Владимир Васёв

ПООНЕЖЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(конспект книги)


ОТ АВТОРА

Закончился период последнего обледенения и Онежская земля начала возрождаться, вновь образовались озера и реки, пробила себе русло в известняках главная река края - Онега. На берега ее пришла жизнь. Сначала в форме тундры с карликовой полярной растительностью, леммингами и северными оленями, затем их сменяют леса со своим животным миром. Создаются благоприятные условия для обитания человека и он не заставляет себя долго ждать.

Появление людей в Поонежье зафиксировано с рубежа 10 тысяч лет назад. Прошли тысячелетия и первобытные люди, постепенно совершенствуясь и переходя на более высшие ступени цивилизации, расселились по всей территории края, объединившись в первобытно-общинные племена, которые явились прототипом финноугорских народов. Пришедшие на Север славяне вытеснили или ассимилировали их, прочно закрепились на Онеге и продолжили осваивать пространства на Северной Двине и далее на восток. Подавляющую часть населения края на протяжении тысячелетнего славянского периода составляли крестьяне, которые на своих плечах пронесли основную ношу, выпавшую на Поонежье, на всех этапах развития региона. От народной жизни православной дореволюционной России невозможно отделить церковь. Но она не была однородна. Из нее выделилось отдельное течение - старообрядчество, которое имело значительное влияние в Каргополье. Крестьянство и церковь определяли природу существования и развитие края в течение многих веков.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ПООНЕЖЬЯ

Что за люди жили до нас на этой земле, какие они были, когда и откуда пришли - такие вопросы всегда вызывали интерес. Наиболее целесообразно рассмотреть характер заселения края в следующей последовательности: начальное появление первобытного человека на Онеге по археологическим материалам, финноугорский период, пришествие славян...

С небольшими оговорками, начало комплексному археологическому изучению Поонежья положено в 30-40-х годах прошлого века, а до того времени об истории древнейшего заселения края не было известно почти ничего. К концу советской эпохи в Поонежье обнаружено 95 памятников археологии, в том числе: в Каргопольском районе - 48, из них 4 относятся к мезолиту, 40 - к неолиту и 4- к средневековью; в Няндомском - 15 неолитических стоянок, из них 11 - на озере Моше; в Онежском - 10, из них к средневековью - 1, остальные - к неолиту; в Плесецком - 22 неолитических памятника.

...В настоящее время считается, что Нижняя Онега располагается на стыке двух археологических культур: беломорской и карельской...

Касаясь непосредственно доисторического периода, следует отметить, что в Восточном Прионежье известны лишь 15 пунктов, в которых проходят материалы середины - третьей четверти 1 тысячелетия и 14 памятников и местонахождений человека IХ века - третьей четверти Х века, в сопоставлении с тем, что находок, относящихся к концу 10-13 столетиям, насчитывается около 1007. Это свидетельствует о значительном притоке населения в Каргополье...

...За последние 70 лет произведен поистине революционный прорыв в археологическом изучении Поонежья, потому что ранее о пребывании первобытного человека на онежских берегах абсолютно ничего не было известно. Связывая воедино находки мезолита, показывающие наличие людей монголоидного типа и европейского, при существенном преобладании последнего, и неолита с достаточно тесным взаимодействием культур, правомерно сделать вывод о том, что Поонежье было вписано в общую систему развития и взаимодействия многих соседних племен.

ПЕРВОПРИХОДЦЫ

...После схода последнего валдайского ледника двигавшиеся за ним люди порядка 10 тысяч лет назад переместились по данной местности в районы Кольского полуострова, Финляндии и Скандинавии. При этом первопроходцы и основная масса населения этих территорий прошли именно по Поонежью, так как другие пути оказались отрезаны морем. Закрепившиеся в северных широтах племена послужили основой для будущих викингов и других народов Скандинавии. Вместе с тем, статического состояния в процессе заселения не отмечалось. Сменявшиеся друг друга потепления и похолодания вызывали и движение племен. Археологические находки указывают на тесное соприкосновение и взаимопроникновение культур народов Севера, подобно жидкости в сообщающихся сосудах.

Пока не сложилось еще отчетливого мнения о структуре коренного населения онежского края, но археологическая подоплека исторического периода свидетельствует, что в первом тысячелетии , в регионе сосуществовали финноугорские племена, которые имели черты тех и других народностей. Эти самые племенно-общинные группы стали предшественниками финноугров, проживавших на территории региона в первом тысячелетии н. э. до самого их исхода в результате пришествия славян.

...Накануне прихода славян...верхнее течение реки занимали различные племена под собирательным названием «чудь заволочская». Такое общее название, относящееся ко всей территории Архангельской области, вполне уместно локализовать и обозначить выражением «чудь белоглазая». Часть каргопольской чуди, вероятно, по волокам переместилась в бассейн реки Ваги, где о проживании чуди широко известно, другая - в район Лекшмозера и далее на север, основная - на запад, соединившись с вепсами. По различным источникам, исход чуди в форме полной ассимиляции в среде славянского населения возможно ориентировочно датировать: по району верхней Онеги - до конца ХII века, Лекшмозеро-Кенозеро - 13-15 столетие и Ундозеро - Водлозеро - XVI - начало ХIХ века».

В среднем течении реки Онеги проживало финноязычное племя емь, что в переводе с финского означает «мокрый, водяной». Границы его расселения определяются водоразделом рек Вага и Онега на юге, самой рекой Онегой - с запада и на востоке - Северной Двиной; с севера -линией, проходящей по 64 параллели в районе Северной Двины и 63-ей - в бассейне Онеги. Факт обитания еми в Заволочье не требует доказательств: в Уставе новгородского князя Святослава Олыовича емь перечислена в числе даннических единиц онежского ряда и обязана была давать лань мехами. Локализация племен в вышеуказанных границах с центральной осью по реке Емце подкрепляется топонимическим анализом: Емца, Емецк, Еменыа и т. д.

...Основная часть еми к середине ХIII века переместилась в район Карельского перешейка и нынешней Эстонии. Не исключено, что часть ее поучаствовала и в образовании эстонской нации. Одновременно, емь вступила в союз с традиционными противниками Новгорода и переквалифицировалась из данника в откровенного врага новгородцев. ...

 В 60-х годах ХIV века емь воссоединилась полностью, тем самым окончательно завершила общий процесс исторического разделения финноугорских народностей. Летописные свидетельства утверждают, что процесс этот не был столь однозначно прост и окончательное разделение произошло не в первом тысячелетии до н. э., а в середине XIV века. Уместно завершить разговор о еми словами В. Татищева, посвященными названиям северных частей России: «... и у русских на разные названия разделялась: начав от России - Корелия, возле оной к востоку - Емь, или Ямь, далее Двиняне».

По отношению к нижней Онеге, ни в русских летописях, ни в иностранных источниках нет прямых указаний, кто проживал на этих землях в дославянский период. Отсутствие каких-либо сведений не дает оснований исключить возможность существования самостоятельного племени, вместе с тем, предположить полную незаселенность побережья в районе Онежской губы не представляется возможным. Некоторым образом, археологические раскопки в районах, прилегающих к городу Онеге, могли бы прояснить ситуацию, но таковые в данном крае не производились.

Таким образом, на современном этапе возможно отнести онежское поморье к ведению племени емь...

Продолжение...

Примечания:
1. Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.