Мелютина М.Н.
канд. филос. наук,
зам. директора Кенозерского национального парка по науке

ИКОНЫ С ОБРАЗОМ прп. КИРИЛЛА ЧЕЛМОГОРСКОГО
как источник изучения истории и культуры
Кирилло-Челмогорской пустыни

Монастырский ландшафт Кенозерья (понятие “Кенозерье” рассматривается нами как название территории Кенозерского национального парка) как часть духовно-религиозной жизни Русского Севера является исключительным. На небольшой по площади территории в разное время здесь располагались Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, Кирилло-Челмогорская мужская пустынь, Пахомиево Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь, Аглимозерская пустынь. Культурно-ландшафтный комплекс обладал высокой плотностью насыщения сакральными объектами: церквами, часовнями, крестами, святыми рощами, камнями и деревьями. В ХХ веке монастырский ландшафт оказался во власти чуждой ему советской культуры. Однако, это не привело к полному его разрушению, ландшафт сохранился (хотя разобраны или остались в руинированом состоянии монастырские храмы), он актуализируется (прежде всего, в устной традиции) и представляет на современном историческом этапе своеобразный образец толерантности культур. В Кенозерье продолжают жить люди, которые сохраняют “устные истории” о иноческой жизни, соблюдают православные традиции и оберегают памятники материальной и духовной культуры “утраченных обителей”.

...Монастырские святыни хранят память о религиозной и социальной сторонах бытия монастыря, о его устроителе, известных личностях, посещавших монастырь, особых сакральных свойствах территории. В дальнейшем памятники могут выступать в качестве важнейшей определяющей и созидающей силы в вопросах сохранения, изучения и виртуального воссоздания Кирилло-Челмогорской обители.

Духовно - символическим центром, ландшафто-формирующим объектом является территория собственно монастыря. Монастыри традиционно располагались в особых в геосистемном отношении местах - на высоких холмах, островах или полуостровах...

Кирилло-Челмогорский монастырь располагался на горе Челме, омываемой озерами: с южной стороны - озером Монастырским, с северной - Лекшмозером, а с востока - водами реки Челмы. Поэтично описан паломниками XIX века путь к Кирилло - Челмогорской пустыни: "Дорога идет по холму, подобному валу по обеим сторонам - обрывы; внизу стоят деревья, за чащею коих не видать даже земли; эта непроглядная таинственность... Но вот дорога взбегает на длинный холм и сквозь чащу леса, показывается озеро. Спеши и любуйся им! До пустыни остается не более 1 1/2 верст, - как бы заманивая путника, мелькнет она пред глазами его, чтобы потом опять скрыться...вдали против странника высокие ели, и о самую крайнюю из них немного правее, как бы приютясь к этому исполину, покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющих стенок Богоявленской церкви. Как Эдем прекрасна она. По крайней мере после лесной глуши и дичи...представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе”.
 
Гостей Кирилло-Челмогорского монастыря поражала “монастырская тишина, которая при непосредственной близости к природе умиротворяющим образом действовала на душу”. За “три - пять верст был виден белокаменный город...колокола слышны в Лядинах на заре” . Территорию монастыря окружали каменные стены с башенками на углах, они представляли неправильный четырехугольник с овалом. Вход в монастырь осуществлялся через трое ворот. Внутри двора возвышался главный каменный храм Богоявления Господня, построенный в 1818 г., где хранилась серебряная рака, под спудом которой находились мощи преподобного Кирилла. Рядом с храмом “приютилась старинная, миниатюрная размером, деревянная церковка - Успенская” (1803 г.), в алтаре которой можно было увидеть “небеса писанные”. Крест-распятие под открытым деревянным навесом располагался на том месте, где по легенде ископал себе пещеру преподобный Кирилл. Дополняли внутреннее строение монастыря трапезная, братские корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.
1. Ворота Кирилло-Челмогорского монастыря. Фото 1912. Каргопольский историко-краеведческий музей.
2. Архиерейский дом монастыря. Рисунок Н.Варшавской


За монастырскими стенами располагался роскошный 2-х этажный архиерейский дом с “мезонином, резными колоннами, часть стен интерьера дома была облицована мрамором, а печи изразцами”.

Сегодня обитель находится в полнейшем запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды - груда кирпичей. Единственное, что напоминает здесь о бывшей пустыни, это ландшафт, удивительнейшим образом сохранивший подлинный образ территории. По прежнему чудесны озера, окружающие монастырь, только речка Челма почти заболочена.
1. Та самая ель, под которой по преданию была пещера Кирилла
2. Табличка с надписью на памятном кресте у поворота на монастырь.

