Алексей Ерошин

- ч.4 ЛЕКШМОЗЕРО - МАСЕЛЬГА
- ч.5 ТРАНСКЕНОЗЕРСКАЯ ТРОПА

Часть 4 ЛЕКШМОЗЕРО - МАСЕЛЬГА

На следующий же день 26-го июля мы продолжили поездку по Архангельской области. Теперь наш путь лежал на запад - в старинное село Лёкшмозеро. Оттуда мы планировали совершить двухдневный пеший переход по транскенозерской тропе через таежные леса до Кенозера, где нас должен был встретить катер. Именно об этом я и собираюсь рассказать в этой и следующей части своего отчета.
На берегу огромного озера в 70 км западнее Каргополя по трассе Р-2 расположилось старинное село Лёкшмозеро (дер. Морщихинская), которое является административным центром Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Много троп расходится от Лёкшмозера и ведет к различным заповедным уголкам национального парка, но лишь одна тропа пересекает все Кенозерье с юга на север и пройдя через глухую тайгу, полузаброшенные села и старинные погосты, выводит путников на южный берег Кенозера. Именно туда и лежал наш путь.

Добраться до Лёкшмозера можно на редкоходящем автобусе Каргополь - Лёкшмозеро (Морщихинская) (в июле автобус отправлялся в 6-15 по вторникам и пятницам, и в 17-15 по вторникам, пятницам и воскресеньям).

Раннее утро 26-го июля... Еще только семь часов утра, а мы уже позавтракав, распрощавшись с Галиной Федоровной и покинув её гостеприимный дом, вышли на перекресток, где и ждем автобуса, который должен подойти в ближайшие 10-15 минут. Пока нас только трое - я, uraken и Алексей Елагин. юююvgromov приехал в Каргополь прошедшей ночью и сейчас едет к нам на автобусе.

Минут через 10 мы садимся в подошедший автобус - вскоре нас ждет заповедное Кенозерье.
Ехать до с. Лёкшмозеро от с. Лядины около 35 км, но так как трасса на этом участке не асфальтирована и представляет собой лишь широкий пыльный грейдер, автобус преодолевает это расстояние примерно за час. Так, что лишь в начале девятого мы оказались на остановке посреди села.

Прежде всего нам надлежало решить организационные вопросы - оформить разрешение на пребывание на территории национального парка и оплатить проживание в туристическом кордоне в нежилой деревне Думино. Именно поэтому мы первым делом и отправились в администрацию национального парка.

Здесь следует немного отвлечься и отметить, что сама программа нашего пребывания в парке уже была согласована заранее. Еще в мае я потратил несколько недель переписываясь и перезваниваясь с туристической администрацией парка в Архангельске, чтобы согласовать наше проживание, передвижение, питание и т. д. Еще около месяца ушло потом на то, чтобы по почте обменяться подписанными договорами. На месте оставалось только оплатить заранее забронированное проживание и оплатить сбор за пребывание на территории парка. Вообще-то, как потом стало ясно, общаться с Архангельском было необязательно - можно было бы заранее созвониться с местной администрацией и решить организационные вопросы - не пришлось бы тратить уйму времени на организацию поездки. Согласование из Архангельска необходимо лишь для крупных групп (администрации секторов не берут на себя ответственность бронировать проживание для большой группы).

Получив же все необходимые разрешения, мы отправились в визит-центр парка, где купили подробную километровку Кенозерья (такую карту я долго пытался найти в Москве, но оказалось, что её можно купить лишь на месте) и, оставив на время наши рюкзаки, решили прогуляться по селу и искупаться в Лёкшмозере.

Лёкшмозеро - второе по величине озеро в Кенозерском национальном парке. Оно имеет форму овала длиной в 13 км и шириной в 5 км и не имеет ни одного острова.

В центре глубина озера достигает 30 метров, но у берегов озеро достаточно мелкое. Можно достаточно далеко отойти от берега и поснимать виды на село. Недалеко от берега в центре села располагается каменная церковь Петра и Павла. Храм этот был построен в 1829 году на месте ранее сгоревшей одноименной деревянной церкви. Сейчас церковь реставрируется.

