Алексей Ерошин
ПОЕЗДКА В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ - 2011
- ч.1 КАРГОПОЛЬ
- ч.2 АРХАНГЕЛО - ОШЕВЕНСКОЕ
- ч.3 ЛЯДИНЫ - КРАСНАЯ ЛЯГА
-ч.4 ЛЕКШМОЗЕРО - МАСЕЛЬГА
- ч.5 ТРАНСКЕНОЗЕРСКАЯ ТРОПА
Часть 1. КАРГОПОЛЬ
В конце июля, в первые девять дней своего отпуска, я вместе с uraken , vgromov и Алексеем Елагиным съездил в очень интересную и познавательную поездку по Архангельской области. За эти дни нам удалось поездить по древнему Каргопольскому краю, совершить увлекательный двухдневный переход через Кенозерский национальный парк из южного сектора парка в северный сектор, а также провести несколько дней в Плесецком секторе Кенозерья, живя в Вершинино, и производя вылазки по окрестным селам и деревням. Но начну я с рассказа о Каргополе - об очень интересном древнем городе, в котором мы провели первый день нашей поездки.
Каргополь - один из древнейших городов Русского Севера. Хотя официальной датой основания города и считается 1146 год, достоверно утверждать, что город был основан именно тогда не представляется возможным. Данных о древнейшей истории города крайне мало, имеющиеся письменные источники и археологические раскопки дают лишь основание полагать, что город возможно был основан новгородцами где-то в IX-XII веках. О происхождении названия города - Каргополь - тоже можно лишь предполагать, но как одна из версий считается, что название это финно-угорского происхождения и происходит от финского слова Karhupuoli, что означает - "Медвежья сторона".
Еще в древнейшие времена по реке Онега, на которой располагается Каргополь, проходил водный путь из Белого моря в Белозерье - корабли могли спускаться по Онеге до оз. Лаче, откуда через систему рек, озер и волоков они попадали в Белое озеро, откуда уже пролегали водные пути ко многим городам Руси. Именно такое удачное расположение города и обусловило его развитие на протяжении многих веков.
Вплоть до конца XIV века достоверных сведений об истории Каргополя нет, первые письменные упоминания относятся к XV веку - именно тогда Каргополь выступает на стороне Новгородской республики, противясь усилению власти Москвы на севере. В 1478 году, когда Новгородская республика была окончательно подчинена, Каргополь вошел в состав Московского государства.
В XVI-XVII веках, благодаря своему расположению на водном пути из Центральной России в Поморье, Каргополь становится одним из крупнейших торговых центров России. Основными товарами, которые в то время шли через Каргополь являлась соль, а также продукция речных и морских промыслов.
Именно в XVI веке в 1562 году в Каргополе возводится первое каменное здание - Христорождественский собор, который и поныне украшает город. Каменное строительство продолжается и в XVII - XVIII веках - именно тогда были построены многие из тех храмов, что мы видим в городе.
В начале XVII века Каргополь подвергается набегам польско-литовских интервентов. Город они так и не взяли, но сам Каргопольский край сильно пострадал от набегов. Тогда же в начале XVII века в Каргополе возводится деревянная крепость - острог, валы которой до сих пор видны в городе. Следует отметить, что сама крепость трижды перестраивалась. Крепость просуществовала до 1765 года, когда она полностью была уничтожена пожаром.
В XVIII - XIX веках Каргополь постепенно утрачивает свое значение важного торгового центра и постепенно становится небольшим уездным городом. В 1765 году сильнейший пожар уничтожает большую часть города, но город отстраивается заново в соответствии с утвержденным генеральным планом, который тем не менее не сильно изменил первоначальную планировку города.
С конца XVIII века Каргополь окончательно утрачивает свое значение, как крупный торговый центр, а уже в 1784 году он становится небольшим уездным городом в составе Олонецкого наместничества (позже Олонецкой губернии).
Но хватит об истории, пора рассказать и про нашу поездку.
Утром 23 июля я, uraken и Алексей вышли из вагона северодвинского поезда на ст. Няндома (vgromov к нам присоединился только в Кенозерье, в первые дни поездки мы были только втроем). Через сам Каргополь железная дорога не проходит и чтобы в него попасть, необходимо было проехать еще около 80 км на автобусе.
Нам повезло, так как автобус отходил в 10-30, через 15 минут после прибытия поезда, так, что уже скоро мы ехали по дороге в Каргополь. Дорога до города целиком асфальтированная и за исключением нескольких разбитых участков находится в относительно хорошем состоянии, так что автобус доезжает до города где-то за 1,5 - 2 часа.
Рядом с автостанцией располагается Троицкая церковь. Сама церковь была изначально построена в самом конце XVIII века и в те времена она была пятиглавой. После пожара 1878 года города церковь была перестроена, пятиглавие было заменено на огромный купол.
Река Онега. Поблизости находится городской пляж, весьма многолюдный, благодаря 30С жаре, которая была в эти дни. Мы на пляж еще вернулись, но ближе к вечеру, когда народ в основном весь разошелся.
Вскоре мы дошли и до Старой Торговой площади (Старый Торг) . В древности здесь была торговая площадь, сейчас же здесь располагается храмовый ансамбль из трех старинных церквей.
Церковь Вознесения Господня (1751). Сейчас храм находится в полуразрушенном состоянии и используется в хозяйственных целях. Рядом находится еще Святодуховская церковь, но она настолько перестроена, что я её даже фотографировать не стал.
Постепенно наша прогулка подошла к концу, так, что мы вернулись ужинать в гостиницу. Поужинав, мы еще погуляли по вечернему городу и сходили на пляж. На следующий день у нас была запланирована загородная программа, но об этом в следующем отчете..
Все фотографии этого отчета можно увидеть по адресу:
https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20110723#
При написании отчета использовались материалы сайтов:
http://www.towns.ru/towns/kargopol.html
http://www.kargopol.ru/ru/about_sity/architect
Примечание:
Предлагаемый отчет Алексея Ерошина почти без купюр переделан нами в более удобную для нашего сайта форму, причем связаться с А.Ерошиным нам не удалось - не нашли адреса для связи. Будем благодарны, если кто-либо, связанный с Алексеем, пришлет нам его E-mail. Оригинал отчета находится в ЖЖ А.Ерошина.