< Кенозерье

Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук

КЕНОЗЕРСКИЙ ПРИХОД

Кенозерский приход располагался в 115 верстах к востоку от г. Пудожа на берегу озера Кенозеро. Приход был центром Вершининской волости Пудожского уезда и Кенозерской волости Каргопольского уезда. Впервые упоминается в «Платежной книге Каргопольского уезда, 1555/56 гг.»,  из которой мы узнаем, что уже в XVI в. в «Кенозерской волости на Кенозере на острове погост...».

В XVII в. [в Вершинино] на месте утраченных (по преданию) храмов были построены две деревянные церкви — холодная в честь Успения Богородицы постройки 1670 г. и теплая во имя Апостолов Петра и Павла постройки 1690 г. (курсив здесь и далее мой – М.З.) В 1842 г. обе церкви сгорели.

22 декабря 1859 г. в Олонецкую губернскую палату государственных имуществ из Каргопольского окружного управления поступил предоставленный Вершининским волостным правлением приговор крестьян Вершининского и Ряпусовского сельских обществ, о желании на добровольный сбор денег в размере 5138 руб. 50 коп. на строительство новой Успенской церкви в каменном исполнении.

31 мая 1862 г. на приходском сходе крестьяне приняли решение заготовить самим камень для бута, выкопать траншеи и ямы под фундамент и вывезти к месту строительства церкви необходимые лесоматериалы.

В 1863 г. во временной Богоявленской церкви Кенозерского погоста с разрешения епархиального начальства были «исправлены и поновлены полинявшие и от давности написания оперховшие (не нашел значения - М.З.) в иконостасе святые иконы».

В 1868 г. началось и в 1875 г. успешно завершилось строительство двухпрестольной Успенской церкви.

Храм был построен в связи с каменной одноярусной колокольней высотой 9 саженей. Вокруг церквей была построена каменная ограда.

Но 17 июля 1875 г. после пожара сгорел деревянный теплый храм во имя Богоявления Господня, а каменная Успенская церковь была повреждена.

Лишь в 1876 г. в Успенской церкви был освящен придельный теплый престол во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И только в 1880 г. был освящен главный, холодный, престол во имя Успения Божией Матери.

Утвари, книг и ризницы в церкви было достаточно. Кровля церкви была покрыта железом и покрашена зеленой масляной краской. Длина Успенской церкви была 9,5 сажени, ширина - 4,5 сажени, высота - 6 саженей. Церковь венчали одна большая главка и четыре малые. В церкви было 20 окон, три наружных створчатых и пять внутренних дверей. Теплый придел отапливался одной печью.

Украшением главного престола церкви был иконостас (длина - 20 аршин, высота - 12 аршин). Колокольня была одноярусной, высотой до верха карниза 9 саженей.... Причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. В собственности причта были два дома стоимостью в 400 и 300 руб. соответственно и сторожка стоимостью в 200 руб.

В 1890 г. в Кенозерском приходе насчитывалось 34 часовни (cейчас во всем Парке часовен - 39). Многие из них сохранились до наших дней и представляют историко-архитектурную ценность. Часовни как функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу, но далеко не везде в XVIII—XIX вв. (а именно к этому времени относятся описываемые памятники) их концентрация была столь же высокой, как в районе Кенозера. По утверждению одного из крупнейших исследователей Каргополья Г.В.Алферовой, деревянные часовни являются «...подлинно народной архитектурой, в которую вложены эстетические воззрения каргопольских плотников и в которых нашло свое выражение двоеверие местных охотников... [Они] строились без всякого надзора со стороны церковных властей в лесах, на полянах, на косогорах...».
 