Осмотрев же село и искупавшись в озере, мы забрали наши вещи и направились в Масельгу. Когда-то там была деревня, располагающаяся на берегу одноименного озера, но деревни уже давно нет. Остались лишь два-три домика на берегу озера, в которых живут летом. Поблизости же находится кордон парка да множество туристических стоянок.
От с. Лёкшмозеро до Масельги идти около 7 км по достаточно пыльному, но тем не менее симпатичному грейдеру, извивающемуся по холмам.

В какой-то момент дорога выходит на гряду, разделяющую два разноуровневых озера - озеро Масельгское и озеро Вильно. Когда-то здесь были пашни и с дороги открывались отличные виды на озера, но сейчас вокруг лес, а озера проглядываются лишь в просветах между деревьями. К озерам периодически отходят тропинки - внизу находятся туристические стоянки. Но так как они были уже заняты, спускаться мы не стали.

Именно здесь по этой гряде проходит водораздел между бассейном Балтийского моря и бассейном Белого моря - озеро Масельгское имеет сток в Онежское озеро, а озеро Вильно имеет сток в реку Онега. Об этом напоминает памятный знак, установленный около дороги.

Здесь проходит беломоро-балтийский водораздел.

Через некоторое время лес по сторонам от дороги расступается - дорога выходит на луга перед Масельгой. Впереди уже виднеется кордон парка.
Слева же от дороги за деревянной оградой виднеется несколько деревянных домов, да часовня на холме. Здесь, в рамках одного из проектов развития парка, строится архитектурный парк "Кенозерские бирюльки". Проект предусматривает, что на этом месте будут воссозданы уменьшенные копии историко-архитектурных памятников Кенозерья, ныне утраченных или находящихся в аварийном состоянии. Будут построены макеты старинных изб, хозяйственных построек, культовых сооружений, будут воссозданы старинные интерьеры.

Справа же от дороги нашему взору открывается ряд довольно любопытных композиций, артобъектов, созданных в последние годы в рамках проводимого здесь фестиваля "КенАрт". Кстати такие артобъекты встречаются не только на этом лугу, но еще в нескольких местах в окрестностях Масельги.

Это - композиция "Башня" и "Одуванчики".

На "башню" мы не преминули залезть - с неё открываются красивые виды.
Архитектурный парк "Кенозерские бирюльки", вид с "башни". КПП "Масельга".

К тому времени, как мы пришли в Масельгу, было всего лишь час дня. Идти на ночевку на кордон в Думино было слишком рано, поэтому пообедав, мы оставили рюкзаки на кордоне и отправились изучать окрестности.

В какой-то момент дорога вдоль озера раздваивается - на север начинается транскенозерская тропа, куда мы пойдем вечером - мы же продолжаем идти вдоль озера.

Вскоре справа открывается живописный вид на Синее озеро (фото справа).

Недалеко от Масельгского озера, на вершине Хижгоры, в 1866 году на месте ранее существовавшей старообрядческой часовни была построена деревянная церковь Александра Свирского. Именно сюда мы и направились.
Церковь Александра Свирского (1866). Внутрь попасть нам не удалось - церковь была закрыта.

Раньше на вершине горы леса не было и оттуда открывалась панорама окрестностей, сейчас же можно лишь разглядеть Масельгское озеро между деревьями.
Мы же спустившись с Хижгоры продолжили нашу прогулку - прогулялись до Вендоозера, попутно объевшись черникой и, сделав небольшой кружок по лесу, вернулись обратно в Масельгу. Ниже несколько еще видов с нашей прогулки.
Вид на Масельгу от кладбища - Плакиды - под Хижгорой.

Вернувшись в Масельгу, мы забрали наши вещи, и отправились в Думино, но об этом в следующий раз..

Примечание:
Предлагаемый отчет Алексея Ерошина почти без купюр переделан нами в более удобную для нашего сайта форму, причем связаться с А.Ерошиным ним не удалось - не нашли адреса для связи. Будем благодарны, если кто-либо, связанный с Алексеем, пришлет нам его E-mail. Оригинал отчета находится в ЖЖ А.Ерошина.