По ОНЕГЕ с помощью Г.ГУННА и ДРУГИХ АВТОРОВ
(подборка материалов)

ТУРЧАСОВО

Село Посад (Турчасово). Онежский район Архангельской области. Входит в состав Чекуевского сельского поселения. В 2010 г. население составляло 109 чел.

Сайт sobory.ru (М.Ильин):

Предположительно приход образовался в конце XV в.
От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 г. и колокольня 1793 г.
В Преображенской проводятся службы. В Преображенской церкви три престола: главный - Преображенский и еще два - Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца.
Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.
Село Турчасово. Погост
Фото из книги И.Бартенева, Б.Фелорова.
Турчасовский приход в 1896 г.
Состоит из 15 деревень, расположенных по обеим берегам Онеги: 6 на левом берегу, 9 на правом.
Приходские храмы - на правом берегу, не далее 4-х верст от деревень.
В окружающих деревнях было построено 6 часовен.
Приход входил в состав т.н.Турчасовской десятины или Стана Каргопольского уезда.
Дворов в приходе (1896 г.) 309, жителей: м.п. -1068, ж.п. - 1216.
В 1849 г. открыто сельское училище, в котором в 1895-96 гг. обучалось до 70 чел.

Г.Б.Дерягин:

...село Турчасово. Место на Онеге известное, одно из древейших поселений новгородцев, их форпост на осваиваемых северных землях...Новгородцы жили в Турчасове уже в XII веке.
Противоположный правый берег называется Острожской горкой. Здесь была древнейшая новгородская крепость - Челядинов острог. В дальнейшем онежские поморы на знали звука "Ч", вместо него говорили "Ц". Поэтому село напротив Турчасово стали называть Целягино.

Первое упоминание о турчасовской церкви относится к 1436 г. Упоминается древняя церковь Николая Чудотоворца. Именно в это время Турчасово стало центром прихода. C XVI века Турчасово стали именовать городом.
Незащищенность Турчасово привела к тому, что в 1590 г. шведы через Белое море и по реке Онеге дошли до него и легко разорили. Осенью 1613 г. отряды литовцев и поляков отправились грабить Белозерский уезд, Каргополь и и другие северные поселения. В конце ноября враги вышли к Турчасову. Их добычей стала"казна денежная, платы, церковные сосуды и паникадила,серебряные оклады и гривки...На своем пути грабители сжигали деревянные храмы, пытались поголовно вырезать жителей..." Но уже в во второй половине XVII в.Турчасово упоминается в "Книге Большому Чертежу" как крупный населенный пункт и называется городом. Город Онега в то время статуса города не имел, был селением менее значимым...

И.Бартенев, Б.Федоров:

В пятнадцати километрах от Ярнемы на зеленом холме стоит древний погост Турчасово, откуда открывается чудесный вид на долину Онеги и бескрайние поля. Не случайно на этом холме возник погост. Вероятно, еще в далекие времена новгородцы, прокладывая путь к океану, по достоинству оценили это место, удобное для устройства крепости, могущей охранять плывущие по реке струги и ладьи с товарами. О существовании тут в прошлом крепостных сооружений напоминает само название погоста — Турчасово. Турчас в переводе со славянского означает — дозорная башня.
Турчасово (Посад). Сайт sobory.ru

Древнее селение Турчасово включало небольшое число построек, в том числе и храмы, которые как бы господствовали над окружающей местностью. За пределами городища располагались жилые дома.
 
Однако известность Турчасову создали не жилые постройки, а церковный ансамбль. За время своего существования он неоднократно менялся. Появлялись, перестраивались и исчезали церкви и колокольни. Простейшие двухскатные здания заменили шатровые, затем пришли кубоватые одноглавые и многоглавые сооружения.
Преображенская церковь.
Фото конца XIX в.
Благовещенская церковь, 1795 г.- не сохран.
Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг. (фрагмент)
Еще до 1964 г. Турчасовский церковный ансамбль включал в себя церковь Благовещения (1795 г.), Преображенскую (1781 г.) и колокольню (1793 г.). Пожар, возникший от удара молнии в 1964 г., уничтожил лучшую из этих церквей — Благовещенскую. Исчезновение этого сооружения в корне изменило весь композиционный строй древнего селения.

