МОНАСТЫРИ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
 с XII века до настоящего времени
(тематическая подборка)

2. Монастыри верхнего и среднего Поонежья:
-
Александро-Ошевенский монастырь.
- Кенская или Пахомиева пустынь.
- Кирилло-Челмогорский монастырь.
- Монастыри верхнего Поонежья (Кодлоозерский, Наглимозерская пустынь).
- Хергозерская Макарьевская пустынь.
- Юрьевогорский монастырь.
- И еще о монастырях Каргополья (Шелексинско-Троицкая пустынь, Ямецкая Благовещенская пустынь).

Александро-Ошевенский монастырь

Г.В.Алферова:
В середине ХV в. в 40 км от Каргополя возникает Ошевенский монастырь, основанный монахом Александром, принявшим пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре. Ошевенский монастырь был для Каргополья тем, чем была Троице-Сергиевская лавра для средней Руси. Из него вышли основатели нескольких монастырей и пустыней в Каргополье: Пахомий Кенский, Антолий Сийский, Кирилл Сырьинский, Нифонт Кожеезерский, а также основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вознесенской, Макарьинской и Спасской пустыней.

Вл. Васёв:
С 50-х годов 15-го столетия центр монашеской жизни Каргополья перемещается в Александро-Ошевенский монастырь. Обитель превратилась в одну из самых влиятельных в Поонежье и послужила своего рода кузницей кадров духовенства. Ученики и воспитанники монастыря сыграли в дальнейшем огромную роль в развитии православия на Русском Севере. Как бы далеко не забросила их судьба служения, везде они назывались «каргопольскими святыми». Основатель обители Александр Ошевенский стал наиболее почитаемым святым на Каргополье.

Образование монастыря относится к 1452 году, и 27 лет неустанных трудов посвятил ему преподобный Александр, занимая должность игумена. В благом деле Александру оказал большую помощь его отец Никифор, который выпросил в ХV веке у одного новгородского боярина «слободскую грамоту»… Скончался преподобный в 1479 году в возрасте 50 лет.


Г.В.Алферова:
Ошевенский монастырь, построенный в 1455 г., благодаря славе, которой пользовался, часто изображался на иконах. Они донесли до нас архитектурный образ деревянного монастыря,  который совпадает с его документальными описаниями.
Ошевенский монастырь.
Икона ХVI в.
На иконе XVII в. изображен монастырь, имеющий в плане форму неправильного многоугольника, ворота его имеют бочкообразное покрытие, ограда имеет шатровые башни. Внутри ограды показаны рудные избы с резными дымарями; настоятельский корпус имеет высокое крыльцо.
В центре монастыря видим шатровую колокольню, слева от нее - Никольскую, а справа - Успенскую шатровые церкви...

Деревянный монастырь был постепенно заменен каменным. Самая древняя каменная церковь в Ошевенском монастыре - Успенская - была поставлена на месте деревянного шатрового храма и закончена в 1707 г. Это двухэтажное сооружение в плане выглядит обыкновенной четырехстолпной церковью, имеет колокольню с запада и три апсиды с востока. Окна богато декорированы только на южном фасаде. Они выходят в сторону главного входа в монастырь на огромный зеленый луг, где в дни празднеств собиралась многочисленная толпа богомольцев.

С южной стороны был вход на деревянное крыльцо, ведшее на второй этаж собора, куда входили, проходя под колокольней.
Исключительный интерес представляет верхняя церковь, стоящая на столбах и стенах нижней церкви, но имеющая более облегченные конструкции. Необычным является то, что на четырех столбах в центре, на арках, перекинутых с одного столба на другой, покоится квадратный четверик, вздымающийся над всем сооружением. В своих стенах этот четверик имеет окна. Выше окон четверик через паруса переходит в низкий цилиндр, завершенный куполом. Купол венчается пятью главами...
Надвратная Никольская церковь, также каменная, была построена в 1834 г. Она, судя по изображениям на иконах, была завершена круглым куполом. Интересен проезд ворот, где сочетаются полукруглые в плане арочные ниши с небольшими прямыми простенками.


