Вл. Васёв:...В
дореволюционной России была выстроена мощная пирамида отношений государства,
народа, церкви и в этой связке каждая сторона играла свою особую роль. Исторически сложилось, что в системе ценностей
культурного наследия Поонежья церковная составляющая занимала ведущее
место. Материальные свидетельства: храмы, книги, иконы, богослужебная
утварь и внутреннее убранство церквей органично вписались в культуру
Севера.
После крещения Руси в 998 году началось в государстве
бурное строительство церквей и монастырей, и духовенство стало принимать
все более активное участие в общественной жизни страны. Священники
сопровождали княжеские дружины, вдохновляя ратников словом божьим,
являлись духовными наставниками высших лиц государства, несли идеи
православия в широкие массы народа. Массовое переселение крестьян на
новые земли обусловило и приход духовенства.
...Сотни и сотни
незаметных подвижников веры из века в век жили бок о бок с
крестьянством, но о них, так же, как о церквях, стоящих в погостах,
практически ничего не известно. Более освещена жизнь монашествующего
духовенства, святых мужей и монастырей. Монашество выдвигало из своей
среды наиболее ярких представителей веры, о подвигах и иноческой жизни
которых писались жития, их служение и деятельность привлекали к себе
внимание и почитание тогдашних и последующих поколений...
Г.В.Алферова:
Строительство монастырей в Каргополье
началось в XIII-XIV вв. Монастырской колонизации края сопутствовала
крестьянская. Тогда же началась широкая миссионерская деятельность
монахов, сыгравшая большую положительную роль в освоении славянами
нового края.
Вл. Васёв:
С онежской округой связаны имена Кирилла Челмогорского, Савватия, Зосимы и
Германа Соловецких, Александра Ошевенского, Пахомия Кенского, Антония
Сийского, Кирилла Каргопольского или Сырьинского, Нифонта, Серапиона и
Никодима Кожеозерских, Диодора Юрьегорского. Все они являлись
основателями или благоустроителями монастырей и пустыней северной земли.
Разной величины были эти монастыри и различный вклад внесли в их
создание и развитие славные подвижники. Важно другое, то, что сами
преподобные являлись яркими личностями, все свои силы положили они на
алтарь веры и отечества и память о подвигах их пережила века.
Л.Г.Шаповалова: Кто, например, знает теперь о
мужской
Казариновской пустыни? О ней известно
только по архивным документам. Обитель эта была основана в ХVII веке на
юго-восточном берегу Лёкшмозера, в трёх-четырёх верстах от Кирилловой
обители, примерно там, где расположен куст деревень Труфаново. Казариновская пустынь была упразднена ещё до эпохи царствования Екатерины II, и от неё осталось лишь название одной из труфановских деревень — Казариновская.
М.Н.Мелютина:
Связь монастырей с духовным
центром - г. Каргополем осуществлялась не только по дорогам, но и
через монастырские подворья.
Подборка состоит из четырех разделов.
Чтобы перейти к разделу, надо кликнуть по его названию.
1. МОНАСТЫРИ
КАРГОПОЛЯ:
-
Строкина пустынь.
- Спасо-Преображенский мужской монастырь.
-
Малоизвестные монастыри Каргополя (Спасо-озерская пустынь, Свято-Духовский,
Крестовоздвиженский).
- Монастырь на Колобовой горке (он же Успенский
женский).
2. МОНАСТЫРИ
ВЕРХНЕГО И СРЕДНЕГО ПООНЕЖЬЯ:
- Александро-Ошевенский монастырь.
- Кенская или Пахомиева пустынь.
- Кирилло-Челмогорский монастырь.
- Монастыри верхнего Поонежья
(Кодлоозерский, Наглимозерская
пустынь).
- Хергозерская Макарьевская пустынь.
- Юрьевогорский монастырь.
-
И еще о монастырях Каргополья (Шелексинско-Троицкая пустынь, Ямецкая Благовещенская пустынь).
3.
МОНАСТЫРИ НИЖНЕЙ
ОНЕГИ:
- Сырьинский монастырь.
- Кожеозерский монастырь.
- Крестный монастырь (Ставрос или
Кийский).
4. СОЛОВЕЦКИЙ
МОНАСТЫРЬ.
5.
ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО ОЛОНЕЦКОЙ
ЕПАРХИИ
во второй половине XVIII
– начале XX века.
Примечания:
1. Подборка сделана на базе книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и
настоящее" с использованием следующих источников:
- Вл.Васёв "Поонежье:
прошлое и настоящее"
Вельск, 2008;
- Г.В.Алферова "Каргополь и Каргополье", М. Стройиздат, 1973;
- cтатья
Г.Гунна
"Царская пустынь...." (о Дамиане и Юрьевогорском монастыре);
-
М.Н.Мелютина, И.М.Теребихин
"Сакральный ландшафт Кенозерья..."
- статья
М.Н.Мелютиной "Монастырский
ландшафт Кенозерья..."
- статьи
А.Бодэ
"Благовещенская церковь в деревне Пустынька" и "Троицкая церковь на
Юрьевой Горе".
- книга
Л.Г.Шаповаловой
"Долгое эхо..."
- сайт "Православные приходы и монастыри Севера".
- диссертация
Ю.Н.Кожевниковой
"Православные монастыри и монашество..."
2. В тексте о Хергозерской пустыни, взятом из книги
Вл.Васева, исправлена одна фактическая ошибка, касающаяся расположения
монастыря.
3. Разбивка на подразделы - от ведущего сайт.
4. Подбор иллюстраций - из книг Вл.Васёва, Г.В.Алферовой, архива сайта и интернета.
5. Последние данные о состоянии монастырей - не позднее
2006 г.
6. Под Поонежьем подразумевается территория бассейна реки Онега, однако есть и исключения, допущенные Вл Васёвым:
в обзор включены Соловецкий монастырь на Белом
море, Дамианова пустынь на Юрьевой горе (бассейн Онежского озера).