р

Д.О.Швидковский,
ректор МАРХИ, действительный член Российской Академии художеств (РАХ) и
Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН)


ПРЕДИСЛОВИЕ к репринтному изданию В.В.Суслов. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА


Новое издание сразу всех выпусков «Памятников древнего русского зодчества» Владимира Васильевича Суслова — значительное событие для истории архитектуры, да и в целом для художественной культуры нашей страны. Это не только возвращение тем, кто увлекается отечественной историей, практически недоступного сейчас классического труда конца ХIХ — начала ХХ века. Перед нами предстают обмеры и рисунки старинных церковных и гражданских зданий, открывается эпоха расцвета российской культуры, явленная и в ее изобразительной ипостаси, и в ее художественном творческом выборе, взлете настойчивых поисков национального своеобразия. Благодаря труду Владимира Васильевича Суслова и работам его современников родилось само представление о непреходящей ценности российского художественного наследия, был утвержден императив необходимости сохранения его памятников для нас и для будущих поколений.

Владимир Васильевич Суслов родился 13 июня 1857 года в семье крепостного мастера-иконописца в знаменитом своими лаковыми росписями селе Палех, чьи традиции, к счастью, не угасли и сегодня. Благодаря освобождению крестьян императором Александром II в 1861 году его отец смог уехать в Москву и открыть там иконописную мастерскую, а сына, по достижения им тринадцати лет, определить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества (с которым МАРХИ связывает значительная часть его истории). Мальчик оказался одаренным — награжденный Серебряной медалью Училища, он отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств, с которой он будет связан всю жизнь, станет академиком, профессором, достигнет высшего статуса непременного члена Совета Академии.

Несмотря на профессиональные успехи еще во время учебы, когда юноша работал помощником сначала у известных архитекторов А.И.Резанова и С.И.Шестакова, а затем у своего любимого профессора Д.И.Гримма, В.В. Суслов принял необычное по тем временам решение. Он обратился к Совету Императорской Академии художеств «с... покорнейшую просьбою доставить... помощь деньгами и свободным доступом к изучению памятников... родного искусства...», получив поддержку, оказываемую много лет.

В 1883 году начались поездки Владимира Васильевича по России, обмеры, зарисовки и фотографирование древних зданий, а затем публикация результатов этих исследовательских путешествий. Он объехал большую часть страны — Русский Север, включая его самые дальние края, Поволжье, Владимирскую, Новгородскую, Ярославскую земли, Подмосковье, Белоруссию и многие другие места, работая постоянно и необыкновенно интенсивно по двенадцать—пятнадцать часов в день. По его собственным словам: «...к работе я так привык, что находил в ней полное удовлетворение и удовольствие...».

Усилия принесли исследователю значительный успех. В 1887 году он был избран членом Русского археологического общества, а Археологическая комиссия поручает ему реставрацию целого ряда выдающихся памятников — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Спасо-Мирожского монастыря во Пскове, Федоровской часовни под Переславлем-Залесским, построенной на месте, где, по преданию, родился царь Федор Иоаннович, а затем и многих других прославленных старинных зданий. долгие годы он занимался реставрацией выдающихся памятников: церкви Петра-митрополита и Преображенского собора в Переславле-Залесском, церкви Спаса на Нередице и Софийского собора в Новгороде Великом, в результате став крупнейшим реставратором архитектуры в России своей эпохи.
Образы древних памятников, заключенные в них художественные идеи представлялись Владимиру Васильевичу Суслову не только историческим наследием, но и источником вдохновения для зодчих его времени. Он писал: «Не знаю, личный ли это вкус или чувство национальной гордости, которого, впрочем, не стыжусь, но ничто, мне кажется, не может так вдохновить современных художников, как эти облики своенародных представлений... Нет, настало время, когда идея самобытности опять выступит. Стало ясно, что только разумная разработка истинных идеалов своего народа способна освободить нас от... безликости...». Благодаря исследовательскому воплощению своих идей в творчестве, В.В.Суслов стал одним из самых ярких и эрудированных мастеров архитектуры «русского стиля», широко распространившегося в конце ХIХ столетия, в том числе и благодаря его исследованиям. Лучшие из построенных зодчим сооружений — Александровский пассаж в Казани и, особенно, церковь в известном центре по поддержке русского искусства того времени — имении княгини М.К.Тенишевой «Талашкино», в украшении которой участвовал Н.К.Рерих.
 
Как педагог, Владимир Васильевич Суслов еще в 1888 году впервые в России разработал курс лекций по русскому искусству, изложив в нем историю зодчества совместно с другими видами и жанрами художественного творчества. Много времени уделяя ученикам, которым преподавал в Императорской академии художеств, он был очень популярен и любим молодежью, с которой всегда держался просто и дружески, в ряде случаев сумев, благодаря своей популярности, уладить конфликты с администрацией в беспокойные годы начала ХХ века.

В этой необычайно обширной и разнообразной деятельности Владимира Васильевича Суслова создание им монументального труда «Памятники древнего русского зодчества» занимает особое место. Отдельные выпуски «Памятников» начали выходить в 1895 году. В них опубликованы материалы, собранные самим В.В. Сусловым и его коллегами Л.В.Далем, АМ.Павлиновым, другими их собратьями по профессии и учениками. В.В.Суслов являлся не только редактором всех семи выпусков этого издания, но и автором большей части приведенных там обмеров древнерусских памятников. В 1895—1901 годах вышли в свет 115 листов большого формата с изображением памятников русской архитектуры преимущественно ХVI—ХVII веков. Как это ни странно, это издание было остановлено по распоряжению Президента Императорской Академии художеств графа Толстого, который счел, что деревянные храмы «недостойны академического издания». Эта административная акция вызвала скандал в художественном мире Петербурга.

Тем не менее, в российском обществе, среди тех, кто интересовался национальным стилем в искусстве, успех «Памятников древнерусского зодчества» был очень значителен. Издание оказало самое существенное влияние на формирование представлений о развитии нашего зодчества, оставаясь выдающимся примером его изучения и до сих пор служа замечательным источником изучения истории русской архитектуры, описывая шедевры отечественной художественной культуры в их состоянии на рубеже ХIХ и ХХ столетий. Несомненно, что сегодня для тех, кто изучает русское зодчество, кто чувствует совершенство его художественных образов, стремится проникнуть в смысл его истории, новое издание «Памятников», созданных Владимиром Васильевичем Сусловым сто с лишним лет назад, будет ценным и увлекательным добавлением к библиотеке, посвященной отечественному искусству, книгой, которая позволит глубже почувствовать как сами памятники российской архитектуры, так и историю того замечательного времени, когда создавал свои труды Владимир Васильевич Суслов.