Критский Ю.М.

ПЕРЕЧЕНЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА,
И КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О НИХ
(
фрагменты из книги «КЕНОЗЕРЬЕ. История и культура»)

The information about Kenpark villages by J.Kritskij

В настоящую главу включены краткие исторические сведения о населенных пунктах Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области, расположенных на территории Кенозерского национального парка. Перечень населенных пунктов составлен в соответствии со списком, сделанным по материалам комплексных и частных исследований селений в 1960-х гг. Управлением культуры и Комитетом по культуре и искусству Архангельской области. Этот список послужил основой для поисков сведений по истории упомянутых в списке сел и деревень. По истории отдельных селений в источниках XVI—XX вв. сведений не найдено.

Одна из задач данного раздела монографии — дать представление о Каргопольском и Плесецком районах на рубеже XIX—XX вв., а там, где позволяют источники, — для более раннего или позднего времени. Сюда включаются данные о количестве жителей и размеры крестьянского скотоводства по сведениям 1873 и 1905 гг., а также для Каргопольского уезда Вологодской губернии в 1920 г. — о количестве хозяйств и жителей.

...Данные  по археологическим исследованиям приведены для населенных пунктов, обследованных М.Е.Фосс, А.А.Куратовым и Соловецким отрядом комплексной Кенозерской экспедиции 1962 г.  Автором использована брошюра В.Я.Дерягина «Топонимика Кенозера». Спорные вопросы (например, происхождение названия озера Свиное и прилегающих деревень) специально оговариваются.

Перечень населенных пунктов,
описанных в книге Ю.М.Критского 

Бор
Карпова Гора
Боровое
Качикова Горка
Бояриново
Кенозерский Погост
Будылгино
Климовская
Бухалово
Кожевниково
Важозеро
Коковиченская или Коковицынская
Ведягино
Коровья Мыза (Мыза)
Вершинино
Косицыно
Глазово, Заволочье, Перхтина Гора
Кривцово
Глущево
Майлахта
Горбачиха
Матерая
Городское
Медвежий
Гора
Минино
Дедова Горка
Мыза
Екимово
Наземница
Емельяновская
Немята
Ершово
Окатовская
Захарово
Осташевская
Зехново
Першлахта

Описание населенных пунктов

Бор (Кенозерский сельсовет)

Название «Бор» при всех вариантах его объяснения связано с лесом. Возможно, что это место соснового или елового бора, но допустимо и производное от слов «брать», «собирать» грибы или ягоды. Другое название деревни, впоследствии ставшее официальным, — Климовская — по имени или прозвищу первых постоянных жителей.
С утверждением названия «Климовская» связано народное предание о деревне Бор, якобы стоявшей на берегу озера Подгорное и за одну ночь исчезнувшей вместе с озером.
В 1873 г. Климовская (Бор) — единственная деревня, записанная «при озере Купецком». Все остальные окрестные поселения (19 деревень) значатся «при Кенозере в западном углу 2-го стана».

Деревня «тянула» к водному региону. Ручей Купецкий вытекает из Купецкого озера и впадает в Кенозеро у деревни Тарасово. Из того же озера вытекает и впадает в Кенозеро ручей Тарасовский. Именно такие регионы в XV—XVII вв. привлекали внимание осваивавших край крестьян и монастырей.

На протяжении XVIII—XX вв. Климовское сельское общество, с центром в селе Бор, отличалось устойчивой структурой. В обществе неизменно состоят 13 деревень, тогда как в соседнем Ряпусовском обществе состав и границы постоянно меняются.
В 1873 г. в Климовской насчитывалось 15 дворов, 93 жителя: 46 мужчин и 47 женщин. Имелись мельница, 2 часовни.
В 1909 г. Климовская — одна из наиболее крупных деревень в волости: 27 домов и столько же семей. Всего 83 мужчины и 84 женщины. Некрестьянского населения не было. В крестьянском хозяйстве держали 32 лошади и 29 коров.

В начале XX в. в Климовской существовало несколько видов крестьянских промыслов: охота, рыболовство, заготовка бересты, грибов и ягод. Отхожих промыслов в значительных размерах не было. В документах упоминается извоз в Пудожи и в Петербурге.

С 1920 г. Климовская входит в Кенозерскую волость Каргопольского уезда Вологодской губернии. В деревне 8 домохозяйств, 3 водяных мельницы. Постоянных жителей 61 человек: 25 мужчин и 36 женщин.

В настоящее время деревня жителями оставлена.
Культовых построек и памятников архитектуры нет.
Вокруг деревни сохранились отдельные урочища: поля, пожни. Каждый объект природопользования имеет свое название: Дедовская пожня, Корваны, Ивановщина. С Ивановщины открывается хороший  обзор южной части Кенозера.

Боровое (Почозерский сельсовет)

На острове с названием «Боровой» (в Сарозере, между деревнями Мыза и Рыжково) крестьянские поселения известны по письменным источникам не позже конца XVIII в., хотя возникают значительно раньше. Крестьянское население несколько раз меняло подведомственность. В 1783 г. деревня была черносошной. Возможно, она оставлена жителями в конце XIX в.
На острове в сосновом бору сохранилось сельское кладбище. Оно напоминает кладбища на берегах Тамбич-Лахты («Под Ивана», «Под Марию», а также погост в Скоморохово у деревни Косицыной).

Бояриново (Кенозерский сельсовет)

Происхождение названия точно не установлено. «Бояр» или «боер» — мостки для полоскания белья (селение расположено на берегу Тамбич-Лахты). Другое название — «Бояриново» могло быть дано как напоминание о принадлежности «бояринским» (боярским) землям XVI—XVII вв. В последней четверти XIX в. там сеяли озимую рожь.

В 1873 году деревня приписана к Каргопольскому уезду Олонецкой губернии при Кенозере. Входила в состав Климовского сельского общества. Дворов в ней 10. Мужчин — 24.
В 1909 г. некрестьянского населения нет. Домов стало больше — 22. Семей — 17, мужчин — 60, женщин — 62. Лошадей в крестьянских хозяйствах — 47, коров — 91.
В 1920 г. Бояриново — деревня в Климовском обществе Каргопольского уезда Вологодской губернии.
В деревне не значится никаких промыслов. Наличных хозяйств 10, мужчин — 21, женщин — 28.

Ближайшая больница находилась в деревне Шелоховской (Каргопольский р-н - М.З.).
В Ряпусово имелась почта (без телеграфа).
Школа первой ступени была открыта в Кривцово.
В настоящее время Бояриново жителями оставлено.

Будылгино (Почозерский сельсовет)

Селение относится к числу небольших деревень, группировавшихся возле Почозера: Потеряевская, Коковиченская, Дедова Гора.

