ФЕДОР ЗАХАРОВ ИОК (тематическая подборка)

На этой странице мы собрали сведения о жизни и работе кенозерского иконописца Федора Иока, опубликованные в разных источниках и разными авторами.

А.Анциферова:
Сотрудниками Кенозерского национального парка в Государственном архиве Архангельской области во время изучения документов по истории Архангельской почты и здания Почтовой конторы XVIII века, где в настоящее время находится Визит-центр Кенозерского национального парка, было обнаружено «Личное дело Фёдора Захаровича Иок».

Итак...

Т.М.Кольцова:
Среди кенозерских «небес» есть ряд комплексов, при первом взгляде на которые становится очевидно, что они принадлежат руке одного мастера. Его узнаваемая индивидуальная манера прослеживается в часовнях нескольких деревень (Никольской в Вершинино, Пахомиевской в Карпово, Георгиевской в Минино, Никольской в Усть-Поче), а также в церкви села Бережная Дуброва. Но лишь недавно удалось установить имя этого иконописца. На одной из граней «неба» Никольской часовни в Усть-Поче сотрудник кенозерского парка Марина Гусева прочла уникальную авторскую надпись, фиксирующую имя мастера и год создания комплекса: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]».  

Федор Захаров Иок родился 12 сентября (по ст. стилю) 1864 года в семье рядового «военно-лесной стражи второго Каргопольского лесничества» Захара Григорьева Иока и его жены Екатерины Богдановой. Отец иконописца, Зорих Иок, был евреем, но 3 июня 1862 года принял православное крещение, получив имя Захария, что было зафиксировано метрическими книгами собора Рождества Христова города Каргополя . Впоследствии в православие были крещены и дети Захарии. Это было очень важно, так как правовое положение евреев в России всегда было крайне неустойчивым . Кроме того, закон запрещал «лицам нехристианских вероучений… писание икон», а также торговлю ими .
Федор был старшим ребенком в семье, у него было две сестры – Анна и Наталья. Отец семейства, Захар Григорьевич Иок, дожил до 78 лет и в 1908 году был погребен на городском кладбище Каргополя .

Важной деталью упомянутой выше надписи на «небе» 1881 года является то, что Федор называет себя «мастером». На это имел право только иконописец, официально зарегистрированный в ремесленном цехе и регулярно платящий налоги со своих доходов. Для семнадцатилетнего юноши такой статус был немалым успехом. Как правило, в цех, который объединял живописцев, поступали только мастера, имевшие художественное образование и опыт работы, а также хорошие рекомендации.

А.Анциферова:
Можно предположить, что Федор учился в одной из монастырских иконописных мастерских – в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой или, что вероятнее, на Соловках. Во второй половине ХIХ века Соловецкая обитель принимала для обучения живописи мальчиков-трудников (которые безвозмездно работали и имели возможность получать профессиональное образование) в возрасте 13–14 лет. Преподавали в мастерской учителя, приглашенные из Санкт-Петербурга и Архангельска; на протяжении двух лет они обучали мальчиков основам рисунка, композиции, техники живописи, иконографии. Известно, что некоторые из учеников позже занимались иконописью вполне профессионально...

Однако...:

А.Анциферова:
Анкета, заполненная Фёдором Захаровичем Иоком в начале 1920-х годов, позволяет с уверенностью утверждать, что в течение трех лет юный Фёдор Иок обучался живописи в художественной мастерской в г. Санкт-Петербурге.