Вл. Васёв:
После секуляризации земель в 1764 году монастырь не смог приспособиться к новым условиям и потерял свое экономическое значение в жизни Каргополья, но духовное влияние обители не  угасло...

По состоянию на 1858 год... в обители имелись каменные соборная Успенская с колокольней и надвратная Никольская церкви. К богатым монастырям Ошевенский на тот период не относился, но средств, получаемых от ведения хозяйства и пожертвований, хватало для содержания церковных зданий и самой братии...

Отмечается, что...к нему приписаны были две пустыни: Спасо-озерская с Преображенской церковью и Челмогорская, в которой на тот момент имелись каменная Богоявленская и деревянная Успенская церкви, в связи с отсутствием средств к их самостоятельному существованию.

Г.В.Алферова:
До сегодняшнего дня стоят братские каменные кельи, построенные в 1752 г. У них не сохранился второй деревянный этаж, в котором жили настоятели монастыря...
Еще подробно об Ошевенском монастыре см. здесь.
---

Кенская или Пахомиева пустынь

 
Вл. Васёв:
Видное место среди монастырей Каргополья занимала Кенская или Пахомиева пустынь. Следов существования монастыря ныне не сохранилось. Локализовать его можно в районе деревни Коровино на реке Кене. Так, в клировых ведомостях... говорится, что упраздненный Кенский монастырь находился в 17 верстах от приходских церквей, располагавшихся в д. Измайлово, что и составляет данное расстояние.
Пахомий Кенский.
   С иконы XIX в.

В конце ХV века Пахомием, одним из учеников Александра Ошевенского, в 4 верстах от [истока] реки Кены была основана пустынь. Сам Пахомий, родившийся в 1450 году, вышел из Ошевенского монастыря после с мерти его основателя.
Умер Пахомий в 1525 году, впоследствии причислен к лику святых.

Кенская пустынь стала в 16-17 столетиях достаточно крупным землевладельцем, что неоднократно фиксировалось в царских грамотах. При благоволении власти монастырь окреп материально, что позволило построить три храма с колокольней и монастырские кельи. Известно, что пустынь пострадала в лихолетье Смутного времени, когда погибла почти вся братия. Возрождение монастыря началось с царских грамот 1616 и 1621 годов. Но с утратой значения Кенского водного пути, монастырь стал приходить в упадок. В 1748 году он приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, а в 1764 упразднен, земли переданы в казну, а здания - местному приходу.

Пожаром 1800 года здания бывшего монастыря полностью уничтожены и на его месте усердием прихожан выстроены с сохранением прежних монастырских названий: в 1810 году – Никольская церковь, в 1841 году – церковь Рождества Богородицы, в 1843 году - Преображенская церковь, которые до нынешних дней не сохранились. В Преображенской церкви была установлена рака с мощами преподобного Пахомия.

М.Н.Мелютина:
Пятиглавый Спасо-Преображенский собор Кенского монастыря (Кенского прихода) был разрушен в 1949 году.
В Русском музее С.Петербурга хранится напрестольный крест из Кенского монастыря.
Напрестольный крест из Кенского мон-ря. 1682 г. ГРМ
Надпись на обр. стороне креста
Пустынь известна тем, что одним из учеников Пахомия был Антоний Сийский, который основал в 1513 году Шелецкую Николаевскую пустынь, а в 1520 году - один из самых влиятельных на Севере Антониево-Сийский монастырь....

Еще о Кенском монастыре см. здесь.
---


Кирилло-Челмогорская пустынь

Вл. Васёв:
Известно, что первой на Онежской земле возникла Кирилло-Челмогорская пустынь, вместе с тем, по некоторым источникам, Строкина пустынь близ города Каргополя не уступала ей в древности.