Фотографии Н.Корытько

Посреди ровного поля высится редкой красоты ель, помнившая времена иноческого бытия. Возвышающиеся фундаменты Богоявленской церкви топографически точно определяют место ее бывшего расположения. Там, где были монастырские стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители. В 2005 году произошло значительное событие в истории упраздненной Кирилло-Челмогорской пустыни. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил поклонный крест, возведенный преподобному Кириллу Челмогорскому. Поставленный на росстани между дорогой на Пудож и Челму, Крест также посвящен памяти паломников, совершавших странствия в святую обитель Кирилла.

О жизни преподобного Кирилла известно чрезвычайно немного. Благодаря “Житию Кирилла Челмогорского”, составленному во второй половине XVII века, мы имеем сведения о первооснователе обители. Автор "Жития” - изограф и священник Лядинской (Покровской церкви) Иоанн. К сожалению, составленное "Житие" в первоначальном виде до нас не дошло, книга сохранилась в описании священника Федора Гурьева, 1844 г. Ф.Гурьев был священником приходской церкви (в связи с упразднением монастыря в 1764 году был основан приход) и, переписывая Житие, он вновь утвердил имя Кирилла, сделав первые шаги к восстановлению монастыря (в 1899 г. обитель была возрождена). Сегодня известны два списка Жития, хранящиеся в собрании Е.В.Барсова, в ОР ГИМ, созданные в XVIII веке и в 1844 г., публикация Докучаева-Баскова, имевшего три рукописи, одна из которых хранилась в пустыни, а другие принадлежали жителям окрестных сел. По мнению В.Ключевского, большинство житийных книг - это “жития, которые сложила местная народная легенда, у которой своя память, свои особые источники и приемы. Поздний списатель только записал готовую основу, прибавив к ней свои книжные рассуждения, ничего фактического не дающие историку. Они не могут служить ни верными образчиками древнейшей северной агиобиографии, ни чистым историческим источником” . Однако, это единственный для нас пока информационный источник.

Кирилл Челмогорский родился в конце XIII века, принял монашеский постриг в новгородском монастыре святого Антония Римлянина. Долго странствовал, пока не пришел в 1316 году на гору Челму. “Пришед же преподобный на гору ту…но прежде никому же от человек тамо на ней пребывающу. Возрадовася преподобный Кирилл духом о обретении таковаго места и возлюби е зело” . Первую зиму преподобный прожил в пещере, вырытой им в восточном склоне горы, что есть свидетельство его необычайной крепости. Затем преподобный срубил часовенку и келейку - невеликую избушечку. "Поживе же преподобный в пещере той зиму едину, и потом создай себе келлийцу малу, та же и храм молитвенный, еже есть часовню, идеже и ныне лежит честное, и святое и многотрудное тело его”. Житие повествует, что Кирилл обрабатывал землю “котыгой”, занимался “поученьем книжным”, крестил “чудь белоглазую”, приводил к вере Христовой. Здесь святой прожил в одиночестве 52 года, умер в пустыни 8 декабря 1368 г., над могилой святого была устроена гробница. Первую церковь во имя чудного Богоявления Господня сам преподобный Кирилл создал, в которой при жизни его, по временам и совершал божественную литургию отец его духовный, Игумен Спасовы Строкины пустыни. От северной стороны церкви стояла часовня, построенная также самим преподобным, чуть не во второй год по водворении Кирилла на Челме. Кроме всего, осталась от него и целая келья его. Незадолго до кончины его навестил игумен Каргопольского монастыря Иосиф. Преподобный исповедовался и преставился 8 декабря 1368 года. Все эти здания после смерти преподобного Кирилла, в течение нескольких лет оставались пустыми, т.к. он братии не собирал и монастыря не устраивал, живя здесь 52 года одиноким пустынником. Позже к этому глухому месту стали стекаться монахи и здесь возник небольшой общежительный монастырь преподобного отца Кирилла Челмогорского...

Иоанн, будучи священником Покровской церкви д. Лядины являлся, по мнению К.А.Докучаева - Баскова, первым составителем Жития Кирилла Челмогорского и автором икон с изображением преподобного. В источниках середины XVII в. упоминается иконописец Иоанн, назвавший себя “иереем-изографом”. В 1655 - 1656 гг. Иоанн создал иконописный образ Кирилла. Икона, написанная “иереем-изографом” украшала иконостас Лядинской церкви. Судьба этого памятника нам, к сожалению, неизвестна. Иконописные подлинники и литературные источники предписывали иконописцам изображать святого Кирилла так : “подобием надсед, власы не с ушей, брада доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зеленая”. В Житии Кирилла Челмогорского в части “О явлен i и преподобнаго Кирилла iерею Iоанну” можно прочесть, что писать Кирилла надо так, чтобы “брада яко Iоанна Богослова, проста и свилася на два косма”.

