Бодэ А.Б.

ИЗУЧЕНИЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА  СЕВЕРА
(из книги "Деревянное зодчество Русского Севера")

Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет ее национальное своеобразие. На протяжении многовекового развития деревянного зодчества был накоплен богатый строительный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приемы.  Хранителем древних строительных традиций, в силу удаленности и особенностей исторического развития, долго оставался Русский Север.

К наиболее значительным территориям, где черты местного своеобразия в деревянном зодчестве проявлялись особенно отчетливо, относятся Обонежье, Поонежье, Северодвинское поречье. Поонежье среди них занимает положение близкое к центральному. Вместе с Поонежьем необходимо рассматривать и побережье Онежской губы Белого моря, учитывая непосредственную географическую связь этих территорий и общность архитектурных традиций.

Главным географическим элементом, связывающим рассматриваемую территорию в единое целое, является река Онега. Протяженность Онеги немногим более 400 км. Река берет начало в озере Лача, течет на север и впадает в Онежскую губу Белого моря. Река имеет несколько гряд порогов и судоходна не на всем своем протяжении. Наиболее значительными притоками Онеги являются Волошка, Кена, Моша, Кодина, Кожа. К западу от Онеги расположено несколько озер, соединенных с ней притоками. Крупнейшие из них — Лёкшмозеро, Кенозеро, Кожозеро. Онежская губа врезается в материк широким и относительно мелководным 150-ти километровым заливом. Юго-западный берег Онежской губы носит название Поморский, северо­восточный — Онежский (Лямицкий).

Край был освоен и заселен славянами еще в период самостоятельности Новгородской земли, но наивысшего расцвета достиг в эпоху централизованного Русского государства. Онега издревле служила одной из водных дорог, связывавших Беломорье с центральными землями России. Бассейн Онеги населен достаточно плотно. Исторические селения расположены преимущественно вдоль основных водных артерий.

Деревянное культовое зодчество Поонежья и побережья Онежской губы представлено памятниками XVII - XIX вв. Здесь не сохранилось и достоверно не известно ни одного объекта, построенного ранее XVII в.

Приемы и формы, определяющие своеобразие деревянного зодчества Поонежья и побережья Онежской губы, достаточно богаты и разнообразны. Кроме кубоватых завершений, к ним относятся  покрытия в виде  поставленных одна на другую бочек в архитектурном решении крещатых шатровых церквей, покрытие составных алтарных прирубов трехлопастной бочкой, покрытие бочкой основного объема клетских церквей, а также декоративная обработка кокошниками. Некоторые из перечисленных архитектурных особенностей встречаются только на исследуемой территории, распространение других не ограничивается ее пределами.

Интерес к народному зодчеству в исследовательской среде впервые возник во второй половине XIX в. Начало его изучению положили материалы Л.В.Даля, собранные в поездках по Северу и опубликованные в 1870-х гг. Эти работы носили характер предварительного знакомства с памятниками традиционного деревянного зодчества.

Значительным вкладом в изучение отечественного архитектурного наследия была деятельность В.В.Суслова.

Много ценных сведений по деревянным постройкам было собрано Археологической комиссией и опубликовано в 1908-1918 гг. Среди исследователей Севера, участвовавших в этой работе и выполнивших немало фотофиксаций и обмеров памятников деревянного зодчества были И.Я.Билибин, А.А.Каретников, Д.В.Милеев, В.А.Плотников и др.

Первой работой, содержащей обобщение и систематизацию накопленного материала по деревянной культовой архитектуре, был раздел, посвященный деревянному зодчеству, в первом томе «Истории русского искусства», написанный И.Э.Грабарём совместно с Ф.Ф.Горностаевым.

Следующим важным шагом в этом направлении стал труд архитектора М.В.Красовского, опубликованный в 1916 г., — первый том Курса истории русской архитектуры «Деревянное зодчество». В этой работе более подробно рассмотрены вопросы происхождения и развития как различных типов построек, так и архитектурных деталей.

Основной задачей изучения традиционного деревянного зодчества на начальном этапе была фиксация памятников и сбор сведений по ним. Исследователи рассматривали культовые постройки, объединяя их по типологическим признакам, попутно отмечая местную принадлежность некоторых приемов и форм. На своеобразии деревянного зодчества отдельных территорий специально внимание не заострялось. Деревянное зодчество Севера воспринималось как единое художественное целое. Главная ценность перечисленных работ заключается в собранном фактическом материале, поскольку многие из зафиксированных тогда построек до нашего времени не сохранились.

Одной из самых значительных обобщающих работ стала книга С.Забелло, В.Иванова, П.Максимова «Русское деревянное зодчество», вышедшая в 1942 г.

Большая заслуга в изучении народного зодчества принадлежит А.В.Ополовникову. Среди его ранних работ можно отметить книгу «Деревянное зодчество Карело-Финской ССР», где представлены материалы исследований нескольких наиболее известных памятников. Монография «Русское деревянное зодчество», вышедшая в 1986 г., посвящена специально культовой архитектуре. В каждом разделе книги рассматривается один из типов построек на примерах объектов, исследованных автором.

Работы Ю.С.Ушакова направлены на изучение архитектурно-планировочной организации северорусских селений, где церковные здания играли ведущую композиционную роль. Этой теме посвящена также публикация «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера». В книге содержится много новых сведений и материалов по культовым постройкам и ансамблям, в том числе Поонежья и Поморья.

