МОНАСТЫРИ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
 с XII века до настоящего времени
(тематическая подборка)

4. Соловецкий монастырь

Вл. Васёв:
Соловецкий монастырь по праву является достоянием не только Севера, России, но и мировой культуры. Аналога ему в таких высоких северных широтах человечеству сотворить не только не удалось, но никто и не пытался этого сделать по причине заведомой невыполнимости задуманного. Такое чудо свершилось только на Соловецких островах.
Вместе с тем, по своему влиянию на все стороны жизни онежского поморья ... его по праву можно отнести к числу онежских монастырей, вне зависимости от значительной удаленности от устья реки Онеги.

В кратком изложении история создания монастыря начинается с того, как встретил Савватий, ищущий безмолвия иноческой жизни, другого инока, Германа, на реке Выг. Тот поведал, что есть такой остров, который полностью соответствовал устремлениям монаха. И отправились они к Соловецкому острову вместе, где в версте от берега в 1429 году водрузили крест и поставили келью.

На шестом году отшельнической жизни убыл Герман на Онеry за жизненными припасами, а Савватий, предчувствуя приближение скорой смерти, отплыл с острова на реку Выг, где и скончался 27 сентября 1435 года.

Герман, возвратясь на остров, не нашел Савватия и снова вернулся к людям. Волей божьей через некоторое время в Сумском посаде повстречался ему другой искатель отшельнической жизни Зосима. Рассказал Герман и ему о6 отдаленном острове и духовном подвиге Савватия. Воспламененный идеей подвижничества, Зосима уговорил Германа отплыть вместе с ним на Соловецкие острова По прибытию Зосима выбрал удобное место в двух верстах от нынешнего монастыря и в 1436 году водрузил крест и построил келью. Герман, чтобы не мешать тому в иноческих раздумьях, расположился в полуверсте поодаль.

Постепенно к ним стали собираться и другие искатели пустыннической жизни; с увеличением числа братии, выстроили они небольшую деревянную Преображенскую церковь. Но с настоятелями братии не везло. Те, кого присылали из Новгорода на служение игуменом монастыря, не выдерживали тягот здешней жизни. Утомленная этим братия возжелала Зосиму видеть своим пастырем, но он категорически отказывался, ответствуя, что пришел на остров только лишь за уединением. В конце концов, подчинившись длительным уговорам монахов, Зосима возложил на себя бремя иryменства и с 1452 года все силы свои положил на создание обители.

Стараниями его и братии воздвигается новая Преображенская церковь, затем выстраиваются Успенский храм, кельи и службы, необходимые для монашеской жизни. С возрастанием влияния монастыря перенесены были на остров и мощи Савватия.
17 апреля 1478 года скончался Зосима, а в 1547 году оба причислены к лику святых, почитаемых по всей Руси.
В 1483 году на Соловки переправлены также мощи Германа, обретшего покой рядом с двумя своими сподвижниками....

С падением Новгорода монастырь вовлекается в русло политики Московского государства и принимает активное участие в общерусской жизни.
 
В 1548 году настоятелем монастыря избран Филипп, бывший боярин, на 31 году жизни отдалившийся от мира и принявший монашество в Соловецкой обители. Филипп имел незаурядный дар строителя. Под его непосредственным руководством в 1557 году возводится трехярусный Успенский собор, в верхнем ярусе размещалась колокольня, украшенная часами с боем, с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Позднее пристроен еще один - Дмитрия Солунского...

Через два года к Успенскому добавляется Зосимо-Савватиевский собор, в котором нашли свой вечный покой мощи отцов - основателей монастыря.

Одновременно идет строительство грандиозного Преображенского собора. Когда Филипп поделился с братией своей задумкой о возведении собора, никто ему не поверил. Только чудо могло помочь воздвигнуть такое строение, но волей и трудами Филиппа оно свершилось.