В 1873 г. в нем имелось 10 дворов, 76 жителей. Из них 32 мужчины и 35 женщин.
В 1905 г. Будылгино состояло в Филипповском сельском обществе Пудожского уезда Почозерской волости Олонецкой губернии. Время утверждения официального названия - Будылгино - не установлено.
В 1905 г. все жители деревни — крестьяне. Домов в Будылгиио — 10, семей — 11, крестьянского скота было 15 лошадей, 35 коров. В настоящее время село заброшено.

Бухалово (Кенозерский сельсовет)

Селение расположено в юго-западной части озера Долгое, в глубине узкого залива Тамбич-Лахты. С запада в залив впадает река Тамбица (Тамица). Название, возможно, происходит от финского слова «Татгш» — дуб, — «Дубовая река». Это же название распространилось и на весь залив.
По данным палеоботаники, дубы произрастали в регионе залива и по берегам реки. Подступы к деревне с северо-запада преграждаются единичным в регионе топким местом — болотом Морошечник. Со всех остальных сторон селение окружено полями и пожнями, сохранившими давние названия: Боровухи, Клочьеватик, Лепручей, Муди. Отдельные места холмисты, например Лобач.

Имеется несколько островов. Среди них самый большой в Долгом озере — Бухаловский, отделяющий от Тамбич-Лахты полуостров с расположенной на нем деревней.

Весь район Бухалово — природная граница, отделяющая холмистый и поросший лесом рельеф южной части Кенозерья от более скромных и с незначительным числом поселений северных его участков, прилегающих к озеру Свиному.

В таких деревнях, как Поварницыно, Печихино, Росляково, значилось в 1873 г. соответственно 3, 7 и 8 дворов с числом жителей от 12 до 40 человек. Чем ближе к Бухалову, тем крупнее селение.
В Бухалове в 1873 г. было 12 дворов, 35 мужчин и 44 женщины.
В 1905 г. село входило в Трихновское общество Кенозерской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии. Население было полностью крестьянским. В селе насчитывалось 15 домов, ! 5 семей, 47 мужчин и 57 женщин. Они держали 20 лошадей, 34 коровы и 43 головы прочего домашнего скота.
В селе была земская школа.

На полуострове у самой деревни в начале XX в. поставлена клетская часовня, освященная во имя Николая Угодника. У часовни небольшая звонница над притвором на двух восьмериках. На кровле самой часовни и на кровле звонницы врезаны главки с высокими крестами.
Здание Никольской часовни в деревне Бухалово входит в список памятников, расположенных на территории Кенозерского национального парка и подлежащих охране.

Важозеро (Кенозерский сельсовет)

Селение размещалось в одном из наиболее оживленных мест Кенозерья: по дороге на Ошевенск, в 7 км от Майлахты, на берегу озера Большое Важозеро. Хотя селение носило статус выселка, тем не менее имело значение для связи между транспортными артериями края.

В 1907 г. составлен план земельного надела крестьян. Озеро Большое Важозеро «через протоку» соединяется с Малым Важозером, из которого вытекает река Важа.
Еще раньше (1784 г.) проведено размежевание казенных земель по течению реки Пормы, вытекающей из озера Важозеро, межевание включено в земли селения Важозеро (до острова Поромского).

В настоящее время селение заброшено.

Ведягино (Кенозерский сельсовет)

В настоящее время существуют две точки зрения на происхождение названия деревни. Возможно, название является производным от русского родового прозвища Ведяга (Ведягин). Не исключено, что топоним «Ведягино» происходит от слова «видное, красивое».

Здешнее озеро — Домашнее — одно из наиболее живописных и «видных», т. е. хорошо обозреваемых. Наименование «Домашнее» определяется местонахождением на его побережье церкви (а еще раньше, возможно, часовни).

С часовней на Кенозерье связано представление о «доме». Озеро соединяется проливом Ведягинская Прость с заливом Глубокая Лахта. На юге в озеро впадает река Порженка, вытекающая из Большого Порженского озера.

Ведягино относится к числу поселений, хотя и не входивших в Вершининский куст деревень, но всегда тянувшихся именно к Вершинино и Вершининской волости. В XVIII в. население уходило на восток — в Подвинье, Поонежье и далее — в Мезень, на Печору и Урал. Тогда и опустело Ведягино.
В XIX в. наблюдается прилив населения в Вершинино, а с юга растет Ведягино.

В составе Климовского сельского общества деревня Ведягино в 1873 г. насчитывало 62 жителя (28 мужчин и 34 женщины), 10 дворов и 1 мельницу.
В 1875 г. число жителей снизилось на 29 человек за счет долговременных отходников, а к 1920 г. поднялось до 74 крестьян. Ведягино соединяет Климовское и Ряпусовское общества Вершининской волости.

Деревня никогда не отличалась значительными размерами. Не было в ней и развитого хозяйства. В целом в глазах местной администрации эта деревня среднего уровня.

Поэтому до начала XX в. в Ведягине так и не освятили церковь. Жителям Ведягина, а также деревень Медвежье и Семеновской, было предписано «оставаться в ведении Кенозерской Успенской церкви». У причта было основание опасаться, что с открытием нового прихода жители будут реже посещать местный храм.

Церковь в Ведягине построена в начале XX в. Это был деревянный храм во имя Ильи Пророка и апостола Андрея Первозванного: четырехстенный сруб со световым барабаном и одной главой, возвышающейся над кровлей. Он был поставлен на берегу озера и органически вписывался в окрестный пейзаж.

В 1920 г. в Ведягине 14 наличных хозяйств. В дальние места «бурлаки» не ходили, но всегда был развит «мельничный по жеребью» промысел.
В 1920 г. насчитывалось три водяных мельницы.

Вершинино (центр Кенозерского сельсовета)

Прилегающая к селу территория осваивается еще в период северного неолита. В селе Вершинине найдена стоянка древнего человека с остатками орудий труда.

Освоение Вершининского региона — одна из наиболее замечательных страниц истории и культуры Кенозерья. Начальный этап освоения территории племенами каргопольской культуры, чудскими племенами, а затем новгородцами связан со сравнительно небольшим участком территории низких и заболоченных берегов Кенозерской Прости, озером Долгим, а также небольшими островами: Каменным, Кобыльим, Овечьим.

К середине XVI в. на каком-то из крупных островов появился храм, скорее всего на острове Мамоновом. В документах упоминается «погост на острову». Группа еще более мелких островов (Нюра и Нюрица) — безлесных, с плоской поверхностью — могла быть освоена примерно в это же время, использоваться под выгоны и пожни. Заброшенные, некогда возделываемые поля остались поблизости от самого Вершинина. Например, Колосово. Для всех племен, идущих с юго-запада и запада, Кенозеро ассоциировалось прежде всего с Вершининым и его окрестностями. Постепенно на весь регион распространяется представление о Вершинине — Кенозере, хотя название «Вершинино» ранее середины XVIII в. не встречается.

С основанием в XIV в. Кенского Пахомиева монастыря регион вокруг Вершинино приобретает значение волости. В ней, по письму Я.Сабурова и И.Кутузова, в 1555—1556 гг. значилось 39 деревень, не считая полудеревень и трети деревень, находящихся на оброке. Упоминался также «на Кенозере на острову погост» и монастырь — «на реке на Кене Пахомиева пустынь».
 
Во второй половине XVII в. в монастыре две церкви — Успенская и Петропавловская.
С образованием Вершининской волости уже после упразднения монастыря в 1764 г. на месте его прежних владений сохраняется несколько селений, часть которых составляла Вершининский куст деревень: Вершинино, Шишкино, Горы, Карпово. Возможно, к этому же кусту деревень относились деревни Чудиновская (Заболотье) и Щестнин-выселок.

Деревня Погост выделилась из состава Вершининского куста в конце XIX—начале XX в. и вместе с деревней Заречье вошла в состав села Дьяковское (Кенозерский погост). Территория села Дьяковское осваивалась первобытными жителями Севера.

Вместо сгоревшего деревянного храма в Вершинино построена в 1810 г. каменная Преображенская церковь. В здании церкви сочетаются характерные для многих приходских храмов Севера объемы и формы: прямоугольная трапезная, кубический храм, пятигранная апсида. Рядом стояла летняя деревянная церковь. Теперь ее нет. Каменная Успенская церковь сохранилась частично (нет колокольни над притвором).

Расположенную в Вершинино «на высоком холме» Никольскую часовню иногда называют «прототипом клетских часовен Кенозерья» и датируют ее постройку XVII в.
На наш взгляд, более обоснованной представляется датировка — начало XX в., принятая в Списке памятников архитектуры и градостроительства по Плесецкому району.
Часовня расположена на удачно выбранном природном фоне. С холма виден простор окружающих озер. Звонница пристроена позднее — не раньше начала XX в.

По переписи волостей в 1780 г. Кенозерская волость была включена в число 46 «государственных волостей». Во второй половине XIX в. образована Вершининская волость, в которую входили два крупных сельских общества: Ряпусовское (9 деревень) и Климовское (16 деревень). В каждой из них существовали ежегодные промыслы, в том числе связанные с отходами в Пудож, Санкт-Петербург, Петрозаводск и Каргополь.

Наблюдаемые в городе элементы «городской культуры» получают отражение в архитектуре села Вершинино. Например, в постройке одного из домов 1897 г. Он примечателен статностью и добротностью. Верхний оконный ряд выделен наличниками красивого рисунка и филенчатыми ставнями. Фронтон украшен причелинами с полотенцами. Свес кровли зашит тесом и раскрашен. Многолучевая звезда — «солнце» — утрачена, но сохранилась под фронтоном другого двухэтажного дома, стоящего рядом. Он построен после 1897 г. в виде пятистенка. Хозяева попытались воссоздать в доме городской интерьер.

Кенозерье — былинный край. Именно здесь А.Ф.Гильфердингом в 1871 г. записано свыше 60 текстов былин от местных сказителей: отца и сына Сивцовых, А.Костина, А.Мельникова, И.Калитиной и других. Среди записанных текстов зафиксированы редкие редакции «Авдотьи Рязаночки», былины о Чуриле Пленковиче и Дюке.

Вершинино было одним из центров движения былинного эпоса на восток: в Поонежье, на Печору, на Урал и в Сибирь. В Вершинино изучали народное творчество П.Н.Рыбников (1831 — 1885 гг.), Н.Н.Харузин (1865—1900 гг.) и В.Н.Харузина (1866—1939 гг.) — первая женщина-профессор этнографии в России. Вершинино и его окрестности позволили русским ученым наблюдать повседневный труд русского народа и признать высокие духовные качества кенозерцев: трудолюбие, доброту, честность, любовь к природе.

Вершинино, имеющее тесные связи с Пудожским и Повенецким уездами, а через них с Санкт-Петербургом, принадлежит к числу тех поселений, которые способствовали опровержению мнения о Кенозерье как о «глухом угле», «забытом крае».

Немалое значение для науки имели также труды инженеров, гидрологов и топографов. В 1876—1878 гг. под руководством инженера С.Д.Мысловского были составлены проекты водных сообщений от Кенозера на всем протяжении реки Кены, что способствовало укреплению транспортных связей с Вершинино.

Глазово, Заволочье, Перхтина Гора (Кенозерский сельсовет)

Относится к числу поселений «при озерах», где общественный центр — часовня — расположен ниже селения. Такое положение занимает Преображенская часовня, построенная в Глазове в начале XIX в. Встречающиеся в литературе сведения о Духовской часовне XVIII в. материалами исследованний не подтверждаются.

В 1873 г. Глазово было деревней Пудожского уезда при озере Свином. Дворов в ней насчитывалось 14, жителей — 84 человека (43 мужчины и 41 женщина).
В 1905 г. Глазово числилось в Рыжковском сельском обществе при озере Корт-Лахта. Некрестьянского населения нет. Домов — 15, семей — 13, мужчин — 47, женщин — 55.

Происхождение второго и третьего названий деревень увязано с особенностями их местоположения. Название «Заволочье» в источниках о деревне Глазово не зафиксировано. Название «Заволочье» («Заволочок на Горе») носила часть деревни Глазово, привязанная к возвышенному участку берега. Перхтина Гора — другая часть деревни Глазово.

С запада и юго-запада подход к Глазову и бывшим деревням заболочен. С севера и востока Глазово открывается как один из наиболее живописных районов Кенозерья. Примечательно расположение деревни между берегами трех заливов: Шуй-Лахты, Карповской Лахты и Глазовской (Лепехтинской) Лахты — в южной части Сарозера, между бывшими деревнями. Кроме Шуй-Лахтинского побережья, другие не имели хозяйственного значения, что позволяло сохранить окрестную природу. Вокруг деревни Глазово несколько живописных пожен: Голодово, Лухта, Осинова, Шаймина.

В начале XX в. в Глазове, кроме традиционного для озерного края рыболовства, значился сплав леса (в числе отхожих промыслов на реку Кену).

Глущево (Кенозерский сельсовет)

Окрестности заселены племенами каргопольской культуры еще в период северного неолита (III—I тыс. до н. э.). Глущево — типичный пример селения, хозяйство и быт жителей которого не являются стабильными и во многом зависят от водных и сухопутных путей сообщения. Расположенное на берегу Глущевской Лахты в северо-восточной части Кенозера, селение имело значение до тех пор, пока существовали волоки и водный путь по реке Кене. С появлением в XVI—XVII вв. «иной дороги» в Поонежье волоки утрачивали прежнее значение. Северо-восточный угол Кенозера становился забытым и глухим. Отсюда и название залива — «Глущевская Лахта», «Глущиха» и самой деревни, находящейся в стороне от путей через Кенозеро.

В 1873 г. в деревне Глущево Пудожского уезда было 6 дворов и 43 жителя (22 мужчины и 21 женщина).
В 1905 г. в Трихновском обществе Вершининской волости некрестьянского населения не проживало. 8 семей (32 мужчины и 32 женщины) расселялись в 7 домах, держали 11 лошадей, 17 коров и 41 голову прочей домашней живности.

В настоящее время на месте бывшей деревни, оставленной жителями, строений не сохранилось. Остались отдельные названия полей (урочищ): Мамаево, Местна, Разгулей.

Горбачиха (Кенозерский сельсовет )

Деревня расположена в юго-западной части Кенозера. Этот регион освоен новгородцами в XV—XVI вв. На относительную древность поселения указывают прилегающие к нему пути, например дорога, идущая к Горбачихе из Порженского. Возле деревни сохранились отдельные урочища (поля или мелколесье), некогда носившие названия Больша, Большой Мох, Гульмики, Дальний Плоский Бор, Косогор, Лахтинское, Мучна, Орга и ряд других. К юго-востоку от деревни местность заболочена. Здесь находятся болота: Бельское («Бальско»), Гладкий Мох, Кухтинское, Худо. Второе название деревни — Залахтинская — указывает на ее расположение за Глубокой Лахтой.

В 1873 г. Горбачиха (Залахтинская деревня) Каргопольского уезда Олонецкой губернии при Кенозере насчитывала 13 дворов, 54 мужчины и 44 женщины. При деревне значились мельница и кузница. По другим статсведениям (за 1871 г.), в которых учтено только податное население, в Горбачихе числилось 42 души.

В Горбачихе сохранились две часовни. Никольская часовня построена предположительно в начале XIX в. и напоминает распространенный тип местных часовен. Восточная стена срублена углом, в плане похожа на лодку.
Вторая часовня — Иоанно-Предтеченская — расположена в живописной еловой роще. Представляет собой врытый на два ската сруб с плоским покрытием и плоским завершением с крестом.
Обе часовни входят в список памятников градостроительства и архитектуры, находящихся на территории Плесецкого сектора Кенозерского национального парка.

В 1960—1970 гг. Ю.С. Ушаковым здесь проводились архитектурно-планировочные обследования, в 1962 г. — комплексные работы экспедиции Управления культуры Архоблисполкома.

Горбачиха в начале XX в. — одно из сел с развитыми промыслами. В числе местных мастеров были плотники, сапожники, красильщики.

Городское (Кенозерский сельсовет)

Время основания точно не установлено. Деревня располагается на «горбыти» — возвышенности у озера Долгое. Возможно, что первоначальная форма названия «Гороцькое» — результат эволюции наименования залива в Тамбич-Лахте — «Горочуха», «Гороцька Лахта».

В 1873 г. деревня значилась при Кенозере в Пудожском уезде в Трихновском сельском обществе. Дворов в ней 12, жителей — 87 человек (38 мужчин и 49 женщин).
В 1905 г. насчитывалось 13 домов и 15 семей (мужчин — 52, женщин — 48). В крестьянских хозяйствах приходилось примерно па одну семью лошадь и две коровы (лошадей— 15, коров — 30, прочего скота — 40 голов). Некрестьянского населения в деревне не было.

Время постройки и освящения часовни в деревне Городское точно не установлено. Предположительно датируется началом XIX в.
В настоящее время деревня жителями оставлена.

Гора (Кенозерский сельсовет)

Одно из старейших по времени русских названий на Кенозерье. Здесь, а также в Карелии и некоторых других регионах Севера, «Горами» назывались одна или несколько возвышенностей, вокруг которых группировались поселения. Нередко «Гора» — это возвышенность на одном берегу относительно другого. Если какие-то из поселений пустели, то оставшиеся фиксировались под названием «Горка» (Дедова, Качикова, Кенозерская Горка и т. д.). Для селений, расположенных у подножья возвышенности, характерны названия «Подгора», «Подгорье». Таких названий деревень или их отдельных частей много в Поонежье, в Пудожском районе, есть и на Кенозере (часть деревни Щанникова). Во всех случаях распада селения или перемены названия сохраняется топографическая привязка: к озеру, реке, урочищу, колодцу, участку тракта.

В 1873 г. в Пудожском уезде при Кенозере значились деревни Фомина и Трихново. В Фоминой насчитывалось 13 дворов, 42 мужчины и 50 женщин. В Трихново — 15 дворов, 39 мужчин и 55 женщин.
В 1905 г. название «Гора» употребляется дважды по отношению к селам Трихновского общества Пудожского уезда. В Трихново («Горе») при Кенозере не крестьянского населения не было. Стояло !8 домов, где проживало 14 семей (45 мужчин и 62 женщины). Они держали 17 лошадей, 22 коровы и прочего скота — 35 голов. В Фоминой («Горы») при Кенозере некрестьянского населения не было. Имелось 16 домов, 15 семей (55 мужчин и 51 женщина). Как и в Трихново, в каждой семье держали лошадь, одну-две коровы, овец (17 лошадей, 22 коровы, 35 голов прочего скота).

Трихново дало название сельскому обществу. Было его центром. Современный поселок Горы находится в трех километрах от центра Кенозерского сельсовета в селе Вершинине. По наблюдениям старожилов, он относится к числу деревень, которые сохраняют прежние названия, но точно не локализуются. Как говорят местные жители: «У нас было на горы два печища — Трихново да Хомина».
Культовых зданий, памятников градостроительства и архитектуры там не сохранилось.

Дедова Горка (Почозерский сельсовет)

В 1873 г. в Пудожском уезде «при Почозере» значилась деревня Дедова Горка. В ней был 1 двор, где жили 3 мужчины и 11 женщин.
Соседние деревни, располагавшиеся на одинаковом расстоянии от уездного города, — Строева Горка и Потеряевская.
В 1905 г. Дедова Горка состояла в Филипповском обществе Почозерской волости. Число домов в документах не показано. Известно, что имелось некрестьянское население — мужчина и женщина. Крестьяне (2 семьи, 4 мужчины и 8 женщин) жили в 2 домах, держали 2 лошадей и 6 коров.

В настоящее время памятников архитектуры не сохранилось и деревня жителями оставлена.

Екимово (Кенозерский сельсовет)

Деревня располагалась на берегу озера Долгое (Немятовское), поблизости от Тыр-Наволока и тракта из Пудожа в Конево. Напротив деревни расположен остров Еловец.

В 1783 г. происходило размежевание крестьянских владений, были определены покосы, границы деревни и тракта. В это время в деревне насчитывалось 14 дворов и 72 человека (39 мужчин и 43 женщины).
В 1905 г. деревня входила в Трихновское сельское общество Вершининской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии. Некрестьянского населения не было, а крестьянское население (19 семей, 58 мужчин и 66 женщин) проживало в 18 домах. Они держали 18 лошадей, 42 коровы и 61 голову прочего домашнего скота.

В стороне, к югу от Екимова, построена часовня.
В настоящее время Екимово жителями оставлено.

Емельяновская (Кенозерский сельсовет)

Точное время утверждения официального названия не установлено, но уже в XVIII в. оно существовало. Возможно, в ином варианте — «Емельяново».
В 1873 г. деревня упоминается под двумя названиями, из которых первое официальное — «Емельяновская», а второе — «Запросье». Не исключено, что второе название ошибочно записано и следует читать «Запростье». «Емельянова прость» отделяет западный берег Кенозера, где находится деревня, от островов напротив.

В 1873 г. деревня Емельяновская (Запросье) Каргопольского уезда при Кенозере включала в себя 5 дворов. В ней проживали 23 мужчины и 23 женщины. По данным 1871 года податного населения числилось 16 душ. В 1905 г. в деревне под тем же двойным названием крестьянского населения не было. Сведения о некрестьянском населении не указаны.
В 1920 г. деревня под официальным названием «Емельяновская» (климовское сельское общество) входит в Кенозерскую волость Каргопольского уезда Вологодской губернии. В деревне насчитывалось 8 хозяйств, проживало 25 мужчин и 36 женщин.

В настоящее время в д.Емельяновская стоят три дома, два из которых сравнительно недавней постройки.

Ершово (Кенозерский сельсовет)

Официальное название — Кожевниково — деревня Ершово носила не позднее последней четверти XIX в.
В документах 1873 г. она упоминалась «при озере Свином». В ней имелось 8 дворов, проживали 22 мужчины и 20 женщин.
В списках 1905 г. и 1920 г. затруднительно разграничить статистические сведения о хозяйстве и населении, поскольку они приводятся для нескольких соседних деревень, куда включены Ершово, Минино, Печихино.

Ершово расположено на берегу Шуй-лахты — большого залива в юго-западной части озера Свиного. Участок побережья возле деревни носит название «Ершовска Лахта».

В дальней оконечности залива, в полукилометре от берега, между деревнями Ершово и Минино пролегает священная роща с двумя часовнями.
Георгиевская часовня (конец XIX в.) имеет сравнительно большие размеры, четырехстенную звонницу над притвором и увенчана пирамидкой с крестом и с луковицей на дощатом барабане.
Казанская часовня, построенная в начале XX в., расположена по другую сторону дороги, проходящей через рощу. Она небольшая, с рубленым навесом над предмостьем и главкой на шейке-столбике.

Захарово (Кенозерский сельсовет)

Деревня расположена при озере Долгом.

В 1873 г. в ней имелось 14 дворов, 14 мужчин и 40 женщин. Культовых и подсобных строений в документах не значится.
В 1905 г. Захарово входило в состав Трихновского сельского общества Вершининской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии. Население полностью крестьянское. Домов насчитывалось 19. В них проживало 20 семей (55 мужчин и 61 женщина). Они содержали 18 лошадей, 42 коровы и 61 голову прочего скота.

Зехново (Кенозерский сельсовет)

Деревня входила в XVIII—XIX вв. в Ряпусовское сельское общество, однако ее связи с Ряпусовым ограничены.

В 1875 г. жители деревни Зехново подписались под ходатайством об открытии самостоятельного церковного прихода (Сретенского). К тому времени в Зехново значилось всего 72 души, из которых было 58 податных.
До начала XX в. деревня сохранялась в средних размерах. В ней было 22 двора, 63 мужчины и 68 женщин.
Построены 2 часовни, мельница.
Деревня значительно обезлюдела в начале XX в. По данным 1905 г., в Зехнове значилось 4 дома и столько же семей, 14 мужчин и столько же женщин. В крестьянском хозяйстве упоминались 2 лошади, 3 коровы и 6 голов прочего скота.

Некоторое оживление в хозяйственной жизни деревни наблюдается в начале 1920-х гг. Открыта школа первой ступени, построена водяная мельница, насчитывается 38 хозяйств. Количество жителей увеличилось на 73 мужчины и 14 женщин.

Зехново относится к числу тех населенных пунктов, хозяйственное значение которых никогда не было стабильным. Пожни, луга, выпасы для скота временами забрасывались, но потом опять возобновлялись. К таким урочищам, сохранившимся до нашего времени, чаще всего под общим названием «полей» или «пожен», относятся Горбы, Макаровы поляны, Оньконская и ряд других. В состав самой деревни упомянутые урочища не входили.

Из двух часовен в настоящее время в Зехново сохранилась одна — Иоанно-Богословская (XVIII в.). Часовня расположена на возвышенном месте над внутренним озерком, связанным протокой с большим озером. Сруб часовни стоит на подклете с выпускными концами, служащими опорой для галереи. Над входом на галерею — восьмигранная звонница со шпилем и крестом.

Карпова гора (Кенозерский сельсовет)

У Горы Карповой — деревни на озере Долгом — найдены каменные орудия, датируемые II—I тысячелетиями до н. э. Они, вероятно, относятся к культуре племен, которые пришли на смену каргопольской культуре эпохи северного неолита.

Деревня расположена на возвышенном берегу Тамбич-Лахты. Из нее открывался хороший обзор окрестностей.
В 1873 г. деревня Карпова значилась в Пудожском уезде при Кенозере. Дворов в ней насчитывалось 16, мужчин — 39, женщин — 41.

Из сохранившихся памятников градостроительства и архитектуры примечательны часовня (стоит за околицей в поле, имеет звонницу на 4 столбах и четырехскатную палатку с крестом) и дом, украшенный крыльцом с балконом.

Участок озера Долгое возле Карпова носит название «Карпова Лахта», или «Карпово озерко».

Качикова Горка (Кенозерский сельсовет)

Происхождение названия населенного пункта точно не выяснено. Можно предполагать, что оно связано с эволюцией названий погребальных обрядов средневековья. До сих пор вокруг селения сохранились поляны «Поминовну» и «У креста», хотя старого сельского кладбища поблизости нет. Бытуют также названия «Кочакова Горка», «Кочикова Горка».

В 1873 г. деревня находилась в Пудожском уезде, и от нее начинался Пудожский тракт. В деревне было 9 дворов, 37 мужчин и 38 женщин. Возможно, что уже в конце XIX в. часть деревни носила самостоятельное название, сохранившееся до настоящего времени, — «Тратнаволок» от «Тракт-Наволок». Поблизости от деревни сохранилось несколько урочищ, часть которых, возможно, входит в состав самой деревни, например Горка (Поле), Яма (Поляна).

Среди промыслов в начале XX в. упоминается извоз.