В работе М.И.Мильчика и Ю.С.Ушакова «Деревянная архитек­тура Русского Севера. Страницы истории» рассказывается об исследовании различных объектов гражданского и культового зодчества. В ней представлены реконструкции утраченных построек и ансамблей, выполненные по историческим документам и старинным изображениям, а также выявленные данные по организации и технологии плотницких работ.

Углубленное изучение традиционного деревянного зодчества позволило выявить и отчетливо осознать многообразие его местных направлений. Наиболее значительные из них определялись исследователями как архитектурные школы. Однако своеобразие деревянного зодчества отдельных территорий и мест в работах перечисленных авторов все же раскрыто недостаточно полно.

Ценный опыт комплексного изучения народного зодчества представляют собой работы В.П.Орфинского, посвященные Карелии. Один из ранних этапов исследования отражает его книга «Деревянное зодчество Карелии», являющаяся первым систематическим описанием гражданской и культовой архитектуры Карелии. Дальнейшее изучение отличительных черт карельского зодчества и особенностей его развития представлено в докторской диссертации и ряде публикаций.

Важнейшим результатом исследовательской работы В.П.Орфинского стала разработка типологической системы сельской архитектурно-пространственной среды, включающей несколько частных классификаций объектов традиционного деревянного зодчества, в том числе культовых построек.

К проблеме своеобразия и самобытности деревянного зодчества вообще и его роли в развитии отечественной архитектуры по-разному, в том числе с прямо противоположных позиций, подходили многие исследователи.  Однако и по сей день эта тема остается дискуссионной.

Отдельно следует заострить внимание на типологии традиционных культовых построек. Вопросы классификации деревянных храмов занимали умы исследователей с самого начала изучения народного зодчества. Первая попытка выделить типы деревянных церквей была предпринята Л.В.Далем. Он отметил два типа построек — в основании имевших четверик и восьмерик на четверике. И.Е.Забелин представил четыре типа деревянных церквей — клетские, «четверик на четверике» (с клетчатым верхом) «круглые» и крещатые. Последние два типа имели шатровые завершения.

В работе И.Э.Грабаря содержится уже вполне оформившаяся классификация деревянных церквей, которые подразделяются на пять типов — клетские, шатровые, ярусные, кубоватые и многоглавые. В числе основных типов автор отмечал клетские, шатровые и ярусные. Типологическая принадлежность деревянных храмов была определена по наиболее выразительному признаку. М.В.Красовский поддержал предложенную И.Э.Грабарём классификацию с небольшими изменениями. По М.В.Красовскому деревянные церкви подразделяются на два основных типа — клетские и шатровые. С конца XVII в. добавляются еще многоярусные, пятиглавые, многоглавые, кубастые.

На принципах данной классификации основаны работы П.Н.Максимова, А.В.Ополовникова, Ю.С.Ушакова, широко освещающие русское деревянное зодчество. В каждом типе церквей исследователи выделяли ряд разновидностей. Так, клетские постройки подразделялись по форме покрытия основного объема, шатровые — по объемно-пространственному решению основания, ярусные — по количеству ярусов, многоглавые — по сложности архитектурного решения в целом.

Таким образом, рассматриваемая классификация стала наиболее распространенной, поскольку на ней базируется большинство исследований по деревянному культовому зодчеству. Несовершенство ее заключается, главным образом, в том, что типологическим признаком в одних случаях является общее объемно-пространственное решение, в других — форма или архитектурное решение завершающей части. Поэтому, типологическая принадлежность некоторых построек оказывается неопределенной или противоречивой. Так, аналогичные постройки в работе М.В.Красовского отнесены к клетскому типу, в работе А.В.Ополовникова — к наиболее простому типу ярусных церквей. Полностью избежать подобных противоречий в рамках данной классификации, очевидно, невозможно.

В классификации, разработанной В.П.Орфинским совместно с И.Е.Гришиной, указанные недостатки преодолены путем создания многоуровневой и разветвленной системы, позволившей систематизировать большое число признаков.

Первой специальной работой по архитектуре Поонежья стала монография Г.В.Алфёровой «Каргополь и Каргополье». В книге содержится близкий к полному обзор существующих и утраченных поонежских деревянных и каменных церквей, акцентировано внимание на их важнейших особенностях. В этой работе впервые отмечается существование архитектурной школы, которую автор называет «каргопольекой». Об архитектурной школе, сложившейся в Поонежье, также упоминает Ю.С.Ушаков, называя ее «онежской школой XVII в.».

Работы Г.П.Гунна, посвященные Поонежью, кроме того, что являются прекрасными путеводителями, содержат много ценных исторических сведений и фотоматериалов. В книге «Каргопольский озерный край» рассказывается о природе, истории и памятниках архитектуры крупнейших озер Каргополья. В книге «Каргополье — Онега» представлен почти полный обзор памятников деревянного зодчества (в том числе утраченных), расположенных на берегах Онеги.

Много важных сведений по истории и краеведению Поонежья содержат работы М.М.Богословского, К.П.Гемп, Ф.К.Докучаева-Баскова и др. исследователей.

                            

Примечания:
1.Из книги А.Б.Бодэ "Деревянное зодчество Русского Севера: архитектурная сокровищница Поонежья". Глава "Введение". М. Комкнига, 2005.
2. Сокращенный вариант.
3. Иллюстрации и ссылки на использованную литературу опущены.