Кенозерские часовни поражают удивительным разнообразием форм. Каждая из часовен Кенозера представляет собой неповторимый индивидуальный образ, органично вписанный в картину природы.
Пройти мимо часовни Св. и Чудотворца Николая XVIII в. невозможно хотя бы потому, что стоит она в центре села Вершинино, возвышаясь над ним. Эта часовня была отреставрирована в рамках первого российско-норвежского проекта  в 1996—1997 гг. совместными усилиями кенозерских, архангельских и норвежских мастеров-плотников. В августе 1998 г. она была освящена епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. Местные жители вновь получили возможность приходить туда и в выходные дни, и в праздники. В подготовку и проведение реставрационных работ вложен труд многих людей. ....Звонница пристроена к часовне позднее, в начале XX в.
Село Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. 
Из книги "Небеса ручной работы".
Село Вершинино.
 "Небо" в часовне.
Из книги "Небеса ручной работы".
Уникальной в Никольской часовне является манера исполнения «неба». На пяти восточных гранях выполнена композиция «Распятия» с фигурами Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова, Логгина Сотника... Пять граней - пять фигур. На семи гранях изображены архангелы, по всем церковным канонам, но явно списанные с лиц кенозерских крестьян. И на всех гранях, которые в часовне смыкаются вокруг центрального кольца, в их сужающейся части — херувимы с крыльями. ("Небеса" в Вершининской часовне созданы в последней трети XIX века мастером Федором Иоком. Это имя стало известно в 2007 году - М.З.).

В конце 1990-х гг. в рамках российско-норвежского сотрудничества были отреставрированы часовни в деревнях Зихново, Глазово. Благодаря финансированию из федерального бюджета по линии Министерства культуры РФ были отреставрированы часовня XVIII в. архистратига Михаила в деревне Федосово и часовня XIX в. Св. Власия на о. Медвежий.

Особый интерес представляет часовня Иоанна Богослова с гульбищем XVIII в. в деревне Зихново. Стоит Зихново (или Зехново) в южной оконечности Кенозера у Глухой лахты, длинным узким заливом уходящей в лесную глушь. Расположилась деревня над маленьким внутренним озерком, связанным с большим озером короткой протокой. Озерко это родникового наполнения, с прозрачной водой, в которой видны причудливые светло-зеленые водоросли.
 
А над озерком, над обрывом, на самом возвышенном месте, на Буевой горе, которая поднялась на 10 м над уровнем озера, среди островерхих елей притулилась редкой красоты часовня. Очарование ее не только в самих формах часовни с гульбищем, но и в прекрасном природном окружении.
Северные мастера понимали красоту места, как и то, что низко поставленное сооружение здесь проиграет. Поэтому они подняли сруб часовни на подклет, рубленный с выпускными концами, которые служат опорой для галереи, окружающей часовню с трех сторон.

Оформление часовни просто. Свесы двускатной кровли опираются на резные столбики, между ними было глухое перильное ограждение. Луковка на тонкой шейке простодушно врезана в конек кровли. Над входом на галерею срублена восьмигранная звонничка, перекрытая плоской кровлей со шпилем и крестом. Все ясно, скромно.

Кенозерские мастера вложили в свое творение характерные качества Кенозера: открытость и приветливость, мягкость и ненавязчивость.
д.Зихнова
Часовня Иоанна Богослова.
д. Зихнова.
Небо" в часовне.
Часовня располагает к себе, приглашает остановиться, отдохнуть, не спеша полюбоваться красотой мира. Немало часовен, которыми издавна славится Кенозеро, но зихновская - одна из красивейших. Сам по себе конструктивный прием ее — постановка на высокий подклет на Кенозере — нигде больше не повторяется, хотя тип часовни с галереей — один из двух типов местных клетских часовен .
Не менее изящен и внутренний интерьер часовни, который украшает двенадцатигранное «небо». В состав радиальных граней с изображением архангелов включались фигуры евангелистов. Пролет потолка в часовне лишь около 3,5 метра, а высота центрального кольца от пола около 2,5 метра. Грани «неба» можно близко и внимательно рассмотреть.

Напротив от деревни Зихново через залив располагается на мысу деревня Спицыно. Украшением, композиционным центром деревни долгое время была Георгиевская часовня, квадратный шатер которой подымался над крестьянскими домами на высоту в 7 м . Летом 1944 г. фашистский самолет сбросил на деревню Спицыно четыре бомбы: одна упала в озеро, другая — в болото за деревней, третья — в поле, сгорела рожь, и четвертая — на дом И.А.Спицына, огонь перекинулся на дома П.К.Спицына и М.Ф.Спицына. Выгорел весь центр деревни, сгорела и Георгиевская часовня.

