часовню. Наверное, это самая маленькая рубленая часовня не только на Кенозере, но и в России.

Рядом в лесу у старой дороги, спускающейся к лахте (неширокому заливу) стоит часовня Параскевы Пятницы — небольшой сруб с сенями, перекрытый двухскатной кровлей с восьмигранной колокольней, увенчанной шпилем, представляющем собой своеобразную трансформацию форм архитектуры классицизма.

Конечно, следует сказать об особом внутреннем мире кенозерских часовен. Здесь прочно слились традиции языческой и христианской Руси, как православной, так и старообрядческой. В часовни люди приходили со своими радостями, болями, скорбями. И до сих пор перед иконами можно увидеть платочки, подвески, оставленные по древней народной (еще языческой) традиции только с одной надеждой — на исцеление.

Многие кенозерские часовни сохранили в интерьерах иконы, написанные в XIX–XX в. местными мастерами. Но главное украшение часовен — знаменитые живописные «небеса» (деревянная конструкция потолочного перекрытия в форме пологой многогранной пирамиды).
"Небо" в часовне Параскевы Пятницы в д. Тырышкина
Потолки-«небо» сохранились в некоторых деревянных храмах Русского Севера
вв., но в Кенозерье представлено наибольшее число объектов. В росписях кенозерских небес присутствуют разные сюжеты, среди которых изображения архангелов, апостолов. Над росписью трудились преимущественно местные мастера.

В Тырышкино на самом высоком месте холма, откуда открывается замечательный вид на Кенозеро, стоит еще один интересный памятник — знаменитый дом с балконом, принадлежащий крестьянину Максимову.

Необычна отделка балкона, устроенного на боковом фасаде, обращенном к озеру. Интересно посмотреть, как в XIX в. в дереве были решены такие детали как перила, арки, которые в городских постройках выполнялись из кованого металла. Еще несколько десятилетий назад впечатление от дома дополняла и его изгородь с оригинальной раздвижной калиткой. Подобная конструкция встречается в деревянной архитектуре крайне редко. К сожалению, ограда дома Максимова не дошла до нашего времени, но подобную калитку можно увидеть в изгороди еще одного тырышкинского дома, стоящего прямо над озером.

На противоположном берегу лахты находится деревня Горбачиха, на окраине которой возвышается священная роща с часовней (левый снимок внизу-М.З.). Близ Горбачихи по дороге на Порженское сохранилась интересная придорожная часовня Николая Угодника XIX в. (правый снимок внизу-М.З.)
Уникальной особенностью часовни является треугольная восточная стена, напоминающая апсиду храма. Впрочем, если вспомнить, что Николай Мирликийский — покровитель мореплавателей и путешественников, то такое архитектурное решение приближает очертание сруба часовни к форме небольшого корабля.

Нельзя обойти вниманием и один из самых красивых памятников Кенозерья — часовню Иоанна Богослова в Зихново XVIII в.
Она поставлена на крутом склоне, поднимающемся над озером. Сруб часовни поднят на небольшой подклет, с трех сторон ее окружает галерея, а над входом поставлена восьмигранная звонница, увенчанная шпилем, в форме которого сохраняется что-то и от шатра. Двухскатную кровлю венчает глава. Благодаря своей постановке на склоне, практически в середине деревни, часовня по-разному воспринимается с суши и с озера. Если смотреть на нее от поклонного креста у святой рощи, то кажется, что она словно парит над озером, притягивая к себе не только ансамбль деревенских построек, но и озерную гладь.

На Кенозере сохранилось немало деревянных крестов. Это и традиционные поклонные кресты, и кресты на месте исчезнувших церквей и часовен и, конечно, кресты, которые ставили на перепутьях дорог. Большинство крестов имеет двухскатное покрытие, состоящее из двух досок. Некоторые из них покрыты резьбой.

Неотъемлемые элементы кенозерских пейзажей — священные рощи и святые деревья. На Руси всегда почитали ель, этому вечнозеленому растению придавали особое значение. Известно, что в древности ель иногда высаживали на могиле, где она заменяла собой крест. Священные рощи — места заповедные, охраняемые. Они посвящались тому или иному угоднику Божию. Здесь запрещалась вырубка леса, нельзя было громко разговаривать, петь. И до сих пор отгнившие и сломанные ветви деревьев из святой рощи не уносят, а собирают и складывают под деревом. Очень часто местные жители, особенно переезжающие жить в другое место, оставляют на деревьях в святых рощах ленточки, платочки, совершая тем самым своеобразный ритуал, который нередко встречается на различных территориях Русского Севера.

В 1991 г. был основан Кенозерский национальный парк, включивший в себя не только Кенозеро, но и окрестности — Почозеро, Лекшмозеро и ряд других небольших озер. Создание национального парка положительно повлияло на хозяйственную и культурную жизнь Кенозерского края.

Особого внимания заслуживает ансамбль Почозерского погоста, привлекавший еще дореволюционных исследователей деревянного зодчества. Он запечатлен на фотографиях И.Я. Билибина, а выполненный художником рисунок погоста опубликован на одной из открыток в серии, посвященной путешествиям по Русскому Северу.

