Статьи из "Олонецкого епархиального вестника",
собранные Н.Варшавской
(стиль источника сохранен)
Освящение Богоявленского храма
в Кирилло-Челмогорской пустыни Каргопольского уезда
Торжественно и радостно прошло для Кирилло-Челмогорской пустыни 19-е число минувшаго февраля месяца: в этот день Преосвященным Епископом Назарием, в сослужении о. настоятеля пустыни и прибывшаго нарочито духовенства, при многочисленном стечении богомольцев, было совершено в ней освящение храма во имя Богоявления Господня.
История этого храма немногосложна. Построен он в 1818 году каргопольским купцом Михаилом Николаевичем Лыткиным. Об этом ясно свидетельствует надпись на каменной доске, вделанной в наружную стену алтаря с восточной его стороны, следующаго содержания: «1818 года майя в 21 день при Государе Императоре Александре Павловиче усердием Каргопольскаго купца Михаила Лыдкина построена церковь каменная во имя Богоявления Господня с приделами Кирилла Челмогорскаго и Николая чудотворца». Последняго придела во имя Николая чудотворца, Лыткин, однакоже, по каким-то неизвестным причинам воздвигнуть не успел, и храм Богоявленский до настоящаго времени существовал лишь в двух приделах – во имя Богоявления Господня (главного) и во имя преп. Кирилла Челмогорскаго. Благодаря, вероятно, подобному-то неосуществлению плана и желания перваго строителя относительно постройки придела Николая чудотворца, весь храм в том виде, в каком он существовал до 8 декабря 1895 года, и производил впечатление недоконченности, недостроенности, непропорциональности в своих частях и вытекающих отсюда некоторых неудобств: он был мал, тесен, с неправильным входом и с несоответствующей общим контурам храма колокольней. Вся длина его, с трапезой включительно, была 7 сажень, а ширина – 3 саж. 1 арш.
Тотчас-же при входе в него, направо, был вышеупомянутый придел во имя Кирилла Челмогорскаго. О тесноте этого придела можно составить понятие уже по одному тому, что всю ширину его иконостаса (за исключением конечно царских врат) занимала одна, сравнительно небольших размеров икона преп. Кирилла, так что образ великомученицы Екатерины, во имя которой прежде имелся в пустыни особый храм, по неимению места, помещался уже не в иконостасе, а возле него, на южной стене храма.
Эта теснота придела во имя преп. Кирилла, а также ветхость полов во всем храме, ветхость иконостасов, балдахина над ракою преподобнаго, неправильность входа во храм и вытекающия отсюда неудобства уже давно обращали на себя внимание и вызывали соболезнования со стороны истинных ревнителей о благосостоянии пустыни, но, в виду значительности расходов, всё дело пока оставалось в области предположений и благочестивых желаний.
Так продолжалось до 8 декабря 1895 года.
В этот же приснопамятный для пустыни день, как и всегда 8 декабря (день памяти преп. Кирилла), в пустынь набралось немало богомольцев. Был среди них и купец А.Л.Лаврентьев и г. вытегорский исправник П.В.Качалов, и многие другие благодетели пустыни. После службы среди них опять поднялись сетования по поводу вышеуказанных нужд храма, которыя на этот раз оказались, однакоже не так бесплодными, как раньше: А.Л.Лаврентьев среди разговора-же изъявил к настоятелю пустыни, иеромонаху Архипу, своё желание пожертвовать на начало перестройки храма 2000 р., а П.В.Качалов охотно взялся ответствовать скорейшему осуществлению этого богоугоднаго дела присмотром за перестройкою и сбором других недостающих средств. Дело быстро пошло вперёд.
В следующем же 1896 году было испрошено разрешение на перестройку со стороны епархиальнаго начальства и составлены план и смета перестройки, каковыя, вместе с протоколом, 3 марта 1897 года за №35 и были утверждены Олонецким Губернским Правлением. Во время лета того-же 1897 года было заготовлено близ пустыни 120 000 кирпича, а с половины июля до конца октября подрядчиком Полежаевым была совершена вчерне и самая постройка.
В начале 1898 года было приступлено к перестройке ветхого иконостаса в главном приделе храма во имя Богоявления Господня. Вместе же с этим, в увековечение памяти восшедшего на престол ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича, а также – во исполнение желания перваго строителя храма, каргопольскаго купца М.Н.Лыткина, было решено воздвигнуть иконостас и во имя Николая чудотворца. А пришедший в ветхость иконостас в приделе Кирилла Челмогорскаго заменить новым. Все эти работы и были исполнены подрядчиком Скворцовым. Иконы во вновь устроенном приделе Николая чудотворца были заказаны П.В.Качаловым в Петербург, в левый придел, во имя Кирилла Челмогорскаго, благодеятельницею пустыни Елисаветою Ляминою – в Москве.
Одновременно с этими работами был устроен новый балдахин над ракою прподобнаго, вновь переделан престол и жертвенник, во всём храме перебраны полы и оштукатурены и выкрашены масляною краскою потолки и стены. Подвесок к балдахину малиноваго цвета, вышитый золотом, был заказан г. Качаловым в Петербурге.
Вся перестройка храма, за исключением новых икон и прочей церковной утвари обошлась пустыни в 5 слишком тысяч рублей, пожертвованных пустыни в разное время разными благодетелями.
Ко времени освящения (19 февраля) храм вполне украсился. Всё в нём было готово к священному торжеству: иконостас в приделе Богоявления Господня блистал новой позолотой; иконы, довольно порядочнаго греческаго письма, были вставлены в новые резные (под лак) берёзовые иконостасы приделов Николая чудотворца и Кирилла Челмогорскаго; безукаризненно блестели стены, своды и полы; над ракой преподобнаго высился новый балдахин, своим новым подвеском осеняющий того, кто « Христом Богом направляем в пустыню вселився, человеки удивил, бесы же паче и самаго дьявола устрашил, верным же обильно источает исцеление различна, моля Христа Бога даровати душам нашим велию и богатую милость».
Но вот наступил и самый день освящения…
Торжественно и радостно гудели в морозном воздухе колокола, сзывая многочисленных богомольцев под священную сень храма, где, при стройном пении певчих, сам Владыка, Преосвященный Епископ Назарий, самолично пожелавший совершить чин освящения, в сослужении о. настоятеля пустыни и прибывшаго духовенства, возносил к Господу глубоко-трогательные молитвы чина освящения и совершать безкровную жертву на вновь утвержденном и освященном престоле. По окончании литургии и молебнаго пения, о. протодиаконом было провозглашено обычное многолетие Царствующему Дому, а потом – и всем созидателям и благотворителям освященного храма.
«Многая лета!» - стройно гремел хор.
«Многая лета! – невольно повторял за ними и каждый из присутствующих: многая лета тем людям, что среди мирскаго шатания не забывают своими попечениями и дом Божий…»
Торжество закончилось скромной трапезой, на которой присутствовал. Вместе с другими, и сам Владыка, на следующий день отбывший в г. Пудож.
Дм. Березин. ОЕВ №7-8, 1899 г.
Путевыя заметки
Каргопольскаго уезда Кирилло-Челмогорская пустынь расположена между двумя небольшими озерами. Там два храма: каменный и деревянный – оба небольшие; первый трехпрестольный, сырой, в олтаре и среди храма по местам штукатурка отпала; ограда каменная, стоившая 8000 руб. Для помещения братии, кухни, столовой, приема богомольцев, кладовой и прочих принадлежностей имеются четыре деревянных корпуса.
Пустынь малолюдна и малозначительна для посетителей. В ней 2 иеродиакона, один из них 9 раз был перемещен из одного монастыря в другой, 5 монахов, из коих одному 77 лет, другому 69 л., третьему 65 л. И несколько богорадников – всего 15 человек. В обители имеются мощи преподобного отца Кирилла, почивающие под спудом. Божественная литургия совершается только по праздничным дням, в прочие дни служится полуношница и повечерие. Пение слабое. Утварь и ризница посредственныя; библиотека малая. Там нет ни школы, ни благотворительнаго учреждения.
Не завидно и внешнее положение пустыни. Денежнаго капитала билетами и наличными только 3182 руб. по книгам; при этом оказались долги в лавках за съестные припасы в несколько сот рублей. По ревизии, проведенной в прошлом 1906 году свящ. Д.Островским – членом духовной консистории, пустынь эта как по внешнему, так и по внутреннему устройству найдена в печальном положении. И доселе Челмогорская пустынь не упорядочена. Временно управляющий пустынью иеромонах Дионисий из крестьян, малограмотный, грубоватый, нераспорядительный и вообще неспособный к управлению монастырем, сам просил духовную консисторию об увольнении от управления пустынею, о том же просил и Владыку лично. Дело о сем передано на разсмотрение и распоряжение духовной консистории.
Злосчастна судьба Челмогорской пустыни. Как видно из истории, она была приписываема к Каргопольскому Спасскому монастырю, то была упраздняема, то опять приписывалась к Ошевенскому монастырю в 1845 г., то опять вновь открыта.
ОЕВ №23,1907 г.(стр.595)
Кирилло-Челмогорская пустынь
(Впечатления богомольца)
Не так давно мне пришлось посетить Кирилло-Челмогорскую пустынь*. Проехав от города Каргополя, по Пудожскому тракту, почти что по безлесной местности, - за исключением последних 10 верст, - 15 верст, ямщик у беленькой, каменной, небольшой часовенки, свернул на право и проехал довольно сносным 4-верстным пролеском. Дорога изгибами шла лесом и только изредка попадались небольшия огороженныя полянки. Но вот, наконец, показалась обитель, расположенная на несколько приподнятой местности. При приближении к ней взорам представился правильный квадрат, окруженный невысокой каменной оградой с башенками на углах; внутри двора высится небольшая каменная Богоявленская церковь с колокольнею, а далее на восток, приютилась старинная, миниатюрная размером, деревянная церковка – Успенская. Несколько деревянных корпусов жилых и хозяйственных дополняют внутреннее строение монастырское. Вне ограды расположены: скотный и конные дворы, помещение для рабочих, а на берегу речки вновь выстроенная отличная баня.
Местность, где расположена Челмогорская пустынь, с двух сторон омывается озерами: с южной – небольшим озером Челмо и с северной - обширным Лекшмозером, длиною до 10-ти верст. Из последняго вытекает речка соединяющая его с озером Челмо. На западе и севере от пустыни тянутся монастырские луга и огороды, а далее на запад и восток синеют леса, сливающиеся в дали с горизонтом. В общем, пустынь расположена на замечательно красивой местности и своею уединенностью, полной тишины и спокойствия, как нельзя лучше располагает к мирным трудам и духовным подвигам.
Наступил вечер и мирно зазвонили к вечерне. Черные силуэты иноков потянулись к храму для молитвы, куда направился и я.
Богоявленский храм небольшой, трехпредельный. Рака Преп. Кирилла - основателя пустыни, - находится близ северной стены главного храма, над его мощами. Иконостасы простенькой столярной работы по некоторым местам украшены резьбою: довольное количество икон дополняют убранство храма. Особенно выдающегося глаз не примечает, но здесь все так уютно, мало, мило и просто, что умиляет взор и заставляет искреннее и горячее помолиться и поклониться великому созидателю пустыни, Преп. Кириллу, вся жизнь котораго была также проста и. вместе с тем, велика своими подвигами.
Служба окончилась. Все вышли из храма, но я долго бродил по двору обители и отдыхал душою. Торжественно и тихо было вокруг. Озеро, скованное льдом и покрытое белоснежным покровом и освященное нежным светом месяца, - за озером лес, опушенный инеем, - все поражало величием, таинственностью и удивительным спокойствием. Дорога, обставленная невысокими вешками, ясно обозначалась по озеру, - она вела к противоположному лесистому берегу озера, гре в рамке серебряннаго леса чернелась усадьба «Пела». Окна усадьбы были освящены; там кончался трудовой день, там еще бодрствовали и это полное освещение усадьбы и глухослышный лай тамошних собак, - все говорило о жизни мира и представляло яркий контраст с тихим и мирным видом обители.
В Челмогорской пустыни я провел несколько дней и, познакомившись с братией, состоящей приблизительно из 12-15 человек, имел возможность несколько дополнить свои скудныя сведения о пустыни. Обитель Челмогорская основана в 1316 году Преп. Кириллом из Новгорода, который прожил здесь пустынником 52 года. С основания ея по настоящее время, пустынь пережила множество перемен и внутренних и внешних. Временами она процветала, временами упадала и вновь процветала лучше прежняго. Неоднократные пожары до тла уничтожали храмы и строения монастырския, в особенности пожары в 1673, 1880 и 1887 годах. Независимо от пожаров, много вреда и разорения произвела в начале 17 века шайка литовцев, поляков, шведов и др., которые грабили и поджигали обитель. Вообще, я не преувеличу, если назову Челмогорскую пустынь – многострадальною обителью. И действительно, пустынь много перенесла горя, лишений и бедствий. Частыя перемены, в особенности в последнее время, настоятелей и управляющих (напр. в последние 9-ть лет здесь шестой управляющий) и подбор их также оставляли неизгладимые следы нестроения в хозяйстве пустыни.
Из истоpии Кирилло-Челмогорской пустыни видно, что около 1566 сюда был сослан князь Курлятев с женою и дочерьми, а из статьи Е.В.Барсова можно заключить, что описываемая обитель была местом ссылки для одной из жен царя Иоанна IV Васильевича Грознаго.
Как упомянуто выше, братии в Челмогорской пустыни около 15 человек. Управляющим состоит уже второй год, иеромонах Герман – уроженец Воронежской губ. и постриженик Александро-Свирскаго монастыря. Пустынь пользуется процентами с имеющегося в ея распоряжении небольшого капитала, других доходов почти-что не имеет, занимается скотоводством и земледелием, иначе сказать - питается трудами рук своих. Богатства нет, но жить не нуждаясь в необходимом, жить скромно – можно, - жить и благодарить Господа.
Описывая свои впечатления при посещении Кирилло-Челмогорской пустыни, нельзя обойти молчанием о владельце выселка или усадьбы «Пела», находящейся в 200-х саженях от пустыни, так как жизнь этого человека, в продолжение 30-ти лет, связана с жизнью Челмской обители. Вот как его мне охарактеризовала местная братия, один из которой был современником его прибытия в эту местность и очевидцем его жизни и деятельности*).
Иван Тихонович Круганов уроженец Тихманьгской волости, Вытегорскаго уезда, прибыл в Челму юношею, лет 18-ти, 19-ти. В то время и в продолжении многих лет он более был известен под именем «Иванушка белый балахон», так как в продолжении многих лет, во все времена года, одежда его состояла из Белаго балахона. Также звали его и скороходом вследствие того обстоятельства, что он отличался феноменальною быстротою и неутомимостью в ходьбе. Он легко обгонял тройку лошадей, и ему ничего не значило рано утром отправиться к обедне в Каргопольский Успенский женский монастырь и к ночи возвратиться в Челму, т. е. сделать в сутки сотню верст. Кроме того, в то время, Иванушку нельзя было считать умственно нормальным, но зато он отличался крайней религиозностью, доходящей до аскетизма и жаждою духовных подвигов.
Пришедши в Челму, он был принят Настоятелем богорадником, но приход его как раз совпал с самым неблагоприятныим временем для обители, тотчас-же после пожара в 1880 году, когда от пустыни уцелели лишь только храмы и котельная при скотном дворе. Настоятелю с братией, (в числе 4-х человек) пришлось приютиться в котельной и здесь проживать. Более года прожил Иванушка в обители и от усиленных трудов и простуды у него ослабели ноги, - ослабели до такой степени что он едва двигался. Пришлось оставить обитель.
В это печальное, для Иванушки, время, в нем принял участие крестьянин в 4-х верстах находящейся от Челмы, деревни Труфановой, Анисим Кошелев, **) который принял его и в продолжении 4-х лет держал как родного сына – поил и кормил.
По усердным молитвам к Преп. Кириллу, Челмогорскому Чудотворцу, Иванушка исцелился и от болезни ног и что достойно удивления – стал умственно нормален и из деревни Труфановой переселился поближе к обители на то самое место, где в настоящее время находится его усадьба, в то время дикий лес.