В глубине живописной Тамбич-Лахты на полуострове у деревни Бухалово стоит клетская Никольская часовня конца XIX— начала XX в.

Но как у каждой из кенозерских часовен, есть и у нее своя особенность. Это своя звонница, поставленная над притвором на двух маленьких восьмериках. Кровля звонницы плоская, над ней сооружена главка с высоким крестом. На кровле часовни врезана главка на тонкой шейке, тоже с высоким крестом, вертикали оживляют облик этого простого сооружения.

От Бухалово, за Тыр-Наволоком, по низкому берегу Кенозера будет деревня Немята. В отличие от других часовен, поставленных вблизи от озера или рощи, здешняя часовня Трех Святителей конца XIX—начала XX в. стоит среди каменистого поля на некотором отдалении от деревни.
Это одна из наиболее простых по форме построек. В кровлю над притвором врублен восьмерик звонницы. Плоская кровля звонницы поддерживается круглыми столбиками, между которыми устроено легкое перильное ограждение. Скромность и незатейливость этого сооружения под стать этому полю и окружающим лесам.
д.Немята. Часовня Трех Святителей д.Немята. "Небо" в часовне.
Но часовня в честь Трех Святителей уникальна шестнадцатигранными «небесами». Помимо 11 фигур апостолов и композиции «Распятие», на «небе» развернута сложная живопись, включающая праздники Богородичного и Христового циклов, страстные сюжеты и др., в состав росписи включены и фигуры Трех Святителей. Такая роспись «неба» не имеет аналогии, относят ее к типу «Уникальных небес».

На восточной стене часовни сохранился каркас от двухъярусного иконостаса (иконы не сохранились). «Небо» являлось и смысловым, и декоративным продолжением иконостаса в интерьере часовни. Так как у часовни небольшие размеры, взор входящего устремляется в первую очередь к яркому, красочному «небу», которое доминировало в часовне. Золотой фон композиции делал роспись еще более нарядной, торжественной. Масляная живопись выполнена на хорошем художественном уровне позднего классицизма.

На противоположном гористом берегу от деревни Немяты расположилась деревня Карпово, или Карпова Гора. Здесь одна из высоких точек Кенозера, и потому смотрится весело.
д.Карпова. Часовня Пахомия Кенского.

В Карпове часовня (начало XIX в.) поставлена за деревенской околицей, в поле. Вероятно, это связано с традицией летних гуляний в поле. Часовня очень скромная: звонница на четырех столбах завершена четырехскатной палаткой с крестом, у часовни крест поставлен на кровле. Часовня освящена в честь одного из самых почитаемых на Кенозере святых, основателя и первого игумена Кенского монастыря Пахомия (1450—1525).

Наиболее уникальными в убранстве часовни являются выразительные восьмигранные «небеса» с архангелами. «Небо» Пахомиевской часовни привлекает народной трактовкой образов. Роспись выполнена в технике масляной живописи.

Центром куста деревень — Свиное, Минино, Рыжково, Федосово, Печихино, Глазово, расположенных по берегам Шуй-лахты (или Ершовска Лахта, Мининска Лахта), было Минино (или Минин Конец), корни которой уходят в начало новгородской колонизации Европейского Севера. По дороге из Минино в Печихино в «святой» роще расположены две часовни XIX в. клетского типа — св. Георгия Победоносца и Казанской иконы Божьей Матери, образующие необычный ансамбль.
Небольшое молельное помещение Казанской часовни   перекрыто 16-частным небом. У часовни рубленый навес над небольшим крыльцом-гульбищем, огражденный перилами. Часовню венчает главка, покрытая лемехом, с удлиненным крестом на шейке-столбике.
В 2007 г. началось обустройство внутреннего интерьера Казанской часовни. В ней частично сохранились «небеса», которые после реставрации вернутся на свое место. Особенностью «небес» этой часовни является то, что тябла для размещения боковых граней крепились прямо к центральному медальону.
д.Минино.
Часовня иконы Казанской Б.М.
д.Минино.
Часовня св. Георгия Победоносца
Значительных размеров часовню св. Георгия Победоносца венчает четырехстолпная звонница над притвором с плоской кровлей и пирамидкой с крестом. В конек двухскатной кровли часовни врезана луковичная главка на дощатом барабане. В интерьере часовни полностью сохранился двухъярусный иконостас XIX в.: в верхнем ряду — апостольный чин, в нижнем — иконы Казанской Божьей Матери, Св. Пророка Илии, Георгия Победоносца и др.