Замечательный ансамбль XVIII XIX вв., состоит из зимней, летней церквей и колокольни. Его уникальность заключается в том, что церкви, размещенные по диагонали, и колокольня соединены между собой переходами. Летняя шатровая церковь Происхождения Честных Древ Христовых представляет собой изящный восьмерик на четверике, завершенный высоким шатром. Алтарную апсиду покрывает крупная бочка с главкой. На зимней теплой церкви были утрачены завершения в форме бочки с главкой и над основным объемом, и над алтарным прирубом, но сейчас они воссозданы. Шатровая колокольня также сохранила в подлинности только основание. Полностью была утрачена ограда погоста, но недавно и она восстановлена, правда, с несколько иной конфигурацией плана.
Ансамбль Почозерского погоста производит сильное впечатление, являясь доминантой, объединяющей застройку села, расположенное за ним кладбище с рубленой оградой и придорожную часовню в единую пространственную композицию.

Порженский погост — настоящая «зачарованная Русь». Сюда приезжают не только  русские туристы, но и иностранцы, преодолевая тысячи километров, чтобы последнюю часть пути — около пятнадцати километров — обязательно пройти пешком. Ведь только так можно добраться до этого замечательного уголка, что находится почти посередине пути между Кенозером и Лекшмозером. Здесь, в священной роще, стоит удивительная по своей простоте и очень гармонично вписавшаяся в окружающий пейзаж церковь святого Георгия Победоносца. О времени ее постройки существуют разные мнения. Да это и не столь важно — XVII или XVIII в. Важно другое: как искусные народные мастера смогли замечательно использовать природное окружение для реализации своего замысла, как четко продумали архитектурные формы, удачно сопоставив клинчатую кровлю основного объема церкви и шатер колокольни.
Георгиевская церковь окружена частично сохранившейся старинной рубленой оградой (таких оград сохранилось на Русском Севере всего несколько). По углам ограда украшена башенками, над входом устроен небольшой шатер, перекликающийся с островерхим завершением церкви. Памятник удивительно живописен по своей композиции. Стройный четверик увенчан высокой двухскатной клинчатой кровлей, которую венчает главка. С востока прирублен алтарь, покрытие которого повторяет форму завершения основного объема. С запада к четверику примыкает достаточно низкая трапезная, перекрытая на два ската и над ней — удивительно изящная шатровая колокольня, ничуть не уступающая самой церкви по красоте пропорций. Храм с колокольней и оградой представляют собой единый неповторимый ансамбль.

Церковь святого Георгия Победоносца эффектно воспринимается с любой точки — от Порженского озера, с поля, с лесной дороги — и все время по-разному.

К сожалению, как и большинство отечественных памятников деревянного зодчества, Порженский погост требует скорейших реставрационных работ, ведь подобных архитектурных ансамблей на Руси осталось очень мало *. 

 *Статья А.Пономарева написано до 2012 г, - года издания сборника. В последние годы Кенозерский парк усиленно     проводил реставрацию Порженского погоста и закончил ее летом  2016 года. Нынешний вид ансамбля можно посмотреть  здесь. Примечание М.Зака.

Если Кенозеро по ощущению и восприятию в целом соответствует пейзажам центральной Архангельской области, то деревня Масельга, находящаяся ближе к Лекшмозеру, напоминает о близости Карелии. Меняется природа: рельеф, лес, береговые линии озер. И среди всего этого мира громадой возвышается над водами Масельгского озера Хижгора. Узкая тропинка ведет к вершине холма, где устремила ввысь главы и шпиль колокольни церковь преподобного Александра Свирского второй половины XIX в.

Постройка достаточно поздняя, ее решение соответствует архитектурно-художественным вкусам своего времени. Основной сруб увенчан четырехскатной кровлей с пятью главами на тонких барабанах. Пятигранный алтарный прируб также венчается главкой. Незамысловатое композиционное решение, однако, поставленная на столь высоком холме, церковь Александра Свирского воспринимается достаточно эффектно. А если представить себе, что всего 50–60 лет назад деревьев на вершине горы практически не было, можно понять, что она словно вырастала из земли, венчая собой самую высокую точку округи. Старожилы говорят, что раньше с церковной колокольни можно было увидеть тридцать три озера. Может и так. Но даже сейчас, когда Хижгора покрыта обильной растительностью, то здесь, то там просматривается сквозь деревья озерная гладь, еще виднеется находящаяся неподалеку деревня Гужово.
Кенозерье и окрестности — поистине одно из красивейших мест Русского Севера. Жизнь здесь течет размеренно, чинно, следуя установленной традиции. И селения Кенозерья, и памятники деревянного зодчества, и реки, и озера, и леса густые, и просторные поляны — все сливается в прекрасный ансамбль, которым не перестаешь восхищаться.


Примечания:
1. Из сборника "Русское деревянное зодчество". Москва, Северный паломник, 2012.
2. С некоторым сокращением.
3. Фотографии А.Пономарева, А.Афанасьева и  из архива сайта.
4. Библиография опущена.

Вернуться в раздел ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ.