СУСЛОВ Владимир Васильевич (1857 - 1921)


А.В.Суслова, Т.А.Славина
(из книги "Владимир Суслов")
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.В.СУСЛОВА
О  РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
О НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ
Д.О.Швидковский
О СУСЛОВЕ


СУСЛОВ Владимир Васильевич (1857 - 1921) -
крупный архитектор-реставратор, исследователь и пропагандист древней русской архитектуры, один из инициаторов охраны памятников истории и культуры в России.

Владимир Васильевич Суслов родился 13 июля 1857 года в Москве, в семье крепостного мастера-иконописца, уроженца знаменитого села Палех.

Большую часть детства Суслов проводит у родных в Палехе; тринадцати лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Окончив училище с серебряной медалью, в 1878 году он уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств.
В годы обучения в Академии ... начинаются его путешествия, посвященные изучению архитектуры.

Закончив Академию в 1882 году и получив звание классного художника I степени... Суслов решает посвятить себя изучению русской архитектуры. Этот выбор был сделан, по свидетельству Суслова, под влиянием одного из профессоров Академии, видимо, Д.И.Гримма, с которым Суслов работал и в студенческие годы, и после окончания Академии. На взгляды и склонности молодого архитектора повлияли, безусловно, и труды Л.В.Даля, которые, по словам М.В.Красовского, незадолго перед тем "произвели переворот в общем взгляде на прошлое архитектуры русского народа и пробудили к ней интерес". Не могли, конечно, пройти бесследно и впечатления детства—творчество художников Палеха и архитектура древней Москвы.

Любимым делом, смыслом жизни Суслова становится русское народное зодчество. В 1883 году Суслов обратился в Совет Академии художеств с прошением, в котором говорилось:
"Имея достаточные сведения о древнерусской архитектуре, я крайне желал бы продолжить свое образование в этом направлении и, изучив до сих пор мало исследованные, по преимуществу деревянные, памятники русского зодчества Вологодской и Архангельской губерний (Двины и Поморья), которые с каждым годом исчезают, — я тем мог бы внести хотя незначительную лепту в исследования по этому предмету... Я осмеливаюсь обратиться в Совет... с моею покорнейшею просьбою доставить мне хотя незначительную помощь деньгами и свободным доступом к изучению памятников на месте".
Получив согласие Академии, летом того же года Суслов отправляется в свою первую научную экспедицию по России, в Вологодскую и Архангельскую губернии (см. маршруты экспедиций В.В.Суслова по северной и центральной России).
Эти экспедиции можно без преувеличения назвать подвигом: один, без помощников, с ничтожными средствами, он исколесил почти всю Россию, отыскивая, обмеряя, рисуя и фотографируя памятники архитектуры, роясь в церковных архивах.
"По дороге приходилось все время расспрашивать, где и какие сохранились старинные церкви. Сведения эти часто бывали сбивчивы, и поэтому нередко приходилось делать безрезультатные объезды от основного пути... Работал я во время путешествий страшно много. Имея с собой фотографический аппарат, я полностью исправлял обязанности фотографа и в обмерах принимал самое непосредственное участие, лазая по крышам и другим. . . неприступным местам, зарисовывая, записывая...".

С 1883 по 1887 год Суслов совершает ежегодные поездки по России — от берегов Баренцева моря до Астрахани и калмыцких степей. Особенно большое внимание уделил он архитектуре центральных и северных районов России (ниже).
1. Церковь в с. Агафоновском Олонецкой губернии. Не сохранилась. Фото 1886 г.
2. Церковь Владимирской Б.М в с. Подпорожье Арх. губернии, гравюра с фото 1886 г.


Посетил он также Норвегию и Швецию — для сравнения путей развития архитектуры этих стран и близкого к ним по природным условиям русского Севера. В последующие годы Суслов постоянно ездит по России в связи с реставрационными работами и научными изысканиями. Предпримет он и ряд путешествий за границу, позволивших ему серьезно ознакомиться с архитектурой других стран; однако предпочтение его навсегда отдано средневековому зодчеству России, в котором он видит не только великое наследие, но и почву для расцвета новой архитектуры:
"Не знаю, личный ли это вкус или чувство народной гордости, которого, впрочем, не стыжусь, но ничто, мне кажется, не может так вдохновить современных художников, как эти облики своенародных представлений... . Нет, настало время, когда идея самобытности опять выступит... ".

