Алексей Ерошин

- ч.4 ЛЕКШМОЗЕРО - МАСЕЛЬГА
- ч.5 ТРАНСКЕНОЗЕРСКАЯ ТРОПА

Часть 3 ЛЯДИНЫ - КРАСНАЯ ЛЯГА

В следующий же день, в понедельник 25-го июля, мы продолжили нашу поездку по Каргопольскому краю. На сей раз наш путь лежал на запад - в старинное село Лядины, где располагается Лядинский погост - один из немногих сохранившихся ансамблей "тройников", и в урочище Красная Ляга, где находится самый древний памятник деревянного зодчества Каргополья - Сретено-Михайловская церковь 1655 года постройки.

А теперь обо всем по порядку...

Утро 25-го июля. Это была наша последняя ночь в Каргополе, поэтому после завтрака мы выселяемся из гостиницы "Каргополочка" и, на уже поджидавшем нас такси, уезжаем в Лядины (дер. Гавриловская) - в старинное село в 35 км к западу от Каргополя по трассе Р2. Именно там сохранился уникальный памятник деревянного зодчества - Лядинский погост - ансамбль "тройник", состоящий из зимней 12-главой церкви Богоявления Господня 1793 года постройки, летней церкви Покрова Пресвятой Богородицы 1743 года постройки и шатровой колокольни 1820 года. Когда-то такой ансамбль был характерен для многих деревень Русского Севера, но к настоящему времени он сохранился лишь в считанных местах.

Хотя дорога до села и оставляет желать лучшего (вначале асфальт, а потом грейдер и бетонные плиты), доезжаем мы очень быстро. Таксист довозит нас до кафе "Поляны" в центре селе и уезжает обратно в Каргополь. Нам же, прежде чем осматривать село, предстояло заселиться и оставить лишние вещи. Здесь следует сделать некоторое отступление.

Когда я планировал поездку по Архангельской области, то эту ночь я предполагал провести в Лядинах. Поэтому еще в Москве я нашел в интернете контакты семьи, которая переехала в село из Москвы, а сейчас пытается развивать в Лядинах сельский туризм (http://skazkasevera.ru/). В качестве одной из услуг предлагается размещение в селе - при этом в основном размещают не в отдельном гостевом домике (хотя, как я на месте уже узнал, он тоже есть в селе и там тоже можно поселиться), а к кому-то подселяют. Я заранее из Москвы созвонился с Максимом, поинтересовался, будет ли где нам поселиться и узнал, что проблем с размещением нет.

Нас было мало (всего трое, vgromov присоединился к нам только следующим утром), так, что нас Максим разместил в доме-музее в дер. Фоминская (с. Лядины). Дом старинный, двухэтажный, 1905 года постройки. На первом этаже проживает хозяйка Галина Федоровна с дочкой и маленьким котенком, на втором этаже организован частный музей одной семьи. Вскоре мы разместились в доме - я с uraken в небольшой боковой комнатке на первом этаже, а Алексею досталось место в музейной комнате на втором этаже. А через некоторое время Галина Федоровна пригласила нас на перекус - за блинами она нам рассказала про историю дома и своей семьи, пораспрашивала про нашу поездку, посоветовала, что стоит посмотреть в окрестностях. Вскоре после перекуса мы отправились смотреть село.
В этом доме мы жили.
На сниках: еще один дом в дер. Фоминская, Спасская часовня в дер. Фоминская.
Внутрь попасть нам не удалось, так как смотрительницы не было дома.
Трасса Р-2 около с. Лядины.

Лядинский погост. Слева направо: зимняя церковь Богоявления Господня (1793), летняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1743), шатровая колокольня (1820).
Богоявленская церковь на реставрации с 2007 года. Процесс реставрации очень долгий, так как сначала её разобрали полностью, а потом собирают заново, реставрируя (а при необходимости заменяя) каждую деталь. Покровская церковь тоже вся в лесах, но работы по реставрации при нас не велись. Колокольня в аварийном состоянии - но пока до неё реставрация не дошла.
В Покровской церкви сохранились уникальные небеса и их можно увидеть, если найти смотрительницу Любовь Борисовну и договориться с ней, чтобы она открыла церковь. С утра её не было в Лядинах, а вот вечером мы смогли её найти в кафе "Поляны", и она нам открыла церковь.
На сниках:слева направо: Церковь Богоявления Господня (1793). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1743), Колокольня (1820).
(к огромному сожалению, 5 мая 2013 г. в результате пожара, вызанного молнией, сгорели Покровская шатровая церковь и колокольня - М.З.).

Осмотрев Лядинский погост, я с Алексеем решил съездить в урочище Красная Ляга - посмотреть самый древний памятник деревянного зодчества Каргополья - Сретено-Михайловскую церковь 1655 года. uraken решил с нами не ездить, а остаться в Лядинах.

Чтобы добраться до Красной Ляги, нам необходимо было сначала доехать до с. Печниково (дер. Ватамановская) (примерно 12 км на восток от Лядин по трассе Р-2), а уже оттуда пройти 7 км пешком по грейдеру. Мы решили застопить машину, чтобы доехать до с. Печниково, но сделать это оказалось очень сложно, так как трасса была практически пустынна, а те машины, что были, ехали в другую сторону. Только где-то через полчаса, когда мы уже прошли насквозь все село, удача улыбнулась нам и мы уехали в с. Печниково.
На снимках: с. Печниково (дер. Ватамановская). Кафе "Вигвам"; по дороге в ур. Красная Ляга.

Красная Ляга - когда-то это было старинное село, расположенное вокруг небольшого озерца (по-местному, ляги). Теперь же осталась только круглая воронка, заросшая травой (снимок справа).

В древности в селе существовал храмовый ансамбль - была летняя Сретено-Михайловская церковь (1655), зимняя церковь и колокольня. Время шло - и в начале XX века озеро исчезло - ушло в карст. Деревня после этого вскорости пришла в упадок и исчезла (это еще произошло до революции).

От старинного храмового ансамбля до нашего времени дошла только Сретено-Михайловская церковь, одиноко стоящая среди поля.
К церкви подходит полевая дорога, около видны следы реставрации, но при этом самих реставраторов мы не видели. В церковь можно попасть - выбита нижняя часть двери. Внутри - следы реставрации и частично разобранное деревянное звездное небо.

Осмотрев Красную Лягу, мы вернулись пешком обратно в с. Печниково. Уехать в Лядины оказалось проще, чем приехать сюда, и уже минут через 15 нас подобрал лесовоз. Вскоре мы вернулись в с. Лядины, где нашли в кафе смотрительницу Лядинского погоста и смогли попасть в Покровскую церковь - посмотреть небеса.

Ближе к вечеру мы вернулись в дом, Галина Федоровна нас накормила вкусным деревенским ужином, а после ужина заехал Максим и свозил нас на р. Лекшма, где мы искупались. После купания мы напоследок прогулялись по селу и отправились спать - на следующий день нас ждало Кенозерье.

Все фотографии можно увидеть здесь:

Примечание:
Предлагаемый отчет Алексея Ерошина почти без купюр переделан нами в более удобную для нашего сайта форму, причем связаться с А.Ерошиным ним не удалось - не нашли адреса для связи. Будем благодарны, если кто-либо, связанный с Алексеем, пришлет нам его E-mail. Оригинал отчета находится в ЖЖ А.Ерошина.