МОНАСТЫРИ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
с XII века до настоящего времени
(тематическая подборка)
3.
Монастыри нижней Онеги:
- Монастырь близ Турчасово.
-
Сырьинский монастырь.
- Кожеозерский монастырь.
- Крестный монастырь (Ставрос или
Кийский).
Монастырь близ
Турчасово
Вл. Васёв:
Различна судьба монастырей и нижней Онеги. Не все их имена донесло
до нас время. Известно, что близ села Турчасово существовала в XIV-XV
веках пустынь, но она исчезла бесследно.
---
Cырьинский монастырь
Вл. Васёв:
Древнейшей из известных обителей в Онежском Поморье был Сырьинский монастырь, основанный в конце
ХV в. (у Алферовой - в конце XIV в.) иноком Кириллом, принявшим постриг
в Ошевенском монастыре. Но данное утверждение пока не является
бесспорным фактом.
Г.В.Алферова:
В конце XIV в. в 9 км от правого
берега р.Онеги, между ее притоками Мудьюгом и Кадьмою, Кириллом (в
миру - Кириаком - М.З.), ум. в 1402 г., была основана Успенская
Сырьинская или Сыльинская пустынь. В XVII в. Сырьинскую пустынь
именуют монастырем.
Вл. Васёв:
В житии отмечается: прп. Кирилл был сыном священника Чекуевского прихода
Турчасовского стана... Основав близ Сырьей горы монастырь, преподобный
стал его игуменом, где после многолетних трудов и умер. Кирилл был
причислен к сонму святых русской православной церкви, и мощи его
погребены под спудом в часовне около деревни Сырья, что в 80 км от
города Онеги.
|
Сырьинский монастырь. Никольский храм. |
Сайт "Храм всех святых":
После смерти прп. Кирилла в пустыни был построен "теплый" Никольский храм, а над могилой прп.
Кирилла построена часовня.
В 1658 г. Сырьинский монастырь был приписан к заложенному в 1657 г.
патриархом Никоном Крестному монастырю...С 1764 г. Сырьинская пустынь
была уже приписным приходом.
|
Сырьинский монастырь.
Часовня прп. Кирилла - слева от храма. |
Никольскую церковь закрыли в начале
30-х годов. В настоящее время часовня прп. Кирилла Сырьинского (1883 г.
постройки) является местом паломничества прихожан г. Онеги и др. мест.
Никольский храм стоит в запустении и требует ремонта.---
Кожеозерский монастырь
Вл. Васёв:
Дух подвижничества вынес из Кирилло-Сырьинcкoro монастыря инок
Нифонт. В 50-х годах 16 столетия при Кожеозере в 110 верстах от
нынешнего города Онеги, основал он пустынь, где вознамеривался вести
отшельническую жизнь, собственноручно выстроив часовню. Прослышав о
подвигах подвижничества, ориентировочно, в 1559 году, присоединился к
нему Сергий, бывший татарский царевич, взявший имя после пострига
Серапион.
Во время поездки в Москву по нуждам обители в 1564 году,
Нифонт умер и погребен в одном из московских монастырей. Серапион после
его смерти стал настоятелем монашеского убежища и посвятил себя подвигам
благоустройства обители. Трудами преподобного монастырь получил быстрое
развитие.
Г.В.Алферова:
Кожеезерский монастырь был основан в
100 км от г. Онеги в 1557 г. на Лопском острове на озере Кожа, воды
которого порожистая река Кожа несет в Онегу. Основателем этого монастыря
Серапионом построено два деревянных храма Богоявления и Благовещения с
трапезной. Монастырь сгорел в 1632 г.
Вл. Васёв:
Продолжателем трудов Серапиона стал первый игумен монастыря Аврамий,
перед кончиной принявший схиму под именем Антония. Его также отмечали
одним из основателей пустыни...
Один за другим воздвигались храмы: Богоявленский -1589 год, Благовещенский -
1591, Никольский - 1594 год. Число братии достигло 40 человек. В какое
время, точно неизвестно, была отсыпана дамба протяженностью до 400
метров, соединившая остров, на котором находилась часть зданий
монастыря, с берегом.
Одним из основателей монастыря по праву
считался Никодим - Хозьюгский пустынник.... Мощи его погребены в храме Богоявления. Причислен был
к числу святых в 1662 году...
К началу XVII века обитель стала
самой влиятельной на нижней Онеге, владения ее распространялись на юг до
Усть-Моши и граничили с землями каргопольского Ошевенского монастыря.