Часовня Введения Богородицы во храм постройки 1801 г. расположена на окраине деревни Рыжково Она не представляет собой существенного архитектурного интереса но роспись 14-гранного «неба» в этой часовне поражает величием образов и яркостью колорита.
д.Рыжково. Часовня Введения Богородицы во храм. д.Рыжклво. "Небо" в часовне.
В росписи «неба» много синих тонов, а сверху через херувимов на распятого Христа и апостолов струится золотистый цвет. Утонченная роспись на ликах сделана по канонам академической живописи.

Преображенская часовня, или во имя Восшествия Св. Духа, конца XVIII-начала XIX в. в деревне Глазово мало известна, между тем на Кенозере, богатом памятниками деревянного зодчества, она стоит в первом ряду. Эта часовня — изящное, стройное, легкое сооружение. У нее высокая островерхая клинчатая кровля с переломом над повалом и широкими отводными полицами. Как в старых постройках (например, в вершининской часовне), завершение небольшого сруба здесь — главная тема. В острый клин кровли изящно врезана крупная (относительно объемов здания) шейка с главкой, крытые лемехом, что придает сооружению нарядность. К часовне прилегает возведенная на столбах (не рубленая) и зашитая тесом шестигранная высокая звонница над притвором, крытая шатром с лемеховыми шейкой и главкой.
Поставлена часовня возле деревни в распадке между Шуй-лахтой и Карповской лахтой на полуострове, входящем в залив Серозеро. Она прекрасно вписана в мягкий пейзаж окрестных полей по холмам, спускающимся к озеру. Очарование ее дополняют три стоящие рядом сосны...

По дороге из Порженского, на подходе к деревне Горбачихе, справа на обочине стоит маленькая придорожная Никольская часовенка. Стоит она в густом лесу. Часовня является вариацией типа лесных часовен. Это сооружение совсем крохотное: на его узком гульбище человек не может распрямиться в рост и двоим не разойтись. Проста и незатейлива форма этой часовни: два ската кровли поддерживаются гладкими столбами, между которыми протянуто перильное ограждение из тонких столбиков. Единственным декоративным элементом являются причелины с пробивным узором. Крест укреплен прямо на кровле. Молельня невелика. Особенностью ее является восточная стена, срубленная углом, так что в плане часовня напоминает лодку — емкий образ для Кенозера.
д Горбачиха. Часовня Николая Чудотворца. д.Горбачиха. Часовня Иоанна Крестителя
В самой деревне Горбачихе, на берегу лахты, в еловой роще стоит часовня Иоанна Крестителя постройки 1863 г. наиболее простой и распространенной здесь формы. Это крытый на два ската сруб размерами с небольшую избу, над притвором которого сооружена звонница стропильной конструкции с перильным ограждением, с плоским покрытием и плоским завершением, с крестом, видом своим напоминающая обзорную вышку.

Часовни могут вызвать целую гамму эмоций. За деревней Горбачихой через неширокий залив Глухой лахты, называемой Копецкой лахтой, на возвышении стоит деревня Тырышкино.
д.Тырышкино.
Часовня-крест.