Б л а г о в е щ е н с к а я церковь являлась, пожалуй, единственным известным нам памятником народной деревянной архитектуры, который имел чертежи. Они были приложены к указу о строительстве.
План Благовещенской церкви.
Из книги Г.Гунна

План храма был не совсем обычен. Здание как бы делилось на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами по углам восточной стороны и сенями, имевшими два входа: южный и северный. Обе части соединялись между собой переходом, который с северной стороны тоже имел прируб с консольной лестницей. Таким образом, в главную церковь можно было попасть или через большую трапезную, или минуя ее, через северный прируб.
Своеобразно и объемное решение церкви. В ней все подчинено единому движению, устремленному ввысь,Оно начинается медленно, с почти статичного объема низкой трапезной, перекрытой на два ската. Два возвышающихся кубических придела, завершенных кубами со стройными барабанчиками главок, усиливают плавный переход от трапезной к стройному шатру, который как бы вдруг с силой вырвался вверх, подняв массивную луковицу с тонким крестом.

Существующая и поныне П р е о б р а ж е н с к а я   ц е р к о в ь  носит совершенно иной характер. Она имеет ярко выраженную центрическую композицию. Однако то неторопливое движение форм, которое ощущалось в Благовещенской церкви, можно наблюдать и здесь. Четыре одинаковых прируба, покрытые довольно крутыми упругими бочками, как бы поддерживают вытянутый вверх узкий параллелепипед главного объема церкви. Причем движение вверх здесь подчеркивается и собранностью главок, завершающих куб, их достаточно высокими шейками и килями бочек, образующих переход от прирубов к основному объему. Весьма любопытная деталь церкви, очень редко встречающаяся в деревянной архитектуре, — трехлопастная бочка, которая увенчивает пятистенный алтарный прируб.
В 1869 г. Преображенская церковь перестраивалась и была сильно искажена обшивкой, расширением окон и т. д.

Последнее сооружение турчасовского ансамбля — к о л о к о л ь н я ХVIII в. Высота ее 22 сажени... Колоколов — семь и самый большой из них весил восемьдесят семь пудов. Постройка отличается простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.

Турчасовский ансамбль архитектурно объединен с жилой застройкой села. Этому способствовало, как пишет исследователь русского северного жилища П.В.Маковецкий, и «наличие одного и того же материала, одной и той же техники его обработки, общего модуля и ритма горизонтальных венцов многочисленных срубов. Ритмическое движение нарастало последовательно, с определенными интервалами и акцентами, от эпически спокойных горизонтальных изб и трапезной церкви (Благовещенской) к вертикальным объемам приделов, к необычной кубоватой форме их кровли, от медленного ритма редко расположенных жилых построек к стремительному разбегу криволинейных очертаний главок (Преображенской)...

Г.В.Алферова:

...Интересна завершением алтарной части и Преображенская церковь, где алтарь церкви и алтари прирубов покрыты одной широкой бочкой.

Г.П.Гунн:

Это одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится к 1536 году, когда турчасовцы вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехреньжанами «ездили к морю соли купити» и возили ее в Каргополь.

Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме — две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень — 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем ХVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества.
Благовещенская церковь.
Фото В.В.Суслова. 1886 г.
Благовещенская церковь. Трапезная. сайт "Архнадзор"
Благовещенская церковь 1795 года была чрезвычайно интересным сооружением. В облике ее нашли применение все формы покрытия, выработанные деревянным зодчеством: шатер, куб, бочка. Зодчие сделали все возможное, чтобы достичь впечатления величавости, торжественности сооружения. Здание, крещатое в плане, было необычайно вытянуто в длину, распластано по боковым фасадам. С западной стороны далеко выступала обширная трапезная, внутри перекрытие потолка поддерживалось шестью могучими резными столбами (если вспомнить, что обычно в трапезных деревянных церквей стоят два столба, то легко представить размеры сооружения). Между трапезной и храмом по северному и южному фасадам выступали приделы — две башни четвериком, крытые кубом с одной главкой на высокои шейке. Сам четверик храма с восьмериком — массивный, грузный, был увенчан мощным шатром с соразмерно крупной, несколько удлиненной шейкой и главкой. И наконец, традиционная пятистенная апсида с бочкой и главкой. Это грандиозное сооружение не подавляло человека своими размерами, величина его ощущалась только на удалении. Вблизи же здание радовало своей нарядностью, сверканием чешуи лемеха шеек и главок, узорными поясками обломов, ритмом нависающих над повалами полиц, затейливыми теремками по углам четверика.