Духовное влияние Кожеозерской обители было господствующим на Онеге: из
12 упоминаемых в святцах каргопольских святых семеро - Кожеозерские
подвижники.
...В 1634 году монастырь постигло несчастье, сгорели все храмы,
достраивать которые довелось Никону, будущему патриарху Московскому.
Г.В.Алферова:
Оба храма были построены вновь
будущим патриархом Никоном, бывшим настоятелем монастыря с 1643-1646 гг.
В архангельских архивах сохранилось описание богато украшенного
деревянного Богоявленского храма. Он был «на каменном фундаменте о пяти
маковицах, крытых чешуею. Кресты были обиты белым железом. Окна были
большие и малые. В них окончины слюдяные с белым железом». Он был
построен в 1648 г. и заменен каменным в 1758 г.
Вл. Васёв:
Никон прибыл в монастырь в 1639 году, ревностным служением обрел
уважение братии и в 1643 году назначен игуменом обители. При Никоне
число братии достигло 100 душ, а через три года он был замечен царем и
за усердие переведен из Кожеозерского настоятелем Новоспасского
монастыря города Москвы.
Во второй половине XVII века влияние
монастыря на нижней Онеге и количество его владений увеличивается.
...
По состоянию на 1739 год за монастырем числилось 11 деревень, в
каждой имелся монастырский двор.
Г.В.Алферова:
Монастырь выгорел дотла в 1692 и 1730 гг., а в 1764 г. был закрыт совсем. Попытки
возродить его в 1850-х годах не увенчались успехом -монастырские
постройки погорели вновь.
Вл. Васёв:
...После 1764 года монастырь упразднен...
...На
месте обители образован приход. При разграничении губерний в 1784 году
монастырь отнесен к Архангельской губернии. Местный приход в 1845 году
оказался приписан к Прилукскому приходу.
Возрождение монастыря началось в 1849 году, когда там поселился на пустынножительство
Митрофан. Инок своими руками отремонтировал старую церковь, но суждено
ей простоять недолго. Через два года она сгорела. Таким образом,
возрождение монастыря началось с чистого листа.
Г.В.Алферова:
Дошедший до нас монастырь был начат
строительством в 1855 г. его настоятелем Питиримом и не закончен...
Вл. Васёв:
В 1851 году постановление Синода об открытии монастыря утверждает император Николай
II... Известно, что сгоревшая Богоявленская церковь восстановлена в
1853 году, а на гравюре 1854 года отражены Богоявленский, Благовещенский
и надвратные храмы, окруженные деревянной оградой...К 1861 году построены церковь и часовня. Церковь сгорела в
1884 году. В 1883 году возводится каменная церковь Иоанна Крестителя,
через 5 лет - деревянная Богоявленская, затем - величественный Успенский
собор, освященный в 1901 году.
Г.В.Алферова:
Каменный холодный Успенский собор с росписями был построен в 1883 г. из местного кирпича. Собор имел
пять деревянных глав. Над западным притвором была построена звонница.
Вл. Васёв:
По состоянию на 1891 год в Кожеозерском монастыре ... было уже три храма и колокольня
с восемью колоколами, самый большой свыше 77 пудов и отдельно
четырехпудовый колокол на трапезной. Кроме них в монастырских стенах
располагались: настоятельский корпус, три братских здания, трапезная,
просвирня, квасная, кузница, баня, хлебопекарня, кладовая, столярная,
два корпуса для богомольцев, гостиница, конный двор, конюшня, скотный
двор, гумно, ветряная мельница, здание для сушки сетей, смолокурня...
Г.В.Алферова:
Монастырь, несмотря на свое позднее происхождение,
интересен теми древними традициями, которые он возродил в своих
постройках. Получил монументальные росписи величественный четырехстолпный Успенский собор...
Художественный облик монастыря не несет в
себе никакой эклектики. В нем, как и в древних сооружениях, все
пропорционально. Здания великолепно распланированы на местности и
увязаны с природой. Остров был связан с берегом искусственно насыпанным
перешейком.
Вл. Васёв:
Показательно, что Кожеозерский монастырь был в то время одним из
средних монастырей на Севере. В Поонежье примерно такой же был
Александро-Ошевенский, чуть побогаче Спасский Каргопольский, остальные
действующие обители были еще беднее, кроме, естественно, Соловецкого и,
в некоторой мере, Крестного...
