Н.Варшавская
Кирилло-Челмогорский монастырь
в рамках хронологических исследований

Из письма Н.Варшавской (декабрь 2006 г.):

" Посылаю Вам историю Кирилло-Челмогорского монастыря, которую я представила в виде хронологической таблицы, разделив описание исторических событий и описание монастырских строений.

Следующим этапом будет археологическая модель монастыря, т.е. изменение монастыря от XIV века к XX-му в компьютерной графике.

Находясь в Каргополе и Лекшмозере более 3-х месяцев, я сняла много интервью с очевидцами. Больше всего меня поразили рассказы Анастасии Бархатовой (1921 г.р.), которая прекрасно сохранила в памяти воспоминания своей мамы (о событиях, произошедших в конце XX века!). В статьях Олонецких Епархиальных ведомостей описываются те же лица и истории, но совершенно с иной стороны и смыслом. Так, например, Иван Тихонович Круганов, вовсе не святоша и благотворитель, а убийца, разоривший дочь питерского купца Михайлова (см. "Впечатления богомольца" Ив. Мардарьева за 1910 г.). Об этой истории я напишу более подробно, в "Тайне архимандрита". Кроме того, Анастасия Бархатова сама была свидетелем жизни Кирилло-Челмогорской пустыни 1930-х гг., т.к. часто жила у двоюродной сестры - Горбунцовой Лидии Афанасьевны (постриженицы монастыря, певчей на клиросе).
Удивительно, но даже самые невероятные события, о которых мне подробно рассказывала Анастасия, нашли свое полное подтверждение в архивах УФСБ АО.

Мне не верилось, что в доме моего деда жил Епископ (откуда в глухой пустыни высшее духовенство?). Но прочтите биографию Епископа Варсонофия в "Ведомости монашествующих Кирилло-Челмогорской пустыни" (составленную мною на основе архивных документов) и Вы увидите, что этот факт в действительности имел место.

В следующем году я хочу сделать документально-публицистический фильм, использовав свое историческое расследование, снятые интервью с очевидцами, археологическую модель монастыря и новые съемки Челмы с профессиональным оператором Владимиром Успенским (дед которого был агрономом в коммуне,
организованной на территории Кирилло-Челмогорской пустыни после революции)".


[XIV-XVI вв] [XVII в] [XVIII в] [XIX в] [1900-1917] [1918-1932] [1932-1937] [1937-2005]

XIV-XVI вв.

Дата Имена Историко-статистическое описание Археологическое описание Док.

1316 -1368

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прп.Кирилл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1316 году Прп. Кирилл, постриженник Новг.- Антониева монастыря, избрал для постоянного пребывания гору Челму,
в окрестностях которой жила чудь (так русские называли финнов) - языческая народность. Первую зиму прп. провел в тесной пещерке, выкопанной в горе, затем построил маленькую келию и часовню. Питался травами и овощами, которые сажал сам. Родной брат Прп. Кирилла, Корнилий, посетил пустынника и вскоре оставил его. Много трудностей испытал подвижник. Инока смущал дух злобы, но своей молитвой святой прогнал нечистого в болото, названное впоследствии "Кирилловой трестою". Преодолел он и враждебность местных жителей. Святая жизнь подвижника, его кроткие наставления привели многих язычников к принятию святого Крещения. Более полувека подвизался Прп. на Челме. К концу его жизни вся местная чудь была крещена. Для новообращенных христиан и братии преподобный воздвиг храм и обитель в честь Богоявления. Скончался Прп. Кирилл 8 декабря 1368 года. Хотя и далеко не сразу, но Кирилл всё же был канонизирован (память 8/21 декабря).

Место для устройства пустыни Кирилл подобрал у реки и крупного озера, вблизи небольшой горы, которая защищала подвижника от северных холодных ветров.
1) Первую церковь во имя «чуднаго Богоявления Господня» сам Преподобный «Кирилл созда», в которой, при жизни его, по временам и совершал божественную литургию отец его духовный, Игумен Спасовы Строкины Пустыни, и причащал блаженнаго божественных Таин тела и крови Христа Бога нашего.
2) «От северныя страны церкви стояла часовня, построенная также самим Преподобным, чуть ли не во 2-й год по водворении своем на Челме.
3) Кроме сего, осталась от него еще целою келлия его. Все эти здания, после смерти Преподобнаго Кирилла, в течение «нескольких» лет, оставались пустыми.

