Алексей Ерошин

ПОЕЗДКА В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ - 2011

- ч.1 КАРГОПОЛЬ
- ч.2 АРХАНГЕЛО - ОШЕВЕНСКОЕ
- ч.3 ЛЯДИНЫ - КРАСНАЯ ЛЯГА
-ч.4 ЛЕКШМОЗЕРО - МАСЕЛЬГА
- ч.5 ТРАНСКЕНОЗЕРСКАЯ ТРОПА

Часть 1. КАРГОПОЛЬ

В конце июля, в первые девять дней своего отпуска, я вместе с uraken , vgromov и Алексеем Елагиным съездил в очень интересную и познавательную поездку по Архангельской области. За эти дни нам удалось поездить по древнему Каргопольскому краю, совершить увлекательный двухдневный переход через Кенозерский национальный парк из южного сектора парка в северный сектор, а также провести несколько дней в Плесецком секторе Кенозерья, живя в Вершинино, и производя вылазки по окрестным селам и деревням. Но начну я с рассказа о Каргополе - об очень интересном древнем городе, в котором мы провели первый день нашей поездки. 

Каргополь - один из древнейших городов Русского Севера. Хотя официальной датой основания города и считается 1146 год, достоверно утверждать, что город был основан именно тогда не представляется возможным. Данных о древнейшей истории города крайне мало, имеющиеся письменные источники и археологические раскопки дают лишь основание полагать, что город возможно был основан новгородцами где-то в IX-XII веках. О происхождении названия города - Каргополь - тоже можно лишь предполагать, но как одна из версий считается, что название это финно-угорского происхождения и происходит от финского слова Karhupuoli, что означает - "Медвежья сторона".

Еще в древнейшие времена по реке Онега, на которой располагается Каргополь, проходил водный путь из Белого моря в Белозерье - корабли могли спускаться по Онеге до оз. Лаче, откуда через систему рек, озер и волоков они попадали в Белое озеро, откуда уже пролегали водные пути ко многим городам Руси. Именно такое удачное расположение города и обусловило его развитие на протяжении многих веков.

Вплоть до конца XIV века достоверных сведений об истории Каргополя нет, первые письменные упоминания относятся к XV веку - именно тогда Каргополь выступает на стороне Новгородской республики, противясь усилению власти Москвы на севере. В 1478 году, когда Новгородская республика была окончательно подчинена, Каргополь вошел в состав Московского государства.

В XVI-XVII веках, благодаря своему расположению на водном пути из Центральной России в Поморье, Каргополь становится одним из крупнейших торговых центров России. Основными товарами, которые в то время шли через Каргополь являлась соль, а также продукция речных и морских промыслов. 

Именно в XVI веке в 1562 году в Каргополе возводится первое каменное здание - Христорождественский собор, который и поныне украшает город. Каменное строительство продолжается и в XVII - XVIII веках - именно тогда были построены многие из тех храмов, что мы видим в городе.

В начале XVII века Каргополь подвергается набегам польско-литовских интервентов. Город они так и не взяли, но сам Каргопольский край сильно пострадал от набегов. Тогда же в начале XVII века в Каргополе возводится деревянная крепость - острог, валы которой до сих пор видны в городе. Следует отметить, что сама крепость трижды перестраивалась. Крепость просуществовала до 1765 года, когда она полностью была уничтожена пожаром.

В XVIII - XIX веках Каргополь постепенно утрачивает свое значение важного торгового центра и постепенно становится небольшим уездным городом. В 1765 году сильнейший пожар уничтожает большую часть города, но город отстраивается заново в соответствии с утвержденным генеральным планом, который тем не менее не сильно изменил первоначальную планировку города. 

С конца XVIII века Каргополь окончательно утрачивает свое значение, как крупный торговый центр, а уже в 1784 году он становится небольшим уездным городом в составе Олонецкого наместничества (позже Олонецкой губернии).

Но хватит об истории, пора рассказать и про нашу поездку.

Утром 23 июля я, uraken и Алексей вышли из вагона северодвинского поезда на ст. Няндома (vgromov к нам присоединился только в Кенозерье, в первые дни поездки мы были только втроем). Через сам Каргополь железная дорога не проходит и чтобы в него попасть, необходимо было проехать еще около 80 км на автобусе.
Нам повезло, так как автобус отходил в 10-30, через 15 минут после прибытия поезда, так, что уже скоро мы ехали по дороге в Каргополь. Дорога до города целиком асфальтированная и за исключением нескольких разбитых участков находится в относительно хорошем состоянии, так что автобус доезжает до города где-то за 1,5 - 2 часа.
Приехав на автостанцию и изучив расписание автобусов на ближайшие дни, мы отправились в расположенную поблизости гостиницу "Каргополочка", где я предварительно забронировал нам номера.

Заселившись в гостиницу и оставив лишние вещи, мы приступили к осмотру города. Осмотр решили начать с северной части города и уже оттуда двигаться в сторону центра.

Рядом с автостанцией располагается Троицкая церковь. Сама церковь была изначально построена в самом конце XVIII века и в те времена она была пятиглавой. После пожара 1878 года города церковь была перестроена, пятиглавие было заменено на огромный купол.
На правом снимке - церковь Воскресения Христова (XVII в). Сейчас церковь на реставрации и вся в лесах, поэтому разглядеть её детально крайне проблематично.

Эти дома по дороге к центру города.
А это река Онега и старый причал на ней.
Когда-то с него отправлялись пассажирские катера к различным деревням по берегам озера Лаче. Сейчас пассажирского сообщения нет, лишь экскурсионный кораблик вечерами в выходные дни катает желающих по озеру.
С причала за деревьями уже виден храмовый ансамбль Соборной площади (Новый Торг). 