Почти за 70 лет существования
возобновленного монастыря обитатели его показали пример хозяйствования
на земле, экономические показатели росли из года в год, наращивался
духовный потенциал. Главное богатство: это книги, в библиотеке
насчитывалось около 623 томов, ризница и благолепие церквей. К
сожалению, после разгрома монастыря в 1918 году сами раритеты и описи на
них утрачены безвозвратно.
|
Богоявленский Кожеозерский монастырь. Руины.
сайт Гид |
После гражданской войны монастырь
закрыли, на его землях организовано хозяйство «Луч света», которое
вскоре благополучно развалилось.
---
Крестный монастырь (Ставрос или
Сийский)
Вл. Васёв:
С начала 60-х годов XVII века основное влияние на мирскую и духовную
жизнь онежского поморья стал оказывать Крестный монастырь. История и
развитие обители тесно связаны с именем патриарха Никона.
Сын крестьянина, он родился в 1605 году, с 1617 по 1622 годы - послушник в
Желтоводском Макарьевском монастыре на реке Унже, с 1635 года - инок
Троицкого скита на Анзере-острове, с 1639 года - монах-отшельник, с 1643
по 1646 годы - игумен Кожеозерского монастыря. Далее он делает
головокружительную церковную карьеру, став игуменом знаменитого
московского Новоспасского монастыря, новгородским митрополитом,
патриархом московским.
Крестный монастырь явился одним из
важнейших звеньев в проведении никоновских церковных реформ.... Истоки
его создания уходят корнями в 1639 год, когда во время плавания с
Анзерского скита на Соловецких островах на реку Онегу судно, на котором
был Никон, выбросило на песчаную часть острова. Известное предание
повествует о том, что Никон спросил: Кий (или чей) это остров? Когда
остров оказался без наименования, он произнес: пусть же будет он
называться Кий.
На место чудесного спасения будущий патриарх водрузил
крест, поставил часовню и дал обет устроить на том острове монастырь...
По возвращению в Москву Никон избран патриархом и история
русской православной церкви потекла по другому руслу. Анзерский скит
Соловецкого монастыря, Белое море, Кий-остров и Кожеозерский монастырь
превратили крестьянского сына, смиренного инока, ищущего уединения, в
одну из самых ярких фигур церкви и государства, закалили его дух,
укрепили волю и подвигли на великие свершения. В те годы именно на Онеге
писалась церковная история России, во многом предопределившая общую
историю Государства Российского второй половины XVII века...
|
Надпись об основании
монастыря |
С основанием монастыря в вотчину его вошли почти все земли
нижней Онеги. В 1657 году к Ставросу отошли Соловецкие вотчины:
Кушерецкая и Турчасоская волости, Пияльское усолье с землей и людьми,
доходные рыбные ловли на Поное и Лахте... По факту, с 1657 до 1764 года
Крестный монастырь стал административным и хозяйственным центром нижнего
Поонежья. Активные усилия Соловецкого монастыря изменить ситуацию в свою
пользу результата не дали и после падения самого Никона...
Приезд и годичное пребывание в 1660-1661 годах Никона на острове резко
ускорили темпы строительства монастыря. При нем построены в каменном
исполнении и освящены Крестовоздвиженский собор, церковь Происхождения
честных древ креста над колодцем, выкопанным его молитвами и трудами, с
колокольней, а также деревянная церковь Всех святых.
Во время Крымской войны обитель в 1854 году была разорена, четыре пушки брошены в
колодец, а в 1855 году сгорели все деревянные постройки. До
секуляризации в монастыре постоянно проживали 80 монахов и не менее 200
трудников.
В 1762 году у обители отобрали вотчины, а через два года
отошли в казну принадлежавшие ему земли.
В монастыре построены: Богородицкая церковь каменная в 1689 году, колокольня каменная, на
которой установлены часы с боем, 1689 года, настоятельские покои,
часовня, кельи братские двухэтажные, покои гостиничные... На колокольне
установили 9 колоколов, самый большой весом в 130 пудов...
Монастырь имел подворья в Архангельске и Онеге. Последнее в
1886 году сгорело, но уже в следующем году выстроено новое...
В начале 20-х годов монастырь закрыли, имущество
его реквизировали и, по преданию, последний монах в 1922 году
добровольно передал ключи от монастыря советской власти. На острове
организуется затем дом отдыха, который существует и поныне.
С 70-х
годов началась реставрация собора, которая впоследствии охватила также
другие здания монастыря...
Продолжение подборки
-
здесь.