Т.М.Кольцова:
Будучи очень молодым, в возрасте семнадцати лет и девяти месяцев, Федор Иок женился на «мещанской девице» города Каргополя Марии Семеновой Макаровой. Бракосочетание состоялось в каменном храме Зосимы и Савватия Соловецких, который до сих пор украшает древний Каргополь . В 1883 году Федор Иок записан в мещанское сословие города . Через три года в семье иконописца уже росли две дочери , а в 1890 году родился сын Николай . Позже появились и другие дети. Родители постарались дать им образование. Один из сыновей, Иок Иван Федорович, окончил приходское училище, слесарно-кузнечную ремесленную школу, получил профессию машиниста. Согласно переписи населения города Архангельска, составленной в 1920 году, Ивану Иоку тогда было 27 лет, он был холост и работал на пароходе «Ласточка», курсировавшем через Архангельск . Младшая из дочерей, Иок Ираида Федоровна, окончила курс гимназии и в 1920 году в возрасте 18 лет преподавала в первой советской школе Шеговарской волости Шенкурского уезда.

А до женитьбы...

Т.М.Кольцова:
Значительный комплекс произведений Федора Иока относится к раннему периоду его творчества, до переезда мастера в Каргополь. Это был достаточно короткий срок, не более пяти лет, даже если предположить, что Иок мог начать работать самостоятельно уже в пятнадцатилетнем возрасте. Онежских крестьян вполне удовлетворяла его незамысловатая живопись, иконописец получал постоянные заказы на роспись местных храмов. Односельчане, вкус которых был непритязателен, предпочитали отдать церковный заказ своему, коневскому, крестьянину-иконописцу. Его работа наверняка оценивалась дешевле по сравнению с другими. Помимо росписи небольших кенозерских часовен, Федор Иок выполнил заказ приходской церкви Рождества Богородицы в Бережной Дуброве. К этому приходу была приписана и Мишковская волость, где он родился.

А.Анциферова:
Крестьяне, которых удовлетворяла незамысловатая живопись юного конёвского мастера, предпочитали отдать заказ своему крестьянину-иконописцу. Талант Фёдора Захаровича Иока был востребован в окрестностях села Конёво. Им были написаны «небеса» в часовнях Николая Чудотворца деревень Вершинино и Усть-Почи, Казанской Иконы Божией Матери деревни Минино и преподобного Пахомия Кенского деревни Карпово, а также расписаны потолочные перекрытия в церкви Рождества Богородицы деревни Бережная Дуброва. Причем, все «небеса» и иконы были созданы Иоком в примитивной художественной манере, предположительно, в начале 1880-х годов.

Т.М.Кольцова:
Своеобразная художественная манера, в которой писал Фёдор Захарович Иок, позволяет отнести его кисти целый ряд иконописных произведений на территории Кенозерья. Причем талантливый иконописец постоянно экспериментировал не  только с красками, в  различных пропорциях смешивая темперу и льняное масло, но и с материалами основы: помимо икон на деревянных досках написана им была и пятичастная икона на холсте.
Брался Федор Иок и за «поновление» икон, имевших незначительные утраты красочного слоя. Об этом иконописец тоже сообщил потомкам на обороте одной из икон из Никольской часовни деревни Усть-Поча: «Сiя икона поправлена в 1883 году по радению вдовы Варвары Губиной Федором Захаровым Iоком».

Из пресс-релиза Кенозерского национального парка от 24.03,2011 г.:
...Сотрудниками Кенозерского национального парка обнаружены 3 иконы, принадлежащие кисти северного иконописца Федора Захарова Иока. В иконах, хранящихся в настоящее время в музейном фонде Парка, четко прослеживается индивидуальная художественная манера иконописца Федора Иока. Подтверждением авторства талантливого живописца является его подпись, оставленная на обороте одной из икон: «Сии иконы писалъ живописец 17 летъ от роду Федоръ Захаровичъ Иокъ писал 1881 году в октябре урожденецъ с.Конево Олонецкой губернии Каргопольского уезда работа вся 80 р. сереб. (ром)».
По свидетельству местных жителей «в конце 1970 – начале 1980-х годов эти иконы были вывезены с Порженского», т.е. в течение 100 лет находились в церкви Георгия Победоносца деревни Федоровская. Однако, только сейчас удалось установить точную вековую историю данных икон. В 1881 году коневский самородок Иок по заказу порженских крестьян расписал иконостас алтаря в приделе во имя Собора Пресвятой Богородицы, устроенном прихожанами в Георгиевской церкви в 1875 году. 
В советский период иконописные произведения Иока из Георгиевской церкви постигла трагическая судьба. В 1980-е годы рамы иконостаса были частично уничтожены, часть икон безвозвратно утрачена. Только эти иконы, посвященные Богородице, Илье Пророку, Макарию Желтоводскому и Унженскому, были спасены и бережно хранились жителями нескольких кенозерских деревень.