Кроме церковного строительства, преподобный не оставлял без внимания хозяйственное обустройство обители. Строится больница, каменные братские кельи, кожевенный завод, каменная пристань, водяная мельница, соединены каналами 52 озера, отдававшие воду искусственному пруду, названному Святым озером, надежно обеспечивавшим монастырь пресной водой. Стоит отметить, что все озера Большого Соловецкого острова находятся на высоте 16,2 метров над уровнее моря. Водная транспортная сеть составляет 12 километров, из них 2 километра приходится на каналы.

В 1566 году Филипп был отозван из обители и назначен митрополитом Московским. В этом же году завершается строительство главного собора монастыря - Спасо-Преображенского, который стал самым высоким зданием древней Руси, превосходя знаменитый Успенский собор Московского Кремля....
 
Ансамбль соборов оформил новый вид монастыря, подчеркнув его мощь и величие. Но творец уже не смог увидеть дела рук своих. Филипп оказался не только талантливым строителем и авторитетным пастырем монастырской братии, но стойким и мужественным человеком. Лидер церкви не стал потакать сумасбродствам царя Ивана Грозного и через два года был отстранен от должности, заточен в темницу и в 1569 году задушен опричником царя Малютой Скуратовым.

В честь преподобного в 1688 году возводится церковь Святителя Филиппа, в нее в 1691 году переносятся мощи святого, по ветхости здание полностью перестраивается в 1798 году.

С нарастанием внешней угрозы Русскому Государству в 80-х годах XVI века вокруг монастыря воздвигнут деревянный острог с башнями, который вскоре пришлось заменить каменной стеной из дикого камня, окружностью в 509 саженей, высотой 3-4 сажени и шириной 3 сажен с восемью башнями и четырьмя воротами...

С конца XVI века монастырь стал оплотом России на Крайнем Севере. Где мудростью, где воинской силой святая обитель защищала интересы России от вражеских посягательств. Лишь только появлялись враги в российских пределах, соловецкие стрельцы первые встречали их и бились с ними насмерть до прибытия больших сил из Москвы.

Образцом дипломатических усилий в защите российских интересов послужила политика соловецкого игумена Антония в период Смутного времени, благодаря чему удалось избежать вторжения шведских войск на Север.

...В 1667 году монастырь оказался центром старообрядчества. Противостояние приняло непримиримый характер и в 1668 году для усмирения смуты посланы войска. Восстание удалось подавить лишь 22 января 1677 года силами в 1300 стрельцов, которые прошли в монастырь через ворота, открытые небольшим отрядом...

В 1680 году обитель вышла из ведения новгородской епархии и передана во вновь открытую Холмогорскую и Важескую епархию.
 
До изъятия земель и крестьян основным источником богатств монастыря являлась его вотчина...  Соловецкая вотчина началась с пожертвования в пользу монастыря земель и владений новгородских бояр, среди которых была и Марфа Посадница. Еще до падения Новгорода монастырь располагал значительными землями в Кемской, Шуерецкой волостях, в районе реки Выг, в Сумском посаде и на Терском берегу. Соляные варниць устроены по Поморскому, Онежскому, Летнему берегам Белого моря.

С возникновением Крестного монастыря Соловкам пришлось уступить ему часть владений. Вместе с тем, активность обители в Поонежье не ослабевала и во второй половине XVII века монастырь продолжал осваивать Турчасовский стан Каргопольского уезда....

...Основным промыслом монастыря стала добыча соли. В период расцвета монастырь имел право на беспошлинную дродажу 100 тысяч пудов соли ежегодно. Такое количество можно выработать не менее, чем на 60 варницах...

Всего в начале XVII века монастырю принадлежало в Поморье 25 усолий, из которых 21 действовало регулярно. Но соль, будучи основным источником дохода монастыря, это еще не все. Были и рыба, и морской зверь, и пушнина, и продукция монастырских мастерских. Рыболовный промысел включал морское, озерное рыболовство и искусственное рыбоводство в садках на самом архипелаге... Монастырский флот насчитывал в 1549 году 4 ладьи и 15 карбасов, в 1640 - 23 ладьи...
 