 

 

 

 

 

ОЧМП 13,27

ОЕВ 14/10

Хр.Чт. 89/10

ГИМ ОР

Барсов

 

 

137( )

 

 

 

 

 

Серапион, инок

 

 

 

 

Прибытие первых поселенцев на гору инока Серапиона с товарищем. «…приде в пустыню ту от Великаго Нова града, и вселился в келии, идеже прежде Преподобный постныя подвиги прохождаше. Потом и другий прииде монах и начаша житии в ней».
Прожили 3 лета.

4) И сотвореше совет между себе, да устроиша гробницу над Преподобным отцем Кириллом, и устроиша, и покрыша ю покровом.

 

 

 

ОЧМП 14

1378

 

 

 

 

 

 

Арсений, Иеромонах

 

 

 

 

 

«…прииде иеромонах Арсений…Собрал инок числом 24, и сотвориша нивы около пустыни в насеяние овощия и хлеба»… Стали приходить «окрестных весей христолюбивые мужие и жены…»
«…и тако начать зватися Успенская пустынь».

«…погоре от молнии церковь Богоявления Господня»
1) «Братия же совет сотвореше, воздвигнута ц. во имя Пресвятыя Богородицы славн. Ея Успения, теплую, и трапезу в ней приградиша…».

 

 

ОЧМП 14-15

1419
9 мая

 

 

 

 

 

Собралась братия в обитель «не малое число, до осьмидесяти и начаша созидати на пребывание келии и составиша общежительство.
И оттоле начать зватися обитель Преподобнаго отца Кирилла Челмогорская».

2) Воздвигнута церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чуднаго его Богоявления, да в приделе, святые великомученицы Екатерины. …и начаша созидати на пребывание келии.

 

ОЧМП 15-16

XV в.

 

 

 

 

 

 

 

Иоанн, изограф

 

 

 

 

 

 

 

Призвали на Челму гору из Нова града изографа Иоанна и «повелеша ему написати образ Преподобнаго отца Кирилла». Образ был написан и случилось два чуда: жители дер. Казариновы видели «солнечные лучи», а слепой монах Антоний (знавший Прп. Кирилла лично) получил прозрение и, увидев икону, подтвердил, что образ «по подобию изображен».

Написан образ Преподобнаго отца Кирилла и житие. Житие и служба, составленные в XV в. и переписанные в XVII-XIX вв., вошли в церковную агиографию и богослужение.

 

 

 

 

ОЧМП 16

ГИМ ОР

Барсов

 

1547 - 1548

 

 

 

 

 

Иоанн Грозный

 

 

 

 

 

Жалованная грамота Великаго Государя, Царя и Великаго князя Ивана Васильевича Всея России о придании Челмогорской Пустыни пашенной земли и сенных покосов и лесу и вод. Также велено давать из каргопольских доходов по 6 р. по 20 алт. на год.
Есть сведения, что в К-Ч. мон. была сослана одна из жен Ивана Грозного.

За К-Ч п. числились погосты и дер. по р.Лекшма и вокруг Лекшмозера, пахотная земля "на усть реки Челмы". Озерко Челмо, да речка Челма, и по речке Челме по Труфановский ручей кругом пустыни всяких угодей версты на три.

 

ОЧМП 41-42

Барсов

Середина XVI в.

 

 

Сергий, Игумен

 

 

В сер. ХVI в. в деревне Киселевской, где 7 дворов пустых, «пашет наездом половину тое деревни игумен Сергей из Челмы». (по сотной книге Яхонтова Н.Г) Часть Лядинских деревень принадлежала К-Ч пустыни. Киселевская – ближайшая к Челмозеру среди «лядинских» деревень.

САС 383-384 Ю.С.У

 

1566

 

 

 

Дмитрий Курлятев

 

 

Жена Дмитрия Курлятева-Оболенского и две его дочери были насильственно пострижены и отвезены в глухую Челмогорскую пустошь в окрестностях Каргополя.

Монастырь известен не только в Каргополе, но и в Новгороде и в Москве.

 

 

ПСРЛ. Т13.

Ч2С 344

1599

 

 

Борис Годунов

 

Грамота Годунова,
подтверждающая права. Тяжелые последствия оставили эпидемия чумы в конце XVI в.

 

ОЧМП 17

Продолжение:
[XIV-XVI вв] [XVII в] [XVIII] [XIX в] [1900-1917] [1918-1932] [1932-1937] [1937-2005]