Владимир Васёв

ПООНЕЖЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(конспект книги)

4.  ЦЕНТРЫ ПООНЕЖЬЯ: КАРГОПОЛЬ, УСТЬ-МОША, ТУРЧАСОВО, ОНЕГА

Каргополь и Каргополье

 С 1478 года открылась новая глава в истории Онежской земли, которая вошла в состав централизованного Московского государства. Былые заслуги Каргополья перед Москвой не позабылись и на Поонежье посыпался золотой дождь царских милостей. Монополия на продажу соли и пушной промысел дали старт бурному экономическому развитию региона, который к середине XVI века вышел в число первых двух десятков самых важных частей Государства Московского.

Чтобы не поставить город и регион в тень друг друга, следует отметить несколько периодов:
- начальный, когда все безраздельно принадлежало Новгороду;
- переходный - произошло включение Каргополья де-факто в состав Ростово-Суздальской земли и переход Поонежья под власть новгородских князей;
- каргопольский - Поонежье целиком управлялось из Каргополя;
- губернский - разделение государства на губернии и связанного с ним переподчинения различных частей края;
- советский - деление Поонежья на районы;
- современный.

На начальном этапе происходило заселение края новгородцами и их доминирование в онежских пределах.
В переходном периоде район Каргополя отделился от Новгорода и вместе с Белозерьем вошел в состав Ростово-Суздальской земли. Одновременно, Поонежье, формально оставаясь в составе новгородских земель, фактически перешло в руки новгородских, тверских, московских князей. С падением Новгорода Каргополь стал административным центром Поонежья и оставался таковым на протяжении 300 лет, что позволяет отнести Поонежье к каргопольскому периоду.
С образованием губерний пути северной и южной частей края разошлись: юг с Каргополем отошел к Олонецкой губернии, север с Онегой - к Архангельской.

Ныне, хотя и объединена вся Онежская земля под юрисдикцией Архангельской области, очень большую сложность представляют проблемы изучения Каргополья, материалы которого рассыпаны по нескольким областям. Вместе с тем, у Поонежья имеется настолько много общего, что больше свидетельствует о единстве, чем о различиях.

На переломах истории у края всегда была одна судьба. Итак, Онежская земля вошла, как единое целое, в состав Московского государства и три века развивалась в форме Каргопольского уезда. Уезд разделился на несколько станов, первоначально на Каргопольский и Турчасовский, а потом на 4: Каргопольский, Усть-Мошский, Мехреныский, Турчасовский. В таком виде они существовали до момента образования губерний в 70-х годах XVIII века. Именно эту эпоху правомерно назвать наивысшим взлетом края по отношению к другим местностям в российской истории.

Не все происходило гладко на событийном фоне: опричнина, Смутное время, петровские реформы, но толчок развития, заданный в начале XVI века, позволил краю идти вперед, невзирая на препятствия, возникающие по внешним и внутренним причинам. На данном этапе город Каргополь определял движение всего региона и, одновременно, заслонял собой остальной массив Поонежья от взглядов отечественной истории. В XVI веке выросли и расцвели селения, где располагалось становое управление, особенно это касается Усть-Моши и Турчасово, расположенных непосредственно на реке Онеге. По понятиям того времени, они по праву относились к средневековым городам. В итоге, можно выстроить цепочку перемещения столицы нашего северного края за тысячелетнюю историю славянского освоения: ушедшая в небытие Усть-Моша - Холмогоры - Архангельск.

В книге есть еще одна глава о Каргополе.

На сайте еще о Каргополе и Каргополье - здесь.

6. Усть-Моша - первая столица Поонежья

Само название Моша притягивает чем-то необычным. Кто ведает, возможно, оно связано с древним финноугорским божеством Мокша, а одна из букв затерялась в глубине веков. Территория стана занимала значительную часть верхней Онеги с севера на юг, на западе она граничила с Заонежскими погостами, на востоке - на значительном расстоянии от Мошинского озера перехватывала все важнейшие водные пути, находившиеся в руках у Новгорода. Еще в XVII веке Моша являлась стратегически важным пунктом, который ни объехать, ни обойти было невозможно. В 1615 году для защиты от разбойников периода Смутного времени соорудили они острожок, подобрали сотника, вооружили и поставили ему под начало стрельцов В крепости располагались 2 деревянных церкви Иоанна Богослова и Кирилла Александрийского, избы священнослужителей, 2 двора земских, таможенный двор, 5 осадных крестьянских изб, 36 амбаров, 24 клети, да 29 дворов тяглых с мужским населением 24 человека.

Из известных Усть-Мошинских крепостей известно две: построенная в 1615 году, и поздней постройки середины 30-х годов, показанной на рисунке. Но история села приводит, по аналогии с ранней турчасовской XIV-ХV века, к существованию более раннего их прототипа. Древний острог может уходить корнями к началу ХII века, ко времени размещении в Усть-Моше домажирича из Онег. Где-то он должен хранить княжеское добро, собранное со всего Заволочья, а также содержать преступников и неугодных власти лиц до их отправки в Новгород. По количеству населения, речь идет только о6 остроге, само селение находилось неподалеку под прикрытием крепостных стен, посадские люди и крестьяне по тревоге занимали предписанные места в крепости, для отдыха размещались в осадных дворах. В крепости постоянно проживало, исходя из писцовой книги, не менее 100 человек. Подобные населенные пункты в тот период считались достаточно крупными на Севере.

