ТАМ,
ГДЕ ЖИВУТ СНЕГИРИ,
или очерк о поездке по маршруту:
Каргополь (Саунино, Ошевенское, Лядины) – Кенозеро
– Филипповская;
Кириллов – Ферапонтово – Вологда.
(в пяти частях)
Сроки поездки: 11 – 28 июня 2007
г.
Состав группы: дьякон Сергий Чураков, Марина Чуракова, Светлана,
Константин Корнеев, Андрей Дементьев
Часть 5 Мыза - Усть-Поча - Поча -
Филипповский погост - Плесецк - Кириллов, Ферапонтово, Вологда
Сроки поездки: 11 – 28 июня 2007
г.
Состав группы: дьякон Сергий Чураков, Марина Чуракова, Светлана,
Константин Корнеев, Андрей Дементьев
МЫЗА
Наконец, по рекомендации дядьки Вани подъезжаем к Мызе посмотреть часовню,
пристаём к лавине. Лавина – это наплавной мостик, или пристанька, для лодок
у берега. Один конец этого мостика лежит на земле, а другой закреплён за
воткнутые в дно палки.
На берегу стоит уж кто-то, смотрит,
здоро-вается с дядькой Ваней и с нами. Оказывается, как раз в этом доме лет
живёт смотрительница часовни, Нина Фёдоровна Переялкина.
Мыза — это
что-то вроде полуострова, у которого перешеек иногда заливает водой. Там
деревня. Новую часовню св. прав. Александра Невского построили совсем
недавно.
К слову сказать, потом нам говорили, что среди местных жителей
почти каждый второй может сам дом построить. Причём не абы как, а так, как
деды и отцы учили, как надо.
Поднимаемся в горку к часовне.
Дядька Ваня рассказывает:
- Вот там «святая роща». Эту часовню недавно
построили, а старую давно уж разорили, разобрали. Да когда часовню
разрушили, то деревня тогда же сгорела. А в Рыжково вот недавно под деревья
в святой роще мешки с удобрениями сложили, так корни и сгорели.
– А что,
новые нельзя посадить, что ли?
– Так не приживаются. Раньше-то как? Их с
молитвой сажали, они и росли, а теперь не приживаются.
— А как, много
народу в часовню молиться ходит? — спрашиваем.
— Да кто как. Молятся —
кто где, у кого душа к чему лежит. Кто-то в святую рощу ходит, а кто-то в
храм.
Вот как, интересно. Кап на берёзе, лешие, святые рощи…
Пережитки язычества сохранились.
По пути нас догнала смотрительница Нина
Фёдоровна, открыла часовню. Дальше интересно. Зашли внутрь. Дядька Ваня
зашёл и первым делом показал, как его мать молиться научила. Говорит: щас
покажу вам, как я молиться умею. Раз, этак по-медвежьи размашисто
перекрестился и проговорил коротенькую молитовку св. мученикам Кирику и
Улите (жаль, не запомнил дословно; кстати, обратите внимание, что часовня
посвящена Александру Невскому, а совсем не Кирику и Улите! На Кенозере их
особо почитают). Это, говорит, меня так мать научила в детстве: когда идёшь
куда, всегда эту молитву надо читать. Когда все подошли, спели мы величание
прп. Александру. Дядьке Ване очень понравилось, и Нине Фёдоровне тоже, даже
попросила ещё что-нибудь спеть. А дядька Ваня даже потом под этим предлогом
не хотел с нас никаких денег за перевоз брать.
Часовня по размерам
небольшая, а уж чтобы влезть на колоколенку, надо иметь не самую плотную
комплекцию.
Разговорились со смотрительницей. Они с мужем уж семь лет как
сюда из Архангельска переехали. Священника здесь очень редко видят (да что и
говорить, если на весь (sic!) Каргопольский район сейчас всего пять
священников, из которых один к тому же за штатом). А когда 2-3 года назад
сюда приезжали крестить, то у людей, конечно, большое воодушевление было. Со
временем, конечно, не у всех оно остаётся (это и понятно, вера-то дело не
внешнее). Ну, «Акафисты читаю, когда просят», говорит Нина Фёдоровна. А ещё
она местным народным ансамблем руководит, поют они народные песни.
Распрощались, отплыли от Мызы и ещё через метров 200 - 300 подплыли к
Усть-Поче, где простились и с дядькой Ваней .
УСТЬ-ПОЧА
Усть-Поча — это довольно таки большая деревня, с ежедневно открытым
магазином.
Часовня там тоже есть, но вид у неё не очень-таки интересный.
Да и вообще, колорита того нет, что у северных деревень. Тут уже не
избы, а дома стоят.
Есть в Усть-Поче интересный памятник погибшим на
Великой Отечественной войне: не монумент, а крест. Пример возрождения
древней северной традиции ставить поклонные кресты .
Пройдя через
Усть-Почу, мы в конце посёлка увидали жёлтый школьный автобус. Договорились
с водителем, и он нас за символическую плату добросил до Почи. Не доезжая до
её окраины, мы вышли, прошли вдоль речки Почи, свернули в лес и спокойно
заночевали.
