По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

город ОНЕГА, КИЙ-остров

Википедия:

Город Онега расположен на северо-западе Архангельской области, в устье реки Онеги, в 7 км от Онежской губы Белого моря, напротив устья реки Поньги. Большая часть города располагается на правом берегу реки Онеги (имеющей здесь ширину 800 - 1100 м, меньшая на левом. Город вытянут на 7 км вдоль реки...
Кий-остров, находящийся в Белом море напротив устья реки Онеги, также административно включён в город.

Сайт onegaonline.ru :

Фото В.Кузьмина, 2009 г.; сайт onegaonline.ru
Онега - древний русский город, о нем упоминается в Уставе князя Святослава Ольговича от 1137 г. На карте Земля Новгородская XII-XIII веков поселение значится под назание Погост на море. В половине XV в. Московский князь Василий Темный, перечисляя двинские угодья на Севере, также упоминает поселение Усть-Онега....Городом Онега стала по Указу императрицы Екатерины II от 25 января (5 февраля) 1780 г., которым она повелела поморское поселение Устье Онежское называть городом Онег...В 1784 г. Онега стала административным центром Онежского уезда...

Г.П.Гунн:

Мы в городе Онеге, в устье реки, у Белого моря. История города начинается с ХIV века, когда здесь было основано первое поселение новгородцев. Называлось оно Усть-Онегой или Устьянской волостью. Некогда, как и соседние поморские селения, принадлежало Марфе Борецкой, новгородской посаднице.
В ХVII веке волость была пожалована основанному на Кий-острове Крестному монастырю и оставалась в его владении до 1764 года. В 1780 году указом Екатерины II Усть-Онежское селение было переименовано в уездный город Онегу. Своим возвышением от волостного села до уездного центра город был обязан начавшимся лесным разработкам по берегам реки и открывшейся лесной торговле. С этих пор за городом Онегой сохраняется значение крупного лесоэкспортного порта на Севере.

Собор Св. Троицы.
Сайт onegaonline.ru
Фото 2009 г.

Свято-Лазаревская ц.
Сайт onegaonline.ru
Фото 2009 г.
Некогда в Устьянском селении стояли древние деревянные церкви, но страшный пожар 1786 года уничтожил их. Вместо сгоревших в начале ХIХ века были построены две каменные церкви. Здания эти существуют и поныне. Из них следует отметить храм на старом кладбище (святого Лазаря).

Отсутствие древних памятников в самой Онеге восполняется близостью одного из замечательных памятников Беломорья — вышеназванного Крестного монастыря на Кий-острове.

Сайт "Малые города России":

В состав [Онежского соборного] прихода входили все жители города Онеги, Андозерского селения (в 12 верстах от Онеги) и рабочие на лесопильных заводах под Онегой.
В 1657 г. волость, по грамоте царя Алексея Михайловича, была пожалована основанному в том же году патриархом Никоном на острове Кие Крестному монастырю.

Г.П.Гунн:

От причала морского порта катер повезет нас навстречу открытому морю. Все дальше будут отходить в стороны берега реки, рабочие поселки и лесозаводы: вереницы катеров и лодок у причалов, гигантские штабеля бревен, стеллажи пиловочника, иностранные лесовозы под погрузкой. Позади Онега с ее беспокойной жизнью реки-труженицы. Катер выходит в Онежскую губу и следует по фарватеру, обставленному большими морскими бакенами.
Кий-остров. Сайт onegaonline.ru
Пятнадцать километров от города до острова. В хорошую погоду остров виден издали: среди спокойных вод он выделяется сплошной зеленой массой, над которой возвышается белая глава монастырского собора. Если вы попадете в отлив, катер бросит якорь на рейде и к берегу придется съезжать на лодке; если в прилив, то катер пристанет прямо к гранитным камням острова.
 
Природа Кий-острова — первая и чудесная его достопримечательность. Она позволяет понять как особенности архитектуры монастыря, так и сам замысел основать здесь монастырь.

Замысел этот принадлежал всесильному патриарху Никону. В 1639 году, будучи анзерским иеромонахом, он ушел от своего строгого учителя Елеазара и отплыл в рыбацкой лодке с Анзера, направляясь на Онежское устье и дальше, в Кожеозерский монастырь. В пути разыгралась буря, «и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу божественного животворящего креста, спасение получихом перед Онежским устьем, к пристанищу, к Кию острову... Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте святый и животворящий крест», — так говорит об этом событии сам Никон в грамоте об основании монастыря.

