А.В.Суслова, Т.А.Славина (из книги "Владимир Суслов") |
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.В.СУСЛОВА |
О РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ | |
О НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ | |
Д.О.Швидковский |
О СУСЛОВЕ |
Н.А.Макаров | ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ РУССКОГО СЕВЕРА |
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.В.СУСЛОВА
СУСЛОВ Владимир Васильевич (1857 - 1921) - крупный архитектор-реставратор, исследователь и пропагандист древней русской архитектуры, один из инициаторов охраны памятников истории и культуры в России.
Владимир Васильевич Суслов родился 13 июля 1857 года в Москве, в семье крепостного мастера-иконописца, уроженца знаменитого села Палех.
Большую часть детства Суслов проводит у родных в Палехе;
тринадцати
лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества.
Окончив училище с серебряной медалью, в 1878 году он уезжает в
Петербург и поступает в Академию художеств.
В годы обучения в Академии ... начинаются его путешествия,
посвященные изучению архитектуры.
Закончив Академию в 1882 году и получив звание классного художника I степени... Суслов решает посвятить себя изучению русской архитектуры. Этот выбор был сделан, по свидетельству Суслова, под влиянием одного из профессоров Академии, видимо, Д.И.Гримма, с которым Суслов работал и в студенческие годы, и после окончания Академии. На взгляды и склонности молодого архитектора повлияли, безусловно, и труды Л.В.Даля, которые, по словам М.В.Красовского, незадолго перед тем "произвели переворот в общем взгляде на прошлое архитектуры русского народа и пробудили к ней интерес". Не могли, конечно, пройти бесследно и впечатления детства—творчество художников Палеха и архитектура древней Москвы.
Любимым делом, смыслом жизни Суслова становится
русское
народное зодчество.
В 1883 году Суслов обратился в Совет Академии художеств с
прошением,
в котором говорилось:
"Имея достаточные сведения о
древнерусской архитектуре,
я крайне желал бы продолжить свое образование в этом
направлении и, изучив
до сих пор мало исследованные, по преимуществу деревянные,
памятники
русского зодчества Вологодской и Архангельской губерний (Двины
и Поморья),
которые с каждым годом исчезают, — я тем мог бы внести хотя
незначительную
лепту в исследования по этому предмету... Я осмеливаюсь
обратиться в Совет...
с моею покорнейшею просьбою доставить мне хотя
незначительную помощь
деньгами и свободным доступом к изучению памятников на месте".
Получив
согласие Академии, летом того же года Суслов отправляется в
свою первую
научную экспедицию по России, в Вологодскую и Архангельскую
губернии (см. маршруты экспедиций В.В.Суслова по северной и центральной России).
С 1883 по 1887 год Суслов совершает ежегодные поездки по России — от берегов Баренцева моря до Астрахани и калмыцких степей. Особенно большое внимание уделил он архитектуре центральных и северных районов России (ниже).
Слева - церковь в с. Агафоновском Олонецкой губернии. Не сохранилась. Фото 1886 г. Справа - церковь Владимирской Б.М в с. Подпорожье Арх. губернии, гравюра с фото 1886 г. |
Ансамбль села Шуя Архангельской губ. Не сохранился. Фото 1886 г. |
За время экспедиций Суслов обмерил и исследовал такие замечательные памятники каменного зодчества, как Воскресенский собор в Романове- Борисоглебске, Воскресенский монастырь в Угличе, церкви в Медведкове, Маркове, Вяземах и другие. Среди обмеренных или зафиксированных им памятников деревянного зодчества — такие шедевры, как Троицкая церковь в Неноксе, собор в Кеми, крещатая церковь в посаде Уна, многоглавые церкви в Подпорожье и Чекуеве, ансамбли Лядинского погоста и села Агафоновское, знаменитая церковь в Белой Слуде и многие другие. (В отчетах Суслова Академии художеств за 1883—1887 гг. перечислено около 70 памятников и ансамблей, по которым представлены чертежи (в общей сложности 175 листов).
Особое внимание уделял Суслов народному жилищу: им
обмерены и
изучены многие типы изб, надворных построек, избный наряд.
Большая часть
памятников была в те годы неизвестна науке, многие с тех пор
утрачены,
и сусловские материалы— единственные документы,
позволяющие судить
об их архитектуре.
После обычного летнего собирания материала Суслов с осени
до весны
садился за его обработку и за извлечение различных данных для
докладов
и научных трудов. Обработка состояла в вычерчивании обмеров и
любимых
ученым перспективных изображений памятников... . Весной оформленные материалы
представлялись на выставку в Академию, после чего следовала новая командировка.
Чертежи Суслова демонстрируют высокое графическое
мастерство:
особенности его манеры — идеальная точность линий, тонкая
проработка деталей, мастерское владение пером и акварельной
техникой, умение передать атмосферу окружения, в котором
"живет" памятник. Тщательность исполнения особенно удивляет,
если вспомнить, какое большое количество чертежей выполнял
ученый. Это — результат его необыкновенного трудолюбия;
привычка работать по 12—15 часов в сутки сохранилась у него на
всю жизнь.
В своих изысканиях Суслов один из первых начинал широко использовать фотографирование памятников — новый по тому времени способ фиксации, важность которого пришлось на первых порах доказывать Совету Академии. Сусловский фонд негативов в Институте археологии насчитывает 700 единиц.
Ансамбль Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губ. Обмер Суслова 1883 г. Не сохранился. |
Начало теоретическим работам Суслова было положено
статьей "Обзор древнерусских построек на Севере",
опубликованной в 1883 году.
В 1884 году он выступил на VI
Археологическом съезде со своим первым докладом "О древних
деревянных постройках северных окраин России".
В этих работах определилась задача, которую поставил перед
собой Суслов-исследователь: доказать самобытность,
историческую и художественную ценность народного зодчества,
ответив таким образом на один из кардинальных вопросов
архитектуроведения своего времени.
Суслов впоследствии создает стройную систему взглядов на
русское зодчество, основываясь на конкретном материале,
собранном им при исследовании и реставрации памятников,
материале, которым до него не располагал ни один
исследователь.
Русской средневековой архитектуре посвящены печатные труды
Суслова, выступления на съездах зодчих и археологов.
Деревянному зодчеству — одной из самых любимых им страниц
русской архитектуры — посвящен капитальный труд ученого
"Обзор древнего деревянного дела на Руси".
В своих отчетах Академии Суслов с горечью отмечал
пренебрежительное отношение к памятникам архитектуры.
В это время
встает вопрос о реставрации трех памятников — Федоровской
часовни близ Переславля-Залесского, Георгиевского собора в
Юрьеве-Польском и собора Спасо-Мирожского монастыря во
Пскове. Археологическая комиссия, на которую был возложен
контроль за всеми реставрациями в России, поручает Суслову эту
работу; так начался новый период творческой деятельности
ученого—его работа в области реставрации.
Вскоре Суслов становится одним из самых активных русских
реставраторов. Достаточно перелистать протоколы
Археологической комиссии, чтобы убедиться в этом: сусловские
экспертизы, проекты реставрации, отчеты обсуждаются почти на
каждом ее заседании. В ходе работ формируется творческий
метод Суслова-реставратора; в его основе лежит тщательное
изучение памятников и стремление сохранить в ходе
восстановления все присущие им особенности.
1. Благовещенская церковь в с. Посадном Арх. губернии, гравюра с фото 1886 г., не сохранилась. 2. То же, реконструкция Суслова 1887 г. |
(текст и фотографии, кроме гравюр, из книги "Владимир Суслов" А.В.Сусловой, Т.А.Славиной, Стройиздат, 1978).