Улицы, после екатерининской
планировки XVIII в., расположены все регулярно: одни ведут к р.Онеге, другие
проходят параллельно реке. На берегу Онеги мы видели 3 мощнейших родника.
Здорово!
Наверное, они такие сильные оттого, что почва известняковая. А
вообще вода в водоёмах Каргополья имеет коричневатый оттенок, по-видимому,
из-за наличия торфа.
Особая достопримечательность Каргополя состоит в
очень вкусном хлебе. Булочки – обалденные, и стоят в три раза дешевле, чем в
Москве.
Довольно много магазинов, центральный работает круглосуточно.
Три дня мы были в Каргополе, и за это время смогли почувствовать
удивительную атмосферу этого города. Наверное, такими были провинциальные
русские города ещё в начале ХХ века.
Каргополь – очень органичный тёплый
город. В нём чувствуется жизнь. Люди – спокойные, и чувствуется большой
творческий заряд, проявляющийся во всём, что они делают.
Этого-то
как раз и не хватает жителям столицы! Приглядишься — везде есть какие-то
самобытные черты. Если забор – то с красивым верхом, если урна – так не
просто, а с выдумкой: из обрезанных газовых баллонов и прикованная к стене
цепью. Вот, например, ограда детского садика (см. фото).
Дома – не
аляповатые, а всё в меру. Да, видно, что не потерянная ещё доселе
способность к творчеству — яркая черта северян.
Вот и ещё несколько
подтверждений этому. Каждый год в Каргополе бывает День города, который
продолжается три дня перед вторым воскресеньем июня, с пятницы по
воскресенье. Каждый год празднество посвящено какой-то теме. Например, в
этот год праздник назывался «Мастера и подмастерья». Съезжается множество
мастеров из округи и разных других городов, проводятся мастер-классы по
резьбе, плетению из бересты, изготовлению игрушек, бондарному мастерству и
ещё многому всему. И уж местные знают толк в изделиях народных мастеров.
Хоть весь год деньги копят, а уж на праздник купят что-нибудь из того, что
свои не делают. Причём нечто подобное бывает, кажется, и не только в День
города.
При музее есть хор духовной музыки «Светилен». Это очень
серьёзный по своему уровню хор, не просто показуха для туристов
какая-нибудь. А ещё народные хоры есть и в Ошевенском, в Лядинах, на
Кенозере в Вершинино и в Мызе (рядом с Усть-Почей). Может быть, и в других
местах есть.
Интересно, что на улицах в Каргополе почти нет мусора, а
что и есть – жители сами убирают. Мы даже специально для этого
предназначенные для этого трактора видели, которые после зимы вывозят кучи
собранного мусора. Машин на дороге в городе мало, но, тем не менее, группы
школьников переходят перекрёсток парами. Где такое сейчас увидишь?
А ещё в Каргополе тротуары делают деревянные. Дело в том, что на Севере
дерево очень медленно гниёт, не то, что на юге. Оно даже имеет особенный
благород-ный серебристый цвет.
Вот такие тротуары есть не только на
улицах, совсем нередко их можно увидеть во дворах частных домов. Дожди идут,
а ног не испачкаешь!
Вечером молодёжь в Каргополе гуляет тоже интересно:
нет диких воплей, не орёт из динамиков музыка на всю улицу, не шатается
пьяных компаний-банд, не тискают девушек (или уже давно не девушек) на
каждом углу. Одежда у женщин вполне приличная, а не такая непристойная, как
в Москве, причёски тоже вполне нормальные. Кажется, не будь здесь
общероссийского телевидения и пошлых газет с журналами в киосках, город был
бы каким-то реликтовым культурно-социальным заповедником. Но это город,
живущий реальной жизнью. Бытует легенда, что будто бы когда проводили
железную дорогу на Архангельск, местные купцы настояли, чтоб её провели
восточнее, в 90 км от Каргополя. Не знаю, правда то, иль нет, но если так,
то уж, верно, купцы знали, что делали: город и до сих пор ещё не испоганили.
В общем, живёт пока город. Конечно, можно увидеть здесь и плохое. Но каждый
видит то, что стремится увидеть. Во всяком случае, думаю, что хорошего здесь
больше.
Итак, оставив рюкзаки на турбазе, мы пошли смотреть Каргополь.
Зашли в действующий храм Иоанна Предтечи на соборной площади, вышли на берег
Онеги, а потом в музей отправились, что во Введенском храме. И тут, в музее,
(вот неожиданность!) встретили Николая Ивановича Решетникова, до которого не
смогли дозвониться, ещё будучи в Москве. Какая же колоритная личность! Вот
они, встречи Севера, которые можно собирать, как драгоценные камни. Такие
люди не разучились ещё говорить и общаться, и им есть, что сказать.
