НЕБЕСА |
"НЕБО" |
РЕСТАВРАТОРЫ СПАСАЮТ "НЕБО" телесюжет |
«НЕБО»
«Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.
«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8,12,14,15,16.
На этих рисунках из книги - В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972 - видны особенности конструкции перекрытия молельного помещения небом.
В росписях Кенозерских «небес» присутствуют различные сюжеты. Есть небеса
с изображением Архангелов (Пахомиевская часовня в д. Карпово, Иоанна Богослова
в Зихново и др.), Апостолов (Введенская часовня в д. Рыжково, Трех Святителей
в д. Немята) и др., есть смешанные сюжеты.
15 «небес» – такова коллекция "небес" Кенозерского национального
парка - самая большая в России.
Расписные потолки имели распространение не только в часовнях, но и в больших
храмовых сооружениях – церквях. Особо уникальным явлением следует считать
наличие двух «небес» в одном памятнике: алтаре и храме (Порженский погост
и д.Филипповская)
Далее представляем краткие описания и фотографии небес из часовен Кенозерского парка и соседних районов.
1 - 8. "Небо" в Зихнове (часовня Иоанна Богослова)
Сюжет росписи: "Архангелы". Росписи сделаны в иконописной технике
и в иконописных пропорциях. Фон и облака многократно поновлялись, но одежды
и лики святых сохранились почти нетронутыми. Авторская живопись возможно второй
половины 18 века.
В
росписи - 12 граней (Т.М.Кольцова).
Фотографии 208 года |
9 - 15. "Небо" в Рыжково (панорамный снимок неба - снимок Р.Петракова).
Сюжет росписи: "Апостолы" на 11 гранях, "Распятие"
на средней восточной грани, "Рождество Иоанна Предтечи" и "Введение
Богородицы во храм" на соседних с "Распятием" гранях.
Всего - 14 граней.
Масляная живопись конца 19
века (Т.М.Кольцова).
16 - 18. "Небо" в Усть-Поче (макет небес
- из книги "Небеса и окрестности Кенозерья", фотографии Ю.Огурцова и
А.Савиновой).
Сюжет росписи: "Архангелы" и "Житие Николая Чудотворца".
На гранях "Неба" помещены фигуры архангелов и евангелистов, однако
вместо "Распятия" на восточной грани - "Николай Чудотворец"
- патрон часовни. В нижней части каждой грани расположены клейма со сценами
из жития святого. В "небе" - 12 граней.
Росписи принадлежат известному в Кенозерье мастеру, имя которого, к сожалению,
неизвестно
(Т.М.Кольцова).
Теперь имя живописца известно - Федор Захаров ИОК, а роспись сделана в 1881 году. Подробнее... И новое о Федоре Иоке.
19 - 27. "Небо" в Вершинино
Фотографии Ел. Шатковской и Ю.Огурцова. |
Сюжет росписи 16-гранного неба: "Архангелы" и "Распятие"
на восточной грани с фигурами Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова,
Логина Сотника (по одной фигуре на соседних с "распятием" гранях).
Росписи принадлежат тому же мастеру, который расписывал "небеса" в Усть-Поче и Карпово.
Масляная живопись 19 века.
Фотографии 2008 г. |
28 - 30. "Небо" в Конево (фотографии Ю.Огурцова).
Конево не входит в Кенозерский национальный парк, но основная дорога в Парк
идет через Конево. И там приходится ждать автобуса: туда или обратно. Поэтому
при наличии времени стоит зайти в часовню и посмотреть ее.
По Т.М.Кольцовой, это роспись со смешанным сюжетом.
31 - 37 . "Небо"в Немяте.
В самой часовне сейчас небеса не установлены. Доски небес после реставрации можно посмотреть в Вершинино в "Рухлядном амбаре" - так называется экспозиция музейного фонда Кенозерского Парка.
Вот, что пишет о небе Немятовской часовни Т.М.Кольцова:
38 - 47. "Небо" в Тырышкино.
Это перекрытие "небом" из часовни Параскевы Пятницы 19 века.
(Фотография справа - из Путеводителя по КНП.)
48 - 52. "Небо" в Глазово
Росписи "неба" в Глазово по классификации Т.М.Кольцовой относятся к смешанному типу, по которому в росписи соседствуют апостолы и архангелы со всеми сопутствующими сюжетами.
Такой же тип росписи использован в Коневской часовне Александра Невского и церкви Происхождения Честных древ Христовых в Филипповской. Это живопись 19 века прямо по древесной основе или очень тонкому левкасу (Т.М.Кольцова).
53 - 56 "Небо" в Тамбич-лахте
Как пишет Т.М.Кольцова, "небо" в Тамбич-лахте написано в грубоватой манере масляной живописи в конце XIX в. и содержит изображения архангелов. Раньше (Э.С.Смирнова) над входом в часовню можно было видеть дату "1883", которая, видимо, определяла дату сооружения часовни. Эта надпись не сохранилась.
Фотографии выполнены видеокамерой при инфракрасном освещении, так как в часовне было совсем темно.
Замечательное исследование перекрытий "небом" в северных храмах
и часовнях см. в книге: Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных
храмах Русского Севера. Архангельск. 1993 г.
Дополнительно на нашем сайте о "небесах"
:
1. Расписи"неба" в храмах Русского Севера (фрагменты из книги Т.М.Кольцовой).
2. Кольцова Т.М. Расписные "небеса"
в культовых памятниках Кенозера.