Благовещенская церковь была единственной из памятников деревянного зодчества, у которой сохранился чертеж, приложенный к указу о ее постройке. Внизу была подпись: «Рисовал города Онеги...» — дальше бумага оторвана и имя зодчего (или чертежника) осталось нам неизвестным.
Этого замечательного памятника теперь нет. Как злое поветрие пронеслось над нижней Онегой в последние два десятилетия и унесло больше половины бесценных памятников...

Вроде бы все прежнее в Турчасове — и пейзаж окрестный и улицы сельские, а того нет, главного, что сразу приковывало взор и не давало оторваться. Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный. А место, где стояла Благовещенская, ровное. Впрочем, не совсем: остался фундамент, сохраняющий очертания ее уникального плана, — гигантские гранитные валуны, иные треснувшие от жара губительного пламени...
Турчасово.
Фото Е.Шелковникова. 2011 г.
Преображенская кубоватая церковь — одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским. Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут а высоту, отчего кажется узким и стройным. По сторонам его четыре прируба (равнокрестие в плане). Прирубы покрыты бочками с главками. Бочки одинаковы по форме, исключение составляет огромная трехлопастная алтарная бочка, которая перекрывает трехчастную апсиду, соответствующую здесь трем престолам церкви -  главному и придельным. Сложную и красивую форму эту встретим мы и у других церквей нижней Онеги. С западной стороны, заходя на северную и южную, здание обводит низкая крытая галерея. Такая галерея носила на Севере название «нищевника» (здесь было место нищих). Расширение окон фасадов — следствие поздней переделки.
Церковь девятиглавая. Четыре главки на бочках образуют нижний ряд, красиво вписываясь своими луковками под повалы здания. Выше следует мощная луковица куба, увенчанного традиционно пятью главами: меньшими по его граням и большой центральной. Сам куб жестких, угловатых очертаний, крытый крупным тесом.

Третий памятник ансамбля — колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Косящатые окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным «турчасом», дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.

Обратимся теперь к самому селу Турчасову. Тип четырехстенной избы на высоком подклете, с четырьмя окнами по главному фасаду, с вытянутым боковым фасадом, различные усложнения этого типа — «двужирные» избы со множеством боковуш и горенок — все это мы уже встречали в нашем путешествии по каргопольским окрестностям и по реке Онеге. Но мы не встречали еще таких сел, где бы так стройно вставали в ряд избы-хоромы.
Турчасово.
 Фото Е.Шелковникова. 1995 г.
Северная деревня обычно огорожена, и на околице существуют ворота. Сделано это, дабы пасущийся скот не забредал на улицу и в огороды. Дорога ведет нас мимо двух рядов домов. Мы замечаем, что избы левого от нас ряда смотрят окнами на дорогу, в то время как избы правого ряда выходят на улицу задами, своими взвозамм. Такой способ застройки поселений называется рядовым и является более древним по сравнению с правильной уличной застройкой, когда дома смотрят окна в окна. В южном конце Турчасова до сих пор сохранился старый порядок. Сначала по самому верху холма был поставлен первый ряд изб, затем, с ростом населения, новые избы стали ставиться ниже первого ряда, но также ориентируясь окнами на реку.
 