Кирилл, постриженник новгородского Антониева монастыря, в котором провел 6 лет, в поисках уединения скитался 3 года, пока не нашел подходящего места для иноческой жизни. В 1316 году в устье реки Челмы на Лекшмозере он ставит келью для проживания и возводит часовню...

М.Н.Мелютина:
Монастырь располагался на святой горе Челме, омываемой озерами: с южной стороны — Монастырским, с северной — Лекшмозером, а с востока — водами реки Челмы.

Вл. Васёв:
Отношения с крестьянами между тем, складывались непросто. Жители окрест места сего «зли суть и немилостивы», но в то же время приходят к Кириллу «для пользы душевной и благословения для», в благодарность отдают ему часть рыбного улова.
После смерти Кирилла в 1368 году обнаружилось, что местность вокруг его обители имела какую-то чудодейственную силу, ауру, оздоровляющую душу и тело окружающих, которых привлекало сюда служение Господу.
В 1429 году воздвигнут на месте сем Богоявленский храм, число братии возросло до 80 человек.
Кирилла за подвиги причислили к сонму святых русской церкви и в ХV веке напи
сано его житие.
"Святые ворота"
Кирилло-Челмогорского
монастыря. Фото нач. ХХ в.

Кирилло-Челмогорский монастырь активно развивался и приобрел почти все земли в округе, которые в 1764 году подверглись секуляризациии - отчуждению в пользу государства.

Сразу после 1917 года имущество пустыни реквизировано Советской властью. В 1919 году при монастыре открыта артель «Советское хозяйство», располагавшего 7 лошадьми и 19 коровами, а в начале 30-х годов пустынь ликвидируется и остается только выселок Чолма.
«Кирилл Челмогорский и Пахомий Кенский являлись двумя из 13 святых Олонецкого патерика, которые являлись «светильниками» благочестия для русского народа и местных племен».

М.Н.Мелютина:

Сегодня обитель находится в полнейшем запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды — груда кирпичей. Единственное, что напоминает здесь о бывшей пустыни, это ландшафт. По-прежнему чудесны озера, окружающие монастырь, только речка Челма почти заболочена. Возвышающиеся фундаменты Богоявленской церкви топографически точно определяют место ее бывшего расположения. Там, где были монастырские стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители.

Вл. Васёв:
Давно угас светильник, но полезно помнить, что он горел веками и представлял из себя один из первых широко известных очагов православия не только в Поонежье, но и на Архангельском Севере.
---
Еще о Кирилло-Челмогорской пустыни - см. здесь
.
---

Монастыри верхнего Поонежья

Вл. Васёв:
В то время, как в центральной России монастырское движение стало спадать, в верхнем Поонежье оно набирало силу и в XVII веке. В первой половине столетия возникает несколько монастырей: в 1618 - Кодлозерская и в 1640-х годах - Наглимозерская и Хергозерская пустыни.

Кодлозерский монастырь

Вл. Васёв:
Основан иноком Полиевктом. Кто он и откуда - неизвестно. За время существования пустынь смогла получить несколько царских грамот на пожалование земель и деревень, но от податей не была освобождена и самостоятельностью пользовалась только до первой половины XVIII века, затем попала в ведение Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря. В 1764 году упразднена, имущество распродано за долги, а деревянные здания переданы приходу. В пустыни имелись две деревянных церкви: Богоявленская, 1618 года постройки, с колокольней и Успенская.
---

Наглимозерская пустынь


Вл. Васёв:

Пустынь образована иноком Ошевенского монастыря - Тимофеем. Местонахождение ее и поныне можно установить достаточно точно: на острове посреди Наглимозера. В царской грамоте 1649 года говорилось «в прошлых де годах построил он, инок Тимофей, ту пустынь, на том Аглине озере, на острову, на диком лесу, один собою». В 1642 году Тимофей получил разрешение на построение храма, а через 8 лет добился по грамоте царя Алексея Михайловича причисления к монастырю Наглимозера, с прилегающими к нему небольшими озерами, пашнями, лесами и сенокосами.

