Андрей ДЕМЕНТЬЕВ,
фотографии С. и М.Чураковых
ТАМ,
ГДЕ ЖИВУТ СНЕГИРИ,
или очерк о поездке по маршруту:
Каргополь (Саунино, Ошевенское, Лядины) – Кенозеро
– Филипповская;
Кириллов – Ферапонтово – Вологда.
(в пяти частях)
ВЕРШИНИНО
Вершинино
– большая деревня, куст состоит из 3-х деревень.
Там есть 3-4 магазина,
которые работают допоздна.
Почта, с которой можно позвонить до 17.30.
Асфальт по центру. Машины.
Кстати, после кенозёрской глуши видеть
машину было даже как-то странно. Надо же, машина! Уж отвыкнуть успели.
Начали выяснять насчёт стоянки. В Административном центре Парка нам сказали,
что стоянка за 2 км от населённого пункта. «Вроде, там сейчас никого не
должно быть». А просто так, где хочешь, вставать нельзя – оштрафуют. А ещё
нам предложили потом утром прийти и за стоянку заплатить. Баня у них 500 р.
стоит.
Но потом всё у нас устроилось как нельзя лучше. В Вершинино
помимо Адм. центра есть ещё один дом Парка - Дом Евсеева. Это на Погосте,
можно у местных спросить. Напротив этого дома живёт Галина Анатольевна, она,
вроде, и заведует им. Дом стоит на самом берегу. Там есть кострище и нам там
разрешили палатку поставить. Так что как нельзя лучше устроились. А потом
ещё и с дирекцией парка познакомились – оказывается, они после нас на
Порженском были. Ну, надо сказать, что контактом этим мы вполне довольны
остались, дирекции спасибо.
Попытались выяснить, можно ли взять лодку
напрокат. В общем, как нам сказали, за 1000 руб. до 3 чел. могут повозить по
интересующим деревням с заходом в них. В частности, Сергей Тарасов из дер.
Погост этим занимается. Он может и до Горбачихи довезти. А ещё можно на
лодке Парка туда добраться. У парка есть катер. Кажется, он 500 р. в час
стоит.
ЗАХАРОВО
Один дом жилой,
живет там женщина. Решили мы уточнить дорогу до Минино. Подобные расспросы
вызвали у неё неподдельное удивление, т.к. погода была, мягко сказать, не
самой лучшей. «А что, другого времени не могли найти?!» - «Так в другое
время нас самих здесь не будет»,- аргументировали мы свое присутствие.
В
общем, так. Главное найти тропу. От Захарово (за канавой) надо двигаться
вдоль опушки леса на юг — юго-запад метров 300 по этакому полю. Потом от
следующего поля это предыдущее отделяет рощица из 4-5 деревьев. На этом
следующем поле нужно свернуть направо (на запад), и там есть бревенчатый
мостик и проход на другое поле, заросшее сосенками. Ну, а там уж и дорогу
найти несложно. В паре мест нужно переходить болотца, так что желательно
быть в сапогах.
…Наконец показалось очередное болотце, а за ним –
какая-то деревянная постройка и столб ЛЭП. Ещё 7-10 минут, и мы вышли к
речке Шуйке (по ней и залив называется Шуйлахта) и мосту через неё. Мост
этот на ряжевых опорах, частично разрушен, но вполне проходим.
Сразу за
ним на пригорочке – деревня. Ершова На карте не обозначена, а находится в
самом конце лахты, как сразу за полуразрушенным мостом на ряжевых опорах
через речку Шуйку. Там есть дома 2-3 жилых. Если идти не в Минину, а дальше
по берегу, то будет деревня Печихина.
МИНИНА
Мы прошли. При входе –
печь, запечек: как бы место кухни. Дальше – 2 комнаты. Очень чисто, уютно.
На полах половики. Кошка есть; толстая, окотиться собралась. Сели на
скамейку да на диван, а хозяйка всё с самоваром возится, периодически
заглядывая в комнату и рассказывая. Наконец, сели чай пить. Да уж, чай из
самовара – это тебе не из пакетиков, можно и 5 кружек зараз выпить!