С этого периода времени жизнь Иванушки резко изменяется. О его жизни полной благочестия и духовных подвигов узнали в г. Каргополе. Явились почитатели его, помогают ему и жизненными припасами, и деньгами. Популярность его растет. Он уже известен и в Архангельске, и в Москве, и даже в Петербурге, не говоря уже о своем округе. Случайно, он знакомится с петербургским купцом и домовладельцем А.В.Михайловым, которому оказывает какую-то важную услугу в нравственном и материальном отношениях и тот из чувства благодарности за оказанную услугу, выстраивает ему усадьбу, («Пела») приобретает хозяйственный инвентарь и снабжает его до сего времени денежными средствами для ведения образцоваго хозяйства в усадьбе, - Иван Тихонович переписывается в местную волость – Лекшмозерскую и становится владельцем небольшой, но благоустроенной усадьбы, с довольным количеством земли (более 70-ти дес.). С этого момента он является уже сам жертвователем на богоугодныя дела и творит добро, так сказать, живет для Бога.
По его ходатайству пред знакомыми благотворителями и с помощью сборщика от пустыни, приобретается серебряное изображение во весь рост Преп. Кирилла на раку последняго, а равно, благодаря содействию Ивана Тихоновича, Челма имеет 62-х пудовый колокол. В названныя жертвы вложена и его немалая лепта. В деревню Труфанову, которая дала ему приют во время его 4-х летней болезни, в местную церковь, им самостоятельно пожертвован колокол в 300 руб.
Бедные богомольцы, странники, посещающие Челмскую обитель считают долгом зайти к Ивану Тихоновичу и все без исключения находят здесь ночлег и пищу.
На много верст кругом знают гостеприимство Ивана Тихоновича. Для каждаго у него найдется ласковое слово, добрый совет, утешение в скорбях и материальная помощь неимущим. Со всеми он одинаков и для всех доступен. Не преувеличивая можно сказать, что выселок «Пелла», в данной местности, является в своем роде богадельнею, местным благотворительным учреждением, так как здесь постоянно призревается до 15-ти человек, не считая приходящих. Вот биография и характеристика личности и деятельности Ивана Тихоновича со слов вполне компетентных лиц. В заключение считаю не лишним добавить, что по словам Ивана Тихоновича, все его имущество движимое и недвижимое, по завещанию, после его смерти перейдет в распоряжение Кирилло-Челмогорской пустыни***).
Ив. Мардарьев
*) Монах Кирилл, 85 лет.
**) Кошелев жив и до сего времени и проживает на покое в усадьбе Ивана Тихоновича.
***) Недавно Епархиальным начальством отказано в просьбе И.Т.К. основать жительство в обители, при чем указано, что жертвуемое имение ему не принадлежит.
ОЕВ №14 1910г.
Паломничество учеников
Каргопольскаго Духовнаго училища
в Кирилло-Челмогорский монастырь
Каргопольское духовное училище закончило 1911-12-й учебный год паломничеством учеников в Кирилло-Челмогорскую обитель, отстоящую от Каргополя на 50 верст. Неблагоприятная погода в начале мая помешала совершить это путешествие до экзаменов, как предполагалось сначала, и пришлось отнести его на конец экзаменационнаго времени – с 8 по 10 июня. Первые, младшие, два класса закончили учебный год 29 мая, а поэтому совершали паломничество только два старшие класса – III и IV-й.
Ввиду довольно значительнаго разстояния до монастыря, утомления учеников во время экзаменов, незначительнаго количества участников путешествия (28 учеников в обоих классах) и особенно знойной погоды в эти дни путешествие совершено ныне на лошадях в оба пути. В шестом часу вечера 8 июня ученики, пропев на училищном дворе тропари преподобным Александру Ошевенскому и Кириллу Челмогорскому чудотворцам, отправились из Каргополя на шести лошадях в обыкновенных местных телегах в сопровождении помощника смотрителя и надзирателя за учениками В.К. Тервинскаго. В 12-м часу ночи остановились в селе Лядинах и пробыли до пяти утра, а в 8 часов утра 9 июня достигли монастыря.
