....Среди разнообразных памятников народной культуры, сохранившихся в окрестностях Кенозера, наиболее характерными для этой местности являются деревянные часовни. В недавнем прошлом они по одной - по две стояли в каждом селении или рядом с ним. Часовни как функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу, но далеко не везде в XVIII—XIX вв. (а именно к этому времени относятся описываемые эдесь памятники) их
В XVIII—XIX вв. понятие «часовня» объединяло сооружения, весьма различные как по назначению, так и по внешнему виду. Согласно словарю В.И.Даля, это, во-первых, «молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы (не литургию)»; во-вторых, «отдельное маленькое строение, или пристрой, с иконами и лампадой; часовни этого рода ставятся в виде памятника, или на распутьях, на родниках, или над престолом бывших церквей».
Часовни первого рода не были редкими в приходах, подчинявшихся официальной церкви, однако главными культовыми постройками они являлись только в скитах старообрядцев-беспоповцев, в частности поморцев-выговцев. Подобное функциональное значение они имели и в деревнях, жители которых придерживались поморского вероучения. На Севере в XVIII—XIX вв. в старообрядческих селениях часовни ставились не только без разрешения государственных и церковных властей, но даже вопреки неоднократным прямым запретам со стороны последних, всячески боровшихся с расколом Есть основание считать, что, устраивая свои часовни без официального раэрешения, крестьяне непосредственно продолжали древнюю традицию самоуправления в религиозной жизни, особенно укрепившуюся на Севере в период второй половины XVI—XVII веков. В то время часовни, подобно церквам, играли роль не только религиозных, но и общественных центров.
В XVIII—XIX вв., как и в предшествующее время, большинство часовен строилось по обетам, дававшимся ради избавления от многочисленных невзгод: падежа скота, неурожая, болезней и т.п. Строителями-заказчиками могли быть как жители всей деревни, так и несколько или один крестьянин.
Среди названных В.И.Далем часовен другого рода в XVIII—XIX вв. были распространены и имевшие вид столбов и крестов. В народе их называли уменьшительно «часовенками», и, как уточнил в 1870-х гг. этнограф П.С.Ефименко, «в крестах просто вырезываются изображения Распятия, а в столбах вкладываются литые, медные воздвигательные кресты, иконы задергиваются пеленами; сверху их иногда привешиваются куски разной материи, узорчатого полотна или холста, на которых вышиваются кресты». Таким образом, если часовни-храмы в большей степени представляют христианскую сторону народной культуры, то часовни-памятники, судя по их внешнему облику и отношению к ним местного населения, являются пережитками языческих верований.
Среди существующих часовен Кенозерья можно найти соответствие большинству из вышеперечисленных примеров их функциональных разновидностей. Это часовенки-кресты: в д.Тамбич-Лахта; в центре д.Тарасово, через дорогу от часовни..
Однако большинство культовых памятников на Кенозере — это именно часовни-храмы, архитектурной основой которых является клеть — прямоугольный четырехстенный сруб под двускатной кровлей. Подобные строения находятся в лесу: д.Бор (деревня и часовня не существуют - М.З.), д.Горбачиха; у воды: д.Минина; в поле: д.Немята, д.Бухалово, д.Карпова; в центре деревень: д.Вершинино, д.Тарасово.
Постройки в виде деревенских амбаров: четырехстенный сруб с бревенчатым фронтонным навесом и предмостьем перед входом (д.Шлепино (Косицыно), д.Городок) — занимают следующее место архитектурно-типологического ряда. По существу их разновидностью являются памятники, конструктивно усложненные и архитектурно обогащенные трехсторонними галереями и небольшими колокольницами над западной частью последних (д.Горбачиха, д.Зехнова).
Регионом с большой концентрацией часовен в XVIII—XIX вв. было также Прионежье, граничащее на востоке с Кенозерьем. В деревнях его восточной части — Пудожского края — стоят часовни, совершенно аналогичные кенозерским. Кроме того, на кладбищах деревень, расположенных ближе к Кенозеру, еще можно встретить большие намогильные срубы, которые только по высоте уступают одночастным клетским часовням, но не имеют входной двери.
С севера к Пудожью прилегала другая часть Прионежского
региона — Заонежье. Там сохранились клетские часовни,
архитектурно гораздо более развитые и выразительные, чем в
Пудожье и Кенозерье… .
В Заонежье и Пудожье с конца XVII
до середины XIX в. располагались центры поморского
старообрядчества: Палеостровский монастырь на острове
Онежского озера, Даниловский и другие скиты близ реки Выг (в
частности, близко от Кенозера, на Каргопольщине существовал
Чаженьгский скит). Исследователями старообрядческой
художественной культуры установлен факт влияния произведений
искусства, созданных в скитах Выгореции (икон, книжной
миниатюры, резьбы по дереву и др.), на крестьянское искусство
Заонежья, в частности на росписи бытовых предметов (мебели,
прялок и др.) и резьбу намогилькых деревянных столбиков, по
формам очень близких вышерассмотренным часовенкам. Данный
факт в свою очередь дает основание предположить, что и
архитектура выговских скитов могла оказать влияние на окрестное
крестьянское строительство.
Принимая во внимание характер архитектуры культовых построек в Выговских скитах, представляется неслучайным, что в Заонежье и Пудожье, а также в Кенозерье почти не встречается часовен других архитектурных типов, кроме клетских. Вместе с тем часовни в скитах и заонежских деревнях отличаются расположением колокольни: в скитах колокольня — отдельное сооружение, в деревнях Заонежья — композиционно активная часть единого строения. Причина отличия, вероятно, в том, что в деревнях Заонежья часовни испытали воздействие как архитектуры старообрядческих центров, так и ближайших православных церквей. От первых они восприняли размеры колокольни, иногда даже гипертрофированные (часовня из д. Кавгора в музее «Кижи»), от вторых — прием соединения колокольни и храма в единое здание. Родившись в Заонежье в XVIII в., эта архитектурная композиция распространилась в XIX в. и на тесно связанные с ним (в частности, узами старой веры) земли Пудожья и Кенозерья.
Но влияние старообрядчества на крестьянскую культуру
было гораздо шире: оно дало идеологическую опору для
сохранения стародавних традиций, в том числе церковного
самоуправления, что и выражалось в самовольном строительстве
часовен. В Кенозерье эта традиция сохранялась дольше, чем в
другах местах, потому что в XVIII—XIX вв. этот район был весьма
далек от административных и официальных религиозных центров.