В конце XVII века крепость обветшала и прекратила свое существование, но само село разрослось и заняло ее территорию. Необходимость в воссоздании деревянных крепостей на ту пору отпала, валы и рвы были ликвидированы. Но центр селения к концу XVIII века переместился на место крепости. Именно здесь, начиная с 1773 года, возводится храмовый комплекс из трех деревянных, одной двухэтажной каменной церквей и каменной колокольни, за общей оградой, ставший самым величественным на реке Онеге, за исключением только Каргополя. Тем самым, прихожане отдали дань уважения славной истории села. Впоследствии жизнь селения стала перемещаться в сторону Питерского тракта, а после революции и разрушения храмов угасла совсем. В настоящее время на месте храмового комплекса не осталось ничего, что свидетельствовало бы о существовании трех деревянных церквей, о былых каменных сооружениях напоминают лишь поросшие травой двухметровые кучи кирпичного мусора. Сохранились фрагменты церковной ограды и могила священника. Примечательно, что церковная ограда с трех сторон совпала со старыми осыпями бывшей крепости. Только с одной стороны заметны следы крепостного рва, характер которых позволяет заключить, что ров вокруг крепости не был излишне глубоким (приблизительно около 4-5 метров глубиной).

Вместе с тем, крепость располагалась на обрывистом берегу десятиметровой высоты, делавшем ее со стороны реки Моши и частично Онеги неприступной. Но низко расположенный урез воды не давал возможности наполнить водой окружающие крепость рвы естественным способом подобно каргопольской крепости. Для естественного заполнения водой ров должен быть глубиной 12-13 метров, что потребовало перемещения более миллиона кубометров грунта. Допустим, усть-мошане смогли выполнить такой титанический труд, но вновь закопать рвы бесследно - подобную возможность следует отбросить без рассмотрения. Время, даже тысячелетия, также было бессильно в этом плане. Вероятнее всего, что ров наполовину своей глубины наполнялся водой искусственным путем с помощью специального приспособления со стороны реки Мощи, а откосы во избежание утечки воды и для осложнения его преодоления выполнены в глинобитном исполнении.

Представляется, что не так проста была построенная с умом и прекрасным знанием дела усилиями и на средства только местных крестьян деревянная усть-мошская крепостица и ее оборонительные возможности ненамного уступали каргопольской.

Турчасово

Другим становым центром Поонежья являлся, как его неоднократно называли в средневековье, город Турчасов. Дату основания селения древность от нас скрыла, но поселение также входило в число погостов, упомянутых в Уставе 1137 года. Одна из версий происхождения названия села гласит, что оно состоит из двух слов «тур» - башня и «час» - дозор или дозорная башня, но, более вероятно, это является позднейшей трансформацией Турова погоста. Происхождение села можно отнести и к местному финно-угорскому населению. Корень «тур» обозначает понятие божества-громовержца (у скандинавов Торо, «тур» - священный лебедь у народа Коми и т. д.); «час», в данной версии, - результат освящения чудского святилища христианским крестом. Рядом с погостом длительное время сохранялась часовня Животворящего креста Господня. Место для селения приходилось долго отвоевывать у природы. В одном сказании, относящемуся к 1539 году, местность около Турчасова характеризовалась, как непроходимая. Первоначально село полностью размещалось на правой стороне реки в районе острога. Наиболее древняя крепость, по мнению А.В.Никитина, относилась к XIV-XV векам.

В 15-16 столетиях в Турчасове существовал приход с причтом, состоящим исключительно из монахов. По отношению к первой половине XVI века, Каргополь и Турчасов «можно назвать городом в научном смысле этого слова» считал историк А.А.3имин, и его точка зрения не вызывает сомнений.

В 1590 году Турчасово подверглось нападению шведов, которые разграбили и сожгли село. После нападения острог и селение восстановились, но наличие крепости не спасло жителей от трагедии Смутного времени. Острог оказался разрушен, а жители, в нем скрывавшиеся, посечены. Впоследствии он восстанавливался два раза: в 1631 служилым человеком Ю.Я.Челядиным и вновь в 1670 годах, а затем разобран по ветхости.

Посад и посадское поселение на левобережье стало складываться не ранее первой половины XVI века. Одно из первых летописных упоминаний Турчасова в устоявшемся прочтении содержалось в царской грамоте 1533 года с обозначением, как центра одного из двух станов Каргопольского уезда. Стан этот был очень велик и состоял из 48 волостей. На юге он граничил с Усть-Мошей, на севере простирался до Белого моря и охватывал все побережье от Онежского берега до Кемской волости включительно.