Надо сказать, что архангельский лес и рядом не стоит с
московским. Там деревья очень сухие. Любую деревяшку возьми – с одной спички
можно зажечь, а где-нибудь под Вологдой или под Москвой она только дымить
будет. Когда ехали, мы с собой брали сухое горючее. И зря. В любой дождь
можно спокойно спичками обойтись.
Суббота, 23 июня
ПОЧАС утра,
позавтракав, мы вышли опять на дорогу, к окраине Почи. Вообще, в Поче, как,
впрочем, и в большинстве остальных случаев, народ в основном занимается
заготовкой леса. Около Почи, на речке с одноимённым названием, есть даже
пристань для загрузки брёвен на водный транспорт.
Ребята остались с
рюкзаками, а я пошёл в посёлок в магазин за продуктами. Интересного особо
ничего не увидел. Посреди посёлка «площадь» в обрамлении нескольких
двухэтажных (sic!) домов. Деревянных, конечно. И 4-5 магазинов есть, где я
«затарился». Вышли по грунтовке в направлении Филипповской, прошли
километров 5 до развилки, откуда нас и подбросил попутный ЗИЛ с геологами.
ФИЛИППОВСКИЙ ПОГОСТМесто красивейшее. Погост стоит меж двух длинных
озёр, как бы на какой горе или гребне. Ансамбль действительно уникальный.
Сейчас там ведётся реставрация плотничьей артелью из Архангельска.
Колокольню фактически всю заново перебрали, заменили все брёвна. Храмы тоже
в стороне не остались. В общем, серьёзно дело поставлено. Помимо храмового
ансамбля, рядом с лесом расположен ещё собственно погост — кладбище. Главная
его особенность — это одна из нескольких сохранившихся в России уникальных
оград. Кладбище действующее. Недавно Парком там была построена часовня, но,
к сожалению, мы застали только головешки…
Недалеко от погоста
приютилась при дороге часовенка Кирика и Улиты. Живой свидетель прошлого.
|
|
А вот ещё одна фотография. Лицо какого-то мужичка с надгробного креста.
В Москве-то такое вряд ли где увидишь… Рядом с Филипповским, как уже
сказано, расположены озёра. Причём рядом проходит дорога, что делает это
место легкодоступным для туристов-автомобилистов, приезжающих посидеть на
бережку. А место очень хорошее: почва песчаная, за погостом начинается
сосновый бор, земля покрыта оленьим мхом (ягелем)… А ещё на берегу целые
заросли реликтового можжевельника. Он там растёт прям как ёлки. Даже ручка у
туалета сделана из изогнутого можжевелового ствола.
Мы насчитали 4
оборудованные парковые стоянки. Кроме того, там находится парковый кордон с
жилыми домиками и баней. Цены – совсем не провинциальные, в чём можно
убедиться и на официальном сайте КНП.
Вечером, пока ребята отдыхали на
стоянке, я пошёл один прогуляться по Филипповскому. …
Дорога как бы рассекает
мир надвое. По сторонам озёра, сверху – небо, куполом раскинувшееся от края
до края, ограниченное только виднеющимися вдали поросшими лесом холмами.
Раскрытый мир. И небо как будто совсем близко к земле. Конечно: удивительная
красота, безграничные просторы — избитые фразы. Но кажется, что вот эта
дорога, каждое дерево, стоящее на обочине – такое родное, близкое.
Действительно родное, твоё. Этого не чувствуешь в суете города. Всё это как
бы не вовне, а внутри тебя, через тебя…
Стемнело, и, пожалуй, впервые за
неделю мы увидели закат. Легли спать. Но продолжалось это недолго.
4:40
утра. Слышим какой-то шум, разговоры. Вылезли посмотреть, что такое — а это
ребята с девчонками из Почи на мотоциклах приехали. Человек 7-8. На улице
градусов 8, а они в рубашках да майках. «А, говорят, это вас в Усть-Поче
видели?»
Расспросили, откуда идём, куда. Сами, говорят, приехали
выпускной отмечать. А такое впечатление, что на туристов посмотреть. Но у
нас спросонья особо общаться настроения не было. Ребята попросили котелок
для воды; мы им дали, и на этом они на время успокоились, а мы обратно в
палатку залезли. Ну ладно, воду они вскипятили. А чай где взять? Опять к нам
идут. «Эй, а вы что, спите? А мы спать не будем, щас песни петь будем». Мол,
вылезайте, хватит спать, давайте пообщаемся. Намёк. Ну, дали мы им чайку.
«Ветхий человек» сработал: не охота вылезать, разговаривать. Э, спать
хочется. Мы уж и не подозреваем даже этого простого желания – поговорить – в
незнакомом человеке…
Ребята посидели, да уехали. А потом как-то стыд
даже какой-то почувствовал за то, как поступил…
Понедельник, 25 июня
Рано утром, пройдя километров 6-7 от Филипповской до дороги Поча-Плесецк, мы
попытались сесть на маршрутку до Плесецка. Но сделать это получилось только
у 3-х человек. А двоим, о.Сергию с Мариной, пришлось добираться на
попутках. Да только это вышло и дешевле, и удобней: мало того, что в
маршрутке ехать за недостатком места пришлось сидя на рюкзаке, так ещё с нас
и за багаж взяли! А так, до Конёва двоих довезли за 100 руб. с носа, а от
Конёва до Плесецка на такси — опять же по 100 руб. А в маршрутке с нас
больше 300 взяли.
