ПРОГУЛКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПАРКУ – 2006

Это наш отчет о поездке в Кенозерский парк в 2006 году. Здесь можно увидеть деревни:

Так получилось, что хотя мы жили в Вершинино 9 дней, но видели мы его только вечером. Поэтому и фотовпечатления о Вершинино в основном – вечерние.

2. Тырышкино

Мы с женой впервые имели возможность пожить в Тырышкино в отдельном домике у очень милой семьи Федотовых.
Нина Васильевна весь год живет с семьей в Вершинино, а на июль-август выезжает со своей скотиной в свой обширный дом в Тырышкино, где по просьбе Парка принимает гостей и кормит, бывает, до 20 человек, приезжаюших на экскурсию в Горбачиху или Тырышкино. Об ее кулинарных искусствах известно всем: она - профессиональный повар. Попутно Нина Васильевна еще и смотритель двух тырышкинских часовен - ключи у нее.

Эта деревня расположена в южной части Кенозера напротив другой известной деревни - Горбачихи. Их разделяет узкий и длинный залив.
Тырышкино известно своим Домом с резным балконом и двумя часовнями, построенными чуть за деревней на окраине леса

Вот это и есть дом с резным балконом: вид сзади, вид спереди и наличник окна:

Часовни: маленькая придорожная Успенья Богородицы и большая (рядом в святой роще) - Параскевы Пятницы с "небом":

Еще одна достопримечательность Тырышкино - необычная калитка у бывшего школьного здания, теперь дома Зинаиды Максимовой. Калитка сдвижная: таких калиток я больше нигде не встречал.

3. Горбачиха

В Горбачихе мы были дважды.
Первый раз самостоятельно, переплыв узкий залив от Тырышкино на хозяйской лодке. Нам впервые удалось спокойно побродить по довольно большой деревне, населенной в основном «дачниками», т.е. владельцами домов, приезжающих сюда на лето или только в отпуск.
Во второй раз – с большой группой участников российско-норвежской конференции – мы присутствовали на освящении часовни Иоанна Крестителя, пострадавшей от бури два года назад и отреставрированной к пятнадцатилетию Парка.

Отреставрированная часовня и священники, освятившие ее.

Вид от Тырышкино на Святую рощу в Горбачихе ; турприют Парка в Горбачихе.

4. Видягино

Дорогу от Горбачихи к Видягино нам подсказал один из жителей:-" Идите по столбам". Действительно, можно потерять тропу, но столбы выведут, куда надо. Так мы и попали в забытую деревню, которую иногда будят туристы. В деревне есть дом, где в будущем сделают приют для посетителей этого прекрасного уголка природы. А пока - только оборудованная стоянка, от которой начинается тропа уж совсем в сказку: к Порженскому погосту.

Казалось бы, беспорядочно набросаны дома...,

а среди них - жемчужина: часовня Андрея Первозванного

с курицами и потоками.

А чуть подальше отгороженная забором из деревьев церковь Ильи Пророка, начала 20 века (!), а ведь хороша! Гармонична!

И здесь же пустые проемы и окна, отражающие пустоту неба.

Но жизнь не утихает: приезжают в свои дома на лето жители, и посещают деревню туристы.

5. Косицыно

Деревня Косицыно - это прежде всего магазин на всю округу. Сюда приезжают два раза в неделю жители из деревень всей юго-западной части Кенозера: Тырышкино, Видягино, Горбачихи, Семенова. Плюс туристы и рыбаки, стоящие по берегам в этих местах.
Деревня большая, неоднородная по застройке: есть старые дома, но есть и совсем другие - с широкими окнами, обшитые досками - из другого мира.

На первом снимке - как раз магазин

Часовня Св.Анастасии 19 в., которую легко принять за амбар, если не заметить тонкий крест. От нее идет тропа на Тарасово, к которому мы и пошли...

6. Тарасово

Я не зря сказал про тропу. Ее надо найти в самом начале дороги. Мы ее не нашли и, выйдя к широкому заливу, где находилось когда-то Тарасово, держались все время правой стороны. В результате мы потратили на дорогу почти четыре часа, а на обратный путь по тропе - час двадцать. Урок: про тропу надо обязательно спросить у местных жителей, а если их не видно, то от часовни надо двигаться примерно под углом 40-50 градусов к берегу озера и искать тропу у леса.