Широко распространилось на островах изготовление кирпича, берущее начало с 1552 года....

Собственное колокольное дело открыто отливкой 700 пудового колокола «Борисович», который в 1774 году с добавкой монастырской меди переплавлен в 1100 пудовый «Преображенский».

Нужды монастыря в различной ремесленной и сельхозпродукции во многом обеспечивались собственными силами.

Экономические успехи обители в вотчинный период базировались на жестокой эксплуатации труда крестьян Поонежья. По отношению к тому времени, монастырь смело можно назвать крупным феодалом и землевладельцем, ничем не уступающим представителям знати и помещикам. В лучшие годы к монастырю было приписано до 7500 крестьян, количество трудников доходило до 600 человек....
...Вплоть до конца XVIII века монастырь являлся самой древней и строгой государственной тюрьмой на Руси, пока не создали арестантское отделение в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре. Соловецкий мартиролог насчитывает более 400 узников. В средневековье по жестокости обращения ему не было равных...

Подведена черта вотчинному периоду в 1764 году, когда земли обители были изъяты по указу Екатерины II.
...В следующем году монастырь возводится в ранг ставропигиального и это означает, что подчиняться он стал непосредственно патриарху.
С этого времени открывается новая страница в истории монастыря, когда у него наряду с изъятием земель отписали крестьян. Тем самым, крепостное право для монастырских крестьян перестало существовать на целый век раньше реформ Александра II...

Ритм жизни монастыря в ХIХ веке нарушила Крымская война и связанное с ней нападение английских кораблей на святую обитель в 1854 году. Желая с ходу взять крепость, два британских фрегата подошли к острову и предъявили ультиматум о сдаче, но, получив отказ, начали бомбардировку монастыря. Встретив отпор от защитников крепости, в результате чего удачным выстрелом обороняющихся причинено повреждение одному из кораблей, нападавшие вынуждены отойти.
Через два дня нападение повторилось с другого направления. В течение 9 часов продолжалась бомбардировка крепости, по российским источникам, из 63 орудий. Защитники могли им противопоставить лишь 10 орудий устаревшего образца, да 50 старых инвалидов, приписанных для защиты монастыря...
Крепость условия капитуляции не приняла и вступила в бой...

Несолоно хлебавши, враг вынужден отбыть на своем «архимедовом ходу» восвояси. Кроме мужества защитников, вероятно, имел место промысел божий; молитвы, обращенные к богу, достигли назначения и все обитавшие в монастыре живые существа попали под защиту какой-то высшей силы.

Война закончилась, не принеся монастырю ощутимого вреда. Все устремления братии обратились на благоустройство обители, в чем монастырь и преуспел премного.

К существующим церковным зданиям стремительно добавляются новые. В 1777 году выросла главная монастырская колокольня, высотой 58 метров. На ее двух ярусах устанавливается 42 колокола, самый древний из них относится к 1545 году, а наиболее увесистый достигает 1147 пудов или 19 тонн. Поблизости от нее сооружается в 1863 году царская колокольня, на которой устанавливается один 72-пудовый колокол под названием Благовестник, пожалованый царем Александром II в 1860 году в память о Крымской войне....

К отмеченным храмам внутри монастырской ограды добавляются три новых: в 1832 году Николаевский, в 1859 - Богородицкий, в 1860 - Преподобного Германа Соловецкого, в котором устанавливается рака с его мощами. В Николаевской церкви оборудуется монастырская ризница, богатейшая в России. На Большом Соловецком острове выросли церкви Живоносного источника, внутри которой заключен храмовый колодец, выкопанный в 1656 году святителем Филиппом, Онуфрия Великого, храмы Савватиевского скита Смоленской Богоматери и Вознесенский, который вознесся на Секирной горе...

На других островах архипелага к церкви Андрея Первозванного, возведенной в 1702 году в честь посещения монастыря Петром 1, добавились 3 новых: Сергия Радонежского, Троицкий Троицкo-Анзерского скита и Распятский - Голгофо-Распятского скита. Наиболее примечательной из них является З4 метровая Распятская церковь, воздвигнутая в 1828 году на горе Голгофе с высотой 200 метров над уровнем моря. При ней выстроена отдельная колокольня...