Иконы с изображением Кирилла Челмогорского, дошедшие до нашего времени, необычайно редки. На иконе XIX века из собрания Государственного музейного объединения “Художественная культура Русского Севера” подвижник изображен в молельной позе, обращенной к облачному Спасу. Архитектурный ансамбль монастыря (изображены церковь во имя Богоявления Господня и Успенская церковь) является неотъемлемой принадлежностью композиционной схемы иконы. Икона могла быть написана не раннее второй половины XIX века. На это указывают особенности иконописания и конкретное историческое событие. Деревянная Успенская церковь во второй половине XIX века была покрыта тесом и покрашена в белый цвет, именно такой она и представлена на описываемой иконе.
Произведение написано замечательным художником. Изысканному рисунку автора соответствует звучный колорит с преобладанием различных оттенков синего цвета в сочетании с золотом фона. В Музейное собрание икона попала из д. Заостровье, расположенной рядом с г. Архангельском. Этот факт расширяет ареал распространения культа Кирилла Челмогорского.

В собрании Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея хранится иконописная рама с изображением избранных святых, среди которых представлен образ северного подвижника благочестия Кирилла Челмогорского (икона второй половины XIX века, из с. Ошевенское Каргопольского района). Произведение написано иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского в конце XVIII века и представляет прекрасный образец северного иконописания. На иконе с изображением избранных святых из коллекции Музея деревянного зодчества и народного искусства “Малые Корелы” (поступила из Георгиевской часовни д. Низ Каргопольского района) также наряду с преподобными Александром Ошевенским, Зосимой, Савватием Соловецкими и св. Николаем Чудотворцем написан образ преподобного Кирилла Челмогорского. Факт происхождения названных икон, а следовательно, распространения культа святого Кирилла на территории, близко расположенной с Александро-Ошевенским монастырем, возможно связан с тем обстоятельством, что с 1845 по 1899 гг. Кирилло-Челмогорская пустынь была приписана к Александро-Ошевенскому монастырю. К редкому варианту иконографии относится икона “Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря” (частное владение). Святой представлен в рост, в позе молитвенного предстояния к благославляющему Христу.
Икона "Преподобный Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря". 1837 г.
Мастер Ким Климов.
 Частное собрание.
Икона необычайно интересна как исторический источник. Иконописец воссоздает реальный архитектурный облик монастыря первой четверти XIX века: каменную Богоявленскую церковь, деревянную Успенскую церковь, деревянную ограду, здания келейного корпуса, мельницу....
По письменным источникам известно, что в 1642 году в монастыре церковь во имя Богоявления Господня была “холодная - на верху рублен четверик, вершен клином”, на нем одна глава, “крыта чешуею”, у той холодной церкви у паперти чулан...”. Вероятно, речь идет о церкви с клинчатым завершением. Известно , что в XVII веке церковь сгорела и новый храм имел шатровое покрытие. В 1764 году Кирилло-Челмогорская пустынь была упразднена. Отчеты пустыни констатируют наличие в ней двух деревянных храмов. В 1818 году в монастыре был построен первый каменный Богоявленский храм в двух приделах - во имя Богоявления Господня (главного) и во имя преп. Кирилла Челмогорского... Сохранилось еще более точное описание храма “каменный, одноэтажный, одноглавый, с трапезою, в последней придел во имя Прп. Кирилла Челмогорского, с каменною колоколенкою над папертью; церковь и колокольня крыты железом, окрашены краскою, крыша вся зеленою. ... При входе в него, направо - придел во имя Прп. Кирилла. Всю ширину его иконостасика (за исключением царских врат) занимала одна, небольших размеров икона прп. Кирилла”. “В 1898 году началась перестройка Богоявленского храма, в приделе прп. Кирилла иконы поновлялись и переделывались под новый иконостас. Иконы во вновь устроенный придел Николая чудотворца были заказаны П.В.Качаловым в Петербурге, в левый придел, во имя Прп. Кирилла Челмогорскаго заказывались в Москве благодетельнецею пустыни Елисаветою Ляминою в Москве. В 1899 году в истории Кирилло-Челмогорской обители произошли важные события. Был освящен храм трехпредельный с приделом Николая Чудотворца и обитель вновь приобрела самостоятельность.