Вдоль тропы можно искать грибы и малину.

Часовня Афанасия Милостивого - стояла раньше посреди деревни, а теперь одна-одиношенька,

не считая поклонных крестов,

последнего дома деревни и моста через ручей Купецкий.

7. Филипповская

В один из последних дней участников российско-норвежской конференции повезли в д.Филипповскую, где уже несколько лет совместно с норвежцми идет реставрация Почозерского комплекса: Церкви Происхождения Честных Древ Христовых, Церкви Обретения главы Иоанна Крестителя и шатровой колокольни. Весь комплекс мы знаем по рисункам начала 20 века, сделанным Иваном Билибиным. Фактически при реставрации пришлось переложить и заново возвести церковь Усекновения с завершающей бочкой - редко встречающимся завершением церкви в русской архитектуре. Это сейчас такое завершение можно увидеть на московских деревянных церквях или часовнях, появившихся в последние 10 лет в новых районах. Но это все подделки. А в Филипповской - восстановление подлинного, хотя и новодел. Работы пока не коснулись шатровой колокольни. На нее потребуется еще не менее двух лет. Вот тогда и увидим памятник во всей красе.

А это Почозерский погост с часовней Иоанна Предтечи

8. Карпово

В Карпово мы ходили пешком: от Вершинино всего около 2 км Дорога начинается у бензозаправочной станции ( под Святой горой). По дороге попалась огромная Вершининская свалка, которой, как нам сказали, скоро придет конец.

Как только выходишь из леса, так вдалеке на вершине, как кажется, холма, угадывается часовня.

А вблизи она - красавица, если не считать не видного на фото уродливого столба с проводами

9. Першлахта

Посетить Першлахту и Поромский остров было одной из главных задач поездки 2006 года. Все-таки отсюда начинается Кена... .Мы столько раз проезжали мимо и ни разу не вылезли из автобуса - нас держали вещи по дороге туда и боязнь не приехать во-время в Плесецк по дороге обратно. Поэтому чуть ли не в первый свободный день в Вершинино мы сели рано утром на автобус и через полчаса были в Першлахте. Деревня раскинулась по берегу бокового залива, образованного Кенозером. Домов много, но как выяснилось, и здесь, в основном, население летнее, т.е. владельцы домов уже устроились в городах, а сюда приезжают на лето.
Ничем особенным деревня нас не поразила. Часовня оказалась достаточно безвкусным новоделом (взамен сгоревшей не так давно).
В деревне есть магазин и почта.

Много старых добротных домов в деревне

И немного странная часовня

А на берегу неожиданное, но очень понятное сооружение ( хотя таких нигде нет) - навес для лодок

10. Поромское

День выдался серый, можно было ожидать дождя. Но отказаться от Поромского мы не смогли. Моторки не нашлось, но вызвались свозить нас на остров двое: для одного из них плата явно была средством выпить. Опасность дождя их не пугала, они легко оделись, а мы к дождю были готовы; и нас повезли на веслах. Для этого потребовалось два часа в один конец и - два обратно. Мы не смогли из-за дождя посмотреть весь остров - над нами висели тяжелые облака. Дождь оказался терпеливым; он замочил нас немного перед Поромским островом, затем на обратном пути перед Першлахтой, и пошел вовсю вечером, когда мы вернулись в наш временный дом. Это был единственный дождливый день за две недели на Кенозере.

Незаметные часовни кажутся особенно привлекательными, от них ждешь неожиданного, и часто эти ожидания оправдываются.

А это виды с Поромского в сторону истока Кены. Там в это время шел дождь.

Пока мы ждали обратный автобус, в местный магазин приехали на байдарках покупать продукты московские девчонки, стоявшие с группой на острове Попов (за Поромским в сторону Вершинино). Они сказали, что острове несколько стоянок и там много туристов. Так что есть чем заняться на Кенозере в будущем году: "прочесать" острова Поромский и Попов.