Кенозерский Погост (Кенозерский сельсовет)

Под названием «Погост» значилась одна из деревень, входящих в состав Вершининского куста селений. С организацией в Вершинино волостного правления Кенозерский Погост и деревня Заречье вошли в состав села Дьяковское.

В последней четверти XIX в. оно находилось от Вершинине в полуверсте, имело 3 двора, где проживали 9 мужчин и 7 женщин, было построено 2 церкви, обустроено 2 торжка.
В 1909 г. села Дьяковское и Кенозерский Погост числятся в Вершининской волости. Статистические сведения в документах обобщаются по Вершинино, Заречью и Кенозерскому Погосту. Выделить данные о каждом из селений по списку 1905 г. не представляется возможным.

В 1909 г. в Кенозерском Погосте значилась приходская школа.

Климовская ( см. также Бор)

Официальное название деревни — Бор. Это центр Климовского сельского общества в XVIII—начале XX в. Между сохранившимися урочищами и отдельными постройками деревни Бор и Климовской находится обетный крест, стоящий на месте сгоревшей деревянной часовни.

Кожевниково (см. также Ершово)

Официальное название деревни Ершово.. Она находилась на озере Долгом.

Коковиченская или Коковицынская (Почозерский сельсовет)

Деревня расположена при Почозере.
В 1873 г. она значилась под названием Коковиченская. Официально — Наволок. В ней насчитывалось 7 дворов и 51 житель (24 мужчины, 27 женщин).
В 1909 г. под тем же названием деревня входила в Почозерскую волость Пудожского уезда. Не крестьянского населения там не было. Проживала одна семья (мужчина и 2 женщины).

Памятников архитектуры и градостроительства не сохранилось.
В настоящее время деревня жителями оставлена.

Коровья Мыза (Почозерский сельсовет)

Деревня расположена в северо-западной части озера Свиное, ближе к устью реки Почи. Могла иметь и другие названия. Из сохранившихся урочищ особенно живописен залив Мельнична Лахта. Напротив деревни расположен остров Еровец (Еловец?-М.З.). В настоящее время пустует.

Косицыно (Кенозерский сельсовет)

Освоение прилегающей к деревне территории начато во второй половине III тысячелетия до н. э., на последнем этапе существования каргопольской культуры. Археологами изучены материалы двух стоянок каргопольской культуры в районе Косицыно. Последующая история региона не исследована. Деревня могла менять названия.

В 1873 г. Косицыно (Шлепино) располагалось рядом с деревнями Тарышкино и Тарасово. В Косицыно насчитывалось 5 дворов и 32 жителя (16 мужчин и 16 женщин).
В 1905 г. деревня относилась к Почозерской волости Пудожского уезда.
В 1920 году входила в Климовское сельское общество Кенозерской волости Каргопольского уезда Вологодской губернии. Согласно данным переписи, в деревне 10 наличных хозяйств и 54 жителя (24 мужчины и 30 женщин). Открыта школа первой ступени.
Ближайшая почта (без телеграфа) находилась в Ряпусове, телеграф — в Обрезкове.

Памятников архитектуры и градостроительства не сохранилось.
В начале XX в. местные жители практиковали отхожие промыслы, но места отхода не зарегистрированы.

Кривцово (Кенозерский сельсовет)

Деревня относится к числу селений, расположенных на южном побережье Тамбич-Лахты. Можно предположить, что Кривцово не раз «забрасывалось» и опять возобновлялось при движении населения к Вершинину. Из-за этого могли меняться названия деревни. Она входила в Климовское сельское общество.

В 1871 г. податного населения в ней проживало 27 душ.
В 1873 г. деревня под названием «Кривцова Лахта» значилась при Кенозере. В деревне — 14 дворов, 38 мужчин и 43 женщины. Построены кузница и Никольская часовня, которые с частичными утратами сохранились до настоящего времени.
В 1909 г. Кривцово входило в Климовское сельское общество.
В 1920 г. состояло в том же обществе Кенозерской волости Каргопольского уезда Вологодской губернии. В деревне насчитывалось 22 наличных хозяйства, проживало 57 мужчин и 64 женщины.

Открыты медпункт и школа первой ступени. Почта была в Ряпусове, телеграф — в Обрезкове.
В настоящее время в Кривцово сохранились несколько старых построек хозяйственного значения.
Примечательным объектом является лиственница в центре деревни.

Майлахта (Кенозерский сельсовет)

Деревня расположена на побережье юго-восточной части Кенозера, освоение которой начинается позже, чем других регионов. Этим объясняется и неопределенность в составе куста деревень, входивших в Майлахту («Маглахту», «Маллахту»).
В разное время (в конце XVIII—начале XIX вв.) в этот куст деревень входили выделившиеся впоследствии в самостоятельные деревни Зехново, Спицыно, Сысола («Сысова»), Щанникова.
Ряпусово последним выделилось из куста поселений в самостоятельную деревню, которая долгое время была центром Ряпусовского сельского общества Вершининской волости.

Название «Майлахта» — финно-угорского происхождения. Оно означает «дом на воде», или «залив с жильем». Заливом деревня ограничена с севера и северо-запада.

С юга въезд в деревню отмечен сохранившимися до настоящего времени двумя обетными крестами.
Из Майлахты начинался тракт. Он вел на Ошевенск. Отдельные его участки сохранились. Окружающий деревню рельеф резко пересечен. Это лог с мореными увалами. На побережье сохранились мысы с песчаными отмелями: Мишин Нос и Шамшурной Нос. Вокруг деревни сохранились отдельные поля, укрытые пригорками от ветров.

Между Майлахтой и Ряпусовым протекает небольшой ручей, имевший для обеих деревень порубежное значение. К Майлахте относилась территория между заливом и ручьем, к Ряпусову — за ручьем.

В настоящее время Майлахта как населенный пункт не функционирует. Сохранилась пристань, несколько подсобных строений поздней постройки с радиальной планировкой. Она считается слившейся с деревней Ряпусово.

Мамоново (Кенозерский сельсовет)

Мамоново — второй по величине остров на Кенозере. При археологических раскопках на нем обнаружены остатки каменных орудий и другие следы пребывания на острове древнего человека в период северного неолита. Остров удобен для жизни на нем. Западный берег круто поднимается из воды. На востоке и юге крутые склоны чередуются с открытыми террасами. Кроме южной части, остров покрыт хвойным, смешанным и мелколиственным лесом. На юге — луга.

Неизвестно точно, о каком именно «погосте на острову» упоминается в сотной книге 1561—1562 гг. Н.Г.Яхонтова, но вполне возможно, что погост находился на острове Мамоновом.

Остров был одноименным деревне. На нем стояла часовня, построенная не позднее начала XVIII в. Она относится к типу придорожных лесных часовен, имеет клинчатую кровлю, навес над галереей, перильное ограждение.