Вероятно, что икона “Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря” могла быть написана к 1818 году, моменту возведения каменной Богоявленской церкви. Образ “недостроенного храма”, изображенного на доске, легко прочитывается. На иконе изображены деревянные монастырские стены, которые были перестроены на каменные только в конце XIX века. Размер иконной доски - 106 см. х 65 см. также не дает основания полагать, что икона была домовой. Свидетельством того, что икона скорее всего была монастырской реликвией, служит и информация о ее владелице. Икону хранила в д. Труфаново (д. расположена в нескольких километрах от монастыря), монахиня Анна Павловна Боголепова до середины 80-х годов ХХ века. Позднее икона перешла на хранение ее родственников. Коллизии судьбы наших соотечественников в сталинскую эпоху не обошла стороной и владелицу редкой иконы. В 1937 году она была арестована по обвинению и заключена в ИТЛ на 10 лет. По возвращении, продолжала проживать в доме в д. Труфаново. В ее доме находили приют ссыльные из духовенства и монашествующих, в том числе и о. Афанасий, бывший настоятель Кирилло-Челмогорской пустыни. Последние годы свой жизни она провела в Интернате для престарелых в п. Вилегодском Котласского района Архангельской области, где умерла в 1987 г. В биографии Анны Павловны есть уникальная страница. Перед отъездом, бывшая монахиня открыла тайну клада монастырской церковной утвари на территории монастыря. По воспоминаниям очевидцев, из г. Архангельска прилетел вертолет, на котором был вывезен клад. Примечательно, что икона Кирилла Челмогорского сохранялась владелицей до самого ее отъезда из д. Труфаново, вероятно представляя для бывшей монахини дорогую монастырскую святыню.

Не исключено, что автором иконы мог быть иконописец первой половины XIX века Максимов Григорий Федоров. Художник начинал учеником в известной иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского. После смерти ведущего мастера начал работать самостоятельно. Примечательно, что Максимов Григорий Федоров занимался иконописанием в разных приходах Каргопольского уезда с 1809 года, и что особенно важно, два года работал в Аглимозерской пустыни, которая располагалась в нескольких километрах от Кирилло-Челмогорского мон-ря. Иконы с образом преподобного Кирилла Челмогорского из собрания Каргопольского музея, Музея “Малые Корелы” и описываемая выше икона объединяет композиция, характерная для иконописцев артели И.И.Богданова-Карбатовского.

Косвенным доказательством того, что иконы для Кирилло-Челмогорского обители писались профессиональными иконописцами, может служить факт, что в Успенской церкви (дата постройки 1803 г) находились 12-гранные “небеса писанные”. Известно, что иконописцы артели И.И.Богданова-Карбатовского занимались росписью “небес” в храмах на территории Каргополья .

В частном владении г.Архангельска хранится еще одна известная нам икона - поясной образ преподобного Кирилла Челмогорского.
Икона "Преподобный Кирилл Челмогорский" Первая четв. XIX в. Частное собрание.
Устроитель обители написан иконописцем в конце XVIII - начале XIX вв. Изысканный колорит, крепкий рисунок представляет руку профессионального художника. К сожалению, происхождение памятника неизвестно. Дальнейшее иконографическое исследование позволит сделать определенные выводы.

Ценные фотоматериалы по истории Кирилло-Челмогорской пустыни содержатся в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее. На фотографиях неизвестного автора, датированных 1912 годом, Кирилло-Челмогорский монастырь представлен с разных точек зрения. На листах воспроизведены две церкви монастыря, Святые ворота, вид монастыря с восточной стороны. История разрушения монастыря в 50-е гг. XX века запечатлена на любительской фотографии этого времени.

Выявленные и представленные нами редчайшие памятники иконописи , фотографии, архивные документы являются важным знаком возвращения к нашей исторической памяти и ценным источником для сохранения, изучения и интерпретации наследия Кирилло-Челмогорского монастыря.

(Сокращенный вариант. Полностью статья опубликована в сборнике материалов конференции "Православие в Карелии". - Петрозаводск, 2008 г.)

Дополнительный материал на эту же тему на нашем сайте:
Ю.М.Критский, С.А.Синяговский. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV-начале ХХ века.
Г.Русский. Ель.
Н.Варшавская Тайна архимандрита.
Статьи из "Олонецкого епархиального вестника", собранные Н.Варшавской.
Н.Варшавская Кирилло-Челмогорский монастырь - хронология: XIV-XVI века; XVII век; XVIII век.
С.Тюкачев Тайна иеромонаха Серафима.

Перейти в раздел ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ и КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ.