Алексей Ерошин

- ч.4 ЛЕКШМОЗЕРО - МАСЕЛЬГА
- ч.5 ТРАНСКЕНОЗЕРСКАЯ ТРОПА

Часть 5 ТРАНСКЕНОЗЕРСКАЯ ТРОПА

Я уже рассказал о том, как мы провели первый день в Каргополе, а последующие дни ездили по старинным селам Каргополья - побывали в Архангело, Ошевенске, Лядинах, Лёкшмозере. В четвертый же день нашей поездки, во вторник 26-го июля, после решения всех необходимых организационных вопросов, связанных с нашим пребыванием в национальном парке, мы отправились пешком в Масельгу и, оставив наши вещи на кордоне парка, провели большую часть дня, гуляя по окрестностям. Завершив же прогулку, мы забрали наши вещи, взяли ключ от туристического кордона в Думино и, уточнив дальнейший путь, отправились туда на ночевку. С этого момента и начался наш переход через парк по транскенозерской тропе - практически единственной тропе, соединяющей Лёкшмозерье и южный берег Кенозера. Именно об этом я и собираюсь сейчас рассказать.

Наш путь лежал на север - сначала по живописной лесной дороге, извивающейся по холмам посреди соснового леса, а потом по утоптанной тропинке. В обычное лето, а тем более в дождливый сезон, по пути могло быть весьма сыро, но аномальная жара уже сделала свое дело - лишь высокая трава, проложенные гати, да огромное количество комаров выдавало те места, где когда-то тек ручей или располагалось небольшое болотце.

И если сначала места были явно туристические (в стороны расходились тропинки, на окрестных стоянках отдыхал народ), то с каждым пройденным шагом мы уходили все дальше и дальше от нахоженных маршрутов.

Периодически по сторонам от дорожки встречались заросли черники, под ногами попадалась земляника, но слишком надолго останавливаться, чтобы вдоволь насладиться ягодами, не получалось - буквально через несколько секунд после остановки вокруг образовывалось целое облако кровососущих, которое быстро сгоняло с насиженного места.
На фото слева направо: дорога через сосновый лес; озеро Белое.

Идти до Думино было не далеко - где-то около 7 км, при этом последняя часть пути пролегала по живописным лугам около Долгого озера. Комаров там было на порядок меньше, так что мы остановились, устроили небольшую фотосессию, но рассиживаться особо не стали - часть неба уже была закрыта дождевыми тучами, и в ближайшее время дождь мог дойти и до нас.
Виды на Долгое озеро и прибрежные луга.

До туристического кордона в Думино оставалось уже совсем недалеко - где-то около полутора километров, так, что уже скоро мы были на месте.

Сам кордон - небольшой деревянный домик на берегу оз. Черное и буквально в нескольких сотнях метров от озера Долгое. В домике есть небольшая кухня и три комнаты с кроватями в сумме на 10 мест, зимой можно топить печку. Неподалеку, на берегу озера, была баня (только не понятно, насколько она работающая), рядом же у мостка стояла рыбацкая лодка. В домике кроме нас никого не было, так, что открыв его, мы побросали наши вещи, и занялись готовкой ужина - перед домом уже было огороженное кострище, поблизости же располагалась поленница. Пока я доставал еду, uraken и vgromov сплавали на лодке к середине озера и набрали там воды (около берега озеро зацвело и вода там была не вполне пригодна для питья).

Дождь же, который нас согнал с берега озера, всего-то около получаса назад, так и не пошел - фронт прошел стороной, на нас же упало всего несколько капель. Так, что уже вскоре еда варилась на костре.

А вот поесть на природе нам так и не удалось - ближе к вечеру налетело огромное количество комаров и мы были вынуждены ретироваться в домик. Так что доедали мы уже на веранде.

Перед сном же я с Алексеем, с риском быть съеденными заживо, прогулялись на озеро Долгое. Там, буквально в нескольких сотнях метров от нас, располагался служебный кордон парка (в котором в эти дни никого не было), рядом же был помост, с которого было удобно залезть в озеро Долгое и искупаться.

Утром после завтрака, памятуя о том, что сегодня до самого Кенозера сотовой связи у нас не будет, я залез на старый стог сена, неподалеку от нашего домика (это была практически единственная точка в округе, где была сотовая связь, и о которой мне рассказали егеря), и связался по телефону с администрацией парка в с. Вершинино - напомнил им о нашем приезде и ранее заказанном катере, уточнил, что нас будет только четверо.
После, собрав вещи и оставив ключ от домика в заранее согласованном месте, мы продолжили наш путь и уже вскоре подошли к заброшенной деревне Думино (на фото - деревня Думино за рощей - М.З.)
Думино - некогда достаточно крупная деревня, располагающаяся на высоком холме в окружении Черного озера, Долгого озера и Лобозера. Когда-то в деревне были школа и библиотека, работала кузница, неподалеку, на протоке между озерами Лобозеро и Коргозеро располагалась мельница. В святой же роще, рядом с Черным озером, была деревянная церковь, позже разобранная в послевоенные годы.
Закат деревни начался в 1965 году - именно тогда была закрыта местная ферма, и местные жители постепенно начали покидать родные места и переселяться в село Лёкшмозеро.
Сейчас деревня практически нежилая - поля заросли, дома стоят полузаброшенные. Только лишь изредка здесь кто-нибудь живет.
Осмотрев деревню и устроив небольшую фотосессию, мы продолжили наш путь. Узкая тропинка извивалась по некогда сырому, подболоченному лесу. Через высохшие болотца были перекинуты гати и мостки. Комаров и слепней было достаточно много, так что останавливаться особого желания не возникало.
Нашей следующей целью была одна из жемчужин Кенозерья - Порженский погост. Сам погост - это старинная деревянная Георгиевская церковь (по другим данным церковь Ильи Пророка), обнесенная старинной бревенчатой оградой с живописными башенками. Сама церковь была построена в XVII веке, но позже несколько раз перестраивалась.
Внутрь погоста мы не попали - вход туда был закрыт в связи с аварийным состоянием памятника, но реставраторов на тот момент еще не было.

Рядом с погостом в тени деревьев мы и остановились. Была еще мысль устроить перекус на стоянке, которая была на берегу озера, но нам не повезло - озеро сильно заросло у берегов, так что пришлось довольствоваться лишь той водой, что мы взяли с собой. Идея купания в озере тоже особого энтузиазма не вызвала - несмотря на 30С жару, лишь один Алексей искупался, найдя более -менее пригодное для купания место.

Но зато мы вдоволь погуляли по окрестностям - поснимали погост, озеро, живописные окрестные луга. Также вдоволь наелись малины - её очень много росло вокруг. Единственное, что забыли сделать - посмотреть, что осталось от тропы в сторону Макарьевско-Хергозерской пустыни и от старого моста. Хотя с другой стороны лесники нам еще в Масельге сказали, что ни моста, ни брода нет, а переправиться можно лишь вплавь или на лодке.
На левом снимке - озеро Мал. Порженское и турстоянка на берегу.

Отдохнув же и нафотографировавшись, мы отправились дальше - на сей раз по лесной дороге, которая огибает Большое Порженское озеро. Вообще-то, в случае организованных туров, лесники переправляют здесь туристов через озеро на лодке, а вот всем остальным остается лишь идти по объездной дороге. Весной и осенью дорога представляет собой лишь колею, утопающую в глине и воде, но была засуха, так что идти было очень приятно, тем более по сторонам росла черника, а под ногами время от времени попадались ягоды земляники. Напрягали лишь комары, которые кусали всякий раз, когда останавливались, чтобы полакомиться ягодами.
Начало дороги от Порженского погоста и одно из Худых озер.

Километров через шесть дорога обходит озеро и продолжается далее на северо-восток. Постепенно места становятся более сухими, а дорога входит в сосновый лес. Кровососущих становится сразу на порядок меньше, так что уже вскоре, на стоянке около Худых озер, мы устраиваем обед и купание.

Вообще-то само озеро не очень пригодно для купания - под ногами ил, спуска к воде нормального нет, а обратно на берег приходится заползать чуть ли не на животе, но в 30С жару и не в такое озеро полезешь купаться. Вода в озере торфяная, но зато не цветет, так что уже вскоре заваривали сублимированный суп.

Перекусив же, мы отправились в дер. Видягина - именно там нас должен был встретить катер, чтобы отвезти в Вершинино. В деревню ведет тропа, которая отходит от основной дороги неподалеку от Худых озер (сама же дорога ведет в дер. Горбачиха). На развилке висит указатель, так что пропустить отворот достаточно сложно.

В дер. Видягина мы пришли заранее, еще до приезда катера, так, что у нас было время там погулять.
Два вида Видягинского озера.

Как и многие деревни по берегам Кенозера деревня Видягина нежилая. Лишь изредка в летнее время в ней кто-нибудь живет. Два домика в деревне приобретены парком - в них планируется обустройство туристических приютов.
В деревне сохранилась деревянная церковь Ильи Пророка 1911 года постройки и часовня Андрея Первозванного, построенная в XIX в.
На фото: часовня Андрея Первозванного (XIX в) и один из домов деревни Видягина.
Церковь Ильи Пророка (1911).

Вскоре же, минут на 20 раньше запланированного времени, подошел и катер. Пришел он не из Вершинино, а из одной из окрестных деревень, куда вначале завозил холодильник.
На борту мы были не одни, там уже была пара отдыхающих, которые решили в этот день покататься по озеру (в этом плане нам очень повезло, так как в итоге нам не пришлось потом одним оплачивать весь путь катера туда и обратно).
Вскоре же мы уже плыли по озеру и наслаждались окрестными видами.

Впереди - Вершинино.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь:

PPS: Наш трек можно посмотреть здесь:

PPPS: При написании отчета использовались материалы с сайта: http://www.kenozerjelive.ru/list.htm

Примечание:
Предлагаемый отчет Алексея Ерошина почти без купюр переделан нами в более удобную для нашего сайта форму, причем связаться с А.Ерошиным ним не удалось - не нашли адреса для связи. Будем благодарны, если кто-либо, связанный с Алексеем, пришлет нам его E-mail. Оригинал отчета находится в ЖЖ А.Ерошина.