В народной памяти Мамоново осталось как место, где поселились первые постоянные жители Кенозерья. Этот мотив широко распространен: «Девяносто шесть деревень вокруг озера стало». Фольклор приписывает его основание беглым солдатам. А первая деревня («жителя не знаю, как звали») — деревня Мамоново. На острову поселился посреди озера».
Реальная основа этого сказания — память о раннем заселении Мамоново. Можно предполагать, что близлежащие острова — Кобылий и Овечий — использовались жителями для выпаса скота.

В 1871 г. в Мамоновой податного населения насчитывалось 44 человека. В 1873 г. деревня включала поселки Мамонов остров и Матерая, 16 дворов и 98 жителей (46 мужчин и 52 женщины), входила в Ряпусовское сельское общество. Из двух упомянутых в 1873 г. часовен вторая, вероятно, располагалась в поселке Матерая, напротив острова и деревни. В последующих списках жителей по обществу и по волости данные о Мамонове и Матерой различаются не везде.
В 1920 году в Мамонове зафиксировано 8 наличных хозяйств, 22 мужчины и 21 женщина. Значится колодец и ветряная мельница.

В настоящее время деревня жителями оставлена.
В южной части острова находится летнее пастбище для скота.

Матерая (или Матера - Кенозерский сельсовет)

Происхождение названия ассоциируется с островным поселением — Мамоновым. В статистических сведениях XIX—начале XX вв. упоминаются оба селения, составляющие деревню Мамонову (Мамонов остров и Матерая). Различия проводятся не везде.

В 1920 г. в Матерой значилось 13 наличных хозяйств, 25 мужчин и 30 женщин.

В настоящее время деревня жителями оставлена.

(Не исключено, что здесь Ю.М.Критский ошибся. Существовала деревня Матерая или Матера на восточном берегу Кенозера напротив острова Медвежий. В деревне не осталось домов и населения, но существует полуразрушенная часовня Вкм. Варвары.- М.З.)

[остров] Медвежий (Кенозерский сельсовет)

Время основания постоянного поселения на самом крупном из островов Кенозерья точно не установлено.

Разнообразие ландшафтов позволяет предположить различный характер его хозяйственного использования первыми жителями на острове. В наиболее высокой части острова — центре его — холмистоувалистая поверхность, сосновый и смешанный лес, относительные высоты свыше 20 м. Часть его занимают сосновые леса, у берегов разреженные. С южной стороны относительно пониженные места, используемые для водных сообщений. Западная часть острова частично заболочена. В северной части высота холмов повышается по мере удаления от берега.

В наиболее высоких местах (относительная высота до 10 м) расположены священная роща с обетным крестом и часовня, которая, возможно, некогда была типично «лесной», как на острове Мамоновом. Свободное от леса пространство на севере острова Медвежьего могло использоваться жителями для скотоводства. Ферма молодняка сохранилась до настоящего времени.

Деревня Медвежья в последней четверти XIX в. входит в Ряпусовское сельское общество.
В 1871 г. в ней податного населения всего 26 душ — меньше, чем во всех других деревнях, кроме острова Поромского.
В 1873 г. значилось 8 дворов, 19 мужчин и 25 женщин. В деревне была часовня.
Статистические сведения по спискам 1905 г. и 1920 г. недостаточно полные.

Деревня входит в Ряпусовское общество.
В настоящее время деревня жителями оставлена.
Остров используется как объект экскурсионного показа — один из наиболее интересных природных регионов Кенозерья.

Минино (Кенозерский сельсовет)

Время основания постоянного поселения точно не установлено. Судя по сохранившемуся до конца XIX в. названию «Минин Конец», деревня могла быть основана новгородцами в XV—XVI вв. на месте наволока.

Расположенная на берегу Шуйлахты — залива озера Свиное (один из участков залива носит название «Мининска Лахта») — деревня размещалась рядом с Ершовой и Печихиной, недалеко от Глазова. Однако центром какого-либо куста селений не была.

В 1873 г. она называлась «Минин Конец» (или «Минин Наволок»). Это деревня средних размеров: дворов — 14, мужчин — 46, женщин — 53.
В 1905 г. она значилась при Гамозере, состоит в Рыжковском обществе Вершининской волости. Домов в ней прибавилось до 18. Семей — 19, мужчин — 55, женщин — 65 человек. Крестьяне держали 22 лошади, 4 коровы и 42 головы прочего скота.

Ни в одном регионе Кенозерья не сохранилось так много пожен и полей, как вокруг Минино: Большие Пожни, Боранье, Валдай, Великая Шалга, Гладуха, Головково и ряд других. Названия некоторых полей фиксируют их принадлежность к соседним деревням («Печихинска клочуха») указывают на то, что были когда-то монастырскими владениями. Монашиха, например, относилась к Кожеозерскому монастырю, или Токшезерской пустыни.

Особенно примечательным объектам в окрестностях деревни Минино является священная роща с часовнями Георгиевской (начало XIX в.) и Казанской. Роща находится между деревнями Минино и Ершово.

Мыза (Кенозерский сельсовет) - см также Коровья Мыза

Встречающееся в литературе объяснение названия как типично сельского («Мыза» — это хутор) не подходит для Кенозерья. В отличие от Прибалтики и Финляндии, здесь все островные поселения не считались «хуторами», имели свои названия.

Наземница

Под таким названием деревня по источникам XIX—начале XX вв. не значится. Необходим сбор и изучение дополнительных материалов об изменении названия, перемещениях.

Немята (Кенозерский сельсовет)

Расположена в 2 километрах от волостного центра — Вершинина, но не входила в состав куста поселений вокруг него (так как отделена от него заливом Кенозера - М.З.).

Деревня размещается на берегу озера Долгое. Оно носит также название «Немятовское озеро», проливом Чолма соединяется с озером Свиным, проливом Кенозерская Прость — с Кенозером.

К Немяте подходил Пудожский тракт с дорогой в Конево, летним паромом и зимней переправой по льду.
В полуверсте от деревни — Кенозерский погост. В нем находятся две православных церкви с торжками и ярмарка. Из трех названий деревни — «Немята», «Немятая», «Неметова» — последнее ономастически обоснованнее других. «Немета» — новгородский посадский род, известный в XVI в.

В 1873 г. в Немяте было 17 дворов, проживали 55 мужчин и 67 женщин. Данные по спискам 1905 г., 1920 г. не фиксируют точное количество жителей и состояние хозяйства и промыслов. В начале XX в. в деревне несколько человек занимались извозом, но место отхода не упоминается в источниках.

В Немяте сохранилась часовня во имя Трех Святителей, построенная в начале XX в. Восьмерик звонницы врублен в кровлю над притвором. Кровля поддерживается круглыми столбиками с легким перильным ограждением. Часовня вынесена в поле, за околицу деревни.