А.Анциферова:
З
ачастую конёвский самородок не соблюдал каноны иконописи, допускал необъяснимые вольности в  изображении святых ликов, при внимательном изучении которых возникает мысль, что серафимы и  херувимы, архангелы и апостолы писаны им либо с земляков — конёвцев, либо с заказчиков — кенозёр. Кто «позировал» юному иконописцу, с кого писал он святые образы — вопросы, на которые вряд ли когда-нибудь мы узнаем ответы.

Т.М.Кольцова:
Безусловно, на фоне высоких образцов искусство Федора Иока выглядит недостаточно профессиональным. Не всегда художнику удаются рисунок и органичные пропорции фигур...Неумелая организация композиционного пространства, статичность фигур, однообразная цветовая гамма свидетельствуют о недостаточности профессиональной выучки и опыта живописца. Однако художник умеет работать с иконописными образцами, использует книжные иллюстрации, гравюры. На его творчество, несомненно, наложило отпечаток искусство поздней классики. Не исключено, что в школе он копировал античные образцы, гипсы. Видна неумелая, но наивно-притягательная попытка передать тяжелый объем ниспадающих складок на одеждах ангелов...

Т.М.Кольцова:
Причины переезда Федора Иока в Каргополь неизвестны. Вероятно, это было связано с необходимостью более стабильного заработка для растущей семьи. Мы не знаем его иконописных работ каргопольского периода. Известно лишь, что в 1893 году Федор Иок получил заказ от собора Рождества Христова города Каргополя . Сам факт такого заказа был весьма почетен и означал признание мастера. Согласно записи в приходно-расходной книге собора, Федору Иоку было выдано шесть рублей за исправление иконы «Домостроительство Божие».

И заботливый муж...

А.Анциферова:
Его работа, скорее всего, оценивалась дешевле по сравнению с другими мастерами, что, несмотря на несомненное наличие таланта и профессионального художественного образования, вынудило Фёдора Иока искать более стабильный заработок. В декабре 1885 года 21-летний иконописец обращается к начальнику почтовой части Олонецкой губернии с прошением о приеме его на службу в почтовое ведомство на должность почтальона «…в виду моего невыгодного положения при производстве мною живописного мастерства…».

...В течение 36 лет Ф.З.Иок работал в различных почтовых конторах Олонецкой и Архангельской губерний. Трудовую биографию начал почтальоном в Каргопольской почтово-телеграфной конторе, возил почту из Архангельска в Санкт-Петербург, затем возглавлял почтовые отделения в Прилуках, Нёноксе, Шенкурском, Холмогорском и Пинежском уездах.

Т.М.Кольцова:
Сведения об иконописце, относящиеся к послереволюционному периоду, неожиданно нашлись в документах Пинежской уездной милиции. В 1920 году Федор Иок с женой проживал в Пинеге, в доме церковного старосты Ивана Дмитриевича Попова/m Дом этот стоит и поныне. Данных о том, занимался ли мастер в это время живописью, нет.

А.Анциферова:
Скончался талантливый живописец 25 ноября 1922 года.

Для справки...

1. Часовни в Кенозерском национальном парке, "небо" в которых расписано Федором Иоком:
     Никольская в д. Вершинино
     Никольская в д.Усть-Поча
     Св. Пахомия в д. Карпова
     Казанской БМ в д. Минина
2. Более подробные материалы о Федоре Захаре Иоке  на нашем сайте - здесь.