Представившись, мы попросили Николая Ивановича сориентировать нас по поводу
достопримечательностей Каргополья…
Да, конечно же, музеи Каргополя,
Саунино, Ошевенское, Лядины, Красная Ляга (храм дышит на ладан – кто знает,
может быть, через пару лет уже никто его не увидит). Ещё интересные места:
Большая и Малая Шалга. В Большой Шалге (10 км не доезжая Каргополя,
обозначена на табличке как Казаково) действующий храм. Малая Шалга – жилая
деревня с другой стороны дороги, там есть церковь и часовня. И за Малой
Шалгой, если пройти дальше, есть ещё одна деревня с остатками мощёного
Пудожского тракта: до того, как проложили современную гравийку, Пудожский
тракт проходил несколько в стороне от современной дороги. (Кстати замечу:
это интересное явление можно наблюдать ещё под Тихвином: через почти
заброшенные деревни идёт десятки лет не зарастающая дорога-просека, которую
истоптали тысячи ног богомольцев…)
Помимо фактических сведений, Николай
Иванович говорил, конечно же, и о внутренней стороне местной жизни. Недаром
он сам, москвич по происхождению, много лет жил и работал в Каргополе. Как
он сказал: человек в окружающем не только повседневную реальность должен
видеть, но и реальность историческую, и только тогда он сможет отделить
мякину от зерна, действительно приблизиться к пониманию окружающего… А ведь
о чём здесь речь? О Смысле.
Вечером, на обратном пути, мы зашли на
автовокзал посмотреть расписание. И тут выяснилось, что автобусы на
Ошевенское и Лёкшмозеро, куда нам нужно было последовательно попасть, ходят
совсем не по тому расписанию, что перед отъездом мы вычитали в отчётах в
Internet’е (потом нам сказали, что в этом нет ничего странного: расписание
меняют когда угодно и при этом никому ничего не говорят). И тот, и другой
автобус шёл в один день, в пятницу. А в среду и четверг не шёл! Вот так, все
планы развалились. Что же, в Ошевенское не попадаем?..
Расписание
автобусов на Автовокзале г. Каргополя по сост. на 12.06.2007:
Каргополь-Няндома 4-45, 12-30, 16-00, 22-00 ежедневно
Няндома-Каргополь
6-30, 14-30, 19-00, 2-00 еж.
Каргополь-Троица 8-30, 18-00 кроме вт, чт
Каргополь-Лёкшмозеро 7-15, 17-15 вт, пт; 17-15 по вс
Каргополь-Ошевенск 7-20, 17-40 вт; 17-40 сб
Каргополь-Ошевенск-Гарь
7-20, 17-40 пт; 17-40 вс
Каргополь-Печниково 7-00, 14-00 пн, ср, чт;
14-00 пт, сб
В тот же день к вечеру мы столкнулись и ещё с одной
неприятностью: по неопытности сломали 2 штырька на дугах палатки. Хорошо,
что взяли маленький ремнабор, включавший несколько шурупов.
Среда, 13
июняНа следующий день мы продолжили осматривать город.
Архитектурный комплекс – см. ссылки:
http://www.towns.ru/towns/kargopol.html
http://www.mccme.ru/putevod/29/Kargopol'/kargopol'.html
http://kargopol.ruВ музее во Введенской церкви смотреть особо
нечего. Зато в храме прп. Зосимы и Савватия замечательнейшее собрание икон,
2 резных Николы, есть экспозиции кубоватой набойки, кукол – в общем, это
самый хороший и стоящий из музеев Каргополя. Посмотрев музей в храме Зосимы
и Савватия, мы прошли дальше до Мотофлота. Оказалось, это очень красиво
располо-женное на окраине города довольно уединённое место, где раньше был
(sic!) какой-то парк моторных лодок…
Как раз на соборной площади в музеях
закончился обед, и мы смогли попасть в Христорождественский собор, а потом и
на колокольню. В Христорождественском соборе сохранился иконостас и росписи
XVIII века. Замечательный, цельный ансамбль, по которому можно живо
представить себе, каким тогда был этот храм. Сейчас такую цельность редко,
где можно встретить.
Колокольню (построенную к ожидавшемуся приезду
имп. Екатерины) недавно отреставри-ровали, и теперь на неё можно подниматься.
Что мы и сделали. Наверху оказалась хорошая подборка колоколов, в которые,
как нам сказали, в урочное время звонит музейный звонарь (Фото 7).