Разговор был, конечно же, очень интересным. Собственно, Екатерина Ивановна
рассказывала про то, как раньше жили здесь – и до неё, и при ней. Перед нами
был человек, который не потерял связь поколений, и через свой рассказ
понемногу давал почувствовать эту связь и нам. Не знаю, можно ли передать
это на бумаге? …Вообще, к описанию встречи в Федосово приступаю с каким-то
даже волнением.
Эта встреча сделала весь тот день – 22 июня – пожалуй,
самым значитель-ным за всё наше путешествие. Не будь этой встречи, мы не
получили бы той цельности впечатлений, обладателями которой стали благодаря
встрече с Екатериной Ивановной.
После беседы с ней поход наш получил как
бы какое-то внутреннее завершение. Екатерина Ивановна произвела (опишу свой
взгляд) какое-то глубочайшее впечатление всем своим удивительным внутренним
миром.Простота. Цельность. Прямота. Приветливость. Да гостеприимство, в
конце концов. Чистосердечность. Интеллигентность в хорошем смысле слова.
Именно, что простота как цельность – значит нет лукавства, гордости. Чистый
взгляд на мир, не искажённый гордыней и завистью. Спокойствие, вытекающее из
внутренней умиротворённости. Интересны её слова: «Живу я в ладу с собой. Вы
знаете, мне иногда кажется, что я счастлива». И это не просто слова были.
Она искренно сказала.
И когда про религиозность спросили её, она говорит:
«Ну, молюсь каждый день, вот иконы у меня есть. Что тут. Да вот дочь-то у
меня одна, так более к этому делу прилежит». А когда уходили, так напоследок
и говорит: «Да, если бы все по заповедям жили, так жизнь-то хороша бы была».
Это просто русская женщина.
Вспоминается тут рассказ Солженицына
«Матрёнин двор»; есть здесь что-то похожее, только Екатерина Ивановна не
отделена внутренне от мира, она просто живёт в нём, т.е. общаясь с людьми,
не теряя взаимопонимания, и в то же время не теряя и какого-то совершенно
правильного взгляда на мир. В этом есть пример отношения к жизни – просто
смотреть на мир.
Просто – значит цельно, без лукавства, которое у нас всё
прожигает изнутри, без гордости, которая ослепляет и не даёт видеть и мир, и
людей, и себя самого.
Видя такой пример, возникает вопрос: как так
честно жить? Ведь этого нельзя получить просто так, не стремясь к этому.
Вот, Екатерина Ивановна, учительница, говорит: «Да разве я могу позволить
себе когда-нибудь выругаться?» Почему? Да не потому, что тогда будут пальцем
показывать, а потому, что лежит ответственность за этих людей, которые
получат в противном случае соблазн.
Это ответственность перед… Кем? Вот
и пример, как человек стал Человеком. Как хотелось бы тоже стать им. Вот он,
пример, которому можно подражать. …Как же мы осуетились, погрязли в
чувственности, что не видим этой внутренней красоты? Красоты души человека?
Вот где совершенство-то!
Москва кажется сборищем безумцев, зажравшихся и
потерявших всякое чувство. Пустыня человеческая. Да, как ни странно, мы
ехали на малолюдный Север, чтобы поговорить с людьми, не замутившими ещё в
себе человеческий облик. И понимать это начинаешь уже как-то потом. Вроде,
разговор-то был простой, естественный. А вот стояло что-то за словами.
Громадный архетип какой-то. Образ, т.е. модель, устройства жизни, путь стать
человеком. Русским человеком. Самим собой. Господи, не дай ещё в нас
погаснуть этому!
Ведь не стоит село без праведника. Да и народ без него
не стоит. Не устоит. Может быть, я что съидеализировал, где-то перегнул
палку. Но ведь бывает, что мы видим в одном человеке плохое, а в другом –
хорошее. А на самом деле, что есть в нём, знает Один Бог. Но и Он по Своей
мере даёт человеку видеть другого так или иначе. И иногда отметая плохое и
оставляя хорошее, дабы увидели мы, что? в человеке есть человеческого,
которое делает его образом Первообраза – образом Божиим.
