Н.Варшавская
Кирилло-Челмогорский монастырь
в рамках хронологических исследований
Из письма Н.Варшавской (декабрь 2006 г.):
"
Посылаю Вам историю Кирилло-Челмогорского монастыря, которую я представила в виде хронологической таблицы, разделив описание исторических событий и описание монастырских строений.
Следующим этапом будет археологическая модель монастыря, т.е. изменение
монастыря от XIV века к XX-му в компьютерной графике.
Находясь в Каргополе и Лекшмозере более 3-х месяцев, я сняла много интервью с очевидцами. Больше всего меня поразили рассказы Анастасии Бархатовой (1921 г.р.), которая прекрасно сохранила в памяти воспоминания своей мамы (о событиях, произошедших в конце XX века!). В статьях Олонецких Епархиальных ведомостей описываются те же лица и истории, но совершенно с иной стороны и смыслом. Так, например, Иван Тихонович Круганов, вовсе не святоша и благотворитель, а убийца, разоривший дочь питерского купца Михайлова (см. "Впечатления богомольца" Ив. Мардарьева за 1910 г.). Об этой истории я напишу более подробно, в "Тайне архимандрита". Кроме того, Анастасия Бархатова сама была свидетелем жизни Кирилло-Челмогорской пустыни 1930-х гг., т.к. часто жила у двоюродной сестры - Горбунцовой Лидии Афанасьевны (постриженицы монастыря, певчей на клиросе).
Удивительно, но даже самые невероятные события, о которых мне подробно рассказывала Анастасия, нашли свое полное подтверждение в архивах УФСБ АО.
Мне не верилось, что в доме моего деда жил Епископ (откуда в глухой пустыни высшее духовенство?). Но прочтите биографию Епископа Варсонофия в "Ведомости монашествующих Кирилло-Челмогорской пустыни" (составленную мною на основе архивных документов) и Вы увидите, что этот факт в действительности имел место.
В следующем году я хочу сделать документально-публицистический фильм,
использовав свое историческое расследование, снятые интервью с очевидцами,
археологическую модель монастыря и новые съемки Челмы с профессиональным
оператором Владимиром Успенским (дед которого был агрономом в коммуне,
организованной на территории Кирилло-Челмогорской пустыни после революции)".
[XIV-XVI вв] [XVII в] [XVIII в] [XIX в] [1900-1917] [1918-1932] [1932-1937] [1937-2005]
XIV-XVI вв.
Дата | Имена | Историко-статистическое описание | Археологическое описание | Док. |
---|---|---|---|---|
1316 -1368
|
Прп.Кирилл
|
В 1316 году Прп. Кирилл, постриженник Новг.- Антониева монастыря, избрал для постоянного пребывания гору Челму, в окрестностях которой жила чудь (так русские называли финнов) - языческая народность. Первую зиму прп. провел в тесной пещерке, выкопанной в горе, затем построил маленькую келию и часовню. Питался травами и овощами, которые сажал сам. Родной брат Прп. Кирилла, Корнилий, посетил пустынника и вскоре оставил его. Много трудностей испытал подвижник. Инока смущал дух злобы, но своей молитвой святой прогнал нечистого в болото, названное впоследствии "Кирилловой трестою". Преодолел он и враждебность местных жителей. Святая жизнь подвижника, его кроткие наставления привели многих язычников к принятию святого Крещения. Более полувека подвизался Прп. на Челме. К концу его жизни вся местная чудь была крещена. Для новообращенных христиан и братии преподобный воздвиг храм и обитель в честь Богоявления. Скончался Прп. Кирилл 8 декабря 1368 года. Хотя и далеко не сразу, но Кирилл всё же был канонизирован (память 8/21 декабря). |
Место для устройства пустыни Кирилл подобрал у реки и крупного озера, вблизи небольшой горы, которая защищала подвижника от северных холодных ветров.
|
ОЧМП 13,27 ОЕВ 14/10 Хр.Чт. 89/10 ГИМ ОР Барсов
|
137( )
|
Серапион, инок
|
Прибытие первых поселенцев на гору инока Серапиона с товарищем. «…приде в пустыню ту от Великаго Нова града, и вселился в келии, идеже прежде Преподобный постныя подвиги прохождаше. Потом и другий прииде монах и начаша житии в ней». Прожили 3 лета. |
4) И сотвореше совет между себе, да устроиша гробницу над Преподобным отцем Кириллом, и устроиша, и покрыша ю покровом.
|
ОЧМП 14 |
1378
|
Арсений, Иеромонах
|
«…прииде иеромонах Арсений…Собрал инок числом 24, и сотвориша нивы около пустыни в насеяние овощия и хлеба»… Стали приходить «окрестных весей христолюбивые мужие и жены…» |
«…погоре от молнии церковь Богоявления Господня»
|
ОЧМП 14-15 |
1419
|
Собралась братия в обитель «не малое число, до осьмидесяти и начаша созидати на пребывание келии и составиша общежительство. |
2) Воздвигнута церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чуднаго его Богоявления, да в приделе, святые великомученицы Екатерины. …и начаша созидати на пребывание келии.
|
ОЧМП 15-16 | |
XV в.
|
Иоанн, изограф
|
Призвали на Челму гору из Нова града изографа Иоанна и «повелеша ему написати образ Преподобнаго отца Кирилла». Образ был написан и случилось два чуда: жители дер. Казариновы видели «солнечные лучи», а слепой монах Антоний (знавший Прп. Кирилла лично) получил прозрение и, увидев икону, подтвердил, что образ «по подобию изображен». |
Написан образ Преподобнаго отца Кирилла и житие. Житие и служба, составленные в XV в. и переписанные в XVII-XIX вв., вошли в церковную агиографию и богослужение.
|
ОЧМП 16 ГИМ ОР Барсов
|
1547 - 1548
|
Иоанн Грозный
|
Жалованная грамота Великаго Государя, Царя и Великаго князя Ивана Васильевича Всея России о придании Челмогорской Пустыни пашенной земли и сенных покосов и лесу и вод. Также велено давать из каргопольских доходов по 6 р. по 20 алт. на год. Есть сведения, что в К-Ч. мон. была сослана одна из жен Ивана Грозного. |
За К-Ч п. числились погосты и дер. по р.Лекшма и вокруг Лекшмозера, пахотная земля "на усть реки Челмы". Озерко Челмо, да речка Челма, и по речке Челме по Труфановский ручей кругом пустыни всяких угодей версты на три.
|
ОЧМП 41-42 Барсов |
Середина XVI в.
|
Сергий, Игумен
|
В сер. ХVI в. в деревне Киселевской, где 7 дворов пустых, «пашет наездом половину тое деревни игумен Сергей из Челмы». (по сотной книге Яхонтова Н.Г) | Часть Лядинских деревень принадлежала К-Ч пустыни. Киселевская – ближайшая к Челмозеру среди «лядинских» деревень. | САС 383-384 Ю.С.У
|
1566
|
Дмитрий Курлятев
|
Жена Дмитрия Курлятева-Оболенского и две его дочери были насильственно пострижены и отвезены в глухую Челмогорскую пустошь в окрестностях Каргополя. |
Монастырь известен не только в Каргополе, но и в Новгороде и в Москве.
|
ПСРЛ. Т13. |
1599
|
Борис Годунов
|
Грамота Годунова, |
ОЧМП 17 |
Продолжение:
[XIV-XVI вв] [XVII в] [XVIII] [XIX в] [1900-1917] [1918-1932] [1932-1937] [1937-2005]