Тут у
Серёги и Костика руки при виде колоколов зачесались, и Костик, выяснив, у
кого можно спросить разрешения, побежал вниз к директору музея
(Севастьяновой Валерии Ивановне). Через 2 минуты выбегает и снизу руками
машет: мол, давай звонить, разрешили!!! Ну, уж назвонились! Аж прохожие на
улице внизу останавливались.
САУНИНО
Село Саунино. 5 км от города.
2 дороги: одна — та, что ведёт на Ошевенское, вторая поворачивает от
дороги на Архангело-Конёво-Плесецк.
Название на карте Кипрово, на
указателе у поворота — Кедрово.
Храм свт. Иоанна Златоустого 1665 года.
Вечером сделали вылазку в Саунино. Красивейший, очень большой шатровый храм,
виды замечательные. Но впечатляет как-то даже не это. Храм не просто
органично вписан в это поле, лес на горизонте, берег речки. Вот здесь, на
этой именно земле, в этом храме, на этом самом поле 300 лет подряд молились
твои предки.
Сколько-то они пережили, перечувствовали?..
Поразило
также, как хорошо срублен храм: бревно к бревну. В одном месте, под крышей,
проводилась реставрация. Так брёвна-то какие-то все кривые, да ещё
проволокой закреплены. Горе-реставраторы, плотники! Попробуй-ка теперь так
срубить, как раньше рубили.
Смотрительница живёт в деревне, но мы её дома
не застали. Чтобы найти ее, то надо от перекрёстка, образуемого главной
деревенской улицей и перпендикулярной ей, идти в противоположную от храма
сторону, и дом будет второй или третий слева.
Вообще, кто не знает,
обратите внимание: есть такой порядок, что от большинства храмов ключи есть
у кого-то из местных жителей, смотрителя. Поэтому, если вы хотите попасть в
храм или часовню, а она закрыта, вам нужно просто найти этого смотрителя.
можно всегда у местных спросить, где он живёт.
Четверг, 14 июня
Итак,
нужно было как-то укладываться в график, а поскольку автобус до Лёкшмозера
шёл в пятницу, в четверг решено было добираться до Ошевенского на попутках.
ОШЕВЕНСКОЕСело Ошевенское. 44 км от Каргополя.
Александро-Ошевенский монастырь (основан в 1453 г.).
К 10 утра
(поздновато, конечно) впятером мы вышли на дорогу в Ошевенское. Протопали
километров шесть, пройдя мимо поворота на Саунино, а оставшиеся километров
40 проехали двумя группами по 3 и 2 человека на грузовых машинах с
продуктами часа за три. Фактически (помимо автобуса, который, как сказано,
ходит не каждый день) туда можно добраться ещё на лесовозах до реки Чурьеги,
а оттуда ещё 10 км пешком. Да только вот не каждый ещё лесовоз берёт. В
Ошевенском очень цельный ансамбль домов – мощные, высокие, причём не 1-2, а
вся улица. Ошевенское состоит из 3-х деревень: Погост, Ширяиха и Низ. Это
характерно для Севера: деревни строились очень близко друг к другу и
составляли т.н. куст.
Александро-Ошевенский монастырь очень сильно
разрушен. Стена сохранилась не полностью, а главный двухэтажный Успенский
храм 1707 г. похож на руины VI в. в Херсонесе .
А ведь ещё в 50-60-х гг.
он был цел, пока там размещалась школа. Потом школу перевели в деревню, и
постепенно храм был разрушен, не без помощи местных жителей. Более-менее
сохранился и частично восстановлен надвратный храм. Был ещё 3-й храм,
деревянный, но от него ничего не осталось, кроме кучи брёвен и досок на том
месте, где он стоял.
(Прим.: Я был в Ошевенске в 70-м году, монастырь был
так же разрушен, но в нем работали студенты из МГУ - восстанавливали что-то
- М.З.)
Монастырь сейчас фактически не передан Церкви (хотя разговоры об
этом ведут), и серьёзная реставрация не ведётся. Правда, одна семья (из
Москвы приезжают на лето) пытается законсервировать как-то своими силами
колокольню, и кое-что получается.
В Ширяихе постоянно живёт священник,
отец Василий, поэтому службы в храме Богоявления (1787) на Погосте
совершаются регулярно. В монастыре – раз в неделю. О.Василий ещё совсем
молодой священник, год как рукоположен.
Приехали мы в Ошевенское уже
после обеда, и, как и говорили водители, назад уже никаких попуток не было.
Пешком тоже далековато идти: по крайней мере до Чурьеги, чтобы сесть на
лесовоз, нужно идти километров 10. Из Ошевенского есть ещё одна дорога,
которая выходит на трассу… э-э, то есть, я хотел сказать, грунтовку
Каргополь-Конёво, в Архангело (по карте—Шелоховская). Но до него идти 15-18
км, место болотистое, и кроме, может быть, редких КамАЗов там ничего не
ездит. Ну вот, посидели на мосту, подождали-подождали попутку, да пошли в
храм на Погост, где как раз началась вечерняя служба. После вечерни
разговорились с о. Василием, и по его просьбе нас добросил до Каргополя
местный учитель физкультуры Николай Иванович на своём УАЗике.
Тоже, ведь
надо же: истопил человек баню, собирался попариться – и тут раз тебе, надо
помочь! И помог же! Где такую действительно человечность встретишь, как не
на Севере?
По дороге Николай Иванович рассказал о местном житье. В
основном старые люди остались. Молодёжь, что поактивнее, уезжает учиться в
город и больше уже обычно не возвращается. А поля теперь уже не засевают,
вот уже пять лет. Уж на многих полях деревца 1,5 метровые растут. А что это
значит? Село умирает, людям больше незачем в нём жить. Раньше каждое поле
было на вес золота, ведь распахивали его с огромным трудом. Каждая полянка в
лесу была на счету – её выкашивали. Лес был как парк, весь утоптан, потому
что скот пасли только в лесу, чтобы высвободить для засева поля. Всему было
своё время: время пахать и время собирать, время косить, ловить рыбу,
охотиться, время свадьбы гулять – на всё был свой черёд… А сейчас в местной
школе в младших классах 7 человек учится, а по району уже многие школы и
вовсе закрыли. Да за 100 лет последних деревень стало меньше на 2 порядка,
что уж там говорить.
Попутно Николай Иванович показал нам, где находятся
роднички прп. Александра Ошевенского (они ходили туда недавно со
школьниками). Когда дорога-стрела, идущая от Чурьеги, подходит к опушке,
нужно свернуть (если стоять лицом в сторону монастыря) направо, и там метров
через 500 есть чистейшие роднички. Интересно, что там комары практически не
кусают, хотя вокруг болото, и, значит, воды много. Надо сказать, что сам
Николай Иванович далеко не пессимист, и совсем не жалеет, что с 80-х годов
переехал в деревню. Да, в деревне в людях больше человеческого, даже сейчас.
Пятница, 15 июняНа следующее утро на первом автобусе мы доехали до
Лядин, а вечером на втором до Морщихинской. В Красную Лягу решили не
заезжать, т.к. в этом случае нам нужно было бы потом с рюкзаками топать до
Лядин весьма порядочно.
ЛЯДИНЫДо реки Сиянги идёт асфальт, в двух
местах перемежающийся бетонными плитами, по которым наш ПАЗик прыгает, как
лошадь. От Сиянги начинается грунтовка. За автобус мы заплатили 42 р.+15 р.
багаж = 57 руб.
Летом туристических групп здесь бывает много, даже по
нескольку в день.
По карте и по обозначению на дороге деревня называется
Гавриловская. От смотрительницы храма, Любовь Борисовны, мы слышали потом
такое объяснение этим странностям: по распоряжению какого-то начальства
местные населённые пункты стали официально именовать не по собственным
собирательным названиям, а по той деревне, где находится почта. Вот и
получилась такая ерунда. А названия собирательные потому, что обычно в один
населённый пункт исторически входит несколько деревень, которые составляют
куст; например, Лядины состоят из семи деревень. Некоторые автомобилисты
из-за этого даже промахиваются и проезжают мимо Лядин аж до Лёкшмозера.
Лядины – очень интересное место. Замечательный ансамбль-тройка:
двенадцатиглавая зимняя Богоявленская церковь (1793), шатровая двухэтажная
летняя Покрово-Власьевская церковь (1761) и шатровая колокольня (1820). Есть
два музея, причём музеи живые.
Первый музей при школе, организован
учительницей Надеждой Фёдоровной. Здесь на практике осваиваются крестьянские
ремёсла, которые бытовали на Каргополье; в музее есть и старые, и новые
образцы. Это обработка льна, прядение, вышивка на ткацких станках, береста.
А кубовой набойкой они занимаются единственные в России! Про это можно долго
отдельно рассказывать, это интереснейший опыт. Школа эта, фактически, очень
интересный и, пожалуй, поучительный опыт творческого решения проблемы. Её бы
давно закрыли, эту школу, если бы Надежда Фёдоровна с ребятами так не
занималась. Сейчас там 10 детей учится. Вот так.
