Билибин И.Я. | НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА (фрагмент об архитектуре) |
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО СЕВЕРА | |
Ю.Линник | РУССКИЙ СЕВЕР В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА БИЛИБИНА |
ЖЖ "История в фотографиях" | ИВАН БИЛИБИН - ХУДОЖНИК И ФОТОГРАФ РУССКОГО СЕВЕРА |
Родился в селе Тарховка (близ Петербурга) 4 (16) августа 1876 в
семье военного врача.
Окончил курс в Петербургском университете по юридическому
факультету.
Художественное образование получил в школе
Общества поощрения художеств;
в Мюнхене занимался в мастерской художника Ашбэ; два года
работал под руководством
И. Репина в мастерской кн. Тенишевой в Петербурге; затем
пробыл три года вольнослушателем в Академии Художеств в
мастерской И.Е.Репина.
Жил преимущественно в Петербурге, был активным членом
объединения «Мир искусства».
В 1902-1904 гг. по заданию этнографического отдела Русского
музея (Музея Александра III) Билибин объехал Вологодскую,
Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии, где собирал
произведения народного творчества и фотографировал памятники
деревянного зодчества.
Известно, что он посетил и Кенозерье, так как есть его фотография церковного
ансамбля в д.Филипповской и почтовая открытка с другим ракурсом
этого же ансамбля - здесь на сайте).
По материалам поездок он написал ряд
статей, а привезенные фотографии передал И.Э. Грабарю для его
книги "История русского искусства".
Часть фотографий Билибина были изданы как почтовые открытки (открытые письма - из фондов Моск. музея архитектуры):
И.Я.Билибин в поездках испытал большое влияние со стороны средневековой деревянной архитектуры, равно как и крестьянского художественного фольклора. Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (Народное творчество русского Севера, 1904; и др.).
Вот примеры его книжной графики, пронизанной северными мотивами:
Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.
Впрочем, несмотря на свой художественный «национализм», мастер придерживался либерально-антимонархических настроений, ярко выразившихся в его революционных карикатурах 1905–1906 (публиковавшихся в журналах «Жупел» и «Адская почта»). С 1904 успешно занимался сценографией (в том числе в антрепризе С.П.Дягилева).
Революции И.Я.Билибин первоначально не принял. В 1920
эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в
Каире и Александрии; в 1925 переехал в Париж.
За рубежом
помимо книжных и театральных вещей создал ряд красочных
панно (для частных домов и ресторанов), ставших своеобразными
эталонами «стиля рюс»; оформил также ряд православных храмов
в Египте и Чехословакии.
С годами в нем возобладали лояльные
к советскому строю убеждения. Украсив советское посольство в
Париже монументально-патриотическим панно "Микула
Селянинович" (1935–1936), он вернулся на родину, поселившись
в Ленинграде.
В последнее десятилетие жизни преподавал во
Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как
художник книги и театра.
Умер И.Я.Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942.
24 декабря 2002 года на фасаде дома 25 по улице Лизы Чайкиной
в Санкт-Петербурге состоялось открытие мемориальной доски в
память о русском художнике Иване Билибине, выдающемся
художнике-иллюстраторе и мастере театрально-декорационного
искусства. На черном полированном граните воспроизведенный
сусальным золотом рисунок Билибина и надпись «Здесь
с 1937 по 1942 год жил и работал художник театра и книги Иван
Яковлевич Билибин. Гознак – Санкт-Петербургу».
Примечания:
1. Более подробная
биография
И.Я.Билибина:
2. И еще о
работах
И.Билибина.
3. Статья
Н.А.Макарова "Из истории заселения
Русского Севера"
4. Хороший набор почтовых открыток, созданных по рисункам И.Я.Билибина
на темы Русского Севера и русских народных сказок, см. на сайте Дм. Дроздецкого.