Это одно их живописнейших мест на Кенозере. Ощущение шири, приволья под стать кенозерским былинам, которые звучали здесь некогда. Придорожная часовенка, называемая Крест, стоит укромно. Это крохотный сруб, крытый на два ската, внутри которого впору поместиться только одному человеку, и то коленопреклоненно. По-видимому, когда-то рядом стоял придорожный крест, от которого часовня и получила свое название. Это миниатюрное сооружение — единственное на Кенозере.
д Тырышкино. Часовня Параскевы Пятницы. д Тырышкино. "Небо" в часовне.
По другую сторону дороги, если идти от деревни Тырышкино, в 500 метрах влево возвышается густая «святая» еловая роща. Можно пройти мимо нее, если не знать, что в чаще стоит часовня Параскевы Пятницы XIX в. Вековые деревья со всех сторон обступили и скрыли в хвойной глуши эту значительных размеров постройку клетского типа с двухскатной кровлей, главкой на дощатом барабане и восьмериковой звонницей над притвором, вознесенной ввысь. Часовня кажется таинственным сооружением, упрятанным от любопытных глаз.
В часовне сохранилось «небо».

д.Семеново
Часовня Флора
и Лавра

Часовня Флора и Лавра середины XIX в. в деревне Семеново - это крытый на два ската значительных размеров сруб, стоящий на возвышенном месте. В конек кровли врезана изящная главка, крытая лемехом. Еще более значимы с точки зрения архитектуры крыльцо и вход в часовню — на высоком подклете с перилами.

Внутри несомненный интерес представляет трехъярусный иконостас с заворотами. Традиционны местный ряд и деисус. Довольно необычен третий ряд, состоящий из небольших праздничных икон с изображением поясных святых: различные типы Богоматери, Николай Чудотворец, Вседержитель, Иоанн Креститель и другие.

В 2002 г. по инициативе и на средства подполковника Российской армии в отставке В.А.Калитина, с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона началось возрождение  часовни Св. Александра Невского (разрушенной в 1939 г.) в деревне Мыза.
13 августа 2003 г. часовня была освящена.

Каждая часовня Кенозерья — особенная. Это и Никольская — в поселке Усть-Поча, св. Феодория в деревне Тырнаволок, Иоанна Богослова в Шишкино (нач. XIX в.- не существует - М.З.) и другие. А все вместе часовни — ценнейшее наследие, уберечь от гибели и сохранить их — одна из важнейших задач.
д Усть-Поча. Часовня Николая Чудотворца. д Усть-Поча. Фрагмент "неба" в часовне.

Часовенных праздников обычно было 1-2, в лучшем случае - 3, и очень редко - 4—5 в год. Часовня — это небольшая христианская культовая постройка для молений, богослужений с иконами, в отличие от церкви, без алтаря. Часовня была широко распространена на Русском Севере. Богослужение в ней проводил приходской священник.

Основу жизни крестьянина составляли не праздники, а ежедневный многочасовой труд селянина. Самые значительные временные затраты крестьянство несло на земле. Возьмем деревню Семеново: ограниченность земельной площади, труднодоступность (дороги), ограниченность жилья, амбаров для хранения (порой тысяч пудов товара) и т. д.

Ярмарки в Олонецкой губернии учреждались властью, с 1864 г. - земством. Они учреждались в крупных населенных пунктах, лежащих на пересечении торговых путей, имевших возможность дать ночлег приезжим торговцам, покупателям, места для хранения товара. Таким центром была деревня Вершинино — центр крупного Кенозерского прихода и погоста. Вот и шумели ярмарки у стен погоста.

Жизнь, необходимость, экономика диктовали условия, какой могла быть ярмарка, каким мог быть праздник. Все шло от достатка, от кармана, от земледелия, от тяжелого и трудного сельскохозяйственного крестьянского труда.

В 1890 г. в Кенозерском приходе, в 45 деревнях насчитывалось 510 дворов, проживали 3758 человек. Одной Успенской церкви было недостаточно. Тогда же, в июле 1890 г., из Кенозерского прихода выделились в самостоятельный Ряпусовский приход 9 деревень Ряпусовского сельского общества Каргопольского уезда с населением более 800 человек.