Следует отметить, что монастырь не был бедным, о чем свидетельствует то, что сооружения его сохранились до самой революции. В 1676 году на острове строится церковь Неопалимой Купины, а в 1811 году на ее месте воздвигнута каменная церковь Тихвинской Божией Матери с каменной колокольней. В церковных документах ХIХ века отмечается, что на острове находилась также деревянная церковь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста неизвестного года постройки, упраздненная в 1836 году за ветхостью.

Памятный крест
на месте монастыря
В 1721 году пустынь приписана к Спасскому  монастырю города Каргополя, а в конце ХIХ века присоединена к Лекшмозерскому приходу.
В 1930 году сооружения монастыря разрушены советской властью.

М.Н.Мелютина:

Информаторы свидетельствуют, что в 1930-е гг. два храма Наглимозерской пустыни были разрушены. Но территория обители, «где славили Бога иноки смиренные, служа обетам по мере сил своих», по-прежнему остается святым, притягательным местом. «Образ места» хранят устные истории об иноческой жизни, остатки монашеской кельи и деревянный крест, поставленный на фундаменте каменного храма. В музейном фонде Кенозерского национального парка хранится уникальный план пустыни, изготовленный с целью «межевания учиненнаго в 1783 г.»
Вл. Васёв:
Интересно отметить, что монастырь являлся единственным в Поонежье, который располагался на озерном острове и имел сходство с Валаамским монастырем на Ладожском озере. Разница в том, что Наглимозеро было небольшое: до 3 километров - в ширину, до 5 - в длину и ансамбль церквей оставался на виду отовсюду с берегов озера под разными углами, что вкупе с живописностью природы создавало неповторимо яркую и цельную картину.
---
Еще о Наглимозерской пустыни см. здесь
.
---

Хергозерская Макарьевская пустынь

Вл. Васёв:
Хергозерская Макарьевская пустынь основана в 1640 году монахами Ошевенского монастыря на Хергозере в 16-18 км от д.Морщихинская.


Г.В.Алферова:
Монастырь был построен Сергием и Логином — двумя монахами Ошевенского монастыря, поселившимися здесь в 1636 г. и прожившими до 1648 г.


Вл. Васёв:
Макарий Желтоводский и Унженский, - основатель Унженского монастыря на Волге, - являлся одним из самых почитаемых святых на Каргополье. Преподобный неоднократно бывал на Севере. В пустыни еще в начале ХХ века хранились книги, принадлежавшие Макарию.

После секуляризации в 1764 году обитель преобразована в Хергозерский приход. Ранее монастырь был популярным местом паломничества и имел торжок на Пудожском тракте. Из Каргополя в день празднования памяти св. Макария 7 августа ежегодно организовывался в пустынь крестный ход с выносом  иконы Макария Унженского.

В начале ХХ века в пустыни имелось два храма каменных с таковою же колокольней: Святой Троицы 1873 года постройки и Введения Богородицы, возведенного в 1790 году.


Г.В.Алферова:
Троицкий храм был освящен в 1653 г. Вместо него в 1800 г. был построен каменный храм, в который перенесли иконостас и иконы деревянной церкви. Другой храм — двухпрестольный Введения Богородицы и Николая Чудотворца — был деревянным до 1798 г.

Макарьевский Хергозерский монастырь. 1958 г.
Фото Н.Н.Померанцева
М.Н.Мелютина:
На рубеже ХIХ—ХХ веков комплекс строений бывшей Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями, которая подходила к берегам Хергозера. В центре архитектурного ансамбля располагался пятиглавый каменный собор во имя Святой Животворящей Троицы, освященный 25 июля 1872 года. Храм был трехпрестольный: главный престол освящен во имя Святой Животворящей Троицы, престол на правой стороне — во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба, левый престол — во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского. В храм вели три входа: с западной, южной и северной сторон.
Вблизи южного входа храма отдельно была поставлена каменная восьмиугольная колокольня, высотой не более 8 сажен.
Рядом с ней располагался каменный пятиглавый теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери с приделом по левой стороне во имя святого Николая Чудотворца, построенный «обещанием усердствующих благодетелей и по сборным книгам, выданным от начальства».

