В.О.Назанский
История почтовой открытки
Почтовая открытка в России переживала эпоху расцвета в конце
XIX - начале XX веков.
В этот поистине золотой период для "артистических карточек" в их создании принимали участие очень
многие известные живописцы тех лет. Среди них, к примеру, были
Виктор Васнецов, автор множества известнейших картин на темы
русских сказок и былин, Александр Бенуа, создатель и
безусловный лидер известной художественной группы "Мир
искусства" и многие его единомышленники, а также большое
число представителей академической школы живописи.
Если же вспомнить не художников, создававших открытки, а
обратить внимание на тех, кто их издавал, то есть фактически
продвигал в жизнь, то здесь ведущее место по праву занимает
издательство, известное под названием "Попечительный комитет
о сестрах милосердия русско-турецкой войны", чаще упоминаемый
в литературе под названием "Община святой Евгении". Так
сложилось исторически, что именно это издательство выпустило
большинство наиболее известных русских открыток в
предреволюционные десятилетия и, кроме этого, оно стало одним
из первых русских издательств, обратившихся к выпуску
иллюстрированных открыток.
После революции, в 1920 году издательство было переименовано
в Комитет Популяризации Художественных Изданий или
сокращенно - КПХИ при Государственной Академии истории
материальной культуры и в таком виде просуществовало до 1930
года.
Как и всякой благотворительной организации "Общине" были
необходимы деньги для строительства больницы, для содержания
приюта для престарелых сестер и для работы подготовительных
курсов для молодых на случай войны.
В поисках средств в 1896
году "Община святой Евгении" приступила к издательской
деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных
открыток, среди которых большое место занимали репродукции
произведений изобразительного искусства, и в первую очередь
русского.
Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные открытки, а также репродукции живописных и графических произведений как в форме открыток, так и плакатов….
Община издавала журнал "Открытое письмо", ставший своеобразной иллюстрированной хроникой открыток. Его редактором был известный график и архитектор, директор Библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам. Журнал начал выходить 1 октября 1904 года. Интересной находкой издательства было то, что подписчики получали приложения к нему в виде открыток, не поступавших в розничную продажу и потому очень редких.
И еще об одном нельзя не сказать. Все, кто когда-либо писал об
открытках этого издательства, единодушно говорят о высоком
качестве их полиграфического исполнения.
Принято считать, что
открытки "Общины св. Евгении" - это всегда хорошая печать и
безупречный художественный вкус. С некоторыми поправками на
стиль и моду эпохи, в целом с этим можно согласиться.
Практически не будет преувеличением назвать все, что было
издано Общиной, шедеврами русского печатного искусства.
Благотворительное дело издания открыток пользовалось
постоянной поддержкой со стороны творческой интеллигенции.
Так, известно, что значительную помощь издательству оказывали
глубоко почитаемый в то время В. Васнецов, а также А. Бенуа, М.
Нестеров, Н. Самокиш, В. Переплетчиков, Н. Рерих, искусствовед
В. Курбатов, представители академической школы профессор
Султанов и академик Суслов и многие другие деятели искусства.
Именно они способствовали высокому художественному уровню
открыток, издаваемых "Общиной".
Идея выпуска в России художественных открытых писем в дополнение к конвертам принадлежала директору издательства И.Степанову. В 1898 году были отпечатаны первые открытые письма "Общины". В этом же году была выпущена первая серия, состоящая из десяти открыток. Ее успех превзошел все ожидания издателей, поскольку достаточно большие тиражи, по 10000 экземпляров каждой открытки, пришлось повторить.
С приходом в издательскую сферу художников "Мира искусства"
начался самый интересный и плодотворный период издательской
деятельности "Общины" по распространению и популяризации в
России русского и зарубежного искусства. Они начали выпускать в
виде открыток не только произведения современных им
художников.
Издатели обратились к репродуцированию
произведений живописи и скульптуры из собраний Эрмитажа,
Русского и Румянцевского музея, Третьяковской галереи и
Оружейной палаты, Музея Академии художеств, Музея барона
Штиглица и других, открыв таким образом еще одну новую главу в
истории русской открытки.
Последний каталог открыток "Общины" был составлен по
состоянию на 1 января 1915 года. В книге И. Степанова "За
тридцать лет". 1896 - 1926", посвященной изданию открытых писем
"Общиной св. Евгении", вышедшей в 1928 году, говорится о том, что
за тридцать лет существования издательства было выпущено
более 6500 открыток, а к 1930 году их числу достигло 7000, причем
тиражи каждой из открыток составляли в среднем 10000 .
Кроме этого, за годы существования "Общины" было выпущено более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов и проспектов.
Невозможно перечислить и назвать все темы открыток, к которым
обращалась "Община св. Евгении"....
Безусловно, все изданное, как и во всякой коммерческой
деятельности, было отражением вкусов и предпочтений россиян
того времени.
Очень популярными в России были открытки с портретами членов
императорской семьи и с историческими портретами русских
полководцев (А.В. Суворова, М.И. Кутузова).….
Большой
популярностью пользовались былинные герои.
Отдельную серию составляли архитектурные пейзажи,
представляющие воспроизведение известных архитектурных
памятников.
Особенной любовью и популярностью пользовались открытки с
российскими типами и вообще сюжеты, связанные с
особенностями русской жизни.
Если "Община св. Евгении" в своей издательской деятельности ориентировалась преимущественно на изобразительные, художественные оригиналы для печати, открытки с воспроизведением которых обычно называются репродукционными, то другие издательства по большей части предпочитали печатать открытки с фотографий, выполненных известными фотомастерами. Наряду с "Общиной св. Евгении" в России существовали и другие издательства, хотя сведения об их деятельности крайне фрагментарны….
На первый взгляд кажется, что скромная небольшая открытка не может совершить переворота в сознании людей и что ее влияние на менталитет не очень значимо и сильно преувеличено. Она не может повысить культурный уровень и существенно изменить вкусы людей на огромной территории. Но если вспомнить, что в России на рубеже XIX и XX веков количество картинных галерей было весьма ограниченным и они располагались только в центральном регионе, а передвижные выставки были лишь редким эпизодом в художественной жизни, в то время как открытки свободно путешествовали не только внутри страны, но и за ее пределами, только тогда становится понятным, сколь большую роль играла открытка в художественном просвещении и воспитании народа, да и, кроме всего прочего, в подготовке грамотного зрителя, понимающего изобразительное искусство.
Автор статьи "Новая отрасль художественной промышленности", напечатанной в журнале "Искусство и художественная промышленность" за 1899 год, так определяла значение открытки: "Почтовая карточка как одно из орудий распространения знания, развития чувства изящного, любви к природе, ко всему прекрасному - не забава, и труд, потраченный на украшение ее, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит верную службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной".
( Сокращено авторами сайта. Полный текст статьи см.
http://literra.websib.ru/nazanskiy/text_article.htm )