По постановлению Олонецкого губернского по крестьянских делам присутствия от 14 апреля 1890 г. было «разрешено Каргопольскому уездному присутствию с 1 января 1891 г. образовать из деревень Федоровской, Турова-Сельца и Окатовской Климовского общества Кенозерской волости особое общество под названием «Порженское».
Порженский погост сохранился до наших дней и представляет собой уникальный памятник архитектуры. Порженский погост располагался на древнем пути из г. Пудожа через озеро Лекшмозеро на озеро Кенозеро (в 12 км к югу от Кенозера).  В Порженском погосте присутствуют в единстве прекрасная природа и удивительная архитектура. Порженский погост — уникальное явление в деревянном зодчестве Севера (фото вверху - 2010 г. -прим. М.З.)

Георгиевский храм погоста— один из немногих сохранившихся клетских храмов с т.н. клинчатой кровлей. В Древней Руси — обычное покрытие многих деревянных церквей. Церковь представляет собой простой, небольшой и пропорционально вытянутый сруб, завершенный острым скатом кровли с обломом, в конек которой врезана чешуйчатая главка, крытая лемехом. Клинчатой кровле храма соответствует и апсида, тоже с клинчатым покрытием, без главки. Особенно стройный, изящный вид имеет церковь с алтарной стороны, где острый угол кровли храма повторен острым углом кровли апсиды. В XVIII в. к храму была пристроена трапезная и колокольня с шатровым завершением над папертью.  Пристройка растянула храм по горизонтали, пригасила довлеющую вертикаль. В конце XIX в. церковь была обшита тесом в псевдоклассическом духе с ложным портиком. Обаяние Порженского погоста дополняют купы могучих лиственниц и елей, растущих на северной стороне.
 
«Место для погоста, — отмечал архитектор Ю.С.Ушаков, — было выбрано очень умело... так что со стороны села, озера и реки Виленги четко вырисовывается на фоне неба, причем вечером, от деревни Федоровской и от озера на закатной стороне. Изящный силуэт церкви, поддержанный высокими лиственницами рощи, организует все пространство жилой среды и воспринимается с юга, востока и севера. Дорога, идущая через село к Кенозеру, также ориентирована на вертикаль погоста».

Уникальным украшением Порженского погоста является рубленная «в лапу» деревянная ограда. Над главным входом ограды с южной стороны оборудовано крытое крыльцо с двухстворчатыми расписными филенчатыми дверьми, над ними поставлена четырехскатная палатка, крытая лемехом.

Мост на городнях через протоку между озерами сохранил все конструктивные особенности и совершеннейшие образцы древнерусской строительной техники (к сожалению, сейчас мост непроходим - М.З.)

 В начале XX в. из Кенозерского прихода в границах Пудожского уезда выделился в самостоятельный Ведягинский приход. Приходская церковь была освящена во имя Сретения Господня....

В конце XIX в. в приходе из-за  значительного прироста населения  встал вопрос о необходимости строительства еще одной церкви. Строительство же нового теплого храма в Кенозерском приходе стало возможным лишь после пожертвования двух тысяч рублей торгующим крестьянином Алексеем Федоровичем Нечаевым, который несколько лет был ктитором Кенозерской Успенской приходской церкви. Помимо этого вклада он на свои средства построил каменную ограду вокруг Кенозерского погоста, приобрел праздничный (главный) колокол для колокольни весом в 109 пудов 5 фунтов, то есть почти 1750 килограммов! Им также было устроено помещение для церковно-приходской школы.

Решение о строительстве нового храма было принято на церковноприходском сходе. 6 августа 1898 г. был заложен деревянный трехпридельный храм в честь Св. и Чудотворца Николая, Благовещения Пресвятой Девы Марии и мученицы царицы Александры, в память коронования императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Благодаря энергии и трудам настоятеля прихода были изысканы средства, необходимые для строительства храма. Самое крупное пожертвование поступило от крестьянина Константина Алексеевича Нечаева: им был приобретен ценный иконостас стоимостью более семи тысяч рублей работы петербургского художника Петрова. Летом 1902 г. строительство храма было завершено (на фото - справа. М.З.)
 16 - 18 декабря 1902 г. было совершено освящение нового Никольского храма. [Теперь на Погосте стояло два храма: Успенский и Никольский - М.З.].
Никольский храм погиб во время пожара поздней осенью 1972 г. ...