В поездках по России внимание исследователя привлекало все: огромные соборы, маленькие церкви глухих деревень, часовни, погосты, колокольни, крепости, избы, мельницы, мосты, ограды.
Ансамбль села Шуя Архангельской губ. Не сохранился. Фото 1886 г.

Он рисует предметы декоративно-прикладного искусства (церковного и бытового), изучает местные промыслы и обычаи. Вся эта сложная и разнообразная жизнь, вместе с природой краев, где он бывал, и их историей, складывалась в его сознании в единую цельную систему, в которой архитектура является неотъемлемым звеном. Исследования, проведенные Сусловым во время экспедиций, можно назвать современным термином "фиксация памятников". Описание памятника, подкрепленное историческими сведениями из церковных архивов, Суслов сопровождал зарисовкой, фотографией, схематическим обмером. Часто он проводил архитектурный обмер или предпринимал настоящее археологическое обследование, вскрывая штукатурку каменных зданий и обшивку деревянных в поисках следов утраченных деталей. Попутно Суслов собирал для музея Академии художеств образцы древнего декоративно-прикладного искусства, рукописи, утварь, изделия народных резчиков, ювелиров и гончаров. ...Многое из того, что было привезено Сусловым, сохранилось до наших дней в собраниях Музея Академии и Государственного Русского музея.

За время экспедиций Суслов обмерил и исследовал такие замечательные памятники каменного зодчества, как Воскресенский собор в Романове- Борисоглебске, Воскресенский монастырь в Угличе, церкви в Медведкове, Маркове, Вяземах и другие. Среди обмеренных или зафиксированных им памятников деревянного зодчества — такие шедевры, как Троицкая церковь в Неноксе, собор в Кеми, крещатая церковь в посаде Уна, многоглавые церкви в Подпорожье и Чекуеве, ансамбли Лядинского погоста и села Агафоновское, знаменитая церковь в Белой Слуде и многие другие. (В отчетах Суслова Академии художеств за 1883—1887 гг. перечислено около 70 памятников и ансамблей, по которым представлены чертежи (в общей сложности 175 листов).

Особое внимание уделял Суслов народному жилищу: им обмерены и изучены многие типы изб, надворных построек, избный наряд. Большая часть памятников была в те годы неизвестна науке, многие с тех пор утрачены, и сусловские материалы— единственные документы, позволяющие судить об их архитектуре.

После обычного летнего собирания материала Суслов с осени до весны садился за его обработку и за извлечение различных данных для докладов и научных трудов. Обработка состояла в вычерчивании обмеров и любимых ученым перспективных изображений памятников... . Весной оформленные материалы представлялись на выставку в Академию, после чего следовала новая командировка.

Чертежи Суслова демонстрируют высокое графическое мастерство: особенности его манеры — идеальная точность линий, тонкая проработка деталей, мастерское владение пером и акварельной техникой, умение передать атмосферу окружения, в котором "живет" памятник. Тщательность исполнения особенно удивляет, если вспомнить, какое большое количество чертежей выполнял ученый. Это — результат его необыкновенного трудолюбия; привычка работать по 12—15 часов в сутки сохранилась у него на всю жизнь.
"Личная жизнь моя протекала исключительно в труде... К работе я так привык, что находил в ней полное удовлетворение и удовольствие".

В своих изысканиях Суслов один из первых начинал широко использовать фотографирование памятников — новый по тому времени способ фиксации, важность которого пришлось на первых порах доказывать Совету Академии. Сусловский фонд негативов в Институте археологии насчитывает 700 единиц.
Ансамбль Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губ. Обмер Суслова 1883 г. Не сохранился.