В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский и «собинный друг» царя, ездил на Соловки для перенесения в Москву чудотворных мощей Филиппа-митрополита. Никону, безусловно, был близок по духу этот деятель эпохи Грозного, церковный иерарх, не смирившийся перед государственной властью. На возвратном пути Никон решил заехать на тот самый остров, где некогда спасся от бури. Остров был по-прежнему пустынный, и все еще стоял крест, поставленный им в память своего спасения. Тогда же возникло у Никона помышление создать на острове монастырь в честь Креста, «но время не бе, еже начати сие доброе созидание».

Летом 1656 года по ходатайству патриарха царь дал грамоту о построении нового монастыря на Белом море.
 
На остров был направлен старец Нифонт с целью снять чертеж, «где монастырю пристойно быть на какове месте». Вскоре начались и строительные работы. Из описи монастыря от 30 марта 1657 года явствует, что Воздвиженский собор уже был отстроен и в нем установлен кипарисовый крест, присланный Никоном. Собор и другие строения были деревянными. Строительство продолжалось и в последующие годы. Был назначен первый архимандрит монастыря.
Кий-остров. Онежский Крестный Монастырь.
Сайт onegaonline.ru
 В 1660 году Никон в третий и последний раз приехал на Кий-остров. С собой он привез не только колокола и необходимую церковную утварь, привез и мастеров каменных дел.

Все основные работы по возведению трех каменных зданий — храма, трапезной и надкладезной церкви — были завершены во время пребывания Никона на острове — столь бурный размах строительства вполне соответствует кипучей натуре «богатыря-патриарха» (как назвал его историк С.М.Соловьев).

Ансамбль монастыря, созданный при Никоне, сохранился до наших дней, хотя и со значительными утратами.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Старая почтовая открытка. Сайт tusomans.ru
Монастырь расположен в южной оконечности острова. Здесь было выбрано наиболее ровное возвышенное место. Западные фасады церквей смотрят на море, алтарные части выходят на монастырскую площадь. Здания собора, трапезной и надкладезной церкви стоят в тесном единении друг с другом, их стены сложены из гранитных глыб, — в сочетании с окружающими скалами создается впечатление единого монолита.

На самой высокой точке острова поставлен соборный храм. Природным цоколем ему служит обрывистая гранитная скала. Облик собора тяжеловесен и грузен, он прекрасно соотвечает природному окружению.
Кий-остров. Воздвиженский собор.
Сайт wikimedia.org
Это почти куб со стенами, скошенными внутрь. Нижняя часть его, примерно до половины высоты, сложена из тесаного белого камня, создавая как бы постамент для верхней части. Верхняя часть собора сложена так называемой смешанной кладкой — из гранитных глыб вперемежку с большемерным кирпичом. Венчает каменную массу огромный восьмерик барабана с куполом — диаметром примерно в половину длины стен собора.
Эта глава — первое, что видишь, подплывая к острову, — одиноко возвышается над соснами. Она еще более усиливает ощущение суровой грузности собора. Благодаря столь широкому барабану четыре несущие его столба расставлены широко, боковые же нефы, напротив, узкие. Уникальная деталь интерьера — хоры с двумя закрытыми камерами-приделами. В одной из них была маленькая церковка с престолом Михаила Архангела.

Исследователь русской архитектуры М.А.Ильин назвал предположительное имя строителя Воздвиженского собора и всего монастырского комплекса. Им мог быть «каменных дел подмастерье» Аверкий Мокеев, строивший для Никона Валдайский Иверский момастырь.

С южной стороны к собору близко подходит здание трапезной. Суров и впечатляющ ее западный фасад, выходящий на море. Сложенный из дикого камня, из огромных глыб, он выглядит крепостным бастионом. Понизу он срезан скатом скалы, отчего здание кажется вросшим в толщу гранита (нижний этаж его врублен в скалу).

Напротив, южный фасад имеет жилой вид, хотя и здесь та же грузная толща стен, смешанная кладка с эффектно выделяющимися блоками гранита.
Кий-остров. Церковь Рождества Богородицы (слева, справа - трапезная).
Сайт wikimedia.org
С востока к трапезной примыкает церковь Рождества Богородицы. Она выступает на монастырскую площадь своими простыми и предельно четкими объемами: куб храма и высокая цилиндрическая апсида, доходящая до кровли. Трапезная церковь имеет строгое, но эффектное выражение: белая гладь стен, сочетание простых геометрических объемов, четкие вертикальные линии.

К северо-восточному углу трапезной примыкает колокольня, несколько грузная, как м все монастырские строения (ныне шатровый верх ее разобран). В позднее время вход под колокольню был оформлен классическим портиком. С северной стороны к колокольне, ближе к собору, в конце ХVII века была пристроена каменная палатка — усыпальница монастырских настоятелей.