Главным занятием населения Кенозерского прихода было хлебопашество. Но у большинства жителей своего хлеба на год не хватало. Главные причины — отсутствие плодородных земель и нехватка земли поблизости от деревни. Значительная часть земельных наделов, пригодных для пашни, была отделена от деревни простями (проливами). За неимением сухопутного подъезда или из-за большого объезда лахты (залива) земли, необходимые для выращивания хлеба, не разрабатывались.

Основными культурами являлись ячмень и рожь. Овса сеялось немного. Лен, конопля и репа сеялись повсеместно, но в небольших количествах. Пашня удобрялась навозом, торфом. Велось правильное трехполье. Посевы яровых начинали с первых чисел мая (Никола в севу). Картофель сажали на неделю позднее посева ячменя. Рожь и ячмень вызревали одновременно, и уборка их заканчивалась во второй половине августа. Посевы озимой ржи начинались с 20 июля, заканчивались 6 августа (на Преображение).

Наилучшая урожайность ржи составляла около 7,5 центнера с гектара (45-50 пудов с десятины). На урожай сильно влияли заморозки. Железных плугов на Кенозере было немного, но бороны с железными зубьями широко распространены. Своего хлеба на Кенозере хватало в лучшем случае до зимнего Николы (19 декабря).
Жители Кенозера занимались и овощеводством, но в незначительных размерах (брюква, редька, капуста...).

Самым распространенным и выгодным, если можно так сказать, промыслом для кенозеров была мелкая торговля. Этим промыслом кенозеры занимались давно. Хотя еще в начале XIX в. основным промыслом кенозеров была не торговля, а ремесло. Они занимались изготовлением костяных гребней и щетей для чистки льна.

Каким товаром торговали кенозеры? Крестиками, кольцами, пуговицами, иголками, наперстками, шильем, ленточками, шнурками, гребенками, булавками и т. п. Товар выбирался самый дешевый, и прибыль в процентном отношении получалась от 50 до 500 процентов на рубль. Но так как покупали коробейники товара немного, то и прибыль равнялась обыкновенному заработку: от 50 до 150 руб. за зиму. Но преимущество перед другими промыслами - это более легкий труд. По размерам покупки одним покупателем этот промысел был не более как «с миру по нитке, голому рубашка».

У стен Кенозерского погоста в XIX - начале XX вв. шумели весело ежегодные торжки и Благовещенская ярмарка. Кенозерские ярмарки по продолжительности торговли и торговым оборотам являлись самыми большими в Пудожском уезде.

В течение года на Кенозере проводилось семь ярмарок. Еще в 1857 г. с разрешения министра государственных имуществ была учреждена Благовещенская ярмарка. Первоначально была четырехдневной, в 1880-е гг. - семидневной, в начале XX в. - пятидневной - 25-29 марта (7-11 апреля по нов. ст.).

...Не менее известны на Кенозере трехдневные: Крещенская — 6-8 января (19—21 по нов. ст.), Успенская — 15—17 (28—30) августа, Покровская — 1—3 (14—16) сентября, двухдневная Петропавловская — 29-30 июня (12—13 июля) и однодневные — Троицкая и Пречистенская (на др. день Пасхи).

Ярмарки имели большое значение. Они регулировали цены на товары, сдерживали аппетиты местных торговцев-монополистов, давали возможность жителям Каргопольского уезда сбывать излишки хлеба, что сдерживало рост цен на привозной хлеб из Рыбинска. Прогрессивно мыслящая часть кенозерского общества через печать обращала внимание и на то, что «нужно бы каким бы то ни было путем хотя бы при помощи полиции уменьшить пьянство на ярмарках, и это сделать не трудно».

