Буклет "Исчезающие шедевры"
Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» основан в конце 60-х годов ХХ века. В это время угроза утраты крестьянской архитектуры стала очевидной. Инициатива создания музея деревянного зодчества под Архангельском принадлежала архитектору В.А.Лапину и была поддержана Министерством культуры РСФСР. С конца 60-х и до 90-х годов прошлого века, на территорию формирующегося музея «Малые Корелы» из пустеющих деревень и сёл Архангельской области были перевезены около девяноста безнадзорных деревянных строений конца XVI - начала ХХ веков. Среди них находились как типичные сельские постройки, так и признанные шедевры деревянного зодчества.
Непростая задача размещения значительного числа изъятых с коренных мест
памятников в новом природном окружении была решена группой архитекторов во
главе с Б.В.Гнедовским и О.Г.Севан, разработавшими генеральный план
огромного музея, состоящего из шести секторов. Четыре из шести секторов,
свободно размещённые в лесном ландшафте, стали основой музейной экспозиции.
Они включали комплексы смоделированных селений, представляющих архитектурно
- строительные и хозяйственные традиции крестьянства одного из
историко-культурных регионов, сложившихся на водных магистралях
Архангельской области: Онеге, Пинеге, Северной Двине, Мезени, Ваге. Каждый
сектор имел определённый тип планировки, характерный для северных селений.
При
создании музея максимально использованы природные и ландшафтные особенности
его территории, представляющей собой возвышенную равнину с крутыми или
пологими склонами, поросшую старым хвойно-лиственным лесом богатым грибами и
ягодами, мелким лесным зверьём и птицами. Широкий овраг, в глубине которого
петляет речка Карелка, впадающая в могучее русло Северной Двины, разделяет
территорию на два больших участка. Сектора с прилежащими к ним сенокосным
поселением, промысловыми избами, часовнями и мельницами - живописно
расположены на обширных полянах и местах, расчищенных от леса. Между собой
они связаны сетью дорог и тропинок, идущих то через лес, то вдоль деревни,
то по краю обрыва спускающихся к реке.
Музейная
экспозиция насчитывает более ста объектов, разнообразных по видам и типам
представленных в ней произведений деревянного зодчества.
Доминирующее
положение в пространственной композиции Каргопольско-Онежского и Двинского
секторов занимают такие хрестоматийные памятники деревянного зодчества как
Вознесенская пятиглавая церковь с шатровой колокольней из села Кушерека
Онежского района, грандиозный шатровый Георгиевский храм из села Вершины
Верхне-Тоемского района (оба построены в XVII
веке)
c.Кушерека.
Вознесенская ц.,
1669 г.c.Вершина.
Георгиевская ц.,
1672 г.
и башнеобразная шатровая колокольня конца XVI века, перевезённая из деревни Кулига Дракованово Красноборского район
с.Кулига Дракованово,
колокольня, кон. XVI в.
В
архитектурно-ландшафтной экспозиции показана уникальная коллекция ветряных
мукомольных мельниц середины XVIII
- начала ХХ веков, включающая как многоярусные мельницы голландского типа,
так и небольшие мельницы-столбовки различных конструкций.
Жилая и
хозяйственная архитектура представлена усадебными комплексами и отдельными
постройками, отражающими региональные особенности формирования северной
крестьян-ской усадьбы.
Самая
старая жилая постройка в экспозиции - дом А.Ф.Пухова из деревни Большой
Холуй, перевезенный в музей из Каргопольского района, относится к 1812 году.
Дом является редчайшим примером Т-образной связи избы и хозяйственного
двора. Жилая часть дома состоит из черной (курной) и белой изб, соединённых
обширными сенями, над которыми срублена светёлка. Хозяйственная часть с
поветью и хлевами примыкает к жилой торцовым фасадом. Кроме дома в усадьбу
Пухова входят гумно с двумя овинами, двухъярусный амбар, засеки которого
срублены из невероятно широких колотых досок, и колодец с воротом (о доме
Пухова см. здесь).
Формирование экспозиции ещё не закончено, продолжается перевозка памятников
в музей. В ближайшем будущем пла-нируется создание Важского и
Поморского секторов музея.
Время
показало, что опыт сохранения памятников деревянной архитектуры в форме
музея под открытым небом позволил спасти от полного исчезновения наиболее
характерные и яркие произведения народного зодчества. В 2005 году, с целью
сохранения бесхозных культовых памятников, музей «Малые Корелы» принял в
оперативное управление уникальный храмовый ансамбль-«тройку» в селе Нёнокса
под Северодвинском (1727-1834 гг.) и древнейшую шатровую Никольскую церковь
в селе Лявля в нескольких километрах от музея (1584 г.). Оба памятника
сохраняются на своих исторических местах.
В
последние годы улучшилось финансирование реставрационных работ на памятниках
архитектуры. Музею удалось преодолеть катастрофическую ситуацию с
техническим состоянием объектов, сложившуюся к началу ХХI века. Большую роль в этом сыграл отдел реставрации музея. На семи объектах
музея проведена и продолжается комплексная научная реставрация. Однако
утрата реставрационной школы, сложившейся в советское время, привела к
ухудшению качества научно-исследовательских и проектных работ, что ведет к
изменению исторического облика и материала памятника во время производства
работ. Поэтому музей уделяет большое внимание поддерживающему
предупредительному уходу за объектами
наследия. Для этого создана специальная служба, занимающаяся мониторингом
состояния и уходом за памятниками. Служба осуществляет сезонные и
профилактические работы, включающие нормализацию влажности древесины
памятников, санитарные, биозащитные, антивандальные, противопожарные
мероприятия.
Архитектурно-ландшафтная экспозиция, построенная по принципу пейзажного
парка, привлекает в музей не только иногородних туристов, но и посетителей
из Архангельска, приехавших прогуляться и отдохнуть. Посещаемость музея
достигала в разные годы от 160 до 200 тысяч челозек. В летнее время в
памятниках архитектуры открываются интерьеры домов, храмов, часозен,
амбаров. Проводятся мастер-классы, занятия с детьми. Большой популярностью
пользуются тематические выставки, которые наряду с подлинными предметами
крестьянского быта наглядно демонстрируют и технологию их изготовления.
Архитектурный образ северной деревни ХIХ века дополняют колокольные звоны,
фольклорные праздники и обряды.
Примечания:
1.
2. Фотографии памятников -
из
архива сайта.