Г.В.Алферова:
В отношении сочетания дерева с камнем исключительный интерес представлял Макарьевский Хергозерский монастырь, расположенный на полуострове. Два каменных храма и между ними колокольня, окруженные деревянными избами с великолепными резными крашеными наличниками, составляли основу этого монастыря. Троицкий каменный храм завершался пятью деревянными главами, обитыми железом. Второй храм, также каменный, имел два алтаря, завершавшихся деревянными бочками. Он, видимо, имел деревянное завершение четверика, которое, однако, не удалось зафиксировать до начала его разрушения.
---
Еще о Хергозерской Макариевой пустыни см. здесь.

---

Юрьевогорская или Дамианова пустынь

Вл. Васёв:
Наиболее отдаленной от реки Онеги монашеской обителью являлась Юрьевогорская или Дамианова пустынь. Располагалась она на границе с Карелией в 150 верстах от города Онеги на восточном склоне Юрьевой горы близ озера Монастырское.


Г.Гунн:
...На озере Монастырском, а прежде Юрьевом, через которое протекает река Илекса, прежде называвшаяся Верхней Водлой, и стоял Юрьегорский монастырь, и в самом деле «подле Каргопольского рубежа» там, где каргопольские земли граничили некогда с Обонежской пятиной, землями новгородскими.


Вл. Васёв:
Основан монастырь в 1626 году Диомидом, который родился в конце XVI века в деревне Матвеевка Городецкого прихода Турчасовского стана.


Г.Гунн:
Мирское имя богоданному отроку было Диомид; мать его — Мария, отец — Ерофей. Были у них и другие дети.


Вл. Васёв:
В возрасте 15 лет удалился он в Соловецкий монастырь и в 20 лет принял постриг под именем Дамиана. В 1605-1612 годах пожелал инок поселиться на пустынножительство в местности Почеозеро-Кенозеро, но не был призна местными жителями, удалился к горе Юрьевой. Там, близ озера, устроил себе келью и водрузил крест.

Подвиг отшельничества привлек к нему ревнителей иноческой жизни. Чтобы обеспечить прибывающую братию всем необходимым, Дамиан отправился в Москву. Старица Марфа Ивановна Романова откликается на просьбу монаха и хлопочет за него. Царь Михаил Федорович Романов, заинтересованный в укреплении границ государства, выделяет Дамиану нужные средства для церковного строительства. Митрополит новгородский Киприан жалует ему храмозданную грамоту.

Трудами Дамиана воздвигнуты две церкви: Троицкая - в 1628 году и Введенская с колокольней - в 1633 году. Отдаленная местность и отсутствие пожертвователей не позволили обители существовать самостоятельно, потому пустынь была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В 1633 году опальный монах Феодосий, направленный в пустынь для исправления патриархом Филаретом, до полусмерти избил Дамиана. Ограбив монастырь и забрав казну, он исчез в неизвестном направлении, уведя с собой 17 из 30 иноков. После случившегося игумен не оправился и в предчувствии близкой кончины принял схиму под именем Диодора. Скончался он в 1634 году и погребен под спудом в Троицкой церкви обители своим учеником Прохором.


Г.Гунн:
Несчастливая судьба выпала Дамианову начинанию, скорбен был его путь и внезапно оборвался. В 1634 году он прибыл по монастырским делам в Каргополь и там впал в телесный недуг и преставился ноября в 27-й день в возрасте между сорока и сорока семью годами. Перед кончиною принял схиму с именем Диодор (поэтому Дамианова пустынь называлась также Диодоровой Юрьевогорской). Погребен был в Каргополе, но через два месяца тело его перевезено учеником Прохором на Юрьеву гору и погребено у церкви Троицы с полуденной стороны.

