Владимир Васёв
ПООНЕЖЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(конспект книги)
4.
ЦЕНТРЫ ПООНЕЖЬЯ: КАРГОПОЛЬ, УСТЬ-МОША, ТУРЧАСОВО, ОНЕГА
Каргополь и Каргополье
С 1478 года открылась новая глава в
истории Онежской земли, которая вошла в состав централизованного Московского
государства. Былые заслуги Каргополья перед Москвой не позабылись и на
Поонежье посыпался золотой дождь царских милостей. Монополия на продажу соли
и пушной промысел дали старт бурному экономическому развитию региона,
который к середине XVI века вышел в число первых двух десятков самых важных
частей Государства Московского.
Чтобы не
поставить город и регион в тень друг друга, следует отметить несколько
периодов:
- начальный, когда все безраздельно принадлежало Новгороду;
- переходный - произошло включение Каргополья де-факто в состав
Ростово-Суздальской земли и переход Поонежья под власть новгородских князей;
- каргопольский - Поонежье целиком управлялось из Каргополя;
-
губернский - разделение государства на губернии и связанного с ним
переподчинения различных частей края;
- советский - деление Поонежья на
районы;
- современный.
На
начальном этапе происходило заселение края новгородцами и их доминирование в
онежских пределах.
В переходном периоде район Каргополя отделился от
Новгорода и вместе с Белозерьем вошел в состав Ростово-Суздальской земли.
Одновременно, Поонежье, формально оставаясь в составе новгородских земель,
фактически перешло в руки новгородских, тверских, московских князей. С
падением Новгорода Каргополь стал административным центром Поонежья и
оставался таковым на протяжении 300 лет, что позволяет отнести Поонежье к
каргопольскому периоду.
С образованием губерний пути северной и южной
частей края разошлись: юг с Каргополем отошел к Олонецкой губернии, север с
Онегой - к Архангельской.
Ныне, хотя и объединена вся Онежская земля под юрисдикцией
Архангельской области, очень большую сложность представляют проблемы
изучения Каргополья, материалы которого рассыпаны по нескольким областям.
Вместе с тем, у Поонежья имеется настолько много общего, что больше
свидетельствует о единстве, чем о различиях.
На
переломах истории у края всегда была одна судьба. Итак, Онежская земля
вошла, как единое целое, в состав Московского государства и три века
развивалась в форме Каргопольского уезда. Уезд разделился на несколько
станов, первоначально на Каргопольский и Турчасовский, а потом на 4:
Каргопольский, Усть-Мошский, Мехреныский, Турчасовский. В таком виде они
существовали до момента образования губерний в 70-х годах XVIII века. Именно
эту эпоху правомерно назвать наивысшим взлетом края по отношению к другим
местностям в российской истории.
Не все происходило гладко на событийном фоне: опричнина, Смутное время, петровские реформы, но толчок развития, заданный в начале XVI века, позволил краю идти вперед, невзирая на препятствия, возникающие по внешним и внутренним причинам. На данном этапе город Каргополь определял движение всего региона и, одновременно, заслонял собой остальной массив Поонежья от взглядов отечественной истории. В XVI веке выросли и расцвели селения, где располагалось становое управление, особенно это касается Усть-Моши и Турчасово, расположенных непосредственно на реке Онеге. По понятиям того времени, они по праву относились к средневековым городам. В итоге, можно выстроить цепочку перемещения столицы нашего северного края за тысячелетнюю историю славянского освоения: ушедшая в небытие Усть-Моша - Холмогоры - Архангельск.
В книге есть еще одна глава о Каргополе.
На сайте еще о Каргополе и Каргополье - здесь.
6.
Само
название Моша притягивает чем-то необычным. Кто ведает, возможно, оно
связано с древним финноугорским божеством Мокша, а одна из букв затерялась в
глубине веков. Территория стана занимала значительную часть верхней Онеги с
севера на юг, на западе она граничила с Заонежскими погостами, на востоке -
на значительном расстоянии от Мошинского озера перехватывала все важнейшие
водные пути, находившиеся в руках у Новгорода. Еще в XVII веке Моша являлась
стратегически важным пунктом, который ни объехать, ни обойти было
невозможно. В 1615 году для защиты от разбойников периода Смутного времени
соорудили они острожок, подобрали сотника, вооружили и поставили ему под
начало стрельцов В крепости располагались 2 деревянных церкви Иоанна
Богослова и Кирилла Александрийского, избы священнослужителей, 2 двора
земских, таможенный двор, 5 осадных крестьянских изб, 36 амбаров, 24 клети,
да 29 дворов тяглых с мужским населением 24 человека.
Из
известных Усть-Мошинских крепостей известно две: построенная в 1615 году, и
поздней постройки середины 30-х годов, показанной на рисунке. Но история
села приводит, по аналогии с ранней турчасовской XIV-ХV века, к
существованию более раннего их прототипа. Древний острог может уходить
корнями к началу ХII
века, ко времени размещении в Усть-Моше домажирича из Онег. Где-то он должен
хранить княжеское добро, собранное со всего Заволочья, а также содержать
преступников и неугодных власти лиц до их отправки в Новгород. По количеству
населения, речь идет только о6 остроге, само селение находилось неподалеку
под прикрытием крепостных стен, посадские люди и крестьяне по тревоге
занимали предписанные места в крепости, для отдыха размещались в осадных
дворах. В крепости постоянно проживало, исходя из писцовой книги, не менее
100 человек. Подобные населенные пункты в тот период считались достаточно
крупными на Севере.
В конце
XVII века крепость обветшала и прекратила свое существование, но само село
разрослось и заняло ее территорию. Необходимость в воссоздании деревянных
крепостей на ту пору отпала, валы и рвы были ликвидированы. Но центр селения
к концу XVIII века переместился на место крепости. Именно здесь, начиная с
1773 года, возводится храмовый комплекс из трех деревянных, одной
двухэтажной каменной церквей и каменной колокольни, за общей оградой,
ставший самым величественным на реке Онеге, за исключением только Каргополя.
Тем самым, прихожане отдали дань уважения славной истории села. Впоследствии
жизнь селения стала перемещаться в сторону Питерского тракта, а после
революции и разрушения храмов угасла совсем. В настоящее время на месте
храмового комплекса не осталось ничего, что свидетельствовало бы о
существовании трех деревянных церквей, о былых каменных сооружениях
напоминают лишь поросшие травой двухметровые кучи кирпичного мусора.
Сохранились фрагменты церковной ограды и могила священника. Примечательно,
что церковная ограда с трех сторон совпала со старыми осыпями бывшей
крепости. Только с одной стороны заметны следы крепостного рва, характер
которых позволяет заключить, что ров вокруг крепости не был излишне глубоким
(приблизительно около 4-5 метров глубиной).
Вместе с
тем, крепость располагалась на обрывистом берегу десятиметровой высоты,
делавшем ее со стороны реки Моши и частично Онеги неприступной. Но низко
расположенный урез воды не давал возможности наполнить водой окружающие
крепость рвы естественным способом подобно каргопольской крепости. Для
естественного заполнения водой ров должен быть глубиной 12-13 метров, что
потребовало перемещения более миллиона кубометров грунта. Допустим,
усть-мошане смогли выполнить такой титанический труд, но вновь закопать рвы
бесследно - подобную возможность следует отбросить без рассмотрения. Время,
даже тысячелетия, также было бессильно в этом плане. Вероятнее всего, что
ров наполовину своей глубины наполнялся водой искусственным путем с помощью
специального приспособления со стороны реки Мощи, а откосы во избежание
утечки воды и для осложнения его преодоления выполнены в глинобитном
исполнении.
Представляется, что не так проста была построенная с умом и прекрасным
знанием дела усилиями и на средства только местных крестьян деревянная
усть-мошская крепостица и ее оборонительные возможности ненамного уступали
каргопольской.
Турчасово
Другим
становым центром Поонежья являлся, как его неоднократно называли в
средневековье, город Турчасов. Дату основания селения древность от нас
скрыла, но поселение также входило в число погостов, упомянутых в Уставе
1137 года. Одна из версий происхождения названия села гласит, что оно
состоит из двух слов «тур» - башня и «час» - дозор или дозорная башня, но,
более вероятно, это является позднейшей трансформацией Турова погоста.
Происхождение села можно отнести и к местному финно-угорскому населению.
Корень «тур» обозначает понятие божества-громовержца (у скандинавов Торо,
«тур» - священный лебедь у народа Коми и т. д.); «час», в данной версии, -
результат освящения чудского святилища христианским крестом. Рядом с
погостом длительное время сохранялась часовня Животворящего креста Господня.
Место для селения приходилось долго отвоевывать у природы. В одном сказании,
относящемуся к 1539 году, местность около Турчасова характеризовалась, как
непроходимая. Первоначально село полностью размещалось на правой стороне
реки в районе острога. Наиболее древняя крепость, по мнению А.В.Никитина,
относилась к XIV-XV векам.
В 15-16
столетиях в Турчасове существовал приход с причтом, состоящим исключительно
из монахов. По отношению к первой половине XVI века, Каргополь и Турчасов
«можно назвать городом в научном смысле этого слова» считал историк
А.А.3имин, и его точка зрения не вызывает сомнений.
В 1590
году Турчасово подверглось нападению шведов, которые разграбили и сожгли
село. После нападения острог и селение восстановились, но наличие крепости
не спасло жителей от трагедии Смутного времени. Острог оказался разрушен, а
жители, в нем скрывавшиеся, посечены. Впоследствии он восстанавливался два
раза: в 1631 служилым человеком Ю.Я.Челядиным и вновь в 1670 годах, а затем
разобран по ветхости.
