Критский Ю.М. КЕНОЗЕРЬЕ В СЕРЕДИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

4. Застройка и планировка поселений

На рубеже XVIII—XIX вв. в застройке и планировке населенных пунктов Кенозерья, его общественных центров и соседних деревень складываются нормы, известные по материалам историко- архитектурных исследований нашего времени. Сказанное относится и к тем особенностям планировки и застройки, которые связаны с окружающим ландшафтом.

Общественным центром деревень в Кенозерье и Лекшмозерье в рассматриваемый период (для некоторых селений и раньше) служит часовня. К 1830 г. «учинены» часовни: в Лядинском приходе, в Гавриловской (Флора, Клавдия и священномученика Власия), в Киселёвой (Никольская), в Мелентьевской (Ильинская), в Антоновской (Спасская).
В конце XIX в. часовни «учиняются» и в других приходах и деревнях: в Морщихинской (во имя Флора и Лавра), в Казариновской (Георгия Победоносца), в Хвалинской (Тихвинской иконы Богоматери), в Илексинской (Владимирской иконы Богоматери).

Для деревень, входящих в состав погостов или группы селений, общественный центр локализуется сложнее. Им может быть храм, расположенный в населенном пункте наиболее развитом или ближайшем к церковному приходу. Такова, например, церковь Александра Свирского на Хижгоре (в семи верстах от самостоятельной Троицкой Хергозерской церкви). В деревне Казариновской общественным центром служил не храм, а часовня Георгия Победоносца. «Дорога к храму», иногда и дальняя, жителям хорошо известна, и на праздники они шли в ближайшую церковь, но для повседневного богослужения использовали здание местной часовни.

Уже с конца XVIII в. термин «погост» в значении «кладбище» вытесняет прежнее значение слова, относящееся ко «дворам поповским». Оформление часовни как общественного центра деревни требовало изменения в организации и расположении крестьянского двора и составляющих его строений — жилых изб и хозяйственных помещений. В этом случае функции часовни — общественного центра — обычно ограничивались «причащением Святых Тайн» у местных священников. Отпевание и погребение совершалось на погостах, в церковных описях XIX в., названных кладбищами. Такие погосты известны при Ильинской церкви в Думино, в деревнях Ольшевской и Ожегове, в Федоровской (для жителей деревни Окатовской и Турова села).

Планировка прежних деревень обычно не знала свободных больших площадей между строениями. Теперь они появляются (например, в деревне Семеновской). Амбары и сараи, прежде находившиеся вне избы или вне двора, чаще располагаются как подсобные помещения в самом селении, «за пределами» которых остаются гумна и бани. Ориентировка зданий в селении выбиралась в зависимости от природных условий и особенностей расположения села на мысу или полуострове.
В деревне Семеново мыс открыт северо-западным ветрам, и большинство домов расположены «глазом» не к озеру, а внутрь мыса. Зимой и осенью дома отапливались через зимники (малые участки здания). Два других мыса, на которых расположены деревни Спицыно и Зехново, от ветров укрыты лесными моренными грядами.
Обе деревни имели часовни как общественные центры селений: Георгиевскую в Спицыне, Иоанно-Богословскую в Зехнове. Зехновская часовня построена посреди села на возвышенном месте.

Сформировавшиеся в окончательном виде к концу XVIII—началу XIX вв. селения нередко располагались попарно, напротив друг друга через лахту или озерко: таковы Спицыно и Зехново, Федоровская (Порженское) и Окатовская (разделены оврагом), Масельга и Гужево, Горбачиха и Тырышкино. От одной из деревень отводились тропы к ближайшему тракту, сооружались наплавные или постоянные мосты через реки (Федоровская, Пелюгино, Овчин Конец — через реку Кену, Филипповская — через Почозеро и реку Токшу).

(из книги Ю.М.Критского «Кенозерье», Архангельск, 2005 г. – с некоторыми сокращениями. Некоторые деревни и речки, упомянутые в тексте, не входят в Кенозерский национальный парк или носят другие названия, но оставлены ради связности изложения.)

Другие материалы Ю.М.Критского из книги "Кенозерье":
1. Описание населенных пунктов.
2. Перечень населенных пунктов
, описания которых есть на этой странице.
3. Образование поселений.
5. Занятия населения.
6. Священные рощи и часовни.
7. Промыслы и ремесла.
8. Сельские общества.
9. Кенозерье в трудах русских ученых.
10. Формирование территории Кенозерья и Лекшмозерья.