...В 1721 году пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, в 1727 году вновь обрела самостоятельность. Числилось за ней десять крестьянских дворов и сто три души.


Вл. Васёв:
В 1764 году пустынь упразднена, здания переданы Юрьевогорскому приходу.


Г.Гунн:
В 1764 году... проживало в ней пять монахов.


Вл. Васёв:
Пожаром 1790 года, возникшего от удара молнии, здания бывшей обители были уничтожены.


Г.Гунн:
Две клетские церкви (крытые на два ската), построенные Дамианом, сгорели в 1790 году от удара молнии (а возможно были подожжены грабителями).


Вл. Васёв:
Восстановление церковных храмов проводилось силами и средствами прихожан. Во вновь отстроенной в 1792 году Свято-Троицкой семиглавой церкви установили раку, в которую поместили мощи преподобного Диодора, а впоследствии над ракой воздвигли часовню. На территории пустыни имелись еще две часовни, сооруженные в память о важных событиях. В 1813 году выстроена Никольская церковь, а в 1890 году в одной связи с Троицкой возведена колокольня.


А.Бодэ:
По сохранившемуся чертежу XIX в. можно представить состав и облик всех приходских построек.
В общих чертах показан округлый мыс, с трех сторон омываемый озером, которое здесь названо Юрьевым. Почти весь мыс занимает огороженная территория «церковной земли»... В центре участка показана церковь, которая непосредственно окружена еще одной оградой, имеющей правильные прямоугольные очертания. Сама церковь изображена схематично, но общее решение ее понятно: основной четверик завершен пятиглавием, алтарь прямоугольный с двухскатным покрытием и главкой, с запада – трапезная и вплотную к ней поставленная колокольня с шатровым верхом...К востоку от Троицкой церкви показаны еще две постройки – часовни. Одна – поставленная над кельей-землянкой основателя монастыря, другая – надкладезная, расположенная на берегу озера.
Чертеж Троицкой церкви 1847 г.

На другом чертеже (1847 г.) мы видим отчетливо изображенный план Юрьевогорской Троицкой церкви...Все указанные размеры совпадают с материалами обмеров с точностью до 0,2 м. По чертежу прочитывается внутренняя структура храма. В алтарном прирубе, разделенном продольной стеной на две части, было два престола – во имя Троицы и Введения. Еще один престол был выгорожен в юго-западном углу основного сруба с входом из трапезной. Церковь имела высокий подклет, где находилась усыпальница преп. Диодора.

Вл. Васёв:
При своем существовании монастырь являлся связующим звеном между монастырями Каргополья и нижней Онеги на западе нынешнего Архангельского Севера, что создавало своеобразный монастырский коридор. До 50-х годов 20-го столетия от Монастырского озера до Кожеозера существовала тропа, по которой еще ходили старики, ныне местность сия обрела первозданную дикость природы.
На месте монастыря возникла деревня, одна из суземных деревушек, живущих вне времени, затерянно и убого. Потом пришла пора исчезнуть и деревеньке, заросли прежние дороги и волоки, лес покрыл росчисти и пожни, и стоит Юрьева гора над проточным светловодным озером...

Еще о Юрьевогорской пустыни и Диодоре см. здесь.
---

И еще о  монастырях Каргополья

Вл. Васёв:
Наособицу стояли три монастыря, связывающие каргопольский куст монашеской жизни с нижнеонежским и северодвинским: Кодлозерская, Ямецкая и Шелексинская пустыни. Эти обители имели разную судьбу, но ни одна из них не оказала существенного влияния как на мирскую, так и монашескую жизнь Поонежья.


Шелексинско-Троицкая пустынь

Наиболее короткий срок...отведен Шелексинско-Троицкой пустыни. Основал ее Антоний Сийский...