Кроме церковных зданий, бросается в глаза масштаб гражданского каменного строительства, более характерный для достаточно крупного города России ХIХ века. Внутри монастырской ограды воздвигнуто более двух десятков 2-3-этажных корпусов, около З0 - вокруг монастырской стены и примерно столько же рассредоточилось по всему архипелагу. Назначение сооружений самое различное...Не чужды обители наука и образование. В библиотеке, одной из самых примечательных в России, хранились книги различного свойства: церковные, в том числе редкие старинные и рукописные, образовательные, технические, худoжественые. К середине ХIХ века библиотечный фонд насчитывал более 8 тысяч томов.

На островах находились метеостанция и лаборатория по изучению рыб и морских животных. Для обеспечения судоходства оборудован самый большой на Белом море маяк высотой около 123 метров. Производственная деятельность также велась на должном уровне: судоверфь, где строились трехмачтовые суда, сухой док, лесопильный завод. Монастырский флот насчитывал несколько пароходов
 
Монастырь неоднократно посещали царственные особы и важные гости. В 1694 и 1702 годах в нем побывал Петр 1, в 1858 - Александр II, чьи посещения не обходились без богатых пожертвований...

Немного существовало монастырей на Руси, способных сравниться с Соловецким по обилию памятников древности и истории обители, хранившихся в богатейшей ризнице: чаши, напрестольные драгоценные кресты, златокованые евангелия, вес некоторых из них достигал 2 пудов и более, ценные митры, иконы, священные облачения, сосуды, дары царей и исторических личностей церковного и светского начал...

Революция реквизировала монастырские ценности, оставшееся сгорело во время опустошительного пожара 1923 года, монастырь закрыли, монахов разогнали, большую часть из которых впоследствии репрессировали. На территории островов создан Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, чья деятельность за 1923-1939 годы наглядно показала, что «зверства» монахов с жертвами соловецкой тюрьмы в 400 человек за 5 веков представляются ныне не более, чем детские шалости.

К началу 1917 года в монастыре насчитывалось 219 человек братии и 109 человек, живущих при монастыре постоянно. К ним прибавилось дополнительно около 100 монахов в годы первой мировой войны. Все население архипелага насчитывало 500 человек.

Октябрьскую революцию монахи встретили враждебно. Накануне интервенции монастырю принадлежали почти 28 тысяч десятин земли, на островах проживало 659 жителей. Обитель имела 20 храмов, 32 часовни, 43 постройки разного рода... В апреле 1920 года на Соловках побывала комиссия М.С.Кедрова, которая положила начало ликвидации монастыря. Датой его официального закрытия справедливо считать 18 мая 1920 года...

К концу мая на архипелаге созданы лагерь принудительных работ и совхоз «Соловки». В июне 1923 года на острова прибывают первые подразделения Управления северных лагерей ГПУ и им передается имущество совхоза, а монахи были выселены, ориентировочно, в августе этого же года...
---
По состоянию на 2005 год...общественная, экономическая и культурная сферы жизни определяются Соловецким государственным музеем-заповедником и Соловецким ставропигиальным монастырем. Музей-заповедник создан в 1967 году, а с 1997 года стал государственным учреждением. Финансирование осуществляется по линии Министерства культуры РФ. В музее работает около 32% трудоспособного населения, и он является одним из наиболее динамично развивающихся учреждений культуры данного профиля в России.

Соловецкий монастырь возрожден решением Русской православной церкви в 1990 г., в обители несут служение 20 монахов и 20 трудников. На островах сохранилось 117 памятников монастырского прошлого, из которых 50 находятся в ведении монастыря, 59 - собственность музея и 8 - в совместном пользовании. Ныне острова ежегодно посещают З0 тысяч туристов и паломников.

Вернуться к началу подборки.