Третье каменное здание, построенное во время пребывания Никона на острове — Надкладезная церковь. По преданию, источник — единственный на скалистом острове — был открыт самим патриархом («построен же бе той кладезь молитвами и трудами самого святейшего патриарха...» — говорится в житии Никона).

Кельи были пристроены к надкладезной церкви в конце ХVII столетия. Нижний этаж, предназначавшийся для хозяйственных нужд, сложен из гранитных блоков, верхний из большемерного кирпича. Верхний этаж келий традиционен для монастырских зданий такого рода в ХVII веке...

Все три главных здания Крестного монастыря — собор, трапезная, кельм — образуют монументальный ансамбль, объединенный единством облика и средств выражения, нерасторжимо связанный с природным окружением. Ансамбль имеет уступчатый план: ближе других зданий выдается к морю корпус келий. Планировка всецело обусловлена особенностями рельефа. Собор, как мы отмечали, стоит на самой высокой скале. Спад скалы как бы сдержан монолитом трапезной, плавно сводящим уклон к ровной площадке. Пространственно замыкает ансамбль здание келий.

Суровым и величественным смотрится ансамбль со стороны моря. В этом месте стена сосен расступилась и открылся вид на его здания. Как в северных деревнях все, что окружало людей, — избы, церкви — сводилось к единому природному творению — дереву, так здесь все выполнено из камня. Это монастырь у северного моря, и это выражено а его постройках со стенами, как у крепостных фортов. Под скалами рокочет прибой, по небольшому песчаному пляжу расхаживают крупные морские чайки...

У монастыря не было каменных стен, его стены созданы самой природой — скалы острова. Прежде была простая невысокая деревянная ограда. Сейчас от нее сохранился только юго-западный угол с башенкой, крытой четырехскатным шатром, она живописно рисуется среди сосен. Из деревянных строений монастыря сохранились также кельи и настоятельские покои ХIХ века и в стороне, за монастырем, кладбищенская церковь 1661 года, ныне сильно перестроенная.
 
На Кий-острове длиной в два километра и шириной до полукилометра все в миниатюре: небольшие огородики, болотистый лужок, есть даже озерко-прудик для разведения карасей, любимой монашеской рыбки...
Восточный берег под монастырем выходит на небольшой залив, обсыхающий в отлив. Если перейти залив, то выйдешь на каменистую луду, длинным узким языком выступающую в море. В ХVIII веке на этом мысу помещались здания таможни, лесной конторы. Здесь прежде находился Онежский порт, на баре Кий-острова делали стоянку суда. до сих пор сохранились вбитые в гранит огромные железные кольца для швартовки судов.

Обитаемой была только южная часть острова. дальше к северу стояли рыбацкие избушки. Когда-то у монастыря здесь были тони. Множество дорожек и тропок, усыпанных хвоей, перевитых корнями сосен, пересекают остров во всех направлениях.

В северной части острова мало кто бывает, здесь глушь и пустынность. Низины острова заросли сырым кустарником, в котором полыхают алые грозди рябины, дрозды треща слетают с веток... На скалах, наверху, стоят величественные сосны. Здесь вторая высшая точка острова, где поставлена тригонометрическая вышка. Если забраться на эту вышку, вид откроется бесподобный. Под вами, словно с высоты птичьего полета, море. Там, где виднеются трубы лесозавода, потерялась в морской бескрайности наша Онега. В одну сторону пошел Лямицкий, Летний берег, низкий и ровный, в другую — Поморский, Зимний, возвышающийся вдали Ворзагорским мысом. И кругом — море, оно шумит внизу — идет прилив, волны накатываются на скалы, чайки кричат.
Виден весь остров в своих вытянутых очертаниях, сплошной зеленой массой возвышается он среди вечно волнующегося, неспокойного моря, и над зеленой ровенью его столетних сосновых крон богатырски возвышается белая сторожевая глава собора...

Да, таков он, Север, — прекрасный и величественный край, хранящий чудеснейшие памятники родного искусства а своих необъятных просторах.

Примечания:
1. Использованные источники:
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Г.Б.Дерягин, Л.А.Харлин. Старая Онега (на сайте Г.Б.Дерягина).
- сайт Малые города России.
- сайт Википедия.
- сайт onegaonline.ru
- сайт tusomans.ru
- сайт wikimedia.org
2. Некоторые панорамные фотографии не кликаются из-за малого размера.
3. Архитектурные термины см. здесь.