Очень большое впечатление оставила, конечно, дорога
между Конёво и Плесецком. Представьте себе такую ситуацию. Неделю идёт
дождь. Дорога грунтовая (асфальтовых не бывает). Непрерывно по этой дороге
ездят перегруженные КамАЗы. Что получится? Ага, правильно, по 2-3 колдобины
на квадратный метр. И такой дороги — 150 км, сидя на рюкзаке на полу
"соболя". Классные впечатления!!! Можно сразу в космонавты идти.
От Почи
до Конёво таким образом ехать 50 км, от Конёво до Плесецка—ещё 100. Кстати,
такое наблюдение: на дорожных указателях не пишут километраж. «Плесецк» — и
всё. А чё человека расстраивать? «Правильно идёшь. Через двое суток, может,
доберёшься».
Вообще, говорят, что на Севере дорог нет. Есть направление
движения.
ПЛЕСЕЦКГород, отмеченный печатью советской современности.
Ничего особенного не увидели. Одно слово: населённый пункт на крупной
железнодорожной станции.
Хотя город, конечно, и не маленький:
космодром-то близко...
А на вокзале, между прочим, воры орудуют. Так что
не зевайте!
Наконец, сели в поезд, идущий на юг, с намерением выйти в
Вологде. Часа через 4 в первый раз за долгое время увидели луну. На
Каргополье ведь белые ночи.
А знаете, мне они понравились. Это какое-то
торжество света. Ночи нет. Время непрерывно, оно как бы не навязывает
человеку свой ритм. Оно напоминает. Тихо напоминает наступившими сумерками…
Вагон поезда. Всё становилось как всегда. Транспорт, город, сложившийся
образ жизни. Но что мы вынесли с собой?
Есть, конечно, впечатления.
Но есть ещё что-то. Чувствуешь какую-то ответственность. Эта красота
устройства человеческого жилища. Человеческие отношения. Страшно как-то:
ведь это всё исчезнет, как исчезли огромные деревни. Сколько-то нам
осталось? И вспоминаются люди, с которыми мы общались. Вот ЧТО у них есть
такого, чего редко увидишь? Как это назвать?.. Простота. Нелукавство.
До-верие. А это отсутствие лицемерия, которым мы все, горожане, пропитаны.
Мы всё время пытаемся из себя что-то показать. Кем-то себя показать. Чтобы
понравиться, чтобы было удобнее. Ведь сказать маленькую ложь, показать себя
таким или таким, — что в этом такого? Image. А тем самым человек теряет
индивидуальность и врёт в конце концов самому себе. Он не верит себе, не
верит другим, и уже не имеет смелости по-верить и в чём-то до-вериться
другому, ведь «он тоже врёт».
И ещё из выводов. Важная вещь — это
ориентирование на местности, а отсюда — реальное представление о
пространстве. Живя в одном месте, где всё давно известно, этого не получишь.
По поводу пройденного маршрута вот что можно сказать. Думаю, что он был нами
в целом выбран правильно: не от Плесецка ехать в Каргополь, а из Каргополя в
Плесецк. В плане посещённых мест Каргопольский сектор Парка и окрестности
Каргополя показались более интересными, чем окрестности Вершинино. Впрочем,
может быть, сыграла свою роль дожд-ливая погода?
А есть ещё такой вариант
маршрута. Ребята из турклуба Няндомы шли так:
Морщихинская—Маселга—Думино—Порженское (здесь надо переправ-ляться через
речку)—Макарий—Морщихинская. Чисто для Каргопольского сектора, думаю, это
наилучший вариант.
Карты
У нас была схема Кенозера и двухкилометровка
ГШ. А на Каргопольский сектор парка — рисованная километровка. Между прочим,
руководитель тургруппы из Няндомы, которого мы встретили в Думино, сказал,
что эта карта – самая точная. И я с ним, в принципе, согласен. Хотя у меня
была ещё двухкилометровка Генштаба, но фактически я по ней смотрел только
район выше Усть-Почи, которого нет на схеме Кенозера, да составлял себе
общее представление о районе (
карта А.Дементьева)
Вологда, Кириллов, Ферапонтово
На
обратном пути мы вышли в Вологде. Но об этом умолчу, там уж места
традиционно туристские. Скажу только, что после Кенозерья даже Кириллов и
Ферапонтово показались местами суетными и какими-то… не настоящими, что ли.
И люди, сразу видно, уже какие-то другие. По-другому живут. Асфальтированные
дороги, машины, сотовые телефоны… Туфта.
Конец части 5
Часть 1
Часть 2
Часть 3 Часть 4