Каждая кенозерская деревня, как бы мала ни была, праздновала два—три больших праздника в год. В деревне Екимово особо праздновали Преображение Господне — 6 (13) августа, в деревне Горы — в честь иконы Тихвинской Богоматери — 26 июня (9 июля), в деревне Семеново — память мучеников Флора и Лавра — 18 (31) августа (Флор и Лавр на Кенозере считались покровителями лошадей), в деревне Сысово главным праздником было Сретенье - 2 (15) февраля, в деревне Майлахте - в честь св мучеников Кирика и Улиты - 15 (28) июля, в деревне Карпово - в честь св. Пахомия Кенского (1450—1525) — в первую субботу после Крещения Господня, в деревне Горбачихе — Рождество Иоанна Крестителя - 24 июня (7 июля), в деревне Чолме — в честь св. мучеников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна), в Тырышкино — в честь Параскевы Пятницы — 28 октября (10 ноября).

Особо на Кенозере почитался и праздновался Святитель и Чудотворец Николай, покровитель людям, живущим у воды. Весеннего Николу праздновали 9 (22) мая, а зимнего - 6 (19) декабря. По особенному праздновали Никольские праздники в деревнях Вершинино, Усть-Поче, Бухалово и других.

Самые крупные праздники (по нескольку дней) проходили на Кенозерском погосте в дни ярмарок — на Благовещение, Крещение, Успение, Покров, Троицу, Пречистенку и Петров день. Устраивали знаменитые кенозерские карусели и качели. У дома торгующего крестьянина Нечаева была площадка, на которой устраивали танцы - кадриль (кадрель), т. н. портянку и латцу.

В ярмарочные дни присматривали себе невест. Если у кого-либо из девушек в Вершинино были родственники, которые приглашали ее в гости, то по обычаю приглашали ее с подругами. Не пригласить подруг было нельзя, но и девушкам нельзя было отказываться от приглашения. Приглашенных часто оставляли ночевать. Не только молодежь, но и большая часть населения Кенозера на тарантасах и лодках, празднично украшенных, съезжались в Вершинино. Праздничную одежду везли с собой в кутелях. В праздник люди приглашали друг друга в гости. Приезжих часто приглашали к себе в тарантас или в лодку, угощали знаменитыми калитками.

Особо на Кенозере отмечали Пасху, в Пасхальную неделю не работали. Праздновали до Прощеного воскресенья, на Кенозере его называли Фоминским. К Пасхе по обычаю шили новую одежду.

Интерес представляет собой и то, что на Кенозере праздновали не только основные церковные и свои, в деревне, праздники, но ходили на праздники в гости в соседние деревни. Причем к праздникам приходили накануне или оставались ночевать на второй день. Любители праздников ходили за двадцать и более верст.

20 августа 2003 г., в Вершинино в  День Кенозерского национального парка, в березовой роще, посаженной в 1995 г. в честь 50-летия Победы советского народа над фашистской Германией, на месте старого кладбища был установлен и освящен 5-метровый деревянный поклонный крест.
Автор поклонного креста - В.А.Титов при участии искусствоведа Т.М.Кольцовой.

В 2004 г. была возрождена православная община при церкви Успения Божией Матери в деревне Вершинино Кенозерской администрации Плесецкого района Архангельской области...

23 августа 2005 г. по благословлению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска благочинный протоиерей Владимир Кузив сослужил чин освящения — начала ремонтных работ в Успенской церкви. Затем в церкви был выполнен частичный ремонт кровли, закрыты оконные проемы, сделаны новые полы в алтаре.
Приходской совет ведет сбор средств на восстановление здания церкви и приобретение имущества для богослужений.
Из святых икон уже появилась первая - икона Александра Невского с мощами Св. Благоверного Великого князя написанная в 2004 году Александро-Невской лавре в С.Петербурге.

 
Примечания:
1. Из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера". Поморский ун-т, Архангельск, 2009 г.
2. С некоторыми сокращениями.
3.Фотографии без указания  автора - из архива сайта.
4. Библиография опущена.

 
Перейти на страницу Н.А.Макарова.