Сайт sedmitza.ru :

По выходе из Кенской обители преподобный со сподвижниками основал шелексинскую Николаевскую пустынь при впадении р.Шелексы в р.Емцу.
В пустыни создали церковь во имя пресвятой Троицы, которая вскоре сгорела...Сгоревшую церковь возобновили и воздвигли кроме нее еще церкви - во имя Благовещения прсв. Богородицы и прп. Сергия Радонежского... Скончался прп. Антоний 7 декабря 1556 г. и был погребен в церкви Пресвятой Троицы.
В обители до нашего времени хранились иконы его письма. Он считается покровителем иконописцев...


Сайт "Православная энциклопедия":
Монастырь просуществовал до 80-х годов XVI в. В начале XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря при впадении р.Шелексы в Емцу стояла часовня во имя прп. Антония. Другое название монастыря - Свято-Троицкий.
---
Кодлозерский монастырь

Полтора века с 1618 года просуществовал Кодлозерский монастырь, но не получил самостоятельности, был приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, затем в 1764 году упразднен.
---

Ямецкая Благовещенская пустынь

Настолько далеко ушла история ее в древность, что дата образования обители неизвестна. Источники указывают на конец XIV века, но, возможно, связано ее основание с первыми новгородцами, проходившими по реке Емце. По отдельным сведениям, небольшой монастырь был создан в этой местности в ХII веке, но просуществовал только до 15-го столетия.


Сайт "Храм всех святых":
На низком берегу р. Онеги в 200 км выше  г. Онеги расположился поселок Пустынька с выбеленной церковью. На этом месте стояла некогда Благовещенская Емецкая, или Ямецкая, Турчасовская мужская пустынь. Основана она была в конце XIV века... Первое летописное упоминание о Благовещенской Емецкой пустыни относится к 1592 г.


А.Бодэ:
В древности здесь был волок с Онеги на реку Емцу, относящуюся к бассейну Северной Двины. Этим путем пользовались древние новгородцы, которые, как известно, уже в XI веке доходили до Печоры и предгорьев Урала...  После образования единого русского государства под властью Москвы направления основных торговых путей изменились, но древний емецкий волок еще долго сохранял местное значение.

Вл. Васёв:
Монастырь...значительного экономического развития не получил. Количество братии было небольшим, земли вокруг пустыни худые, а приписанные угодья находились на значительном удалении от монастыря...

Смутное время чуть совсем не поставило крест
на ее существовании. Местные крестьяне обитель не жаловали, и конфликты из-за земли являлись постоянной составляющей их взаимоотношений.

Вл. Васёв:
В середине XVII века пустыни удалось удержаться на плаву и добиться устойчивого экономического положения, что позволило в 1719 году построить Благовещенскую церковь, сохранившуюся до наших дней и являющуюся памятником архитектуры.


Сайт "Храм всех святых":
Расцвет Ямецкой пустыни связан с именем иеромонаха Павла, управлявшего обителью 1718 - 1741 гг. Монастырь всегда был деревянным, старая церковь Благовещения  к тому времени обветшала, и на ее месте в 1719 г. была построена новая двупрестольная церковь. Нижний (теплый) храм был посвящен Благовещению, а верхний - Вознесению.
Церковь - высокий четверик, с одним алтарем и достаточно редким для культового строения завершением - простой бочкой. Такая же бочка, только меньшего размера, завершает пятистенную апсиду. К четверику примыкает большая трапезная.


А.Бодэ:
Благовещенская церковь в Пустыньке уникальна и по своей архитектуре, и по исторической значимости места, где она находится, и что не менее важно – является памятью об одном из северорусских монастырей.


Вл. Васёв:
В 1764 году монастырь был упразднен и преобразован в Ямецкий приход.
В 1898 году в приходе организована Ямецкая женская община, преобразованная в 1910 году в женский монастырь. В январе 1919 года монастырь оказался разграблен партизанским отрядом красных... Окончательно закрыт советской властью в 1920 году.


Продолжение подборки здесь.