Посад и посадское поселение на левобережье стало складываться не ранее первой половины XVI века. Одно из первых летописных упоминаний Турчасова в устоявшемся прочтении содержалось в царской грамоте 1533 года с обозначением, как центра одного из двух станов Каргопольского уезда. Стан этот был очень велик и состоял из 48 волостей. На юге он граничил с Усть-Мошей, на севере простирался до Белого моря и охватывал все побережье от Онежского берега до Кемской волости включительно.
Турчасовский становой или доводчик представлял государственную власть на
нижней Онеге, собирал подати со всех волостей и вел следствие по уголовным
делам. Волостные общины передавали ему подати, собранные внутри волостей, и
осуществляли низший суд.
Турчасово славилось своим храмовым комплексом-тройником - две церкви и
колокольня. Сама Турчасовская волость была густо заселена, на протяжении 8
верст в ней насчитывалось около 40 деревень. По периметру этого куста
возвышались 6 часовен, что в совокупности создавало своеобразную
Турчасовскую перспективу, которую с юга дополнял древний городок Рагонима с
вознесшейся близ городища, валы которого, большей частью, уже смыты рекой
Онегой, каменной церковью и колокольней при ней, а с севера виднелись
маковки храмов Прилуцкого прихода.
Онега
Развитие
города Онеги, ставшего с начала ХХ века крупнейшим населенным пунктом
Поонежья, которым он оставался до конца советского периода, происходило
непросто. История города восходит к периоду освоения Заволочья новгородцами.
В Уставе 1137 года поселение не проходит под своим конкретным именем, а
выведено под названием погоста «на мори», подтверждением тому служит
обозначение на новгородских картах ХII-ХIII
веков Погоста на море в устье Онеги. Следующее летописное упоминание
относится к нападению норвежцев и разграблению онежского погоста в 1419
году. Данный факт доказывает существование церковного прихода в устье Онеги
за несколько десятилетий до основания Соловецкого монастыря. Известно, что в
ХV веке существовала
Успенская церковь, в 1597 году выстроен Никольский храм с колокольней.
С ХV
века местность стала называться Устьянской волостью. В 1496
году предпринимается экспедиция думного дьяка Григория Истомы в Данию и
онежане принимают участие в строительстве кораблей для задуманного
предприятия, а старт путешествия отмечен из селения Погост. В состав
экспедиции включили онежанина Ивана Амосова, составившего первую карту
Белого моря. Большую известность волость получила в XVI веке, например, в
1559 году указывается: «..на устье Онеги реки погост, а в нем церковь Никола
Чудотворец, а другая Успения Пречистые, и к тому погосту деревня церковная,
пашни обжа».
С XVII
века местность упоминается под общим названием Усть-Онега и, некоторое
время, Усть-Яны. В 1613 году волость полностью выжжена черкассами, набеги
повторились в 1619 году, но вскоре восстановлена. По состоянию на 1621 год
на погосте числились одна церковь и 20 дворов. В 1657 году закладывается
Крестный монастырь и волость приписывается к нему в полном составе. Главная
особенность развития города до 60-х годов XVIII века - он ничем не выделялся
из ряда других населенных пунктов нижней Онеги, концентрации населения в
каком-то одном месте Онежского поморья не отмечалось, люди проживали на
побережье примерно в равнозначных селениях. Административный центр светского
управления до 70-х годов XVIII века находился в Турчасово, а духовная жизнь
исправлялась на нижней Онеге и побережье Белого моря Соловецким монастырем,
а с 60-х годов XVII века - Крестным, который со дня своего образования
сосредоточил всю полноту власти в Устьянской волости.
Торговое
сообщение с заграницей до середины XVIII века шло, преимущественно, по
Северной Двине, а онежское направление не получало должного развития из-за
сложностей судоходства по Онеге. Вместе с тем, Онежское поморье отличалось
своими древними мореходными и кораблестроительными традициями. Ныне в
Центральном Военно-Морском музее хранится Мореходная книга из села Кушереки,
составленная в конце XVII века и переписанная в начале ХIХ-го. Прослышав о
мастерстве онежских корабелов, царь Петр I
послал в Онеry стольника Ивлева для набора опытных мастеров. Высокая оценка
уровня онежской судостроительной школы послужила основанием к образованию
Онежского адмиралтейства. Услугами местных корабелов постоянно пользовались
Соловецкие старцы для постройки судов для монастыря.
Настоящее развитие Онега получила с началом лесозаготовительной и
лесообрабатывающей отрасли, которая вытянула город в промышленного лидера
региона. Условия судоходства и местности предопределили отправку продукции
на экспорт. Внутренний рынок в ней не нуждался, при том и доставка леса в
центральные области страны до начала 20 века не представлялась возможным.
Примечания:
1.
Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.
2. Разбивка на части и выделения - ведущего сайта.
3. Рисунки - из книги
Вл. Васёва.
4. Дополнительные материалы на нашем сайте:
Каргополь и Каргополье, Турчасово,
Онега.