Наибольшего расцвета Турчасово достигло во второй половине XVI-XVII веках. По переписной книге 1622 года Турчасовский посад имел тяглых дворов - 83, лавок - 41. Количество населения ориентировочно составляло 800-900 человек, с приезжающими - превышало 1000, потому что являлось основным пунктом солеторговли на пути из Поморья в Каргополь. Посадское население состояло, в основном, из ремесленников и купцов, причисленных к крестьянству и плативших налоги по сошному письму. На посаде располагались мирской двор, становая квартира, таможенная и кабацкая избы, гостиный двор, лавки, амбары и харчевни.

Турчасовский становой или доводчик представлял государственную власть на нижней Онеге, собирал подати со всех волостей и вел следствие по уголовным делам. Волостные общины передавали ему подати, собранные внутри волостей, и осуществляли низший суд.

Турчасово славилось своим храмовым комплексом-тройником - две церкви и колокольня. Сама Турчасовская волость была густо заселена, на протяжении 8 верст в ней насчитывалось около 40 деревень. По периметру этого куста возвышались 6 часовен, что в совокупности создавало своеобразную Турчасовскую перспективу, которую с юга дополнял древний городок Рагонима с вознесшейся близ городища, валы которого, большей частью, уже смыты рекой Онегой, каменной церковью и колокольней при ней, а с севера виднелись маковки храмов Прилуцкого прихода.

Онега

Развитие города Онеги, ставшего с начала ХХ века крупнейшим населенным пунктом Поонежья, которым он оставался до конца советского периода, происходило непросто. История города восходит к периоду освоения Заволочья новгородцами. В Уставе 1137 года поселение не проходит под своим конкретным именем, а выведено под названием погоста «на мори», подтверждением тому служит обозначение на новгородских картах ХIIIII веков Погоста на море в устье Онеги. Следующее летописное упоминание относится к нападению норвежцев и разграблению онежского погоста в 1419 году. Данный факт доказывает существование церковного прихода в устье Онеги за несколько десятилетий до основания Соловецкого монастыря. Известно, что в ХV веке существовала Успенская церковь, в 1597 году выстроен Никольский храм с колокольней.

С ХV века местность стала называться Устьянской волостью. В 1496 году предпринимается экспедиция думного дьяка Григория Истомы в Данию и онежане принимают участие в строительстве кораблей для задуманного предприятия, а старт путешествия отмечен из селения Погост. В состав экспедиции включили онежанина Ивана Амосова, составившего первую карту Белого моря. Большую известность волость получила в XVI веке, например, в 1559 году указывается: «..на устье Онеги реки погост, а в нем церковь Никола Чудотворец, а другая Успения Пречистые, и к тому погосту деревня церковная, пашни обжа».

С XVII века местность упоминается под общим названием Усть-Онега и, некоторое время, Усть-Яны. В 1613 году волость полностью выжжена черкассами, набеги повторились в 1619 году, но вскоре восстановлена. По состоянию на 1621 год на погосте числились одна церковь и 20 дворов. В 1657 году закладывается Крестный монастырь и волость приписывается к нему в полном составе. Главная особенность развития города до 60-х годов XVIII века - он ничем не выделялся из ряда других населенных пунктов нижней Онеги, концентрации населения в каком-то одном месте Онежского поморья не отмечалось, люди проживали на побережье примерно в равнозначных селениях. Административный центр светского управления до 70-х годов XVIII века находился в Турчасово, а духовная жизнь исправлялась на нижней Онеге и побережье Белого моря Соловецким монастырем, а с 60-х годов XVII века - Крестным, который со дня своего образования сосредоточил всю полноту власти в Устьянской волости.

Торговое сообщение с заграницей до середины XVIII века шло, преимущественно, по Северной Двине, а онежское направление не получало должного развития из-за сложностей судоходства по Онеге. Вместе с тем, Онежское поморье отличалось своими древними мореходными и кораблестроительными традициями. Ныне в Центральном Военно-Морском музее хранится Мореходная книга из села Кушереки, составленная в конце XVII века и переписанная в начале ХIХ-го. Прослышав о мастерстве онежских корабелов, царь Петр I послал в Онеry стольника Ивлева для набора опытных мастеров. Высокая оценка уровня онежской судостроительной школы послужила основанием к образованию Онежского адмиралтейства. Услугами местных корабелов постоянно пользовались Соловецкие старцы для постройки судов для монастыря.

Настоящее развитие Онега получила с началом лесозаготовительной и лесообрабатывающей отрасли, которая вытянула город в промышленного лидера региона. Условия судоходства и местности предопределили отправку продукции на экспорт. Внутренний рынок в ней не нуждался, при том и доставка леса в центральные области страны до начала 20 века не представлялась возможным.

Продолжение                                             К началу

Примечания:
1. Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.
2. Разбивка на части и выделения - ведущего сайта.
3. Рисунки - из книги Вл. Васёва.
4. Дополнительные материалы на нашем сайте:
Каргополь и Каргополье, Турчасово, Онега.