В дальнейшем в Турчасове был поставлен и третий ряд изб, еще ниже, также озадками ко второму ряду. Так мы проходим по улице, видя фасады одних изб и задние дворы других.
Центр посадского холма, где стоят церкви и находился старый погост, отделен от изб значительным пространством. Церкви обособлены, выделены в деревенском ансамбле, но не оторваны от него. Они — эстетический центр села, фокус всех лучей, они видны отовсюду, к ним выводит дорога.
Дорога проходит вблизи церковных папертей, и любой путник не мог не задержаться здесь и не засмотреться на эти прекрасные сооружения. Далее дорога идет под уклон. В северной части села уже обычный уличный порядок. Здесь исстари находились волостное правление и торговые лавки, здесь же жили наиболее зажиточные сельчане.
Наконец дорога сходит с песчаного холма вниз и по сырой луговине выводит нас к пристани. Как раз против этого места на другом берегу высится Острожная горка.

Очень старых изб в Турчасове нет, обычно не позже конца прошлого века. Общий облик изб, как и расположение внутренних помещений, традиционен («ищи добра на стороне, а дом люби по старине» — была пословица), новшества вводятся в виде верхних светелок, широких чердачных «тальянских» окон, в элементах убранства. Окна прорубаются шире, чем в старину, наличники красятся, обшиваются тесом, и раскрашиваются углы сруба, но сохраняется традиционное убранство фронтонов изб с верхним коньком, резными причелинами, резным солнцем. Новое порой причудливо сочетается со старым: у иных домов прежняя тесовая кровля заменена шиферной, а старая деталь — курицы, держащие водотечины, — сохраняется. Вообще в Турчасове всюду уловимо городское влияние — и во внешнем облике изб и в городской обстановке домов с бережно сохраняемой мебелью конца прошлого века. Турчасовцы издавна занимались отхожим промыслом, многие бывали в Петербурге (Север вообще тяготел к столице на Неве), да и село свое считали они по старой памяти городком.

Т.М.Кольцова:
"Небо" Преображенской церкви в с.Турчасове выполнено в 1830 г. на холстах художниками-крестьянами Григорием и Павлом Максимовыми.
Небо было восьмигранным, тема - композиция с архангелами.
В центральном круге - "Коронование Богоматери".
Cохранность хорошо видна на снимках Е.Шелковникова (2011 г.).

А.Б.Бодэ:

 В архитектуре турчасовского храмового комплекса синтезированы традиции, относящиеся к различным периодам в развитии деревянного зодчества Поонежья. Столпообразный объём, завершённый шатром, в сочетании с обработкой кокошниками восходит к наиболее ранним поонежским традициям, предположительно появившимся в XVI веке. Архитектурно-художественный образ Преображенской церкви, насыщенный пластикой, воплощает традиции, сформировавшиеся в последней трети XVII века и получившие дальнейшее развитие во второй половине XVIII века. Шатровое завершение Благовещенской церкви было поддержано лаконичной вертикалью колокольни, а кубоватые завершения приделов выглядели как отголосок решения Преображенской церкви. Таким образом, композиционная завязка архитектурно-пространственного решения турчасовского комплекса основана на гармоничном взаимодействии двух примерно равнозначных начал – прямолинейного и пластичного.

Ансамбль в Турчасове завершает блестящий расцвет деревянного зодчества Поонежья. После него уже не было создано ни одного комплекса или отдельной постройки, столь ярко воплотившей поонежские архитектурные традиции.

Проезд:

По дороге Онега - Плесецк до Малой Фехтальмы, затем - паром на левый берег. Второй вариант - чуть выше по реке - перевоз "по требованию" в Целягино (если повезет).

Примечания:
1. Использованные источники:
-  Сайт sobory.ru - Г.Б.Дерягин. Персональный сайт.
Большая Онега.
- И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва. Искусство, 1968.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. Москва, Стройздат. 1973.
- Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
- А.Б.Бодэ. Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие. МГСУ. 2011.
-
сайт "Архнадзор".
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 аршина или 0,7 м
3. Еще о Турчасове -
здесь.
4. Фотографии - частично из публикаций, частично из интернета.
5. Архитектурные термины см.
здесь.