Шургин Игорь Николаевич,
архитектор-реставратор
первой категории,
управляющий фондом
"Поддержка памятников деревянного зодчества", г.Москва
КЕНОЗЕРСКИЕ ЧАСОВНИ
Kenchapels by I.Shurgin
...Среди разнообразных памятников народной культуры, сохранившихся в окрестностях Кенозера, наиболее характерными для этой местности являются деревянные часовни. В недавнем прошлом они по одной - по две стояли в каждом селении или рядом с ним. Часовни как функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу, но далеко не везде в XVIII—XIX вв. (а именно к этому времени относятся описываемые эдесь памятники) их концентрация была столь же высокой, как в районе Кенозера.
В XVIII—XIX вв. понятие «часовня» объединяло сооружения, весьма различные как по назначению, так и по внешнему виду. Согласно словарю В.И. Даля, это, во-первых, «молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы (не литургию)»; во-вторых, «отдельное маленькое строение, или пристрой, с иконами и лампадой; часовни этого рода ставятся в виде памятника, или на распутьях, на родниках, или над престолом бывших церквей».
Часовни первого рода не были редкими в приходах, подчинявшихся официальной церкви, однако главными культовыми постройками они являлись только в скитах старообрядцев-беспоповцев, в частности поморцев-выговцев. Подобное функциональное значение они имели и в деревнях, жители которых придерживались поморского вероучения. На Севере в XVIII—XIX вв. в старообрядческих селениях часовни ставились не только без разрешения государственных и церковных властей, но даже вопреки неоднократным прямым запретам со стороны последних, всячески боровшихся с расколом Есть основание считать, что, устраивая свои часовни без официального раэрешения, крестьяне непосредственно продолжали древнюю традицию самоуправления в религиозной жизни, особенно укрепившуюся на Севере в период второй половины XVI—XVII веков. В то время часовни, подобно церквам, играли роль не только религиозных, но и общественных центров.
В XVIII—XIX вв., как и в предшествующее время, большинство часовен строилось
по обетам, дававшимся ради избавления от многочисленных невзгод: падежа скота,
неурожая, болезней и т.п. Строителями-заказчиками могли быть как жители всей
деревни, так и несколько или один крестьянин.
Среди названных В.И.Далем
часовен другого рода в XVIII—XIX вв. были распространены и имевшие вид столбов
и крестов. В народе их называли уменьшительно «часовенками», и, как уточнил
в 1870-х гг. этнограф П.С.Ефименко, «в крестах просто вырезываются изображения
Распятия, а в столбах вкладываются литые, медные воздвигательные кресты, иконы
задергиваются пеленами; сверху их иногда привешиваются куски разной материи,
узорчатого полотна или холста, на которых вышиваются кресты». Таким образом,
если часовни-храмы в большей степени представляют христианскую сторону народной
культуры, то часовни-памятники, судя по их внешнему облику и отношению к ним
местного населения, являются пережитками языческих верований.
Среди существующих
часовен Кенозерья можно найти соответствие большинству из вышеперечисленных
примеров их функциональных разновидностей. Это часовенки-кресты: в д. Тамбич-Лахта;
в центре д. Тарасово, через дорогу от часовни (сейчас они утрачены - М.З.).
Кресты в д.Тарасово |
Часовня-крест в д.Тыр-Наволок |
Лесная часовня у д.Горбачиха |
Часовня в д.Немята | Часовня в д.Бухалово |
Часовня-крест
в д.Тырышкина |
Часовня в д.Шишкина | Часовня в д.Косицына |
Часовня в д.Горбачиха | Часовня в д.Зехнова |
Часовня в д.Вершинина | Часовня в д.Глазова |
Регионом с большой концентрацией часовен в XVIII—XIX вв. было также Прионежье,
на востоке граничащее с Кенозерьем. В деревнях его восточной части — Пудожского
края — стоят часовни, совершенно аналогичные кенозерским. Кроме того, на кладбищах
деревень, расположенных ближе к Кенозеру, еще можно встретить большие намогильные
срубы, которые только по высоте уступают одночастным клетским часовням, но не
имеют входной двери.
С севера к Пудожью прилегала другая часть Прионежского
региона — Заонежье. Там сохранились клетские часовни, архитектурно гораздо более
развитые и выразительные, чем в Пудожье и Кенозерье… .
В Заонежье и Пудожье
с конца XVII до середины XIX в. располагались центры поморского старообрядчества:
Палеостровский монастырь на острове Онежского озера, Даниловский и другие скиты
близ реки Выг (в частности, близко от Кенозера, на Каргопольщине существовал
Чаженьгский скит). Исследователями старообрядческой художественной культуры
установлен факт влияния произведений искусства, созданных в скитах Выгореции
(икон, книжной миниатюры, резьбы по дереву и др.), на крестьянское искусство
Заонежья, в частности на росписи бытовых предметов (мебели, прялок и др.) и
резьбу намогилькых деревянных столбиков, по формам очень близких вышерассмотренным
часовенкам. Данный факт в свою очередь дает основание предположить, что и архитектура
выговских скитов могла оказать влияние на окрестное крестьянское строительство.
Принимая во внимание характер архитектуры культовых построек в Выговских скитах, представляется неслучайным, что в Заонежье и Пудожье, а также в Кенозерье почти не встречается часовен других архитектурных типов, кроме клетских. Вместе с тем часовни в скитах и заонежских деревнях отличаются расположением колокольни: в скитах колокольня — отдельное сооружение, в деревнях Заонежья — композиционно активная часть единого строения. Причина отличия, вероятно, в том, что в деревнях Заонежья часовни испытали воздействие как архитектуры старообрядческих центров, так и ближайших православных церквей. От первых они восприняли размеры колокольни, иногда даже гипертрофированные (часовня из д. Кавгора в музее «Кижи»), от вторых — прием соединения колокольни и храма в единое здание. Родившись в Заонежье в XVIII в., эта архитектурная композиция распространилась в XIX в. и на тесно связанные с ним (в частности, узами старой веры) земли Пудожья и Кенозерья.
Но влияние старообрядчества на крестьянскую культуру было гораздо шире: оно
дало идеологическую опору для сохранения стародавних традиций, в том числе церковного
самоуправления, что и выражалось в самовольном строительстве часовен. В Кенозерье
эта традиция сохранялась дольше, чем в другах местах, потому что в XVIII—XIX
вв. этот район был весьма далек от административных и официальных религиозных
центров.
Перейти на страницу ЧАСОВНИ КЕНОЗЕРЬЯ