В 1552-1562 годах на этом месте строится самый древний собор в Каргополе - Христорождественский собор.
Изначально собор имел строгую кубическую форму, но позже в XVII веке к собору был пристроен северный и южный придел, к западной же стене собора пристраивается галерея и крытое кольцо. Время идет и в 1765 году в Каргополе случается катастрофический пожар, который уничтожил практически весь город. Но собор выстоял - хотя и был сильно поврежден - у него пострадали купола, в стенах возникли трещины, практически полностью были уничтожены росписи. 
Также до пожара в 1751 году по соседству с собором, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, строится церковь Иоанна Предтечи.
После пожара это место было отведено под торговую площадь (Новый Торг). 
В 1772 году на месте сгоревшей деревянной колокольни строится двухъярусная каменная колокольня. Колокольня эта очень необычна - в её нижней части устроены проездные ворота, и ориентированы они не по сторонам света (как принято), а по направлению главной улицы. Объясняется это тем, что в Каргополе ожидали приезд Екатерины II и нижний ярус колокольни должен был сыграть роль триумфальных ворот. 
В 1808 году был построен последний храм в Новом Торге - одноглавая Введенская церковь.

Сейчас только церковь Иоанна Предтечи является действующим храмом. Христорождественский собор, Введенская церковь и Соборная колокольня относятся к Каргопольскому музею. 
В Христорождественском соборе сейчас представлены две экспозиции - на первом этаже представлены небеса из деревянных часовен Каргопольского района - очень интересная экспозиция, где мы надолго задержались. Больше всего мне там запомнились небеса из Никольской часовни с. Ловзанга - на этих небесах были изображены картины на различные библейские сюжеты. На втором же этаже собора можно увидеть старинный деревянный иконостас 1770 года и несколько древних икон. 
На Соборную колокольню сейчас можно подняться и с неё открываются виды на окрестности. Хотя несколько лет назад на неё не то, что подняться было нельзя, к ней даже подойти было опасно. В 2001 году в колокольню ударила молния и она горела три дня, так как в Каргополе не было техники, чтобы её потушить. Колокольня после этого пару лет находилась в аварийном состоянии, пока в 2003 года не началась её реставрация.
Панорама Нового Торга. Христорождественский собор в кадр не попал, но остальные все храмы видны.

Cлева- Церковь Иоанна Предтечи (1751), справа - Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (1808).
Христорождественский собор (1562) и соборная колокольня (1772). Сейчас собор реставрируется, но экспозиции открыты. Кстати из собора есть подземный ход - мне про него рассказала смотрительница в музее. Его как раз нашли при реставрации, но пока не раскапывали, так, что куда он ведет, можно лишь пока догадываться. 
На колокольню сейчас можно подняться, чем мы не преминули воспользоваться.
Виды с колокольни.

Осмотрев Новый Торг, мы продолжили осмотр города.
Слева - деревянная детская площадка недалеко от Нового Торга.
Справа - памятник А.А.Баранову - основателю русских поселений на Аляске, первому правителю Русской Америки.

Река Онега. Поблизости находится городской пляж, весьма многолюдный, благодаря 30С жаре, которая была в эти дни. Мы на пляж еще вернулись, но ближе к вечеру, когда народ в основном весь разошелся.

Вскоре мы дошли и до Старой Торговой площади (Старый Торг) . В древности здесь была торговая площадь, сейчас же здесь располагается храмовый ансамбль из трех старинных церквей. 
Самая древняя церковь - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1680 году. Позже церковь достраивали - в 1844 году к ней была пристроена колокольня. Сейчас она является действующим храмом.
Неподалеку от неё располагается Благовещенская церковь 1692 года. Это массивная кубическая пятиглавая церковь, построенная в духе московской архитектуры XV в. Церковь очень богато украшена каменной резьбой, особенно богата отделка окон и наличников. Из 30 окон ни одно окно не повторяет другое. Церковь сейчас закрыта, но, как мне сказали в музее, иногда в большие праздники её открывают.
Третья церковь в ансамбле, это одноглавая церковь Николая Чудотворца 1741 года постройки (на нижних снимках - слева).

Осмотрев Старый Торг, мы продолжили прогулку по городу.
Старинный деревянный дом. Деревянные тротуары.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1816). Сейчас в этой церкви находится одна из экспозиций Каргопольского музея, но туда мы уже не успели.

Церковь Вознесения Господня (1751). Сейчас храм находится в полуразрушенном состоянии и используется в хозяйственных целях. Рядом находится еще Святодуховская церковь, но она настолько перестроена, что я её даже фотографировать не стал.

Постепенно наша прогулка подошла к концу, так, что мы вернулись ужинать в гостиницу. Поужинав, мы еще погуляли по вечернему городу и сходили на пляж. На следующий день у нас была запланирована загородная программа, но об этом в следующем отчете..

Все фотографии этого отчета можно увидеть по адресу:
https://picasaweb.google.com/103787828238522448161/20110723#

При написании отчета использовались материалы сайтов: 
http://www.towns.ru/towns/kargopol.html
http://www.kargopol.ru/ru/about_sity/architect 

Примечание:
Предлагаемый отчет Алексея Ерошина почти без купюр переделан нами в более удобную для нашего сайта форму, причем связаться с А.Ерошиным нам не удалось - не нашли адреса для связи. Будем благодарны, если кто-либо, связанный с Алексеем, пришлет нам его E-mail. Оригинал отчета находится в ЖЖ А.Ерошина.