Но попробую
записать внешнюю канву разговора. Связность особенную тут вряд ли можно
найти. Скорее, это просто заметки из походного дневника, то, что я успел
записать. В Федосово Екатерина Ивановна живёт с 61 года, а сейчас ей 79 уж
лет. Есть у неё 5 дочерей, 1 сын, уже 11 внуков и 3 правнука. По профессии
она учитель начальных классов, работала в Рыжково, пока на пенсию не вышла.
Родом из Ошевенского, там и училась, а потом в Федосово, вот, переехала.
На попечении Екатерины Ивановны – часовня архангела Михаила в Федосово.
Реставрировали её не так давно, но снаружи-то хорошо сделали, а внутри на
полы сырое дерево использовали, так там огромные щели образовались. Вот,
может, поэтому теперь Парк и перестал сюда туристов возить.
А вот часовню в
Глазово зато очень хорошо отреставрировали (она на противоположном берегу
стоит, напротив – как раз хорошо видно). Соколов реставрировал.
- Раньше
деревни-то, конечно, большие были. И порядок был. Старшие, старики, всегда
молодёжь наставляли, учили, как правильно поступать, да и сами пример
показывали. Деревень немало было, но потом, в советское время, дома начали
свозить в Вершинино и в Усть-Почу, потому они такие большие.
- Вершинино
ещё называют Кенозеро. Так и говорили: «на Кенозеро поеду», т.е. в
Вершинино. Рядом с Вершинино есть гора, Карпова называется. Рассказывают,
что раньше, бывало, когда вода невысокая, с противополож-ного берега, от
Немяты, можно было по жёрдочкам перейти: так неглубоко было!
- Какие тут
интересные места есть? Вот, рядом с деревней Афоносово есть озеро, глубокое.
Там вода такая чистая, что на 8 метров в глубину видно. А в Глазово
жители—по фамилии Аникеевы все, и я тоже по матери Аникеева. Рассказывают,
что Аника был кем-то вроде как хозяином в этой деревне. Строг был очень. В
церкви без него служба не начиналась. Мельницу в деревне построил, а вода
сверху лилась, от ручья. Ещё рассказывали про Анику, что он смотрел: у кого
лошадь была плохо запряжена, так того в лес не пускал. Порядок!
-
Училась Екатерина Ивановна в Ошевенском. Кстати, даже в почти соседних
деревнях были свои особенности говора. Например, палочка, чтоб тесто месить,
в Ошевенском называлась друля, а в Кенозере—мутовка. На Кенозере у домов при
входе веранды, а в Ошевенском камень у порога лежит, и называется он
плиткой. Так, соседка, например, говорит: «А твоя-то Маша с соседским Иваном
всю ночь-то на плиточке простояла!» Общались, они, значит, всю ночь там .
- В деревне матом никогда не ругались (это на мой вопрос). Это последние
10-15 лет все стали. А раньше такого не было. Да и сейчас, разве я,
учительница, могу позволить себе выругаться? Единственное ругательство было:
в Ошевенске — неприятная сила, а в Кенозере — жидовая мать (почему-то:)).
- А вот местные традиции такие есть. Местное блюдо — «тесто». Это каша
из ячменной муки. Её выливают на доску и она затвердевает. А едят с ягодами
Делали ещё ржаное тесто и из овсяной муки. А на 20 марта (память 40-ка мчч.
Севастийских) пекут тетёрки узорчатые, фигурки такие разные. …
-
Трудились раньше много, конечно. Сейчас поля все заросли, а раньше ведь они
были на вес золота, считай. После сева староста давал указание, чтобы каждая
семья такой-то свой участок расчищала. С огромным трудом их расчищали.
Сначала вырубали лес. Он год лежал, а потом подсохшие деревья поджигали. При
этом, конечно, не всё выгорало – оставались обгоревшие пни, корни. И их
принимались вычищать. Это называлось «полы прятать». На полах сеяли рожь и
репу. Потом, когда репа вырастала, её складывали в кучи, а вывозили уже
зимой на лошадях по зимнику: дорог-то не было! А те дороги, что были,
обязательно поддерживали в порядке, ухаживали за ними.
Конец части 4