С Сусловым связана деятельность крупнейшего мастера документальной фотографии конца XIX века И.Ф.Барщевского. Снимки памятников архитектуры и прикладного искусства, выполненные Барщевским, — ценнейший материал, широко известный историкам, реставраторам и искусствоведам. Большая часть его коллекции, хранящейся в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, создана под руководством и по указанию В.В.Суслова, который в течение ряда лет приглашал Барщевского в поездки по России.
В 1880-х годах Суслов начинает выступать с научными сообщениями. "Обрабатывая собранный материал в виде рисунков,— писал он, — невольно обращаешься к научному разбору памятников. Опубликование различных сведений, хотя мне и не поставлено в обязанность со стороны Академии, но тем не менее приходится считать это нравственным долгом. Литература по русскому искусству еще так небогата".

Начало теоретическим работам Суслова было положено статьей "Обзор древнерусских построек на Севере", опубликованной в 1883 году.
В 1884 году он выступил на VI Археологическом съезде со своим первым докладом "О древних деревянных постройках северных окраин России".
В этих работах определилась задача, которую поставил перед собой Суслов-исследователь: доказать самобытность, историческую и художественную ценность народного зодчества, ответив таким образом на один из кардинальных вопросов архитектуроведения своего времени.
Суслов впоследствии создает стройную систему взглядов на русское зодчество, основываясь на конкретном материале, собранном им при исследовании и реставрации памятников, материале, которым до него не располагал ни один исследователь.

Русской средневековой архитектуре посвящены печатные труды Суслова, выступления на съездах зодчих и археологов. Деревянному зодчеству — одной из самых любимых им страниц русской архитектуры — посвящен капитальный труд ученого "Обзор древнего деревянного дела на Руси". В своих отчетах Академии Суслов с горечью отмечал пренебрежительное отношение к памятникам архитектуры.
"Уничтожение и искажение всего древнего, — писал он, — идет с какой-то исступленной поспешностью. Почти все церкви обшиты тесом, окна расширены и околочены филенчатыми карнизами. Галереи, крыльца и другие украшения в большинстве случаев уничтожены".

Не ограничиваясь констатацией этих печальных фактов, Суслов обращается в Археологическую комиссию с предложениями по охране памятников; так определилась и вторая цель, которой служит ученый.
В 1887 году Суслов становится членом Русского археологического общества. Имя его как знатока древнерусского зодчества получает известность в научных кругах.

В это время встает вопрос о реставрации трех памятников — Федоровской часовни близ Переславля-Залесского, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и собора Спасо-Мирожского монастыря во Пскове. Археологическая комиссия, на которую был возложен контроль за всеми реставрациями в России, поручает Суслову эту работу; так начался новый период творческой деятельности ученого—его работа в области реставрации.
Вскоре Суслов становится одним из самых активных русских реставраторов. Достаточно перелистать протоколы Археологической комиссии, чтобы убедиться в этом: сусловские экспертизы, проекты реставрации, отчеты обсуждаются почти на каждом ее заседании. В ходе работ формируется творческий метод Суслова-реставратора; в его основе лежит тщательное изучение памятников и стремление сохранить в ходе восстановления все присущие им особенности.
1. Благовещенская церковь в с. Посадном Арх. губернии, гравюра с фото 1886 г., не сохранилась.
2. То же, реконструкция Суслова 1887 г.

Объем работы, выполненной ученым в течение 1887—1900 годов, очень велик. Суслов исследовал церкви св. Петра и Павла в Новгороде (1897 г.), крепость в Старой Ладоге (1887—1888, 1893 гг.), Мстиславов храм на Волыни (совместно с Г.И.Котовым, 1893 г.), церковь Успения на Волотовом поле (1895 г.). Кроме того, им были составлены проекты реставрации Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1887—1888 гг.), Спасо-Мирожского монастыря во Пскове (1888 г.), Спасо-Нередицкой церкви в Новгороде (1898— 1900 гг.), крепостной башни Белая Вежа (1898—1899 гг.), осуществлена реставрация Федоровской часовни, Спасо- Преображенского собора и церкви Петра-Митрополита в Переславле-Залесском (1888—1893 гг.). С 1893 по 1900 год продолжалась самая крупная работа Суслова — реставрация новгородской Софии.

(текст и фотографии, кроме гравюр, из книги "Владимир Суслов" А.В.Сусловой, Т.А.Славиной, Стройиздат, 1978).