В деревне сохранились и другие привлекающие внимание здания: два жилых двухэтажных дома, поставленные рядом и соединенные крытым переходом. По преданию, в них жили два брата. Правый дом —.пятистенок, крупнее левого, у которого окна прорезаны по боковому фасаду.

В конце XIX в. деревня неоднократно посещалась русскими фольклористами. В 1871 г. здесь записал несколько былин А.Ф. Гильфердинг.

Окатовская (Кенозерский сельсовет)

В XVIII—XIX вв. деревня Окатовская, как и деревни Федоровская и Турово сельцо, входили в состав села Порженского и в статистических источниках фиксировались за ним: Федоровское (Порженское, село); Окатовская (Порженское, деревня); Турово сельцо (Порженское, деревня). Однако можно считать, что разделение деревень и соответствующих названий произошло задолго до упомянутой выше записи, когда проводилось размежевание казенной земли с владениями черносошных крестьян деревни Федоровской.

Село Порженское могло получить название от реки Порженки или Большого Порженского озера, но упомянутые три деревни, в том числе Окатовская, считались уже разделившимися.

Георгиевская церковь (1792 г.) построена «усердием крестьян Федоровской, Окатовской деревень и Турова села».

В Окатовской в 1873 г. находилось 5 дворов, проживали 15 мужчин и 17 женщин.
В 1920 г. при речке Чаженге значились 2 наличных хозяйства, 5 мужчин и 5 женщин. Река Чаженга впадает в протоку между Большим и Малым Порженскими озерами. Из всех деревень, входивших в состав Федоровского (Порженского) куста селений, Окатовская — самая небольшая, не имевшая развитого хозяйства и заброшенная жителями, вероятно, уже в 1920-х гг.

Памятников градостроительства и архитектуры в деревне не сохранилось.

Осташевская (Кенозерский сельсовет)

Примыкает к группе селений, расположенных по берегам реки Чаженьги (ошибка; расположена на берегу Свиного озера - М.З.). Точных данных о количестве населения в XVIII—XIX вв. не обнаружено. Возможно, в 1780-х гг. в деревне проводилось межевание совместно с другими соседними селениями.

Сохранилась Макарьевская часовня и два поклонных креста.

В 1873 г. насчитывалось 10 дворов, 23 мужчины и 34 женщины.
В 1905 г. в составе Рыжковского сельского общества в деревне с двойным названием («Осташевская—Баево») находилось 11 домов, где проживали 9 семей (39 мужчин и 28 женщин). Некрестьянского населения в деревне не было. Местные жители держали 12 лошадей, 21 корову, 32 головы прочего скота.
Между деревнями Осташевская и Подберезка построена часовня (прежняя часовня разрушилась, вместо нее построена новая-2008 г.-М.З.).

Першлахта (Кенорецкий сельсовет)

Вокруг населенного пункта археологами найдены каменные орудия, позволяющие датировать освоение региона эпохой северного неолита (III — II тыс. до н. э.). Точная привязка большинства находок к определенной археологической культуре до настоящего времени не произведена.

Першлахта, распроложенная у истоков реки Кены, и позднее привлекала внимание чудских племен и новгородцев. Между рекой и деревней расположен одноименный залив.

До начала XX в. старинное название деревни — «Устье» — бытовало наравне с названием «Першлахта». По местному преданию, название деревни и залива происходит от слова «перо». Здесь якобы водилось так много уток, что весь залив был усыпан перьями. В действительности, «Першлахта» — слово, производное от финского словосочетания «задняя сторона» (залива по отношению к племенам, шедшим с запада на восток).

С XIV в. деревня связана с рекой Кеной и с Кенским монастырем — Пахомиевой пустынью. По сотской книге Н.Г.Яхонтова 1561—1562 гг. значится «волость на реке Кене в Дмитриевском приходу, а в ней деревни тяглые в Перлахте чет деревни, а тричети деревни Пахомивы пустыни с Кены-реки». В 1648 г. в переписной книге Каргопольского стана значится «волость Кенорецкая на реке Кене... два двора монастырских Пахомиевой пустыни».
По царской грамоте Першлахта передана Кенскому монастырю в 1691 году: «к монастырю те три четверти деревни Першлахты, а в ней двор монастырский, а в нем живут монастырские детеныши да двор бобыльской, да два двора пустых».

К числу регионов, имевших хозяйственное значение в XVI—XVIII вв. и освоенных монастырем, относится и устье двух сливающихся ручьев — Ровручья и Горелого (русское название деревни объясняется определением устья на этом месте) в восточной части залива. Здесь сохранилось название мыса — «Железные ворота». Возможно, это указание на добычу здесь в далеком прошлом железа из болотной руды (оба ручья вытекают из болот). Осваивались также лесные озера (Медвежья Ляга, Тигринисто) и урочища при этих водоемах.

К реке Кене и части расположенных в ее верхнем течении озер подходили хвойные леса, служившие объектом хозяйственного и промыслового использования (молевой сплав леса по реке Кене уже давно не производится - М.З.). Начинавшиеся недалеко от Першлахты Кенские пороги, называвшиеся «Кено-подмонастырскими», препятствовали регулярному судоходству. Однако небольшие лодки, проходившие при половодье по Кене и Волошке, осуществляли сплав леса.

В 1780 г. в состав Олонецкой области вошла Каргопольская округа (кроме северной части Каргополья) и часть новгородского наместничества. Было создано пятьдесят волостей, из которых сорок шесть государственных и четыре экономических. К последним наравне с Николо-Ошевенским монастырем и Елгомской пустынью была отнесена и Першлахта. Хозяйственное значение Першлахты признавалось равнозначным роли Ошевнева, Ноколы, Елгомы — важных хозяйственных и транспортных пунктов Каргополя.

В 1871 г. под названием «Першлахта» Устье значилось при реке Кене, в трех верстах бывшего Кенского монастыря. В упраздненном монастыре был I двор и 3 жителя. В Першлахте насчитывалось 28 дворов, 86 мужчин и 102 женщины.
В 1905 г. Першлахта являлось деревней Пудожского уезда Олонецкой губернии. В ней упомянуты несколько видов промыслов, из которых наиболее развитый — «вывоз леса», т. е. сплав по реке Кене.

(Эта глава из книги Ю.М.Критского сокращена только за счет ссылок на литературу, которых в книге много).

Другие фрагменты из книги Ю.М.Критского "Кенозерье. История и культура":
1. Кенозерье с древнейших времен до XIV в.

2. Кенозерье в XIV –середине XVIII вв.
3. Кенозерье в середине XVIII – начале XX вв.
4. Священные рощи и часовни
5. Промыслы и ремесла
6. Сельские общества
7. Кенозерье в трудах русских ученых

Вернуться к подборке ПОСЕЛЕНИЯ КЕНОЗЕРЬЯ

Современное состояние перечисленных у Ю.М.Критского деревень см. здесь.