Встреченные на монастырском дворе о. настоятелем обители, Иеромонахом Германом, г. Смотрителем училища А.Н.Спасским и членом училищнаго правления о.Михаилом Покровским паломники пред храмом, где покоятся мощи преподобнаго, пропели тропарь преп. Кириллу, а затем зашли в сам храм и, пропев величание преподобному, приложились к раке его.
Была суббота и остальное время до всенощного бдения ученики кто отдыхал, проведя безсонную ночь на тряских телегах, кто знакомился с монастырем, многие присутствовали и на монастырском дневном служении.
Около семи часов вечера началось всенощное бдение. Пели простым и обиходным напевом все ученики – псаломщики на два клироса под управлением, на правом клиросе училищнаго регента В.К.Тервинскаго, а на левом - под руководством послушника монастыря.
На литию и величие выходили во главе с о. М.Покровским о. настоятель – иеромонах Герман, свящ. Красноляжскаго прихода о.А.Кудряшев, свящ. Сальминскаго прихода о.В.Пепшин, иеромонах монастыря о.Геннадием – с иеродиаконом обители о.Корнилием. Служба шла торжественно.
В небольшом количестве присутствовали жители окрестных селений.
На следующий день – 10 июня – литургию совершал о.М.Покровский, о.Настоятель, о.В.Пепшин и иеромонахи о.Геннадий и о.Павлин с иеродиаконом о.Корнилием. После литургии был совершен соборне молебен у раки преподобнаго с произнесением в конце многолетия обычнаго и братии обители, учащим и учащимся, а затем паломники и народ, пришедший к литургии уже в гораздо большем количестве, чем накануне, приложились к раке и ко кресту.
В пятом часу вечера осматривали достопримечательности монастыря, каковых очень немного. Кроме серебряной красивой и ценной раки в Богоявленском храме, где покоятся под спудом мощи преп. Кирилла, в другой церкви, Успенской, видели икону Успения Божией Матери, которая, по преданию, была в келье преподобнаго и составляла, по житию его, «единственное сокровище», св. подвижника. Икона, небольших размеров, стариннаго письма в серебряной ризе, помещена в иконостас с правой стороны.
В этом же храме хранятся – прежняя рака, две очень ветхия полотняныя ризы, неизвестно к какому времени относящиеся, оловянные сосуды и вериги, тоже неизвестно кому принадлежащия и хранившиеся одно время при раке преподобнаго в Богоявленском храме.
С восточной стороны, немного левее Успенской церкви, находится под открытым деревянным навесом крест, а под ним пещера, которую по преданию и как говорится в житии, преподобный Кирилл «первее ископа себе… в ней же от великих трудов телеси своему мал покой приимаше» *).
Вот и все, что останавливает на себе религиозное внимание паломников.
Около восьми часов вечера ученики, пропевши у храма тропарь и величание преподобному, отправились в обратный путь, напутствуемые добрыми пожеланиями тех же лиц, которыя и встретили. В одиннадцать часов ночи были в Лядинах, а в два часа утра отправились далее и в восемь часов утра 11 июня прибыли в Каргополь.
Совершенное паломничество безусловно оставило благоприятные впечатления в душе учащихся – паломников. Учебный год прошел; закончились экзамены; забыты все тревоги и заботы. Со спокойною душою отправились путники и ничто не мешало свободно воспринимать и сильнее закрепить полученныя впечатления. На невысоком холме над озером Челмо при впадении в него речки Лекшмы или Челмы красиво выделяется она своими каменными белыми стенами на общем темном фоне окружающаго леса. Озеро Челмо, с версту длиною, соединяется названною речкою Лекшмою с другим озером, Лекшмо, с котораго и берет начало указанная речка в версте, приблизительно от монастыря и озера, где она впадает.
*) Докучаев-Басков. Челменский пустынник, преподобный чудотворец Кирилл, и его пустынь. Оттиск из Христ. Чт. За 1889 г. Стр.10
Г.П.Сергиевский
ОЕВ №23, 1912 г. (стр. 405-408)