Второй музей – дом
Галины Фёдоровны Сергеевой. Галина Фёдоровна очень живо рассказывает, как
жили в этом доме её дед и бабушка, а потом родители. Да кроме того, и сама
Галина Фёдоровна – очень интересный человек. Раньше работала учительницей. В
70 лет (!) она освоила вёрстку на компьютере и издала несколько своих
собственных книг.
Ещё Галина Фёдоровна руководит местным ансамблем,
который поёт народные песни. Причём это не что-то выученное, а то, что эти
бабушки помнят с детства: так пели в их молодости. Интересно, что по словам
Галины Фёдоровны люди среднего поколения практически не могут сейчас так
петь (другая культура), а дети – подпевают!
Вообще, на Севере ещё
сохранились остатки какой-то певческой культуры, которая в городах уже
начисто вытравлена попсой. А чем народное, скажем, пение от попсы
отличается? А человек поёт сам. Подчеркну, поёт, а не говорит. Поёт мелодию,
а не слушает долбёжку ударников. Поёт сам, значит пропускает песню через
себя, а не тупо расслабляется или возбуждается. Да и по собственному опыту
скажу: какая радость петь самому, а не слушать только! Всё внутри как
играет! Многие этого и не представляют… Кстати, и говор в Архангельской
области отличается от московского. Москвичи говорят в сравнении с северянами
как-то блекло, однотонно. А на Севере во фразе немного другие акценты: в
предложении интонационно выделяется одно как бы ударное слово, а конец
повыше берётся. Так что если вы из Москвы, то вас если не по виду, так по
разговору сразу узнают.
А ещё о. Василий в Ошевенском говорил нам, что
народ на Каргополье в храмах сам поёт, хора обычно нет. Разучили Обиход, и
поют сами все службы, какие надо. Вот так. Я слышал, что такая же практика
народного пения есть в Закарпатье, а про другие места не знаю.
Мы в доме
Галины Фёдоровны были уже 5003-5007 гостем! Она в специальной книге
посетителей учёт ведёт.
Зашли в магазин (работает каждый день). Там,
помимо прочего, рядом с похоронными венками продавали линолеум. На вопрос:
«Есть ли картошка?» последовал вопрос встречный: «Настоящая?» Была только
сухая. Обычную уже всю посадили.
В ожидании вечернего автобуса мы решили
пройтись до одной из ближайших деревень (вообще Лядины – это целый куст
деревень, коих насчитывается 7). На окраине центральной деревни мы
обнаружили местный «бар»: в поле лежит несколько брёвен и по центру камень
вместо стола. Так что интересно: лежат бутылки из-под вина и водки, но не
разбросаны как попало, а сложены в аккуратную пирамидку! … Нерадостные,
конечно, мысли посещают при виде всего этого разорённого хозяйства. Деревни
разрушены. В чём причина? Что-то внутри, наверное, перегорело. Ну, пусть,
государство не поддерживает. А как раньше жили? Землю-то пахали не за
зарплату.
Вот как Галина Фёдоровна рассказывала: -
Было время на каждое
дело. Время пахать, косить, время дрова заготавливать. Не сделаешь чего-то,
дров, скажем, не заготовишь – зимой топить нечем будет. И традиции свои
были. Семьи большие были. А теперь нет уклада жизни. Все врозь живут, друг
другу не доверяют и не помогают, особенно в городах. Зато у кавказцев
приезжих эта «спайка» как раз есть, вот они и сильнее нас становятся. А мы
что? Совсем, что ли, человеческое из нас вытравили? Или что ещё осталось?
Есть ли ещё потенциал в народе, или одни остатки его? Великий народ, нация,
великая империя… Вспомните Византийскую империю. Очень поучительно. Ведь это
прямая параллель судьбе России. Православное царство, Третий Рим. А чем
Константинополь закончил? Развратились, отступили от веры, и когда не чаяли,
пришло падение. А думали, что Второй Рим будет вечно стоять. Не ждёт ли уже
это и нас, и не пора ли опомниться от дурмана пустых слов, льющихся с экрана
ТВ? Думается, главное преступление советской власти было не в том, что она
Церковь гнала. Нет, Церкви от этого хуже не стало. Преступление в том, что
она уничтожило крестьянство.На окраине села мы видели комбайны 1989
г. Считай, новые, предперестроечный выпуск… Если человека, крестьянина нет,
то остальное уже и не важно – есть техника, или нет её.
Конец части 1