Буклет  "Исчезающие шедевры"

МУЗЕЙ " МАЛЫЕ КОРЕЛЫ"

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» основан в конце 60-х годов ХХ века. В это время угроза утраты крестьянской архитектуры стала очевидной. Инициатива создания музея деревянного зодчества под Архангельском принадлежала архитектору В.А.Лапину и была поддержана Министерством культуры РСФСР. С конца 60-х и до 90-х годов прошлого века, на территорию формирующегося музея «Малые Корелы» из пустеющих деревень и сёл Архангельской области были перевезены около девяноста безнадзорных деревянных строений конца XVI - начала ХХ веков. Среди них находились как типичные сельские постройки, так и признанные шедевры деревянного зодчества.

Непростая задача размещения значительного числа изъятых с коренных мест памятников в новом природном окружении была решена группой архитекторов во главе с Б.В.Гнедовским и О.Г.Севан, разработавшими генеральный план огромного музея, состоящего из шести секторов. Четыре из шести секторов, свободно размещённые в лесном ландшафте, стали основой музейной экспозиции. Они включали комплексы смоделированных селений, представляющих архитектурно - строительные и хозяйственные традиции крестьянства одного из историко-культурных регионов, сложившихся на водных магистралях Архангельской области: Онеге, Пинеге, Северной Двине, Мезени, Ваге. Каждый сектор имел определённый тип планировки, характерный для северных селений.

При создании музея максимально использованы природные и ландшафтные особенности его территории, представляющей собой возвышенную равнину с крутыми или пологими склонами, поросшую старым хвойно-лиственным лесом богатым грибами и ягодами, мелким лесным зверьём и птицами. Широкий овраг, в глубине которого петляет речка Карелка, впадающая в могучее русло Северной Двины, разделяет территорию на два больших участка. Сектора с прилежащими к ним сенокосным поселением, промысловыми избами, часовнями и мельницами - живописно расположены на обширных полянах и местах, расчищенных от леса. Между собой они связаны сетью дорог и тропинок, идущих то через лес, то вдоль деревни, то по краю обрыва спускающихся к реке.

Музейная экспозиция насчитывает более ста объектов, разнообразных по видам и типам представленных в ней произведений деревянного зодчества.
c.Кушерека.
Вознесенская ц.,
1669 г.
c.Вершина.
Георгиевская ц.,
1672 г.
Доминирующее положение в пространственной композиции Каргопольско-Онежского и Двинского секторов занимают такие хрестоматийные памятники деревянного зодчества как Вознесенская пятиглавая церковь с шатровой колокольней из села Кушерека Онежского района, грандиозный шатровый Георгиевский храм из села Вершины Верхне-Тоемского района (оба построены в
XVII веке)
с.Кулига Дракованово,
колокольня, кон. XVI в.
и башнеобразная шатровая колокольня конца
XVI века, перевезённая из деревни Кулига Дракованово Красноборского район

В архитектурно-ландшафтной экспозиции показана уникальная коллекция ветряных мукомольных мельниц середины XVIII - начала ХХ веков, включающая как многоярусные мельницы голландского типа, так и небольшие мельницы-столбовки различных конструкций.

Жилая и хозяйственная архитектура представлена усадебными комплексами и отдельными постройками, отражающими региональные особенности формирования северной крестьян-ской усадьбы.

Самая старая жилая постройка в экспозиции - дом А.Ф.Пухова из деревни Большой Холуй, перевезенный в музей из Каргопольского района, относится к 1812 году. Дом является редчайшим примером Т-образной связи избы и хозяйственного двора. Жилая часть дома состоит из черной (курной) и белой изб, соединённых обширными сенями, над которыми срублена светёлка. Хозяйственная часть с поветью и хлевами примыкает к жилой торцовым фасадом. Кроме дома в усадьбу Пухова входят гумно с двумя овинами, двухъярусный амбар, засеки которого срублены из невероятно широких колотых досок, и колодец с воротом (о доме Пухова см. здесь).

Формирование экспозиции ещё не закончено, продолжается перевозка памятников в музей.  В ближайшем будущем пла-нируется создание Важского и Поморского секторов музея.

Время показало, что опыт сохранения памятников деревянной архитектуры в форме музея под открытым небом позволил спасти от полного исчезновения наиболее характерные и яркие произведения народного зодчества. В 2005 году, с целью сохранения бесхозных культовых памятников, музей «Малые Корелы» принял в оперативное управление уникальный храмовый ансамбль-«тройку» в селе Нёнокса под Северодвинском (1727-1834 гг.) и древнейшую шатровую Никольскую церковь в селе Лявля в нескольких километрах от музея (1584 г.). Оба памятника сохраняются на своих исторических местах.

В последние годы улучшилось финансирование реставрационных работ на памятниках архитектуры. Музею удалось преодолеть катастрофическую ситуацию с техническим состоянием объектов, сложившуюся к началу ХХI века. Большую роль в этом сыграл отдел реставрации музея. На семи объектах музея проведена и продолжается комплексная научная реставрация. Однако утрата реставрационной школы, сложившейся в советское время, привела к ухудшению качества научно-исследовательских и проектных работ, что ведет к изменению исторического облика и материала памятника во время производства работ. Поэтому музей уделяет большое внимание поддерживающему  предупредительному уходу за объектами наследия. Для этого создана специальная служба, занимающаяся мониторингом состояния и уходом за памятниками. Служба осуществляет сезонные и профилактические работы, включающие нормализацию влажности древесины памятников, санитарные, биозащитные, антивандальные, противопожарные мероприятия.

Архитектурно-ландшафтная экспозиция, построенная по принципу пейзажного парка, привлекает в музей не только иногородних туристов, но и посетителей из Архангельска, приехавших прогуляться и отдохнуть. Посещаемость музея достигала в разные годы от 160 до 200 тысяч челозек. В летнее время в памятниках архитектуры открываются интерьеры домов, храмов, часозен, амбаров. Проводятся мастер-классы, занятия с детьми. Большой популярностью пользуются тематические выставки, которые наряду с подлинными предметами крестьянского быта наглядно демонстрируют и технологию их изготовления. Архитектурный образ северной деревни ХIХ века дополняют колокольные звоны, фольклорные праздники и обряды.


Примечания:
1. Из буклета фотовыставки "Исчезающие шедевры"., ООО "Карэнси".
2. Фотографии памятников - из  архива сайта.